Информационно-коммуникативная (кибернетическая) модель ПС Дойча
Коммуникативная модель политической системы была создана американским теоретиком Карлом Дойчем(1912-1992). В книге «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1966) он исходит из представления о ПС, как процессе управления и координации усилий общества по достижению поставленных целей.
К.Дойч разбил процесс на четыре блока – субпроцесса, составляющих единый информационно-коммуникативный процесс управления обществом.
В первом блоке – принимающие элементы, в которые поступают непрерывные потоки информации из внешней и внутренней среды - из разных источников: государственных и общественных, официальных и неофициальных, открытых и закрытых. Здесь производится отбор данных и их кодирование.
Во втором блоке происходит сравнение полученной информации с доминирующими в государстве ценностями, традициями и нормами, а также отбор в соответствии с предпочитаемыми целями, ее накапливание и хранение.
Варианты возможного развития процессов и вызванные ими изменения передаются в третий блок или центр принятия решения.
Готовые решения для их реализации передаются в блок реализации решения. Исполнители не только выполняют решения, но и информируют систему о результатах реализации решений и о состоянии самой системы - подают на вход системы сигнал обратной связи.
Эффективность и стабильность функционирования политической системы зависит от количества и качества поступающей информации; от состояния ее коммуникационных сетей.
В политическую систему должна поступать внешняя информация - необходимый для управления объем фактов о состоянии общества и всей окружающей среды, внутренняя информация - о состоянии и динамике изменений самой системы.
Культурологический подход к исследованию политических систем (Алмонд, Верба, Эндрейн)
В основе понимания политики – культурные характеристики: нормы, ценности и образцы действий, определяющие поведение людей и функционирование учреждений и организаций.
По мнению Чарльза Эндрейна ПС структурно состоит из трех частей:
1. Культурные ценности, формирующие политические задачи;
2. Властные структуры (правительства, партии, социальные объединения внутри страны и иностранные институты, воздействующие на данную политическую систему);
3. Поведение политиков и рядовых членов общества, не столь активно участвующих в принятии правительственных решений.
По Ч.Эндрейну именно культурные ценности играют определяющую роль в «производстве политик», то есть в выработке и воплощении в жизнь решений, влияющих на общество в целом - главной функции всей ПС.
Альтернативные концепции по отношению к теории политической системы
Полевой подход
Политическое поле, по П.Бурдье, это место, где в конкурентной борьбе между представителями различных политических сил рождается политическая продукция: проблемы, программы, события, комментарии, концепции, теории.
Агентами политического поля выступают профессиональные политики, журналисты, политические комментаторы и теоретики, которые являются производителями политической продукции.
Рядовые граждане, не имеющие необходимого свободного времени и культурного капитала, остаются потребителями продукции политического поля.
Пространство политического поля составляет две оси координат: экономический и культурный капитал; объем капитала.
Социальное пространство по П. Бурдье является «абстрактным пространством, конституированным ансамблем подпространств или полей (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.)» [Бурдье П. Социология социального пространства, с. 53].
Положение социальной группы в политическом пространстве зависит от накопленных ресурсов, в первую очередь образовательных и финансовых. Такое положение, которое включает социальные, биологические свойства личности (социальной группы), ее социальный статус, экономическое положение, образование.
Понятие «габитус» П. Бурдье трактует как «ментальные структуры, через которые агенты воспринимают социальный мир, являются в основном продуктами интериоризации структур социального мира» [Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. – 288 с. с. 74-75].
Габитус –это установки, которые порождают конкретные социальные практики. Поэтому габитус отражает положение личности или социальной группы в политическом пространстве. Совокупность габитусов всех социальных групп образуют политическое пространство.
Другие сторонники полевого подхода рассматривают одновременно несколько полей - социальное, электоральное, парламентское поля.
Сильная сторона - многоуровневая дифференциация граждан по нескольким переменным.
Слабая сторона - отсутствие представлений о процессах политического управления, которые хорошо просматриваются в моделях политических систем.
Социальное пространство – окружающий человека мир с точки зрения его территориальной протяженности, географических и исторических особенностей, социальных / стратификационных различий; мир, воспринимаемый как наличность/ данность и сконструированный под влиянием культурных ценностей и смыслов.
Политическое пространство как вид социального пространства, конструируется дистанциями и различениями между социальными агентами, возникающими в рамках формирования и реализации властных отношений.
Понятия социальное и политическое пространство включают в себя следующие смыслы:
интерсубъективное и коммуникативное пространство взаимодействия акторов;
символическое пространство борьбы за определенный идеологический проект устройства общества и государства.
Конфигурация политического пространства конституируется политическими различиями (дистанциями) и диспозициями акторов. Политическое пространство 1) конструируется в социальных практиках, 2) постоянно воспроизводится и конструируется дискурсивными практиками. Существенную роль здесь играет идентичность политических элит и отдельных индивидов.
С организационной точки зрения в социуме существуют иерархии и сети.
Политическая сеть –разновидность социального сообщества, которое на неформальной основе связывает между собой политических субъектов со сходными политическими позициями, убеждениями, интересами. Сети бывают симметричными (основаны на реципрокации) и и ассиметричными (патрон-клиентские отношения даро-обмена).
Неоинституциональный подход
В центре исследования политики - государство, как базовый политический институт.
Основной тезис - в политической реальности, в законах и конституциях, в международных правовых документах речь идет о государствах, а не о политических системах.
Неоинституционалисты (У.Розенау, Н.Пуланзас, М.Манн) под институтом понимали не только государственное учреждение, но систему норм и правил, регулирующую поведение людей.
Государственные институты они подразделяли на составные части и представляли их как некую политическую систему.
Неоинституционалисты акцентировали внимание также на негосударственных образованиях – группах давления, корпорациях, клиентелах, оказывающих воздействие на политику.
Итак, ПС выполняет в обществе следующие функции:
политическое руководство и управление обществом в экономической, политической, социальной и др. сферах;
формирование внутренней и внешней политики;
регулирование общественных отношений между социальными группами, партиями, организациями, гражданами;
обеспечение экономических, политических, гражданских прав;
организация выборов, формирование органов власти;
передача политических традиций, поддержание преемственности политической жизни общества;
реакция на общественное мнение;
совершенствование законодательства;
корректировка, реформа самой ПС;
поддержание диалога с гражданским обществом.
Эффективность политической системы.Источник:Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С.Тургаева, А. Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2005. – 560 с.
«Эффективность политической системы — это ее способность быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, регулировать социальные и политические отношения.
Политическая стабильность — это устойчивое состояние политической системы, основанное на способности реагировать на поступающие в нее требования, принимать эффективные решения и воплощать их в жизнь».
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь Указ Президента Республики Беларусь № 575 от 09.11.2010. национальная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз; национальные интересы – совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь; источник угрозы национальной безопасности – фактор или совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы национальной безопасности; угроза национальной безопасности – потенциальная или реально существующая возможность нанесения ущерба национальным интересам Республики Беларусь; политическая безопасность – состояние защищенности политической системы от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее реализацию национальных интересов во всех сферах национальной безопасности |