Политическая психология как наука о манипулировании массовым политическим поведением
Тема 10 РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ МИФОВ В МАНИПУЛИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ
Влияние культурных, этнических и религиозных элементов массового сознания на выработку содержания политических мифов. Классификация существующих политических мифов.
Структура политического мифа. Идентификационная дихотомия «мы–они» как модель мифологической картины мира масс. Образы героя и врага в политическом мифе. Образ границы в мифологемах общественного мнения.
Образ пространства и времени в политической мифологии. Пространственный (региональный) и временной (этнический) компоненты мифологической самоидентификации социальных и политических групп.
Образ вождя (тотема) в политической мифологии. Культурный герой и специфика мифопроектирования имиджа политического лидера. Роль символов и ритуалов в политической мифологии. Национальная символика государства как аудиовизуальная атрибутика национального политического мифа сообщества граждан страны.
Тема 11 МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ФОРМА МАНИПУЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ
Основные элементы процесса массовой коммуникации и их роль в процессе манипулирования политическим поведением. Роль СМИ в современном обществе и их возможности манипуляции массовым сознанием.
Субъект и источник коммуникации. «Белая», «серая» и «черная» формы воздействия субъекта коммуникации на его объект. Воздействие шумовых помех и применение их в манипуляциях общественным мнением.
Основные психологические механизмы воздействия на политическое поведение личности. Соотношение механизмов убеждения и внушения в осуществлении современной политической коммуникации. Виды механизмов внушения: внушение через большинство, внушение через авторитет, внушение через страх, внушение через опровержение и их роль в процессе манипулирования политическим поведением. Возможности использования механизмов подражания, повторения и эмоционального заражения при осуществлении массовой коммуникации политика с общественностью.
Тема 12 ПРОЦЕСС МАНИПУЛЯЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ
Психологические особенности проведения политического маркетинга и политической рекламной кампании. Возможности использования методов и механизмов манипуляции в коммерческой рекламе для манипуляционного управления политическим поведением.
Воздействие на политическое поведение граждан в рамках политической (избирательной) кампании. Основные этапы организации политической кампании, направленные на манипуляционное управление политическим поведением. Ограничения манипуляционного управления политическим поведением личности.
Средства массовой информации как каналы воздействия на политическое поведение. Манипуляционные технологии раскрутки и глушения информационных поводов в СМИ. Психологические особенности опосредованного и непосредственного воздействия СМИ на политическое поведение личности.
Психологические закономерности массового стихийного поведения и их использование в воздействии на политическое поведение. Специфика организации массовых мероприятий и различные сценарии их проведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебники и учебные пособия
Андреев А.Л. Политическая психология. М.: Весь мир, 2002. 240 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2008. 363 с.
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 445 с.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. 304 с.
Ольшанский Д.В. Основы политической психологии: Учеб. пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 496 с.
Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь: Учеб. пособие для вузов. М: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 576 с.
Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб.: Питер, 2002. 576 с.
Ольшанский Д.В. Психология современной российской политики: Хрестоматия по политической психологии для вузов. М: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 656 с.
Политическая психология: Учеб. пособие для вузов. М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 858 с.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Аспект-Пресс, 2001. 445 с.
Соловьев А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии: Учеб. М., 2004. 559 с.
Стоун Р. Политическая психология. М., 1996. 326 с.
Шестопал Е.Б. Политическая психология. М.: Аспект-Пресс, 2007. 427 с.
Шестопал Е.Б. Политическая психология: Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 2007. 448 с.
Юрьев А.И. Введение в политическую психологию.СПб.: ЛГУ, 1992. 312 с.
Обязательная литература
Абашкина Е., Егорова-Гантман Е., Косолапова Ю., Разворотнева С., Сиверцев М. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером.Психологическое пособие для политиков: В 2 кн. М.: АНТИКВА, 1993. Кн. 1. 221 с.; Кн. 2. 423 с.
Адорно Т. и др. Исследование авторитарной личности. М.: Академия исследований культуры, 2001. 416 с.
Артемов В.Л. По тылам психологической войны. М.: Молодая гвардия, 1973. 208 с.
Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. М.: Российская академия управления, 1992. 135 с.
Богомолова М. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: МГУ, 1991. 126 с.
Боришполец К.П. Методы политических исследований. М.: Аспект-Пресс, 2005. 320 с.
Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981. 280 с.
Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. 367 с.
Деркач А.А., Селезнёва Е.В. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты.М.: Мысль, 1985. 310 с.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции. СПб.: Речь, 2003. 304 с.
Жмыриков А.Н. Психология политического лидерства в современной России.Н. Новгород: Нижегор. гуманитар. центр, 1996. 190 с.
Зайцева И.В., Пешков А.И. Типология политического лидерства.СПб., 1997. 27 с.
Ирхин Ю.В., Котеленец Е.А., Слизовский Д.Е. Проблемы теории и психологии политики. М.: РГГУ, 1996. 224 с.
Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учеб. пособие. М.: Педагогическое об-во России, 2000. 544 с.
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2004. 527 с.
Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство:Исследование лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск: Поморский международ. пед. ун-т, 1996. 256 с.
Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М.: Аспект-Пресс, 1999. 270 с.
Лебон Г. Психология народов и масс. М.: Макет, 1995. 320 с.
Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1999. 246 с.
Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. М.: Фонд «Общественное мнение», 2004. 384 с.
Менегетти А. Психология лидера. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2002. 208 с.
Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 480 с.
Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи:Лекции по социальной и политической психологии. СПб.: Питер, 2003. 192 с.
Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: Открытие спирали молчания/ Пер. с нем. М.: Прогресс; Академия, 1996. 351 с.
Ольшанский Д.В. Психология масс.СПб.: Питер, 2002. 368 с.
Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М.: Омега-Л, 2007. 266 с.
Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания: на материале политического менталитета. М.: МГУ, 1997. 214 с.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. 232 с.
Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М.: Ин-т практ. психологии. 1996. 344 с.
Соколов И.В. Как стать президентом: Технология популярности. Минск: Белорус. об-во «Книга», 1995. 159 с.
Тард Г. Общественное мнение и толпа / Пер. с фр. М.: КСП+, 1999. 203 с.
Узнадзе Д.Н. Теория установки. М.: ИПП, 1997. 448 с.
Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Питер, 2006. 400 с.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2007. 624 с.
Холл К.С., Линдсей Г. Теория личности. М.: КСП+, 1997. 720 с.
Чалдини Р. Психология влияния / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999. – 270 с.
Шербинина Н.Г. Теории политического лидерства.М.: Весь мир, 2004. 184 с.
Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. 213 с.
Шестопал Е.Б. Личность и политика: Критический очерк современной западной концепции политической социализации. М.: Мысль, 1988. 205 с.
Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской элиты. М., 2000. 431 с.
Дополнительная литература
Алаев Л. Россия и опыт восточных демократий // Знамя. 1992. № 2. С. 205–217.
Алдер Х. НЛП: современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2000. 160 с.
Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. 1992. № 4. С. 122–134.
Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2005. 302 с.
Арендт X. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. М.: Центр-Ком, 1996. 672 с.
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. 303 с.
Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с.
Асмолов А.Г., Березин И.С., Борисов А.Ю., Жамкочьян М.С. и др. Президент по выбору. Моделирование желаемого будущего. М.: Слово, 2000. 190 с.
Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. 144 с.
Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. М.: Академ. проект, 2008. 351 с.
Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М.: РАН, Ин-т народнохоз. прогнозирования, 1993. 349 с.
Бозрикова Л., Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением (обзор исследований в США) // Социальная психология за рубежом. М., 1974. Вып.1. С. 65–77.
Болл Т. Власть // Полис. 1993. № 5. С. 36–42.
Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. 1997. № 2. С. 18–32.
Войтоловский Л. Очерки коллективной психологии. М.; Птг., 1923–1925. Ч. 1: Психология масс. 300 с.
Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России. М.: Интеллект, 1998. 416 с.
Гозман Л.Я. Психология в политике – от объяснения к воздействию // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 38–51.
Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М.: НОУ МЭЛИ, 1999. 168 с.
Гринстайн Ф. Личность и политика // Социально-политические науки. 1991. №10. С. 67–74.
Гусев Д.Г., Матвейчев О.А., Хадеев Р.Р., Чернаков С.Ю. Уши машут ослом: современное социальное программирование. Пермь: ПГУ, 2002. 640 с.
Дубов И.Г., Пантелеева С.Р. Восприятие политического лидера // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 6. С. 25–34.
Евгеньева Т.В. Архаическая мифология в современной политической культуре // Полития. 1999. № 1. С. 33–47.
Егорова-Гантман Е. Игры в солдатики. Политическая психология президентов. М.: Николло-М, 2003. 336 с.
Захаров А.В. Народные образы власти // Полис. 1998. № 1. С. 23–35.
Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. М.: Знание, 1994. 265 с.
Каверин С.Б. Потребности власти. М.: Знание, 1991. 124 с.
Карделл Ф.Д. Психотерапия и лидерство. СПб.: Речь, 2000. 232 с.
Карминес Э.Г., Хакфельд Р. Политическое поведение: общие проблемы // Политическая наука: новые направления. М.: Вече, 1999. С. 235–261.
Карнышев А.Д., Жуков К.С., Шестак В.Ф. Психология и технология политического соперничества. М.: ИМА-пресс, 2002. 207 с.
Комаровский В.С. Типология избирателей // Социологические исследования. 1990. № 3. С. 56–67.
Косопкин А.С. Психология парламентского законотворчества: к столетию российского парламентаризма. М.: Наука, 2006. 180 с.
Крамник В.В. Власть и мы: ментальность российской власти – традиции и новации // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В.Ю. Большакова. СПб., 2000. С. 90–142.
Левада Ю.А. Ищем человека: Социологические очерки. 2000–2005. М.: Новое издательство, 2006. 384 с.
Левада Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993–2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000. 576 с.
Леви Р. Механизмы манипуляции: защита от чужого влияния / Пер. с англ. – М.: И.Д. Вильямс, 2007. 432 с.
Лосев А. Диалектика мифа. М: Мысль, 1991. 560 с.
Макгроу К. Политическая методология: планирование исследований и экспериментальные методы // Политическая наука: новые направления. М.: Вече, 1999. С. 748–765.
Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
Мехлер Г. Власть и магия PR. СПб.: Питер, 2004. 173 с.
Наполитан Дж. Электоральная игра. М.: Никколо-М, 2002. 400 с.
Нечаев В.Д. Региональный миф в политической культуре современной России. М.: РАН, 1999. 196 с.
Николаев П.И. Психологическая характеристика политического лидера. Тамбов: ТГУ, 2002. 16 с.
Ольшанский Д.В. Политический PR. М.; СПб., 2003. 544 с.
Политический имидж: «секреты» манипуляции массовым сознанием: Сб. науч. статей. СПб.: ГЦРОС, 2000. 167 с.
Райх В. Психология масс и фашизм. СПб.: Университетская книга, 1997. 382 с.
Ракитянский Н. Портретология власти. М.: Наука, 1999. 263 с.
Ракитянский Н.М. Семнадцать мгновений демократии. Лидеры России глазами политического психолога. М.: Стольный град, 2001. 177 c.
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.
Рукавишников В.О., Холмэн Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М.: Совпадение, 1998. 215 с.
Рыскова Т.М. Политический портрет как метод диагностики статуса и влиятельности лидера // Вестник МГУ. Сер. 12 «Политические науки». 1996. № 4. С. 78–82.
Савченко И.С. Профессиональная дисциплина парламентской деятельности. М.: Интеграция, 2005. 269 с.
Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. 292 с.
Слизовский Д.Е., Шуленина Н.В. Политическое лидерство в России: история, опыт, проблемы. М.: РУДН, 2006. 645 с.
Соловьев А.И. Особенности механизма принятия государственных решений в постсоветской России: социокультурные и психологические параметры // Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика. М.: Дело, 1998. С. 155–159.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академ. проект, 2003. 450 с.
Таранцов В.П. Лидерские технологии в зеркале политической культуры. Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ, 1999. 56 с.
Теория и методы в социальных науках. М.: Норма, 2003. 450 с.
Узнадзе Д. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. 210 с.
Ушакова Т.Н., Латыпов В.В., Павлова А.А., Павлова Н.Д. Ведение политических дискуссий. Психологический анализ конфликтных выступлений. М.: Akademia, 1995. 145 с.
Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. СПб.: Алетейя, 2000. 320 с.
Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб.: Курьер, 2003. 340 с.
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М.: Наука, 1992. 158 с.
Фрейд 3. Коллективная психология и анализ «Я». М.: АСТ, 2004. 192 с.
Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро Вильсон. 28-й президент США. Психологическое исследование. М.: Мысль, 1992. 287 с.
Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. М.: Академ. проект, 2007. 271 с.
Цуладзе А.М. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. 336 с.
Человек, политика, психология // Вопросы философии. 1995. № 4. С. 3–23.
Шевченко Ю. Политическое участие в России // PRO et contra. 1998. № 3. С. 37–48.
Шейнов В.П. Психология лидерства и власти. М.: Ось–89, 2008. 608 с.
Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М.: РОССПЭН, 2000. 431 с.
Шестопал Е.Б. и др. Образы власти в постсоветской России. М.: Алетейа, 2004. 536 с.
Щепанская Т.Б.Символика молодежной субкультуры. СПб.: Наука, 1993. 340 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
Эриксон Э.Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Пер. с англ. М.: Медиум, 1996. 560 с.
Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб.: Гнозис; Прогресс-Комплекс, 1994. 376 с.
Юнг К.Г. О современных мифах: Сб. трудов.М.: Практика, 1994. 251 с.
Юри У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми. М.: Мир книги, 1997. 425 с.
Литература на иностранных языках
Allport G.W. The nature of prejudice. Cambridge: Addison-Wesley, 1954.
Cassirer E. The Myth of the State. – Yale: Yale Univ. Press, 1963.
Convers P., Mille W., Rysk I., Wolf. F. Continuity and Change in American Politics //APSR. Vol. 63. № 4. P. 1083–1105.
Cohen A. The symbolic constitution of community. Chichester; London: Tavistock, 1985.
Eysenk H. The Psychology and Politics. L.: Routledge & Kegan-Paul, 1954.
Fleron F., Hann J., Reisinger W. Public opinion surveys and political culture in post-Soviet Russia. Washington, 1997.
Furnham A., Bocher S. Culture Shock: Psychological reactions to unfamiliar environments. London; N.Y., 1986.
Goutorov V., Koryushkin A., Meyer G. Political Culture and Political Change in Post-Communist States. St. Petersburg: St. Petersburg University Press, 1997.
Kavanagh D. Political Science and Political Behaviour. L.: Allen and Unwin, 1983.
Kelly C. Intergroup differentiation in a political context // British Journal of Social Psychology, 1988. Vol. 27. P. 319–332.
La Piere R. Attitude versus action // Attitude Theory and Measurement. N.Y.: John Wiley, 1967.
Lasswell H. Psychopathology and Politics. Chicago: University Press, 1931.
Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago: Chicago Univ. Press, 1984.
Political Culture and Political Change in Communist States. N.Y.: Gray Holmes & Meier Publ. Inc, 1979. Introduction.
Politics, communication, and culture. London; New Delhi, 1997.
Ресурсы Интернета
Информационный ресурсный центр по практической психологии в том числе в области политической психологии. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.psyfactor.org/policy.htm.
Профессиональный портал политологических исследований [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.politstudies.ru.
Сайт журнала международной ассоциации политических психологов «Political Psychology» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.ispp.org.
Сайт кафедры психологии и социологии политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.polpsy.philos.msu.ru.
Сайт кафедры политической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.politpsy.ru.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
(в часах)
Тема | Лекции | Семинары |
1. Введение | – | |
2. Политическое участие | ||
3. Мотивация политического поведения | ||
4. Поведение в ситуации политического конфликта | ||
5. Типы политических ориентаций | ||
6. Социальная установка и политическая ориентация | ||
7. Механизмы политических ориентаций | ||
8. Мотивация политического лидерства | ||
9. Личность политического лидера | ||
10. Имидж политического лидера | ||
11. Роль политических мифов в манипулировании политическим поведением | ||
12. Массовая коммуникация как форма манипулирования политическим поведением | ||
13. Процесс манипуляции политическим поведением | ||
Итого |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
1. Становление политической психологии как самостоятельной науки.
2. Политико-психологические исследования в необихевиористском и интеракционистском подходах.
3. Психоаналитический подход к исследованию политического поведения.
4. Психоаналитический подход к исследованию политического лидерства.
5. Использование достижений когнитивной психологии для исследования политических ориентаций личности и группы.
6. Уровни политического участия. Вербальное и реальное политическое участие граждан.
7. Массовые формы стихийного политического поведения.
8. Структура потребностей личности и ее влияние на политическое поведение.
9. Потребности социального существования и их проявления в политической жизни общества.
10. Потребность в принадлежности к общности как мотив политического поведения.
11. Анализ политического поведения с точки зрения современного психоанализа.
12. Нетерпимость в политических коммуникациях как форма компенсации комплекса неполноценности.
13. Конформизм как основание политического поведения.
14. Роль средств массовой информации в формировании у граждан политических установок и стереотипов.
15. Различие культурных, этнических и религиозных установок и стереотипов как основание политического конфликта.
16. Толерантное сознание как основа предотвращения политических конфликтов.
17. Психологические механизмы выработки путей разрешения политических конфликтов.
18. Основания выработки политических ориентаций.
19. Нетерпимость как один их признаков проявления личностной характеристики авторитарного типа.
20. Систематизированная и стихийная политическая ориентация.
21. Проблема социальной установки в западной и отечественной психологической науке.
22. Основные свойства социальной установки и ее социально-психологические функции в политической коммуникации.
23. Способ формирования социальной установки у человека.
24. Роль механизма идентификации в формировании политических ориентаций личности.
25. Образ врага как основание для идентификации в условиях социокультурного кризиса.
26. Дихотомия «мы–они» как основание для выработки политической идентификации у личности.
27. Роль механизма стереотипизации в формировании политических ориентаций.
28. Потребность во власти как мотив политической активности лидера.
29. Потребность во власти как потребность в контроле над людьми и событиями.
30. Потребность во власти как потребность в достижении успеха в политической деятельности.
31. Потребность во власти как потребность в получении одобрения со стороны окружающих.
32. Значение личностных характеристик политического лидера в политическом процессе.
33. Концепция когнитивной сложности политического лидера.
34. Стили руководства политического лидера.
35. Основные механизмы восприятия политического лидера массовым сознанием.
36. Идентификация с лидером как способ формирования массового сознания у общественности.
37. Личностные характеристики харизматического лидера.
38. Политическая мифология и манипулирование общественными настроениями.
39. Основные элементы осуществления процесса массовой политической коммуникации.
40. СМИ в политической коммуникации. Методы и техники манипулирования общественным сознанием, используемые СМИ.
41. Понимание в политической коммуникации. Помехи и преграды в процессе политической коммуникации.
42. Политический диалог: техника ведения диалога и его «враги».
43. Стратегии политического диалога: информирование, достижение компромисса, победа над оппонентом.
44. Определение политической аргументации. Основные модели политической аргументации.
45. Политические переговоры. Правила и принципы ведения эффективных переговоров.
46. Субъект и источник политической коммуникации. «Белая», «серая» и «черная» формы воздействия на массовое сознание.
47. Основные психологические механизмы воздействия на политическое поведение граждан.
48. Возможности использования методов и механизмов коммерческой рекламы в манипулировании политическим поведением.
49. Воздействие на политическое поведение в рамках политической (избирательной) кампании. Основные этапы организации кампании.
50. Средства массовой информации как каналы формирования массового сознания и поведения.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Пояснительная записка
Семинарские занятия по курсу «Политическая психология» предназначены для студентов 3-го курса дневного отделения ФИПП РГГУ (20 ч), обучающихся по специальности «Политология» (специалитет, бакалавриат) и имеют своей целью взаимодополняемость и дифференциацию полученных на лекционных занятиях профессиональных представлений о предмете этого учебного курса. Выработанные на лекционных занятиях теоретические представления апробируются на семинарских занятиях путем анализа прочитанной литературы и погружения участников семинара в плоскость реальной политики, а также игрового моделирования отдельных политических событий на практических занятиях, проводимых в форме тренингов. На них отрабатываются практические навыки по предмету, основанные на ранее полученных в ходе проведения лекционных и семинарских занятий знаниях и умениях по данному учебному курсу.
Цель семинарских и практических занятий – закрепление теоретических знаний в области политической психологии основных акторов современного политического процесса.
Задачами семинарских и практических занятий являются:
· активизация теоретических знаний;
· выработка практических навыков их применения;
· формирование навыков работы в команде;
· обретение компетенции по принятию решений в ситуации неопределенности динамики текущего политического процесса;
· овладение навыками саморефлексии принятых в ходе семинарских и практических занятий решений по заданиям преподавателя.
При помощи семинарских и практических занятий студенты получают:
· знания об основах психологического восприятия политического процесса его акторами и выработки разных моделей поведения в политике;
· умения работать с научно-исследовательской литературой и переносить полученные ранее теоретические знания на конкретные решения, принимающиеся в ходе проведения практических занятий по предмету;
· навыки самостоятельного анализа политических явлений и процессов и принятие на его основе собственной модели ориентации в условиях современного российского политического процесса.
Самостоятельные творческие задания, которые даются в рамках семинарских и практических занятий, направлены на развитие способности студента решать прикладные политологические задачи путем проблемно-логического подхода. Совместная работа в процессе деловых игр и тренингов формирует у студентов компетенцию командной деятельности, что помогает лучшему пониманию психологии своего партнера по коммуникации и способствует оптимизации совместной деятельности по решению любой сложности практических политических задач в ситуации моделирования текущих политических практик.
Тренинги, проводимые на практических занятиях, выстроены в соответствии с основными задачами курса «Политическая психология» и учитывают возрастную динамику формирования профессиональных и личностных представлений у студентов, обучающихся на третьем курсе вуза, соответствующую периоду профессионализации самопознания и самоопределения. Для этого возрастного периода характерно быстрое развитие специальных способностей, напрямую связанных с выбранной профессиональной областью, что определяет усложнение и углубление дифференциации умственной деятельности учащихся. Поэтому в ходе проведения практических занятий предполагается овладение студентами навыками политико-психологического анализа предлагаемых смоделированных кейсов из реальной политической практики, навыками консультирования ее акторов, ведения политических переговоров, психологического сопровождения используемых политических технологий в современных политических реалиях. В состав тренингов входят ролевые игры, творческие задания, публичные выступления, тесты и др. Выбор той или иной формы тренинга определяется содержанием материала и целями обучения.
Во время тренинговых занятий студенты учатся:
· приемам ведения открытого стиля коммуникаций;
· основам понимания базовых эмоций партнера по коммуникации и признаков их выражения для направления коммуникации в деловое русло, а не обмена эмоциональными зарядами;
· признакам и способам выражения невербальной коммуникации и правильной ее интерпретации со стороны партнера по такой коммуникации;
· приемам конструктивного взаимодействия с партнерами по коммуникации для решения сформулированного во время тренинга задания;
· учету индивидуальных различий, проявляющихся в процессе общения с партнерами по коммуникации для установления делового контакта по решению задания тренинга.
Для эффективности решения заданий тренинга рекомендуется количественный состав группы на подобных занятиях в 10–15 человек. Деятельность учебных групп в ходе проведения практических занятий строго регулируется правилами работы в учебных группах, которые обсуждаются и принимаются участниками групп на первом практическом занятии по предмету.
Примерные правила работы в группе во время тренинга
1. Пунктуальность. Не опаздывать.
2. Стремиться быть активным участником того, что происходит.
3. Не отказываться от права сказать «нет», а также от права самому (самой) решать, как себя вести, как поступить в той или иной групповой ситуации.
4. Иметь право получать поддержку, помощь со стороны группы.
5. Иметь право высказывать свое мнение по любому вопросу.
6. Стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать. «Говорит один».
7. Ориентировать себя на то, чтобы проявлять активность, участвуя во всех событиях, процедурах, ситуациях, возникающих в ходе работы группы.
8. Использовать обращение на «ты» во время работы группы.
9. Высказываться только от своего имени и о том, что воспринято, прочувствовано, переживается, происходит здесь и сейчас.
10. Не давать оценок друг другу.
Этих правил следует особо острого придерживаться преподавателю курса и студентам при проведении рефлексии, в ходе которой подводятся итоги выполненного тренингового задания.
Преподаватель, ведущий практические занятия в виде тренингов может сам выбирать содержательную модель их проведения в зависимости от своих взглядов на проведение подобных форм учебных занятий. Таких моделей проведения подобного рода занятий может быть несколько:
1) тренинг как тренировка,в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного решения сформулированного преподавателем задания;
2) тренинг как форма активного обучения,целью которого является передача политико-психологических знаний по предмету, а также развитие некоторых практических умений и навыков;
3) тренинг как метод создания условий для самораскрытия участникови самостоятельного поиска ими способов решения поставленной задачи через систему самопрезентации собственных возможностей креативного решения сформулированного задания во время тренинга.
В зависимости от выбранной формы проводимого тренингового занятия преподаватель берет на себя разную роль. В первом случае он становится «тренером», делегирует «тренируемым» только малую часть ответственности и занимается «натаскиванием» для развития необходимых умений и навыков по предмету. Вторая модель тренинга предполагает роль «учителя», способного осуществлять сотрудничество с участниками, однако он обычно занимает позицию «сверху» и не рискует полностью отдавать членам тренинговой группы ответственность за них. При третьей модели тренинга преподаватель переходит к роли «ведущего», который берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, которые запускают механизм самоизменений студентов и переход их от дилетантского к профессиональному взгляду на предлагаемую ситуацию из политической практики, решить которую они должны по ходу тренингового занятия.
Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений. Кроме того, значительную роль здесь играет личность ведущего тренинговой группы, индивидуальный стиль и особенности которого могут порой идти вразрез с парадигмой того направления тренинга, в котором он работает, и иметь большее значение, чем применяемые им методики и приемы.
В технологический модуль курса включены дискуссии по проблемным вопросам, развивающие владение профессиональной терминологией, логикой аргументации. Все семинарские и практические занятия по курсу «Политическая психология» ведутся в дискурсивной диалоговой форме, при которой преподаватель играет роль модератора, направляющего развитие дискуссии по заранее сформулированным им вопросам и заданиям. Студенты в ходе проведения в подобной форме семинарских и практических занятий не только приобретают навыки политико-психологического анализа, выявляя ту проблему, которая, по их мнению, требует решения, но и самостоятельно определяют стратагему решения поставленной задачи. Такой подход позволяет сделать проводимые занятия более живыми, так как ход решения задания определяется содержанием, интересным большинству студентов, а следовательно, они будут заинтересованными участниками дискуссии.
Проводимые в ходе занятий дискуссии требуют от преподавателя и студенческой группы определенной подготовки, которая включает:
· определение конкретных актуальных политических проблем и восприятие их на уровне массового сознания общественности с целью выработки такого их решения, которое было бы позитивно воспринято большинством различных социальных групп общества;
· выделение и структурирование основных вопросов в рамках выбранной постановки проблемы (определение главных пунктов дискуссии);
· формулировку дополнительных провокационных вопросов с целью активизации дискуссии и рассмотрение всевозможных альтернатив решения поставленной проблемы;
· подбор конкретных материалов для подтверждения своей стратегии решения поставленной проблемы в развернувшейся дискуссии;
· проработку дополнительных примеров и сравнений;
· предварительное ознакомление со списком источников и литературы для участия в дискуссии.
В начале дискуссии преподаватель делает вступление, акцентируя внимание на основных сюжетах. Далее роль преподавателя заключается в том, что он направляет ход дискуссии, задавая продуманные провокационные вопросы, предлагая конкретные примеры и сравнения, контролирует участие студентов и фиксирует удачные и неудачные выступления, элементы поведения и др. Дискуссия завершается обзором высказываний участников и подведением итогов. На этом этапе также желательно не только выступление преподавателя, но и обобщающие саморефлексируемые высказывания самих участников дискуссии.
В качестве дополнительного задания по итогам дискуссии студентам может быть предложено подготовить краткое информационное сообщение о состоявшейся дискуссии в форме небольшого аналитического материала, адаптированного для восприятия широкой аудиторией. Это стимулирует более активное участие студентов в работе.
Основную часть методических тренингов составляют деловые и ролевые игры, моделирующие ситуации актуальных политических практик, и направлены на то, чтобы определить, как воспринимаются эти практики массовым сознанием, с целью нахождения оптимальных вариантов влияния на тот или иной тип политического поведения различных социальных и политических групп общественности.
Кроме того, ролевые и деловые игры направлены на развитие навыков командной работы студентов. Они получают общую задачу, которую должны решить в подгруппе. Это может быть как совместная работа на самом занятии, так и коллективная подготовка к нему. В процессе командной работы следует добиться того, чтобы полученный р