Манипулирования политическим поведением (семинар)
Вопросы для дискуссии
1. Механизмы манипулирования политическим поведением в массовой коммуникации.
2. Роль средств массовой информации в манипулировании политическим поведением.
3. Роль символов и ритуалов, транслируемых СМИ, в манипулировании политическим поведением.
4. Стереотипы восприятия массового сознания как объект манипулирования политическим поведением.
Обязательная литература
Андреев А.Л. Политическая психология. М.: Весь мир, 2002. С. 30–45.
Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981. С. 62–88.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции. СПб.: Речь, 2003. С. 108–145.
Егорова-Гантман Е.В., Байбакова В.Б., Плешаков К.В. Политическая реклама. М.: Никколо-М, 1999. С. 182–203.
Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи.Лекции по социальной и политической психологии. СПб.: Питер, 2003. С. 100–110.
Ольшанский Д.В. Психология масс.СПб.: Питер, 2002. С. 11–32.
Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. С. 92–127.
Дополнительная литература
Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. С. 278–349.
Гусев Д.Г., Матвейчев О.А., Хадеев Р.Р., Чернаков С.Ю. Уши машут ослом: современное социальное программирование. Пермь: ПГУ, 2002. С. 71–90.
Леви Р. Механизмы манипуляции: защита от чужого влияния / Пер. с англ. М.: И.Д. Вильямс, 2007. С. 367–392.
Мехлер Г. Власть и магия PR. СПб.: Питер, 2004. С. 45–67.
Ольшанский Д.В. Политический PR. М.; СПб., 2003. С. 204–238.
Политический имидж: «секреты» манипуляции массовым сознанием: Сб. науч. статей. СПб.: ГЦРОС, 2000. С. 18–29.
Цуладзе А.М. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. С. 82–116.
Щепанская Т.Б.Символика молодежной субкультуры. СПб.: Наука, 1993.С. 149–165.
Задания для самостоятельной подготовки
При подготовке к дискуссии на семинарском занятии необходимо ответить на ряд следующих стимулирующих вопросов:
· Являются ли современные СМИ орудием манипуляции массовым сознанием и как этому можно противостоять?
· В чем заключается эффект наркотизации, производимый СМИ, во время информационной кампании политика (ответить на этот вопрос нужно опираясь на современный опыт информационной кампании одного из действующих российских политиков)?
· В чем проявляется значение символики и ритуалов в создании публичного имиджа политика в процессе массовых коммуникаций (ответ проиллюстрируйте примерами из действующей отечественной практики)?
· Что такое окольный и прямой путь убеждения, используемый СМИ в коммуникациях со зрителями и читателями, как ими может воспользоваться начинающий политик?
· Определите роль стереотипов в манипуляционном управлении общественным мнением отдельных политиков или политических партий (на примерах современной отечественной политической практики).
Для успешного понимания обсуждаемой на семинарском занятии темы решите следующий кейс.
Изучите представленный событийный контекст СМИ.
Январь − февраль 2006 г.
1. Незначительное повышение цен на соль в ряде регионов центральной России.
2. Искусственное уменьшение предложений по соли со стороны торговли.
3. Появление в сети массовой коммуникации информации о том, что Украина в ответ на повышение Россией цены на поставляемый ею газ повышает в свою очередь цены на поставляемую в Россию соль и уменьшает объем этих поставок более чем на 25%.
4. Исчезновение «дешевой» соли из розничной продажи.
5. Появление в СМИ информации о том, что в ряде регионов страны наблюдается ажиотаж населения вокруг дефицита дешевой соли и что для такого ажиотажа нет веских оснований.
6. Появление в СМИ опровержения циркулирующей среди населения информации об ограничении поставок соли из Украины, согласно которому поставки из соседней республики осуществляются в полном объеме, а объем этих поставок не превышает более 5% от нужд России. Она производит 95% соли и поставки с Украины не влияют на удовлетворение спроса по этому продукту со стороны россиян.
7. Массовое ежедневное повышение цен на соль.
8. Массовое ежедневное повышение цен на сахар, крупы, спички.
9. Циркуляция среди населения информации о сговоре товаропроизводителей и продавцов о синхронном повышении цен на свои товары ради получения сверхприбыли.
10. Появление среди недовольных граждан требований об отставке мэров городов, а в ряде регионов даже губернаторов из-за их якобы сговора с товаропроизводителями и продавцами, при котором сами руководители городов и регионов страны, где наблюдается ажиотаж вокруг данных товаров, имеют свою заинтересованность, простимулированную товаропроизводителями и продавцами дефицитных товаров.
11. Усилия товаропроизводителей и даже ряда местных властей по резкому повышению предложений по товарам, вокруг которых наблюдается ажиотаж общественности, наполнение рынка относительно дешевой продукцией данной категории и контроль местных властей за ценами на этот товар.
12. Спад со стороны населения ажиотажа вокруг соли, сахара, крупы и спичек и установление стабильного баланса спроса и предложения на эти товары, который был до начала анализируемого событийного контекста.
Задания
1. Почему данный событийный контекст проявил себя именно в январе – феврале и причем здесь межгосударственные отношения России и Украины, как это повлияло на ход развития описываемых в кейсе событий? Использование каких механизмов влияния на массовые коммуникации принесло успех маркетинговой манипуляционной кампании солевых производителей России в начале 2006 г.? Проанализируйте политические последствия данных событий.
2. Выясните, какие каналы массовой коммуникации и какие манипуляционные техники использовались в данной маркетинговой кампании. В чем проявилось неправильное использование СМИ, которые не только не смогли остановить ажиотаж населения вокруг соли, но и еще более подогрели этот ажиотажный спрос? Какой механизм массовой коммуникации при этом сработал, как это могли использовать политики в своих политических практиках?
3. Раскройте сущность процесса данного маркетингового воздействия на потребителя и дайте возможные варианты противостояния со стороны потребителя данным манипуляционным маркетинговым технологиям, которые также могут быть применены в ходе избирательных кампаний заинтересованными в них акторами.
На занятии – обсуждение предложенных решений по данному кейсу.