Способы разрешения юридических коллизий и меры их предотвращения

В юридической литературе называют несколько способов разрешения юридических коллизий[406]:

- принятие нового акта взамен коллизирующего акта;

- отмена одного из противоречащих друг другу актов;

- внесение изменений или уточнений в действующие акты;

- разработка коллизионных норм и принципов, устанавливающих юридические приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы;

- судебный порядок рассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское;

- судебные толкования, позволяющие устранить коллизионность норм, актов, процедур и т.д.;

- систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

- обжалование актов или действия в судебном или административном порядке;

- согласительно-примирительные процедуры;

- международные процедуры;

- временные или специальные режимы, включающие приостановление действия какого-либо акта или функционирования отдельного органа или должностного лица;

- оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;

- действие субъектов строго в рамках конституционных установлений, в рамках законов, а также в пределах закрепленной компетенции;

- предварительные юридические экспертизы актов и согласова­ния для предотвращения коллизий в законодательстве;

- периодическая инвентаризация правотворческими органами своей продукции для выявления несогласованностей норм и других коллизий;

- анализ эффективности нормативных правовых актов;

- предвидение конфликтной ситуации в нормативном материале.

Из приведенного выше списка можно обозначить основные правила разрешения юридических коллизий(на практике).

Это[407]:

1. Нормативные правовые акты СССР и РСФСР, официально не отмененные, действуют на территории РФ в части, не противоречащей Конституции РФ, законам и иным нормативным правовым актам РФ. Это правило следует из норм п. 2 раздела II Конституции РФ и Закона РФ от 24 октября 1990 № 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР"[408].

2. В соответствии с принципами иерархии нормативных правовых актов в случае противоречия между нормативными правовыми актами, регулирующими один и тот же вопрос, действует акт, обладающий большей юридической силой.

3. Если один и тот же вопрос регулируют нормативные правовые акты, обладающие одинаковой юридической силой, но изданные в разное время, то применяется более поздний акт.

4. Если существуют противоречия между нормативными правовыми актами общего и специального характера, обладающими одинаковой юридической силой, то применяется акт специального характера. Например, Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации"[409] (с послед. изм.) носит общий характер, а Федеральный закон от 25 сентября 1997 № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"[410] (с послед. изм.) - специальный. В случае противоречия между этими законами для регулирования финансовых отношений будет применяться Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".

5. Противоречия на уровне соотношения федеральных актов и актов субъектов Федерации разрешаются в соответствии со ст. 76 Конституции РФ:

- по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы (в том числе конституционные), имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (п. 1);

- по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (п. 2);

- законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить вышеуказанным федеральным законам. В случае противоречия действует федеральный закон (п. 5);

- вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются акты субъектов РФ (п. 4). В случае противоречия между таким нормативным правовым актом субъекта РФ и федеральным законом действует нормативный правовой акт субъекта РФ (п. 6).

В некоторых субъектах РФ такие правила закреплены на законодательном уровне. Например, в Законе Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 г. № 98-З № 199-III "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" есть ст. 21, которая так и называется "Способы разрешения юридических коллизий". В ней выделяются восемь способов разрешения коллизий:

"1. Законы и иные правовые акты не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом, принятым в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения, и правовым актом Республики Саха (Якутия) действует федеральный закон.

Правовые акты Президента и Правительства не должны противоречить указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, принятым в пределах их полномочий, Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) и законам Республики Саха (Якутия).

2. Правовые акты, изданные по вопросам, отнесенным к ведению Республики Саха (Якутия), должны соответствовать Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) и иным правовым актам, имеющим более высокую юридическую силу.

3. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Саха (Якутия), изданным по вопросам ведения Республики Саха (Якутия), действует нормативный правовой акт Республики Саха (Якутия).

4. В случае противоречия двух правовых актов Республики Саха (Якутия), имеющих одинаковую юридическую силу, действует правовой акт, изданный позднее.

5. Президент РФ вправе приостановить действие правовых актов в случаях и порядке, которые установлены федеральным законодательством.

6. Государственное Собрание вправе приостановить действие законов Республики Саха (Якутия), противоречащих Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) и законам Республики Саха (Якутия).

7. Президент вправе отменять правовые акты Правительства и иных органов исполнительной власти в случае, если они противоречат Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), законам Республики Саха (Якутия), а также правовым актам Президента.

8. Правительство вправе приостанавливать или отменять правовые акты органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в случае, если они противоречат Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), законам Республики Саха (Якутия), а также правовым актам Правительства"[411].

Как видно, в настоящее время способов разрешения и предотвращения юридических колли­зий достаточно много. Однако, развитие общественной жизни настолько многообразно, противо­речиво, что юридической науке и практике еще предстоит поиск и других таких способов и средств, адекватных сложившейся ситуации.

Юридическая конфликтология

Наличие различного рода коллизий и разработка согласительных процедур положили начало формированию нового направления в правовой науке - юридической конфликтологии,которая изучает правовые нормы, принципы, институты под углом зрения их использования для предупреждения и разрешения юридических конфликтов.

Как известно, любое общество богато разнообразными конфлик­тами, в том числе между не только отдельными индивидами, но и ин­дивидом и государством, индивидом и обществом. Конфликт присущ и самому праву.

Чаще всего юридическая конфликтология трактуется как ком­плексное, межотраслевое, междисциплинарное научное направление правовой мысли.

Различаются юридические конфликты в узком и в широком смыс­лах. Юридический конфликт в узком смыслепредставляет собой про­тивоборство субъектов права с противоречивыми правовыми интере­сами, возникающее в связи с созданием, применением, изменением, нарушением или толкованием права. Юридический конфликт в широком смысле - это социальный конфликт, который завершается юридическим спосо­бом.

Юридическому кон­фликту присущи две главные функции: отражение правовой действительности, в том числе ее деформации: недостатки правовой системы, несовершенство законодательства, судебной практики и т.д. (информационная функция); влияние на изменения правовой действительности (динамическая функция).

Поскольку юридические конфликты - многофакторное явление, они вызываются разнообразными причинами и условиями. Принято выделять четыре группыфакторов, воздействующих на возникновение и развитие юридических конфликтов:

- глобальные, т.е. факторы мирового общественного развития,
включающие в себя сочетание экономических, социальных, национально-религиозных, экологических и иных факторов;

- общесоциологические, правовые, социально-экономические и др., которые определяются характером, типом и особенностями организации данного общества и государства;

- локальные, которые зависят от конкретного проявления различ­ных факторов на уровне определенной территории или организации;

- синергетические, или случайные, определяемые случайным
стечением обстоятельств.

В настоящее время не существует единой типологииюридических конфликтов. Ее возможно осуществлять по разным основаниям: по отраслям права, в которых протекает конфликт; по структуре нормы, относящейся к конфликту; по виду правоприменительного учрежде­ния, участвующего в юридическом конфликте или разрешающего конфликт; по формам реализации права; по характеру конфликтных действий и т.д.

Собственно конфликтная ситуация связана с определением струк­туры юридического конфликта, т.е. появлением, прежде всего, проти­воборствующих субъектов - основных участников конфликта. Субъ­ектами могут быть отдельные физические лица и коллективные субъекты - государственные и негосударственные организации. В качестве специфических субъектов выступают государство и муни­ципальные образования.

В структуре юридического конфликта выделяют также объект, т.е. на что направлено противоборство субъектов. Потенциальными объ­ектами могут быть общественные отношения, подпадающие под пра­вовое регулирование. Но объектами могут выступать и реальные цен­ности, ресурсы, действия, их результаты и др.

Выделяют субъективную и объективную стороны юридического конфликта. Субъективная сторона представляет собой внутреннюю, психологическую его часть, в том числе мотивационный процесс в конфликте, который формируется на базе актуальной потребности, интереса, постановки цели, проявления воли субъектов конфликта и т.д. Объективная сторона юридического конфликта предполагает различные поведенческие формы противоборства - юридически значимые действия, юридически нейтральные, сочетание тех и дру­гих.

Одну из центральных частей юридической конфликтологии со­ставляют управление конфликтами, способы их разрешения, юриди­ческие процедуры и механизмы правового разрешения и т.д. Инстру­ментарий,используемый по управлению и разрешению юридических конфликтов, достаточно многообразен. Он включает:

- локализацию конфликтов с целью их раннего предупреждения и распространения;

- перевод конфликтного состояния из деструктивной формы в позитивную;

-создание посреднических и арбитражных государственных и общественных органов;

- юридизацию неюридических конфликтов;

- неформальные способы разрешения конфликтов, в частности переговорный процесс в целях достижения согласия и договореннос­ти (например, коллективные переговоры на производстве), достиже­ние консенсуса, принятие альтернативных решений и др.

Большую роль в предупреждении и блокировании юридических конфликтов играет их прогнозирование.Под юридическим прогнози­рованием понимается систематическое, непрерывно ведущееся ис­следование будущего состояния государственно-правовой действи­тельности и процессов, проводимое специальными научными уч­реждениями и коллективами. Такого рода прогнозы предполагают установление вероятного возникновения конфликтного юридическо­го отношения. Это позволяет организовать эффективную профи­лактику юридического конфликта. Особое значение приобретает выявление и устранение крупных экономических, политических, со­циальных конфликтов, которые дезорганизуют общественную и госу­дарственную жизнь.

На юридическом уровне наиболее существенно предупреждение конфликтов.

Среди факторов, способствующих решению этой проблемы, чаще всего называют:

- совершенствование законодательства; укрепление правопорядка и законности; повышение уважения к закону и праву в целом;

- повышение престижа правовых ценностей в обществе;

- развитие общественного, группового и индивидуального правосо­знания, повышение правовой культуры.

Изучение современного состояния юридической конфликтологии позволяет сделать вывод, что предмет исследования и понятийный аппарат юридической конфликтологии недостаточно разработаны. Здесь требуются фундаментальные исследования, способные разо­браться в природе и специфике юридических конфликтов, роли права в их разрешении, проанализировать причины их возникновения и на этой основе овладеть навыками и технологией погашения конфликтов или их смягчения.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под коллизиями в праве? Каковы их виды, формы проявления?

2. Назовите объективные и субъективные причины юридических коллизий?

3. Как разрешаются юридические коллизии?

4. Что такое юридическая конфликтология?

Глава 11. Реализация права

Реализация правовых норм заключается, в первую очередь, в строго обусловленном процессе осуществления правовых предписаний, их воплощении в жизнь. Важнейшими формами реализации права являются соблюдение, исполнение и применение.

Применение права также рассматривается как форма деятельности правоприменительных органов по осуществлению норм права в таких ее видах, как оперативно-исполнительная и правоохранительная.

Процесс применения права делится на несколько стадий: исследование фактических обстоятельств дела; выбор нормы права; проверка подлинности текста нормы права; анализ нормы с точки зрения ее законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц; анализ содержания нормы права (толкование); вынесение решения компетентным органом; доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций.

В качестве основных требований к применению права выделяют: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость, гуманизм, компетентность.

При обнаружении пробела (полное или частичное отсутствие правового регулирования той сферы общественных отношений, которая входит в сферу правовой регламентации и без обязательных для исполнения юридических норм не может нормально функционировать). используется аналогия закона и аналогия права.

Наши рекомендации