Информационные технологии, информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, базы данных
Информационныетехнологии (ИТ, также — информационно-коммуникационные технологии) — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).
Специалистов в области информационных систем и технологий часто называют ИТ- или IT-специалистами.
Информационные технологии начали активно развиваться с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС).
Развитие интернета, а также инвестиции в инфраструктуру и сервисы вызвали бурный рост отрасли ИТ в конце 1990-х годов.
Основные черты современных ИТ
- Структурированность стандартов цифрового обмена данными алгоритмов;
- Широкое использование компьютерного сохранения и предоставление информации в необходимом виде;
- Передача информации посредством цифровых технологий на практически безграничные расстояния.
Алгоритм - строгая и четкая система правил, которая определяет последовательность действий над некоторыми объектами и приводит к достижению поставленной задачи.
В широком понимании ИТ охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации, не ограничиваясь только компьютерными технологиями. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень, как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело.
Отрасль информационных технологий:
Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем. Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов.
Информационная система (ИС) — система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию (ISO/IEC 2382:2015).
Информационная система предназначена для своевременного обеспечения надлежащих людей надлежащей информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определенной предметной области, при этом результатом функционирования информационных систем является информационная продукция — документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги.
Достаточно широкое понимание информационной системы подразумевает, что её неотъемлемыми компонентами являются данные, техническое и программное обеспечение, а также персонал и организационные мероприятия. Широко трактует понятие «информационной системы» федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», подразумевая под информационной системой совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств. Российский стандарт ГОСТ РВ 51987 подразумевает под ИС «автоматизированную систему, результатом функционирования которой является представление выходной информации для последующего использования»
В деятельности организации информационная система рассматривается как программное обеспечение, реализующее деловую стратегию организации. При этом хорошей практикой является создание и развертывание единой корпоративной информационной системы, удовлетворяющей информационные потребности всех сотрудников, служб и подразделений организации. Однако на практике создание такой всеобъемлющей информационной системы слишком затруднено или даже невозможно, вследствие чего на предприятии обычно функционируют несколько различных систем, решающих отдельные группы задач: управление производством, финансово-хозяйственная деятельность, электронный документооборот и т. д. Часть задач бывает «покрыта» одновременно несколькими информационными системами, часть задач — вовсе не автоматизирована. Такая ситуация получила название «лоскутной автоматизации» и является довольно типичной для многих предприятий.
База данныхчасто понимается как составляющее информационной системы. Это представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированная таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. (ГК РФ от 2006 г 230-ФЗ)
БД=данные+программа (access)
Это организованная совокупность данных и некоторой предметной области, предназначенная для длительного хранения на дисках ЭВМ и постоянного применения.
Свойства: полнота, актуальность, непротиворечивость, не избыточность.
Признаки БД: хорошая структура, хранится в памяти ЭВМ и там же обрабатывается, должна обеспечить эффективный поиск.
Структура БД:
1) Иерархическая (корневое дерево, каждая вершина соединена только с одной вершиной);
2) Реляционная (таблица с данными об однородных объектах из некоторой предметной области);
3) Сетевая (один объект может быть соединен со многими другими);
4) Объектная и объектно-ориентированная;
5) Объектно-реляционная
Свойства объектов в БД называют реквизитами(атрибутами).
Информационно-телекоммуникационная сеть - согласно законодательству РФ - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связиинформации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.