Самостоятельная работа студента. [с учетом особенностей тематического плана очной формы обучения студентов]
[с учетом особенностей тематического плана очной формы обучения студентов]
Содержание самостоятельной работы студентов очной формы обучения в значительной мере определяется заданиями, получаемыми от преподавателей в рамках аудиторных занятий.
К особенностям самостоятельной работы студентов очной формы обучения относится:
использование электронной библиотеки и иных электронных ресурсов;
активное участие в научно-практических конференциях, научных конкурсах, олимпиадах, факультативных курсах;
сбор, обобщение и анализ нормативных источников и иных материалов для участия в деловых играх, предусмотренных планами практических занятий.
использование опыта своей практической деятельности для подготовки к аудиторным занятиям по конституционному праву.
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Кол-во часов СРС | Виды самостоятельной работы студентов |
Модуль 1 | |||
Конституционное право в системе российского права | ●Изучение темы по нескольким учебникам. ●Работа с заданными федеральными законами. ●Составление сравнительной таблицы законов РФ о поправках к Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов. ●Работа с нормативными актами субъектов РФ, муниципальными актами – источниками конституционного права России. ●Подбор примеров составов конституционно-правовой ответственности. | ||
Конституция Российской Федерации и ее развитие | ●Изучение вопроса о сущности Конституции по нескольким учебникам. ●Составление проекта закона РФ о поправке к Конституции. ●Подготовка проекта акта, вносящего изменение в ст. 65 Конституции РФ. ●Работа с конституциями (уставами) субъектов РФ. ●Толкование статей Конституции с использованием различных способов и видов. ●Анализ постановлений Конституционного Суда РФ о толковании отдельных статей Конституции РФ. | ||
Модуль 2 | |||
Основы конституционного строя Российской Федерации | ●Анализ статей главы 1 Конституции РФ, установление их наименования. ●Подготовка презентаций. ●Изучение правовых позиций Конституционного Суда РФ об основах конституционного строя Российской Федерации. ●Анализ постановлений Конституционного Суда РФ по вопросам народовластия. ●Решение задач. ●Составление документа о регистрации политической партии. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека по вопросам темы. ●Решение задач. ●Подготовка пакета документов о создании общественного объединения. | ||
Модуль 3 | |||
Основы правового статуса личности в Российской Федерации | ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека о принципах правового статуса человека и гражданина. ●Решение задач. | ||
Гражданство Российской Федерации | ●Подготовка консультации по вопросам гражданства Российской Федерации. ●Решение задач. ●Составление документа о приеме в гражданство Российской Федерации. | ||
Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и иных лиц с особенностями правового статуса в Российской Федерации | ●Подготовка проекта заявления о предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца. ●Составление перечня документов, необходимых для получения визы. ●Решение задач. | ||
Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации | ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ, связанных с реализацией конституционных прав, свобод и обязанностей. ●Решение задач. | ||
Система гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации | ●Подбор информации по вопросам, связанным с гарантиями прав человека. ●Решение задач. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ. ●Составление жалобы о нарушении конституционных прав. | ||
Модуль 4 | |||
Федеративное устройство России | ●Составление таблицы основных этапов развития российского федерализма. ●Решение задач. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ о принципах российского федерализма. ●Изучение статей конституции (устава) субъекта РФ, закрепляющих компетенцию субъекта РФ. ●Составление экспертного заключения об их соответствии или несоответствии Конституции РФ. ●Изучение федеральных законов в части закрепления разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ. ●Составление схемы этапов принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ. ●Изучение положений конституций (уставов) субъектов РФ, закрепляющих компетенцию субъектов РФ. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам статуса субъектов РФ. ●Анализ судебной практики по вопросу изменения границ между субъектами РФ, изменения административно-территориального устройства. ●Изучение законов субъектов РФ об их административно-территориальном устройстве. | ||
Модуль 5 | |||
Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации | ●Составить таблицу системы органов государственной власти в РФ. ●Изучение законодательства о государственных органах, не являющихся органами государственной власти (Прокуратура, Следственный комитет, Центробанк, ЦИК России и др.) ●Решение задач. | ||
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации | ●Решение задач. ●Обзор судебной практики судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека по вопросам реализации принципов избирательного права. ●Обзор судебной практики судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека по вопросам реализации принципов избирательного права. | ||
Модуль 6 | |||
Президент Российской Федерации | ●Решение задач. ●Подборка и анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ о полномочиях Президента РФ. ●Выявление в действующих законах полномочий Президента РФ, не обозначенных в Конституции, «скрытых» полномочий. | ||
Федеральное Собрание Российской Федерации | ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда по вопросам формирования палат, их компетенции. ●Решение задач. ●Составление проекта повестки заседания палаты Федерального Собрания. ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда по вопросам статуса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. ●Составление экспертного заключения. ●Подбор и анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ о законодательном процессе. ●Подбор федеральных законов – источников КПР, которые по-разному вступили в силу. ●Составление пояснительной записки о необходимости принятия конкретного закона и подготовка его концепции. | ||
Правительство Российской Федерации | ●Анализ правовых позиций Конституционного Суда по вопросам статуса Правительства РФ. ●Решение задач. | ||
Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации | ●Составление схемы судебной системы России. ●Подбор и анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ о судебной власти. ●Решение задач. ●Изучение законов нескольких субъектов РФ о порядке назначения и обеспечения деятельности мировых судей. ●Обзор по материалам сайтов судов доступности информации о деятельности судов. | ||
Конституционный Суд Российской Федерации | ●Составление проекта конституционной жалобы по заданной фабуле. ●Выполнение задач и упражнений. ●Составление таблицы отличительных особенностей конституционного судопроизводства. ●Изучение правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам обращения с конституционной жалобой граждан. ●Подготовка устной консультации о порядке обращения в Конституционный Суд РФ. | ||
Модуль 7 | |||
Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации | ●Составление обзора правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам организации государственной власти в субъектах РФ. ●Решение задач. | ||
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации | ●Составление схемы организации местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании («малой Родине»). ●Изучение правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления. | ||
Всего часов |