Особенности советской формы правления
По форме правления Советское государство объявлялось республикой, для которой были характерны объединение всех ветвей власти в Советах: депутаты сами принимали и исполняли законы, а также контролировали их исполнение.
На этой идеологической основе, была создана мощная исполнительная власть, Советы были организованы как единая система, находившаяся полностью под партийным контролем.
Назначение на все посты (должности) проходило по решению партийных органов на основе принципа "номенклатуры"[353]. Список № 1 (назначались на должности по решению Политбюро, Секретариата ЦК КПСС), Список № 2 (назначались по решению отделов ЦК КПСС, других партийных подразделений) включали в себя эти должности и закрепляли господство партии через механизм назначения "своих людей" на ключевые посты. Эти номенклатуры были введены постановлением Политбюро в 1925 г.[354]
Но это была только одна из особенностей Советского государства. Другой явилась практика оформления Советами партийных решений, либо принятие совместных решений партийными и советскими органами (например, совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР), а также следование директивному методу управления, когда особо важным партийным решениям придавалось значение директивы для Советов и их органов. Подкрепляло Советское государство и сращивание четвертой власти - средств массовой информации - с партийной, исполнительной властью. Поставленные организационно и идеологически под всеохватывающий контроль партии (от цензуры до методов организации подписки, главным образом на партийные печатные издания), средства массовой информации в целом апологетически обслуживали все иные ветви власти, формировали утопическое, мифологическое и конформистское общественное сознание.
Законодательной опорой власти, базирующейся на действенном механизме партийной ответственности (исключение из партии было равносильно гражданской смерти) и государственной власти, опирающейся на "силовые" структуры, главным образом на карательные органы, являлась Конституция СССР 1936 г., которая закрепляла за КПСС руководящую и направляющую роль, видели в ней ядро политической системы страны.
На некоторых этапах своей эволюции советская форма правления вырождалась в фактически монархические формы государственности - единоличную диктатуру вождя - Генерального секретаря КПСС.
Вождизм в Советском государстве - власть Генерального секретаря партии - явил собой новые формы неограниченной, абсолютистской монархии. Породил этот принцип и новые проблемы в функционировании Советского государства, особенно при передаче власти от одного вождя другому.
В организации советской формы правления особое место заняло специфическое соотношение судебной и других ветвей власти. В Советском государстве в определенные периоды происходило сращивание не только законодательной и исполнительной властей, но и судебной и исполнительной, практически сращивание с партийной властью. В эти периоды Политбюро ЦК КПСС принимало решения о том, какие конкретные результаты должны были иметь те или иные судебные процессы[355].
Существуют и другие особенности советской формы правления:
1. Советское государство оказалось удобной формой государственности для социалистической организации власти, т.е. распределительной экономической системы, обеспечения уравнительной, социально-иждивенческой психологии.
2. Решениями и принуждением Советского государства обеспечивалась фактическая трудовая повинность, были введены уголовные наказания за нарушения трудовой дисциплины, уходы с работы, контроль за уровнем оплаты труда (ограничения оплаты), даже за наличием денег в кассе каждого предприятия, организации (так называемый кассовый план), сбытом и снабжением. Огромная армия чиновников (работников исполкомов Советов, его отделов) выполняли функции распределителей-распорядителей ресурсов, результатов труда, материальных и иных благ.
3. Политический режим этого периода можно охарактеризовать как тоталитарный - Советское государство вмешивалось во все сферы жизнедеятельности общества, контролировало функционирование всех общественных организаций, вторгалось в личную жизнь граждан. Все это породило социальное иждивенчество. При этой идеологии многие члены общества, соглашаясь на контроль со стороны государства, рассчитывали на непосредственную помощь, заботу государства в сфере образования, здравоохранения, науки, социального страхования и даже личной сфере, трудовой деятельности (формальное отсутствие безработицы, обеспечение занятости), в других областях жизни общества.
4. Законодательная власть функционировала с помощью указов, которые принимал Президиум Верховного Совета СССР (РСФСР), которые иногда даже не утверждались Верховным Советом СССР (РСФСР).
Такая практика позволяла оперативно осуществлять прорывы в отдельных областях жизни, главным образом технических, технологических, но позволяла проводить в жизнь и антидемократические, геноцидные, антигуманные решения, направленные против отдельных этносов, социальных групп (в частности, интеллигенции), против принципов гуманизма (например, 15 февраля 1947 г. был издан следующий нормативно-правовой акт - о запрещении браков между гражданами СССР и иностранцами).
Словом, форма правления в Советском государстве, его реальная жизнь являли собой разрыв между формально провозглашенными и даже конституционно закрепленными правами, целями, идеалами, другими характеристиками и фактической практикой организации и функционирования государства.
Тот же разрыв происходил и в национально-государственном и административно-территориальном устройстве. В определенные периоды провозглашенное федеративное устройство России фактически было унитарным - и это также стало одной из особенностей Советского государства.