Теории классификации правовых семей.
Вопрос о выборе критериев классификации национальных правовых систем важен теоретически и практически.
Каков должен быть характер этих общих признаков-критериев? Каковы их особенности и виды? Наконец, каково должно быть их содержание? Должны ли они быть временными или же постоянными, присущими сравниваемым системам на всех этапах развития?
Например, по вопросу о том, должен ли быть в процессе классификации правовых систем один основной, или нужно несколько общих признаков-критериев, некоторые авторы склоняются к мнению, что это непременно должен быть «один-единственный критерий». В качестве такового, по их мнению, может выступать, в частности, «общность экономических систем», на базе которых возникают и развиваются соответствующие им и обусловленные ими правовые системы. Роль «одного-единственного критерия» могут сыграть, с их точки зрения, также общие «исторические традиции», «общая историческая природа» сравниваемых правовых систем.
Другие же авторы склоняются к мнению о том, что классификация правовых систем должна проводиться на основе нескольких критериев. Только в этом случае она будет иметь какое-либо позитивное значение. В противном случае она теряет всякий смысл. Настаивая на данном мнении, некоторые авторы, однако, не исключают и того, что «в общем конгломерате факторов-критериев» один из них будет иметь все-таки «особый, определяющий смысл».
Аналогичная картина складывается и при решении других вопросов, касающихся критериев классификации правовых систем, например вопроса о том, каков должен быть характер критериев (критерия) классификации. Должны ли они (он) быть простыми, однозначными, не допускающими многозначности толкования и двусмысленности в понимании, или же они могут быть сложными, общими критериями?
В качестве простого критерия предлагается рассматривать, в частности, правовую традицию или традиции, общие для всех группируемых в одну семью правовых систем. При этом под правовыми традициями в западной литературе понимается «совокупность глубоко укоренившихся в сознании людей и исторически обусловленных их отношений к роли права в обществе, природе права и политической идеологии, а также к организации и функционированию правовой системы»3. В отечественной же литературе под правовыми традициями понимаются «элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени». В качестве традиций могут выступать определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, обычаи, обряды и т.д.4
К сложным критериям классификации правовых систем относят такие, например, как «стиль» этих систем. При этом в понятие стиля правовой системы, выступающего в виде сложного и многогранного явления, включаются такие его «составляющие», как «историческая природа правовых систем», особенности путей его развития, «преобладающая манера правового мышления», «основные характеристики правовых институтов», иерархия источников права и способы их интерпретации, доминирующая «идеология правовых систем»5. Продолжительные споры ведутся и по другим вопросам, затрагивающим проблемы выбора критериев и определения их содержания. В частности, довольно интенсивные дискуссии в западной компаративистике ведутся по поводу особенностей факторов, оказывающих прямое воздействие на формирование общих черт различных правовых систем, аследовательно, и на выбор критериев их классификации. При этом вопрос нередко ставится так — должны ли при отборе этих факторов браться во внимание только объективные, основополагающие факторы или же вместе с ними и субъективные факторы?
Проблема классификации на определенные группы, или семьи, правовых систем является одной из основных проблем сравнительного правоведения, которая уже давно привлекает внимание компаративистов мира.
В поисках развернутой классификации основных правовых систем юристы-компаративисты брали за основу самые различные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и кончая правовой техникой и стилем права. Нередко в предлагаемых классификациях вообще трудно было обнаружить какую-то четкую основу.
1. Компаративисты Дж. Мэрримэн и Д. Кларкиспользуют в качестве критерия классификации правовые традиции:авторы приходят к выводу, что в современном мире существуют три основные правовые семьи: цивильное, общее и социалистическое право, а также «все остальные» правовые семьи. Последние географически располагаются в Азии, Африке и на Ближнем Востоке. В их состав входят соответственно исламское, индусское, еврейское (иудейское), китайское, корейское, японское право, а также возникающее и развивающееся на основе «различных туземных правовых обычаев народов Африки» африканское обычное или родовое право.
2. Исследователь сравнительного правоведения Г. Либесны оперирует в качестве конкретных критериев классификации правовых систем такими явлениями и категориями, как правовое сознание, традиции и обычаи народов той или иной страны. Автор вполне оправданно исходит из того, что любая правовая система — это прежде всего «неотъемлемая составная часть культуры любой страны» и что глубокое понимание последней помогает выявить важнейшие специфические черты и особенности первой, и наоборот.
Используя данные критерии, автор выделяет только «две группы основных правовых систем», каждая из которых является «по своей природе европейской правовой семьей и каждая из которых оказывает огромное влияние на формирование и развитие правового ландшафта во всем мире». Это континентальное (цивильное) право и общее право. Ни одна из этих правовых семей не является однородной по своему составу. Каждая складывается из правовых систем, в разной степени отличающихся друг от друга.
3. В начале XX в. А. Эсмен подразделял правовые системы, исходя из особенностей их «исторического формирования, общей структуры и отличительных черт», на следующие группы:
-латинская (романская) группа правовых систем (в эту группу включено французское, бельгийское, итальянское, испанское, португальское, румынское право и право латиноамериканских стран);
-германская группа правовых систем (германское право, право Скандинавских стран, австралийское, венгерское право);
-англосаксонская группа правовых систем (право Англии, США и англоязычных колоний);
-славянская группа правовых систем; мусульманская группа правовых систем.
4.Э. Глассон классифицировал правовые системы на основе их исторического происхождения. Он разделял современные ему правовые системы на три группы.
-Первую составляют страны, в которых с наибольшей силой проявилось влияние римского права, — это Италия, Румыния, Португалия, Греция, Испания.
-Вторую — страны, где римское влияние невелико и право основано по преимуществу на обычаях и варварском праве, — это Англия, Скандинавские страны, Россия.
-В третью группу Э. Глассон включил правовые системы, которые вобрали в себя в равной мере черты римского и германского права, — это Франция, Германия, Швейцария.
Такая классификация не выдерживает критики хотя бы потому, что вторая группа определяется через отсутствие влияния римского права. В ней нет никакого внутреннего единства. Какая существует связь между английским общим правом и русским правом? Если следовать методу Э. Глассона, то в эту группу с равным успехом можно включить мусульманское право, право Китая и Индии, которых объединяет лишь то, что здесь отсутствует влияние римского права.
5. Для А. Леви-Ульмана критерием классификации правовых систем служила роль различных видов источников права в каждой из правовых групп:
- правовой системы континентальных стран;
-англосаксонской правовой системы, т. е. системы стран «обычного (прецедентного) права»;
-права ислама, которое в отличие от двух первых правовых систем характеризуется «своей почти абсолютной неподвижностью и религиозным характером».
6. Швейцарский ученый Г. Созер-Холл в основу классификации правовых систем положил расовый признак. Соответственно, он различал: индоевропейскую, семитскую и монгольскую правовые семьи, а также семью нецивилизованных народов и подразделял индоевропейскую правовую семью на индусское, иранское, кельтское, греко-романское, германское, англосаксонское, латышско-славянское право.
В современных условиях вопрос о классификации правовых систем современности приобретает большее, чем когда бы то ни было ранее, значение.
В юридической компаративистике различают два разных понятия правовой системы — узкое и широкое.
Если под узким понятием правовой системы понимают национальное право, то под правовой системой в широком смысле — совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность происхождения источников права, основных правовых понятий, методов и способов развития.
7. Наибольший вклад в развитие сравнительного правоведения внесли французский компаративист Р. Давид и западногерманский юрист К. Цвайгерт.
Р. Давид –выдвинул идею трихотомии — выделения трех правовых семей:
-романо-германская,
-англосаксонская,
-социалистическая.
В основе его классификации лежат два критерия: «идеологические критерии (сюда Р. Давид относит фактор религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерии юридической техники, причем оба они должны быть использованы «не изолированно, а в совокупности».
К. Цвайгерт. выдвигает в качестве критерия классификации понятие «правовой стиль».
«Стиль права» как критерий для классификации правовых систем складывается, по мнению К. Цвайгерта, из пяти факторов: происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа источников права и способы их толкования; идеологические факторы.
На этой основе К. Цвайгерт различал восемь правовых кругов: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, дальневосточный, право ислама, индусское право.