На пути к глобальному кризису советской модели социализма. СССР в середине 1960- первой половине1980 гг.
Руководство страны, пришедшее к власти после снятия Н.Хрущева, в качестве основных принципов общественной жизни определило стабильность, устойчивость, коллективность управления. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.Брежнев,[718] М.Суслов[719] видели залог стабильности в отказе от дальнейшего реформирования экономики и от политики десталинизации. Другая часть лидеров в лице А.Косыгина,[720] Ю.Андропова считала возможным продолжение экономических реформ, либерализацию общественно-политической жизни и на этой основе укрепление социалистической системы.
В 1966 - 1970 гг. власти придерживались реформаторской линии, в силу ее популярности в определенных кругах общества. Под руководством А.Косыгина была реализована, задуманная еще в начале 1960-х гг., экономическая реформа. Она распространялась как на сельское хозяйство, так и на промышленность. Экономическая реформа в деревне проводилась в соответствие с решениями мартовского Пленума ЦК КПСС 1965г. Она проявилась в росте дотаций государства аграрному сектору, в расширении самостоятельности колхозов и совхозов, в снижении норм обязательных поставок сельскохозяйственной продукции и повышении на нее закупочных цен, в разрешении реализовывать, оставшуюся после выполнения обязательств перед государством, продукцию по свободным ценам, в отмене ограничений на приусадебное хозяйство. Была прекращена кукурузная эпопея, сокращены размеры посевов на целине, увеличены вложения в сельское хозяйство европейской части страны. Руководство реабилитировало генетику и подвергло резкой критике насаждение в сельском хозяйстве лженаучных технологий Г.Лысенко. Сентябрьский Пленум ЦК КПСС 1965г. взял курс на реформирование промышленности. В ходе реформы упразднили Советы народного хозяйства и вернулись к отраслевому управлению. Было создано 11 общесоюзных и 17 республиканских министерств. При этом осуществлялось сочетание централизованного руководства с расширением самостоятельности предприятий. Число плановых показателей, спускаемых сверху, уменьшилось с 39 до 9. Главным признавался объем реализованной, а не валовой, как раньше, продукции. Важным показателем стала прибыль, часть которой предприятия могли оставлять себе, создавать поощрительные фонды, направлять их на строительство жилья, объектов соцкультбыта, денежные премии. Реализация «косыгинской» реформы в 1966 - 1970-х гг. дала положительные результаты. Народное хозяйство СССР избавилось от кризисных явлений начала 1960-х гг. и стало развиваться более стабильно и динамично. Улучшились показатели экономического развития и жизнеобеспечения людей. Объем промышленного производства вырос на 50%, сельского хозяйства - на 21%. Ускоренно развивался Западно-Сибирский регион, проводились работы по созданию Саянского, Оренбургского, Южно-Таджикского, Братского и др. промышленных комплексов. К концу 1960-х гг. Советский Союз впервые обогнал США по добыче угля и железной руды, по производству цемента, тепловозов, тракторов и комбайнов. На некоторое время удалось ослабить зависимость страны от закупок продовольствия, в том числе и зерна, за рубежом. Совершенствовался быт советских людей. Ширились масштабы жилищного и дорожного строительства. В 11 городах страны было проложено метро. Завершилась электрификация и началась газификация сельской местности. Новые принципы хозяйствования дали позитивные результаты даже в сфере производства культурных ценностей. Так, в 1966г. под руководством Чухрая было создано объединение деятелей кинематографии, заработная плата членов которого зависела от сбора средств, полученных от проката фильмов, т.е. от их качества. В итоге из 39 фильмов, созданных кинематографистами за 10 лет,[721] каждый четвертый получил или Государственную премию, или премии разных фестивалей. В том числе фильм Мотыля «Белое солнце пустыни», Н.Михалкова «Раба любви», Ю.Даниэля «Не горюй» и др. В целом восьмая пятилетка, в годы которой проводилась экономическая реформа А.Косыгина, оказалась одной из самых успешных и получила название «золотой».
Следующие 1970-е гг. официальной пропагандой и советскими историками оценивались как период развитого социализма, внутренней стабилизации, роста благосостояния народа, разрядки международной напряженности и т.д. Со второй половины 1980-х гг. этот период стали называть временем «застоя» в экономике, «неосталинизма» в политико-идеологической сфере, нарастания конфликтов во внешней политике и накопления кризисных явлений. В начале 1970-х годов на Западе развернулся новый этап научно-технической революции. Под воздействием сырьевого кризиса наука развитых государств совершила поворот к ресурсосберегающим технологиям. Началась массовая компьютеризация, стали развиваться робототехника и биотехнологии. Интенсификация привела к росту производительности и качества труда, к увеличению национального богатства европейских стран. В результате был, достигнут сравнительно высокий уровень благосостояния и социальной защищенности населения, уменьшилось число абсолютно неимущих и бедных.[722] На новый уровень в западных государствах поднялась и демократия. Главным достижением борьбы за нее стало обеспечение прав личности, расширение возможностей для влияния каждого гражданина на жизнь общества. На межгосударственном уровне в мире на второй план отошли интересы отдельного государства,[723] углубились интеграционные процессы,[724] стирались национальные особенности.[725] Все это позволило Западу получить второе дыхание, преодолеть распад и обрести новый современный облик.
Советский Союз, несмотря на достигнутые в годы восьмой пятилетки результаты, к началу 1970-х гг. по всем основным показателям отставал от Запада и, особенно, от США. Производительность труда в советской промышленности составляла от американской промышленности 40-50%. В сельском хозяйстве и того меньше - 15-20%. Соединенные Штаты превосходили Советский Союз по протяженности железных дорог в 2,5 раза, по производству грузовых машин - в 4 раза, синтетических материалов - в 8 раз, электронно-вычислительных машин - в десятки раз. В 1970г. один работник советского сельского хозяйства собирал в год 4,5 тонны зерна и 320кг. мяса, американец 54,7 тонн и 2470кг. мяса соответственно.[726] Серьезной проблемой для Советского государства было прогрессирующее загрязнение природной среды. Стояла задача сохранения почвы, лесов, воды, животного мира. Чтобы догнать передовые страны и ликвидировать существующие проблемы, стране было необходимо продолжить экономическую реформу, направить ее в русло свободного рынка, конкуренции, предпринимательства. Однако к началу 1970-х годов победу одержали политики - консерваторы, группирующиеся вокруг Л.Брежнева. Главным средством стабильности и экономического роста они считали усиление администрирования и регламентирования хозяйственной жизни. Социально-экономическое развитие СССР в 1970-е - первой половине 1980-х гг. проходило под знаком резкого усиления централизованного управления, ограничения экономической власти регионов, недопущения любой самостоятельности предприятий. Число плановых показателей, спускаемых министерствами, выросло за эти годы с 9 до 1500. Руководство страны, несмотря на декларации,[727] не захотело встать на западный путь углубления НТР, начать разработку наукоемких технологий. К этому времени в правящих кругах окончательно победила позиция о более выгодном вкладывании денег и труда в добычу сырья, а не в науку. Основным хребтом экономики стал топливно-энергетический комплекс. Только в Западной Сибири, в 1970-е гг. добыча нефти возросла в 10 раз, а газа - в 16. Другими приоритетными отраслями, как и ранее, была индустрия, военно-промышленный комплекс. Выход советской экономики на удовлетворение материальных потребностей человека по-прежнему был минимальным. К середине 1980-х гг. СССР занимал первое место по экспорту оружия и 77 по потреблению товаров на душу населения. В эти годы экономике СССР так и не удалось сойти с экстенсивного пути развития, с расширенного воспроизводства с упором на индустриальные и сырьевые отрасли. За 1960 - 1985 гг. доля топливно-сырьевого экспорта СССР поднялось с 16,2 до 54,4 %, а доля машин и сложной техники упала с 20,7 до 12,5%[728]. Это был путь к экономике «колониального» характера. Политика государства в аграрной сфере в 1970-е - первой половине 1980-х гг. также не выходила за рамки советских социалистических подходов. «Большой скачок» проявился в осуществлении так называемой «второй коллективизации». Речь шла об объединение сельского хозяйства с обслуживающими его отраслями промышленности и создание агропромышленных комплексов. Агропромы рассматривались главным направлением слияния государственной и кооперативно-колхозной форм собственности, столбовой дорогой к бесклассовому коммунистическому обществу. Попытка интегрировать сельское хозяйство в промышленность вылилась в новый этап уничтожения деревни. Промышленный подход к сельскому хозяйству требовал концентрации работников и, подобных городским, условий труда. Поэтому в конце 1970-х гг. была разработана и стала реализовываться программа ликвидации 200 тыс. «неперспективных» деревень. В ходе этой компании ликвидировались остатки крестьянских традиций и естественного для деревни жизненного уклада, начался отток населения в города. Чтобы остановить поток людей покидавших деревню, руководство объявило поход на «вторую целину», под которой подразумевалась реализация программы по развитию Нечерноземной Центральной России. Кроме того, для подъема сельского хозяйства стали строить грандиозные каналы и системы для обводнения и орошения, разрабатывать проекты переброски части северных рек на юг[729] и т.д. Однако, несмотря на принимаемые меры, положение в сельском хозяйстве не улучшилось. Деревня все больше деградировала и умирала. Отрицательная динамика всех важнейших показателей стала характерной чертой советской экономики 1970-х – первой половины 1980гг. Падение темпов экономического роста началось в 9-й пятилетке (1971-1975гг.). За 15 лет они упали до уровня экономической стагнации (застоя), противоречия приобрели кризисные формы. 11- я пятилетка (1981- 1985гг) не была выполнена ни по одному показателю. Так, в конце 1960-х гг. темпы роста промышленного производства составляли 8,4%, .производительности труда – 6,3%, объема капиталовложений 7,5% . В первой половине 1980-х гг. они снизились до 3,5; 3;1,8 %% соответственно. Это был первый случай масштабного срыва плана в истории советского государственного пятилетнего планирования. Руководство страны видело причины негативных явлений в экономике в объективных факторах. К ним относили неблагоприятную демографическую ситуацию,[730] снижение удельного веса трудоспособного населения; истощение старых источников сырья и резкое удорожание его добычи и перевозок с места новых месторождений; физический износ и моральное старение оборудования; усиление международной напряженности и необходимость в этой связи увеличения расходов на развитие военной промышленности. При этом мало кто признавался, что главная причина кризиса заключалась в неэффективности советской экономической модели.
Спад экономики привел к накапливанию противоречий в социальной сфере. В 1970-е гг. повышение жизненного уровня населения было провозглашено стратегической целью КПСС. В начале этого периода проблемы в социальном секторе еще остро не ощущались. Государство, используя «нефтедоллары», производило массовые закупки за рубежом промышленных и продовольственных товаров, что в определенной степени покрывало товарный дефицит. Некоторый подъем жизненного уровня населения обеспечивался за счет повышения заработной платы[731] и стипендий, гарантированных выплат пенсий, реализации программы предоставления льгот участникам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Правительство вкладывало значительные средства в жилищное строительство, образование, здравоохранение, культуру и спорт. В дальнейшем по мере нарастания экономического кризиса появились острые проблемы в социальной сфере. Утвердился остаточный принцип финансирования социальных программ - на социальные нужды выделялось то, что оставалось от финансирования тяжелой индустрии, обороны. Это сказалось на благосостоянии людей. Постоянной стала проблема снабжения населения продовольствием.[732] В некоторых областях ввели карточную систему распределения продуктов. По уровню потребления на душу населения СССР занял 77 место в мире[733]. 90% населения страны имели заработную плату от 50 до 250 рублей в месяц. Этих денег едва хватало на удовлетворение скромных потребностей в питании и одежде[734]. Власти заявляли, что пятая часть доходов семей составляют общественные фонды потребления. При этом умалчивалось, что львиная доля этих фондов доставалась избранным лицам через систему специальных распределителей, номенклатурных больниц, санаториев и т.д. Кризисные явления накапливались и в здравоохранении,[735] образовании, жилищном строительстве.[736] С 1969 по 1985 гг. средняя продолжительность жизни уменьшилась с 69 до 66 лет[737]. По этому важнейшему показателю СССР занимала только 35-е место в мире.
Социально-экономический кризис дополнялся политическим. Утверждение консервативного курса в этой сфере происходило сравнительно плавно. В 1964г. было отменено деление руководящих партийных, советских и др. руководящих органов по производственному признаку, восстановлено их единство. На XXIII съезде КПСС 1966г. было восстановлено Политбюро и пост Генерального Секретаря. Из устава КПСС извлечено положение о нормах сменяемости секретарей партийных комитетов. Примерно через полгода после снятия Н.Хрущева началась скрытая реабилитация И.Сталина. Его имя и положительный образ появились в мемуарах, периодике, книгах, кинофильмах. Это вызвало протест передовых деятелей науки, литературы, искусства, что не позволило власти пойти на прямую поддержку И.Сталина. События 1968г. в Чехословакии дали повод руководству СССР открыто ввести консервативный внутриполитический курс. Ужесточилась цензура, возрос порог секретности для публикующихся изданий, началось глушение западных радиостанций, взято под контроль идеологическое содержание художественных выставок и т.д. Для увековечивания и апологетики тоталитарной системы была сконструирована концепция «развитого социализма». Существовавший в стране порядок она объявляла высшим достижением социального прогресса. По мере нарастания противоречий в экономической и социальной сфере политический кризис только нарастал. Политическая система оставалась неизменной, но она приобрела особые для брежневского периода черты. В 1977г. была принята новая Конституции CCCР. В ней Коммунистической партии отводилась только идеологическая роль. Главным принципом государственной системы провозглашалось полновластие народа. В Конституции торжественно провозглашались свобода слова, собраний, демонстраций и совести. Конституция гарантировала право на труд, бесплатное образование, охрану здоровья, отдыха, жилище и т.д. Однако провозглашенные ценности оставались формальностью. В реальной ситуации массы были отстранены от участия в политической жизни, а всевластие единственной партии продолжало укрепляться. В Конституцию СССР была введена 6-ая статья, которая определяла КПСС как «руководящую и направляющую» силу советского общества. Участие масс в управлении была иллюзией. Советы и общественные организации были лишены подлинной самостоятельности, так как их деятельность направлялась партийными организациями. Внутри Коммунистической партии установилось всесилие бюрократии в лице партийных комитетов. Мнение рядовых коммунистов, несмотря на рост рядов КПСС, практически не учитывалось.[738] Еще одним проявлением политического кризиса стала геронтократия ( нахождение у власти пожилых людей). С 1965 по 1984 годы состав Политбюро ЦК Компартии практически не обновлялся. В 1970-е годы средний возраст его членов достиг 70 лет. Многие из них (Л.Брежнев, Ю.Андропов, К.Черненко) имели слабое здоровье[739] и не могли управлять страной.[740] Однако «кремлевские старцы» стремились любой ценой укрепить свою личную власть. Они всячески демонстрировали свою значимость, преувеличивали собственные заслуги, восхваляли свои персоны,[741] награждали себя всевозможными почестями, орденами, льготами.[742] Способом сохранения власти «старцев» было окружение себя преданными людьми. В Политбюро и Секретариате ЦК КПСС ведущее положение занимали те, кто когда-то работали вместе с Л.Брежневым в Днепропетровске, Молдавии, Казахстане. В том числе К.Черненко, А.Кирилленко, Д.Кунаев. Л.Брежнев продвигал своих людей по службе, закрывал глаза на злоупотребления высших чиновников в центре и на местах. Одновременно устранялись с дороги молодые и здоровые конкуренты. Протекционизм, семейственность, коррупция пронизывали все общество сверху[743] донизу.[744] Установилось господство региональных кланов в центре и родовых кланов в республиках. В ряде мест произошло смыкание руководства с преступным миром, сложилась мафия. Интересы номенклатуры возобладали над интересами государства и общества. Она попирала законы, давала устные указания, ввела телефонное право, неустанно окружала себя все новыми привилегиями и материальными благами. Правящий режим обеспечивал свою власть и при помощи военных. Министр обороны входил в Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь обкома партии приравнивался к воинскому званию генерала. В итоге правящая элита всех уровней окончательно оторвалась от народа. Следствием разложения верхов стало падение авторитета власти в народе. В обществе нарастала политическая апатия, усилились антиобщественные явления. Повсеместно распространялись алкоголизм, проституция, нежелание работать. Углубился раскол в среде интеллигенции. Часть ее поддерживала существующий режим и отстаивала его интересы. «Шестидесятники», выросшие во времена Н.Хрущева, выступали за демократизацию социалистической системы. В 1970-е годы в целое движение вылилось диссидентство. Диссиденты стояли на позициях антикоммунизма и антисоветизма. Свою главную задачу они видели в борьбе с существующим в стране социалистическим строем и правящим режимом. Наиболее яркими представителями диссидентского движения были физик А.Сахаров, писатель А.Солженицын, историк Р.Медведев. Главными формами протеста диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и в судебные инстанции в защиту прав человека, публикации за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране, содействие «самиздату» в СССР. С 1975г. начался «хельсинский этап» движения, когда оппозиция стала создавать группы содействия по выполнению в СССР соглашения по правам человека, принятом на международном Совещании в Хельсинки.[745] Действия диссидентов расценивались руководством страны как общественно «вредные», «враждебные» социализму, официальной политике и советскому народу. Под руководством Председателя КГБ Ю.Андропова развернулась масштабная борьба с инакомыслием. В рамках Комитета госбезопасности было создано специальное. Пятое управление. Появились новые законы, в соответствии с которыми любая деятельность диссидентов рассматривалась как особо опасное государственное преступление. Диссидентов преследовали в судебном порядке, сажали в тюрьмы, высылали за рубеж, лишали прописки в Москве и других крупных городах. Их снимали с работы, помещали в психиатрические клиники и под домашний арест.[746] К началу 1980-х гг. было арестовано около 500 диссидентов, а к 1985г. диссидентское движение было разгромлено окончательно.[747] Преследование инакомыслия и расправа с диссидентами было еще одним свидетельством политического кризиса страны. По некоторым сведениям недовольство проявляли и трудящиеся.[748] Забастовочное движение перестало быть исключительной формой протеста населения. Только в 1975 - 1985 гг. произошло около 60 крупных забастовок рабочих.[749]
Постепенно менялся и внешнеполитический курс Советского правительства. В социалистических странах советским руководством внедрялась «доктрина Брежнева», проводилась политика так называемого «ограниченного суверенитета». Расширилось экономическое сотрудничество государств - членов СЭВ. В 1971г. была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривающая специализацию и создание единого рынка социалистических стран, координацию планов, сближение валютных систем, создание крупных интернациональных предприятий.[750] Это соответствовало аналогичным процессам, происходящим в западных странах, которые создавали транснациональные корпорации и экономическое объединение в рамках общего рынка. Однако позитивный эффект от экономического сотрудничества с социалистическим миром постоянно снижался из-за стремления руководства СССР навязать союзникам советскую политическую модель развития. Обострение отношений внутри стран социалистического содружества началось с Чехословакии. В 1968г. чехословацкие руководители предприняли попытку «обновить социализм» путем демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, расширения связи с Западом. В СССР деятельность лидеров ЧССР была расценена как «контрреволюция». В августе 1968г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, «пражская весна» погашена. Произошла смена руководства Чехословакии, которое повернуло к укреплению отношений с СССР. Опасный прецедент был ликвидирован, но проблема внутри социалистического лагеря не исчезла. Действия стран ОВД резко осудили Югославия, Албания и другие государств. С конца 1960-х установились враждебные отношения с Китаем. Весной 1969г. между двумя странами произошел вооруженный конфликт из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена.[751] В семидесятые годы напряженность еще более усилилась из-за расширения военного контингента советских войск на границе с Китаем. Другой причиной конфликта стало недовольство СССР курсом китайского руководства на рыночные реформы в своей стране. В конце 1970-х новый острый кризис системы социалистического содружества разыгрался в Польше. Под руководством польского рабочего профсоюза «Солидарность» было организовано ряд крупных антиправительственных выступлений, участники которых потребовали проведения демократических экономических и политических реформ. Советский Союз принял политическое участие в разрешении возникшего в Польше конфликта. По совету СССР польские лидеры ввели в 1981 - 1983 гг. в стране военное положение, заставили уйти антиправительственные силы в подполье.[752] Польский кризис положил начало распаду социалистической системы в Европе. В 1980-е годы от СССР окончательно дистанцировались Албания, Югославия, КНДР, Румыния, а во второй половине 1980-х гг. социалистический лагерь развалился окончательно.
В 1960-е гг. окончательно распалась колониальная система. Освободившиеся страны стали играть заметную роль в мировой политике. Советский Союз стремился к установлению всесторонних связей с государствами «третьего мира».[753] Но при этом СССР поддерживал те страны, которые провозгласили курс на «социалистическую ориентацию». Советское руководство устанавливало союзнические отношения с режимами диктаторского типа и с государствами, которые находились в конфронтации с капиталистическим миром. В течение более десяти лет (1964 - 1973) предоставлялась помощь Северному Вьетнаму в борьбе против американской агрессии. В арабо-израильских войнах СССР поддерживал арабов. Он направил в Египет военных специалистов и большое количество оружия. В «черной» Африке Советский Союз оказывал содействие Анголе, Гвинее-Бисау в их освобождении от колониальной зависимости. В гражданских войнах Эфиопии и Никарагуа советское руководство поддерживало те общественные силы, которые ориентировались на сотрудничество с СССР. Наиболее крупной и долговременной акцией был ввод и размещение советских войск в Афганистане.[754] Вмешательство в десятилетнюю гражданскую войну этой страны обернулось для СССР 14 тыс. убитыми, 3,5 тыс. ранеными и 300 тыс. пленными советскими военнослужащими.[755]
В 1970-е гг. произошло потепление во взаимоотношениях СССР и капиталистических государств, получившее название разрядки международной напряженности.[756] Важным событием стало возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. В ходе переговоров были подписаны договоры, явившиеся большим шагом человечества к безопасности.[757] Соглашения не означали полного прекращения гонки вооружения, но отсекали ряд ее наиболее опасных направлений. Одновременно расширялись торгово-экономические связи СССР и США. Только в 1973г. было подписано более 20 договоров, начиная от производства в СССР пепси-колы до организации совместного космического полета «Союз-Апполон». За первую половину 1970-х гг. товарооборот двух стран вырос в 8 раз. Значительные шаги были сделаны в области обеспечения безопасности в Европе. Особое значение в этом плане имели договоренности по Германии. До начала 1970-х гг. правительство ФРГ не признавало послевоенные территориальные разделы, требовало возвращения к границам 1937г. С приходом к власти социал-демократа Вили Брандта в 1969г. «восточная политика» была пересмотрена. В 1970г. по заключенному между СССР и ФРГ договору признавалась нерушимость существующих в Европе границ, вхождение Восточной Пруссии (Калининградская область) в состав Советского Союза, отказ от применения силы. В 1972г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР. Одновременно ФРГ заключило соответствующие договоры с Польшей и ЧССР. Все эти соглашения расчистили путь к Совещанию 1975г. 33 европейских государств, США и Канады в Хельсинки. Оно стало кульминацией разрядки международной напряженности. Участники Совещания подписали Заключительный акт, который декларировал нерушимость границ, суверенитет, неприменение силы, невмешательство во внутренние дела, соблюдение прав человека и т.д. Однако разрядка оказалась недолговременной и с конца 1970-х гг. пошла на убыль. Начало резкому обострению международной обстановки, возвращению к политике «холодной войны» положил ввод советских войск в Афганистан, воспринятый Западом как отход СССР от политики разрядки. .Большинство стран – членов ООН осудило Советский Союз. США отказались ратифицировать договор ОСВ-2 1979г., предприняли против СССР экономические санкции, бойкотировали Московскую олимпиаду 1980г. Прекратился доступ в СССР из-за рубежа лучших образцов техники и наукоемких технологий. Кроме того, на Западе была развернута масштабная антисоветская компания. Этому способствовал новый виток гонки вооружений в СССР, продолжение советской экспансии в «третьем мире», размещение ракет с ядерными боеголовками в ГДР и Чехословакии, несоблюдение Советским Союзом Хельсинского акта о предоставлении политических прав. В зарубежной пропаганде СССР стали представлять как «империю зла», от которого надо защищаться.[758] Внешняя политика Советского Союза, как и внутренняя, зашла в тупик. Страна нуждалась в решительных и коренных преобразованиях.
9.4 Модернизация социалистической системы во второй половине 1980-хгг. Политика М.С Горбачева.
В передовом мире 1980-е годы положили начало новому этапу НТР. Завершился большой этап реиндустриализации, когда из хозяйства была изъята старая техника, обновлен производственный аппарат,[759] введены новые формы организации и управления производством. Капиталистическому миру удалось приспособиться к требованиям нового этапа научно-технической революции. Полным ходом шла электронная автоматизация производства, созданы компьютерно-интегрированные предприятия, работающие по «безлюдной» технологии. Это позволяло объединить в одну систему производство, управление, финансы, снабжение, сбыт. Большое значение приобрело развитие биотехнологии, наиболее революционным направлением которой, стала генная инженерия. Характерной особенностью явилось повышение роли государства в экономике капиталистических стран.[760] Главная цель заключалась в том, чтобы не допустить чрезмерного давления монопольных или конкурирующих сил. Однако, вмешательство государства было минимальным. Регулирование касалось налогов, финансовой, кредитной, внешнеэкономической сфер, области экономического законодательства. Все эти процессы в ведущих индустриальных государствах протекали с различной интенсивностью. Дальше всех по этому пути продвинулись США и Япония. Продемонстрировали «экономические чудеса» и ряд развивающихся стран. Так, Южной Корее, благодаря умелому использованию рыночного механизма, компетентному государственному регулированию, удалось в сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достойное место в мировой цивилизации.[761] Сумел определить рациональные пути повышения эффективности народного хозяйства с учетом передовых достижений человечества, не отказываясь при этом от социалистической ориентации, Китай. Особое значение в этой стране приобрела политика «открытости», позволившая привлечь иностранный капитал, внедрить передовое зарубежное оборудование, новые технологии, современные методы организации и управления производством. В результате в Китае за 1979–1991 гг. среднегодовые темпы роста экономики достигали 9%, уровень валового внутреннего продукта увеличился в 3,3 раза.[762] Проведение реформ в ранее неразвитых странах сопровождалось повышением жизненного уровня населения, что обеспечивало им широкую социальную базу, являвшуюся гарантом дальнейших преобразований.
Период советской истории 1985–1991 годов сразу стал объектом внимания ученых.[763] В работах А.П.Бутенко, П.В.Волобуева, Г.А.Бордюгова, В.А.Козлова, написанных по горячим следам, события первых лет руководства М. С. Горбачева расценивались как процесс совершенствования социализма, очищения его от наслоений прежних эпох. Затем в литературе стал подниматься вопрос о недостатках советской социалистической системы, о преимуществах западного образа жизни и т. д. Сегодня события тех лет оцениваются по нескольким взаимоисключающим направлениям. В работах Е. Т. Гайдара[764] события 1985–1991 гг. рассматриваются как победа над тоталитаризмом, как продвижение к западному обществу с рыночной экономикой и либеральной демократией. При этом обосновываются неизбежные трудности на данном пути, включая спад экономики и понижение жизненного уровня населения. Дж. Боффа, А. И. Солженицын, А. А. Зиновьев, Г. А. Зюганов трактуют содержание эпохи М.С.Горбачева с марксистских позиций. Представители этого направления рассматривают Россию как особую цивилизацию, развивающуюся по собственным законам и отличную от западной. Либеральные ценности, будучи продуктом западной цивилизации, неприемлемы и даже губительны для России, так как для нее высшей ценностью являются интересы государства. Некоторые ученые признают наличие кризиса советского общества в середине 1980‑х гг., другие же считают такое утверждение преувеличением. В частности А. А. Зиновьев выступил против оценки советского периода как тупикового пути развития, отрицал факт поражения социализма в соревновании с капитализмом, подчеркивал его достижения. События 1985–1991 гг. он рассматривал как результат давления со стороны Запада, стремящегося подчинить себе более слабые государства с целью их эксплуатации.[765] Г.А.Зюганов видел проблемы М.С.Горбачева в отсутствии четкого плана действий, в недостаточной информированности населения о сути и целях реформ, в непродуманности методов их проведения, в малочисленности единомышленников.[766] В.В. Согрин рассматривал реформы М.С Горбачева с точки зрения либерального модернизационного подхода. Он видел в них новый виток отечественной модернизации, входящий в общий контекст модернизационной эпохи XX века.[767] В настоящее время историки стремятся уйти от крайностей и дают более взвешенную оценку событий 1985–1991 гг.
Реформы М.С.Горбачева, как и модернизационные преобразвания всех предшествующих периодов, были вынужденными. Они порождались тупиковой ситуацией, грузом накопленных ранее проблем, которые нельзя было решить полумерами косметического характера. К середине 1980-х годов сталинская модель социализма[768] подвела общество к экономическому, социально-политическому и духовному кризису. В последние пятнадцать лет налицо была отрицательная динамика роста важнейших экономических показателей. Среднегодовые темпы прироста национального дохода составляли в восьмой пятилетке 7,7%, в девятой – 5,7%, в десятой – 4,2%, в одиннадцатой – 3,5%; темпы роста производительности труда – 6,8; 4,6; 3,4; 3,0% соответственно.[769] Экономика оставалась экстенсивной, было автоматизировано только 10–15% .предприятий, доля ручного труда в промышленности составляла 35–40%, а в сельском хозяйстве была еще выше – 70–75%.[770] Стоимость единицы национального продукта в СССР была в 1,5–2 раза выше мировой.[771] Затратная экономика вела к ухудшению жизни людей, о чем наглядно свидетельствуют следующие цифры (табл.)[772]
Динамика роста важнейших экономических показателей ( %)
Показатель | Годы | |||
1966–1970 | 1971 –1975 | 1976 –1980 | 1981–1985 | |
Реальные доходы на душу населения | 5,9 | 4,4 | 3,4 | 2,1 |
Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли | 8,2 | 6,3 | 4,4 | 3,1 |
Объем реализации бытовых услуг населению | 16,3 | 10,4 | 7,4 | 5,8 |
Негативную ситуацию в социальной сфере хорошо иллюстрировал факт создания в рамках Политбюро различного рода комиссий по обеспечению населения товарами первой необходимости. Комиссии рассматривали проблемы женских колготок, спичек, туалетной бумаги и др. По признанию самого М. С. Горбачева, «нас душили дефициты, страна вся стояла в очередях».[773] Экономический кризис сопровождался политическим. С одной стороны – «олигархия старцев», уверенный в себе и обросший привилегиями госаппарат, а с другой – равнодушный к власти и ее идеологии народ. Все эти негативные явления развивались на фоне дальнейшего продвижения вперед западной цивилизации. Пришедший в марте 1985 г. к руководству страной М. С. Горбачев хорошо осознавал глубину кризиса. Позднее он отмечал, что предстояло действовать по всем направлениям: оздоровлять и реформировать экономику, решать неотложные социальные задачи, обновлять всю систему политических отношений на основе современных демократических принципов, модернизировать национально-государственное устройство страны и критически переосмысливать внешнеполитические принципы и приоритеты.[774] Преобразования 1985–1991 гг. осуществлялись в два этапа и коренным образом изменили общество. Замысел реформ первого этапа был изложен Генеральным секретарем на апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС, а наиболее полно был представлен на XXVII съезде партии в начале 1986 г. Ключевым понятием первого этапа было «ускорение». Концепция ускорения предполагала сохранение социалистических ориентиров. Более того, указывалось, что забвение лучших сторон и преимуществ социализма, несоблюдение многих социалистических законов являлось основной причиной кризиса середины 1980‑х гг. По мысли руководства, следовало в полной мере использовать потенциальные возможности социалистической системы и на этой основе «ускорить» развитие страны во всех сферах общественной жизни. В духе социалистических подходов определялись цели, задачи и методы экономической политики. Как уже бывало не раз, руководство взяло курс на «большой скачок» в экономике, наметив рост национального дохода в новой пятилетке не менее 4% в год. Типичными были и рецепты для достижения высоких контрольных цифр. Добиться ускорения предполагалось на основе реализации комплексных программ, вкладывания денежных средств преимущественно в отрасли, определяющие развитие научно-технического прогресса, в первую очередь в машиностроение. Намечалось в кратчайшие сроки осуществить компьютеризацию, электронизацию, освоить самые п<