Тема 1. Понятие политического института
Факультет политических наук и социологии
Учебно-методический комплекс по дисциплине
ДС.Р.1 Политические институты |
(название дисциплины в соответствии с учебным планом) |
Для направления/специальности | . | Политология | |||
код | наименование специальности по ОКСО |
Кемерово
СОГЛАСОВАНО: | СОГЛАСОВАНО: | |||||||||||||||||||
Декан факультета ПНиС | Проректор | |||||||||||||||||||
по учебно-организационной работе | ||||||||||||||||||||
/В. В. Желтов | / | А. А. Мить | ||||||||||||||||||
( Ф.И.О. ) | ( Ф.И.О. ) | |||||||||||||||||||
от « | » | 2013 г. | от « | » | 2013 г. | |||||||||||||||
УМК обсужден и одобрен на заседании Ученого совета факультета ПНиС | УМК обсужден и одобрен научно-методическим советом КемГУ | |||||||||||||||||||
Председатель Ученого совета | Председатель НМС | |||||||||||||||||||
/ | / | |||||||||||||||||||
/ Ф.И.О. / | ( Ф.И.О. ) | |||||||||||||||||||
Протокол № | Протокол № | |||||||||||||||||||
от « | » | 2013 г. | от « | » | 2013 г. | |||||||||||||||
ОБСУЖДЕНО: | РАССМОТРЕНО: | ||||||||||||||||||||
УМК обсужден и одобрен на заседании кафедры политических наук | УМК обсужден и одобрен методической комиссией факультета ПНиС | ||||||||||||||||||||
Зав. кафедрой | Председатель методической комиссии | ||||||||||||||||||||
/В. В. Желтов | / | /Е. В. Гоосен | / | ||||||||||||||||||
(Ф.И.О.) | (Ф.И.О. ) | ||||||||||||||||||||
Протокол № | Протокол № | ||||||||||||||||||||
от « | » | декабря | 2012 г. | от « | » | января | 2013 г. | ||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Факультет политических наук и социологии
Кафедра политических наук
«Утверждаю»
Декан факультета политических
наук и социологии
В. В. Желтов
____________________
«16 » января 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу ДС.Р.1«Политические институты»
для специальности 030201.65 «Политология»
факультет политических наук и социологии
курс 3(1) экзамен 6 семестр (4курс)
семестр 6
лекции 26(12) часов
практические занятия 26(0) часов
самостоятельные занятия 43(83) часа
Всего часов: 95(95) часов
Составитель: ст. преподаватель В.А. Вольхина
Кемерово, 2013
Содержание
стр.
Рабочая программа курса…………………………………………3
Учебно-методические материалы………………………………26
Оценочные и диагностические средства итоговой
государственной аттестации и учебно-методическое
обеспечение их проведения……………………………………..34
Рабочая программа составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта ВПО по направлению030201.65 «Политология».
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
Протокол № 4 от 27 декабря 2012 г.
Заведующий кафедрой _____________В. В. Желтов
Одобрено методической комиссией
Протокол № 3 от 16 января 2013 г.
Председатель ______________ Е. В. Гоосен
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для студентов обучающихся по направлению «Политология».
Курс опирается на методологическую и методическую основу ряда дисциплин политико-управленческого блока.
Целью учебного курса является формирование у студентов навыков анализа деятельности политических институтов, функционирующих в рамках политической системы, давать научно обоснованную оценку политических отношений и их отдельных аспектов.
Основными задачами курса являются:
представить студенту, будущему специалисту в области управления, развернутые и систематизированные знания о совокупности политических институтов, их особенностях и роли в политических процессах;
сформировать целостное представление об элементах, структурах и процессах в рамках политических отношений;
ознакомить студентов с закономерностями и принципами политических отношений, особенностями формирования системы политических отношений на современном этапе развития России.
Курс состоит из лекционных, практических (семинарских), индивидуальных занятий, самостоятельной работы студентов и завершается итоговым контролем.
Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему.
Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного изучения студентом определенных вопросов курса по рекомендованной преподавателем материалам и литературе.
Текущий контроль проводится в процессе проведения всех видов занятий и предназначен для практической комплексной оценки освоения студентами соответствующих разделов курса.
2.Тематический план
Тематический план дает представление о последовательности изучения учебной дисциплины и характеризует структуру расчетной сетки часов в разрезе форм организации учебного процесса (лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельная работа студентов и др.). Выбор комплекса форм организации учебного процесса для курса «Политические институты» осуществляется в соответствии со спецификой его содержания и задач.
Объем часов | ||||||||
Аудиторная работа | ||||||||
№ | Название и содержание разделов, тем, модулей | Общий | Лекции | Практические (семинарские) | Лабораторные | Самостоятельная работа | Формы контроля | |
Дневная форма обучения | ||||||||
Понятие политического института | ||||||||
Нормативно-юридическая и социологическая традиции в изучении политических институтов | ||||||||
Проблемы современного анализа политических институтов | ||||||||
Функции политических институтов | ||||||||
Институциональная стабильность и процесс изменения политических институтов | ||||||||
Институциональный анализ: современное состояние и перспективы развития | ||||||||
Политические институты в макрополитической системе | ||||||||
Государство: современные концепции и классификация современных государств | ||||||||
Институты законодательной власти | ||||||||
Институты исполнительной власти: монарх, президент, правительство | ||||||||
Правительство | ||||||||
Бюрократия | ||||||||
Армия как социально-политический институт | ||||||||
Институты судебной власти | ||||||||
Итого | Экзамен | |||||||
Заочная форма обучения
Понятие политического института | |||||||
Нормативно-юридическая и социологическая традиции в изучении политических институтов | |||||||
Проблемы современного анализа политических институтов | |||||||
Функции политических институтов | |||||||
Институциональная стабильность и процесс изменения политических институтов | |||||||
Институциональный анализ: современное состояние и перспективы развития | |||||||
Политические институты в макрополитической системе | |||||||
Государство: современные концепции и классификация современных государств | |||||||
Институты законодательной власти | |||||||
Институты исполнительной власти: монарх, президент, правительство | |||||||
Правительство | |||||||
Бюрократия | |||||||
Армия как социально-политический институт | |||||||
Институты судебной власти | |||||||
Итого | Экзамен |
ПРОГРАММА КУРСА
«ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ»
Тема 11. Правительство
Правительство в монархиях и в республиках. Конституционная и неконституционная исполнительная власть. Разграничение полномочий по вертикали и по горизонтали. Председатель правительства. Совет министров, кабинет министров, кабинет президента. Различия правительства и кабинета. Способы формирования правительства. Индивидуальная и коллективная ответственность премьер-министра и министра в монархиях и республиках. Однопартийное, двухпартийное, коалиционное правительство. Беспартийное правительство. Парламентская система. Глава государства в парламентской системе. Премьер-министр и кабинет в парламентской системе. Проблема коллективной ответственности в парламентской системе. Институциональные характеристики президентской системы, ее достоинства и недостатки. Президентско-парламентская система, ее специфика: ответственность правительства перед парламентом (вотум недоверия) и право президента распустить парламент. Достоинства и недостатки этой системы. Премьеро - президентская система: только парламентская ответственность премьер-министра и кабинета. Особенности функционирования премьеро -президентской системы. Аппарат государственного управления. Высшее руководство государственным аппаратом в монархиях и в республиках. Министерства и ведомства. Государственные служащие. Материальные придатки исполнительной власти.
Тема 12. Бюрократия.
Историческая тенденция роста чиновничества. Теория бюрократии М. Вебера. Различение классической и политической бюрократии (подход Ф. Хэди). Административные структуры в условиях либеральной демократии. Принципы организации административного аппарата. Уровень централизации административной системы. Бюрократия в централизованных, децентрализованных и наименее централизованных демократиях. Административное рекрутирование в условиях либеральной демократии. Проблемы бюрократии в развивающихся странах. Администрация в условиях эгалитарно-авторитарного режима. Проблема контроля над бюрократией и варианты ее решения. Перспективы бюрократизма.
Тема 13. Армия
Армия как замкнутая, иерархически организованная корпорация государственных служащих. Проблемы контроля над армией. Модели гражданского контроля над армией: традиционная, либеральная и интегрирующая. Роль армии в развитых и слаборазвитых странах. Проблема предотвращения военных переворотов как недемократичного механизма передачи власти. Мотивы военных переворотов: национальные, классовые, этнические, личные, институциональные. Армия как устойчивый социальный институт и канал социальной мобильности. Роль устойчивого социального статуса офицерского корпуса.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 11. Правительство
1Правительство в монархиях и в республиках.
2 Способы формирования правительства.
3Виды правительств.
Литература:
Беляев А. Избирательные кампании: консолидация или разобщение общества? //Власть-2012-№8
Булгак О. Политическая реклама как составляющая часть предвыборной агитации //Власть-2012-№8
Быков И.А., Халл Т.Э.Цифровое неравенство и политические предпочтения интернет-пользователей в России// Полис-2011-№5
Гасумова С. Мониторинг соответствия интернет- ресурсов органов местного самоуправления законодательству РФ//Власть-2012-№1
Глазунова С. Netoкратия: власть в информационном обществе//Власть-2012-№7
Голосов Г. В. Партийные системы стран мира: региональное и хронологическое распределение, модели устойчивости//Политическая наука -2012-№3
Грачёв Г.А. Оценка политической стабильности на прошедших выборах парламента и президента России// Полис-2012-№3
Григорьева М. В. Институт выборов в авторитарных режимах: дискуссии в современной западной политической науке// Политическая наука -2012-№3
Дубровина О. Политический механизм осуществления международных связей регионов государств//Власть-2011-№10
Ефанова Е. Молодежный экстремизм как форма политического протеста//Власть-2011-№8
Зазаева Н. Политические коммуникации в современной России//Власть-2012-№7
Звягинцев М.Г. Влияние развития института государственной службы в России на организацию местного самоуправления//СГЗ-2010-№2
Константинова В. Блог президента как инструмент коммуникации власти и граждан//Власть-2010-№10
Краснов М. Личностный фактор в российской системе власти //Власть-2013-№1
Круглый стол журнала «Полис» Куда пойдет Россия: новые возможности и ограничения современного развития. Часть I // Полис-2013-№1
Мельвиль А.Ю., Стукал Д.К., Миронюк М.Г.Траектории режимных трансформаций и типы государственной состоятельности\\ Полис-№ 2 – 2012
Мяготин А.В.Общественная нравственность и моральный облик государственного служащего//СГЗ-2009-№1
Мяготин А.В. Профессиональная этика государственного служащего: современные ракурсы//СГЗ-2010-№1
Нежданов Д. Референдум легитимности-2012: технологии легитимации результатов выборов президента России, часть 1 //Власть-2012-№10
Нежданов Д. Референдум легитимности-2012: технологии легитимации результатов выборов президента России, 2-я часть //Власть-2012-№11
Павлова Т.В.Политическая активность как фактор политической модернизации// Модернизация и политика в ХХI веке / Отв. ред. Ю. С. Оганисьян; Ин-т социологии РАН. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - С. 306-319
Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство в России: состояние и перспективы// Полис-2013-№1
Перегудов С.П. Концепция «мониторинговой демократии»: в поисках альтернативных моделей политического развития// Полис-2012-№6.
Поляк Ю. Е.Электронные услуги: готовы ли к ним государство и население?\\ Россия и современный мир-2012-№2
Пономарев С. Государство в сети: новые институты коммуникации //Власть-2012-№11
Римский В.Л.Универсальные и коррупционные нормы взаимодействий в российской политике\\ Полис-2011-№4
Рябушко А. Влияние политических лидеров через личные блоги //Власть-2012-№11
Селиверстова Ю. Имидж политического лидера: создание, внедрение, актуализация //Власть-2011-№1
Сергеев В.М., Саруханян С.Н.Ближний Восток в поисках нового регионального центра\\ Полис-№ 2 – 2012
Слатинов В. Б. Реформирование государственной службы в России: институциональные эффекты и ловушки//Россия и современный мир -2012 - №1
Соколов А., Кириллова Е. Интернет-составляющая проекта «За честные выборы» //Власть-2012-№11
Старцева С. Выборы как основная форма политического участия молодежи//Власть-2012-№1
Сузи А. Формирование имиджа региона и гражданское участие //Власть-2012-№11
Темрезов Р. Информационно-коммуникативные технологии как ресурс политической власти в условиях политической глобализации//Власть-2010-№6
Урсу Н. Причины актуализации использования технологий политического манипулирования в СМИ современной России//Власть-2012-№1
Шестопал Е. Сдвиги в восприятии политиков российскими гражданами после выборов 2012//Власть-2012-№12
Харитонова О. Г. Недемократические политические режимы//Политическая наука -2012-№3
Яницкий О. Протестное движение 2011–2012 гг.: некоторые итоги //Власть-2013-№2
Тема 12. Бюрократия.
1Теория бюрократии М. Вебера. Различение классической и политической бюрократии (подход Ф. Хэди).
2Административные структуры в условиях либеральной демократии.
3 Принципы организации административного аппарата. Уровень централизации административной системы.
Литература:
Арапханова Л. Центр и регионы: взаимодействие элитных групп в постсоветской России //Власть-2011-№10
Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов//Режим доступа: http://www.isras.ru/analytical_report_bureaucracy.html
Гэртнер Ю.Политические решения в системе государственного управления: проблемы, теории и практики//СГЗ-2010-№1
Дергунова Н., Ошкин В. Факторы эффективности региональной политической элиты//Власть-2011-№5
Игрицкий Ю. И. Дуалистичное государство или старый добрый авторитаризм?//Политическая наука-2012-№1
Кравченко А., Мамычев А. Феномен бюрократизации права: постановка проблемы//Власть-2010-№3
КоуЦ. Элиты в контексте модернизации России //Власть-2012-№10
Малинова О. Ю. Мир российской политики глазами властвующей элиты// Политическая наука-2012-№1
Матасов М. Модели взаимодействия крупных бизнес-корпораций и государства в региональном формате //Власть-2013-№2
Нигматулин В. Политико-административная элита в процессе формирования и реализации национальной и региональных инновационных систем//Власть-2010-№9
Нисневич Ю. А.Стала ли Россия демократией?//Россия и современный мир -2012 - №1
О современной бюрократии-Режим доступа:http://donklass.com/2010-11-22-18-49-15/2010-11-22-19-03-04/91-CivicUA/467-2011-03-13-02-47-49.html
Очирова В. Региональная политическая элита с точки зрения возрастного представительства//Власть-2011-№8
Панкратов С., Истомин В. Образ жизни и идейно-политические предпочтения среднего класса на современном этапе модернизации России//Власть-2012-№3
Поляков А. К вопросу о методологии исследования политической элиты//Власть-2011-№2
Посухова О.Ю.Особенности карьерного пространства российского общества//СГЗ-2011-№7
Самохина М. В. Влияние незавершенных процессов становление нации на строительстводемократии// Политическая наука -2012-№3
Сытин С.В.Российская бюрократия как архитектор социально-политического ландшафта./СГЗ-2011-№1 Сытин С.В.Социологический портрет российского чиновничества/СГЗ-2010-№2 Устинкин С.В.Властная элита в современном политическом процессе. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2011. - 240 с. Устинкин С., Шунина А., Гинзбург Б. Партийно-советская номенклатура в условиях брежневской «кадровой стабильности»//Власть-2012-№7 Шмерлина И.А.Кодекс чести российского чиновника: наброски к программе эмпирического исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2012. № 4. С. 20-34. |
Тема 13. Армия
1Армия как замкнутая, иерархически организованная корпорация государственных служащих.
2 Проблемы контроля над армией.
3 Армия как устойчивый социальный институт и канал социальной мобильности.
Литература:
Бажуков В.И.Понятие военной культуры: проблемы становления.//СГЗ-2009-№1 Вахнина Л.В.Лишний солдат. Принудительный труд в Российской армии. 2012.http://www.demokratia.ru/docs/?content=doc&id=17 Дениско И.В Особенности политической культуры офицера-пограничника в современных условиях.//СГЗ-2010-№6 Закиров Р.Р.О престиже военной службы по контракту глазами молодежи//СГЗ-2011-№1 Закиров Р.Р. Престиж российского военнослужащего: сущность, показатели, динамика проявления.//СГЗ-2010-№2 Закиров Р.Р.Проблемы профессионализации военной службы по контракту в условияхреформирования вооруженных сил России//СГЗ-2010-№3 Котухов А.Н.Ценностныеоснования военнообразовательной деятельности//СГЗ-2009-№4 Краснопир С.Н.Управленческая культура офицера российской армии//СГЗ-2009-№5 Милов А.Н. Реализация социальных гарантий военнослужащих по контракту и членових семей//СГЗ-2010-№2 Михайленок О.М.Государство и Армия в России. 19-21 века — М., 2006. — 332 с. Михеев С.П.Формирование профессиональной направленности к социальной работе у курсантов высших военно-учебных заведений.//СГЗ-2010-№2 Морозова З.С.Социальная адаптация военнослужащих женского пола к условиям военной службы//СГЗ-2009-№3 Перемибеда П.А. Результативностьуправления в военно-социальной сфере//СГЗ-2009-№1 Перемибеда П.А.Эффективность управления системой социальной защиты военнослужащих//СГЗ-2009-№5 Смирнов А.И.Взаимодействие общества и армии как социального института в современной России. - М.: Институт социологии РАН- 2010. -254 с. Ткачев Р. Концептуальная модель мотивации военно-профессиональной деятельности офицеров ВВС России//Власть-2012-№7 |
Ткачев Р.В.Мотивация и денежное стимулирование военнослужащих вооруженных сил РФ//СГЗ-2009-№4 |
Тютюнов Н.История формирования отечественной системы пенсионного обеспечения военнослужащих//Социально-политические науки-2012- №2
Права человека
- Страница общей информации по правам человека: http://www.humanrights.coe.int
- Европейский Суд по правам человека http://www.echr.coe.int
- Комитет по предотвращению пыток http://www.cpt.coe.int
- Борьба с расизмом и нетерпимостью http://www.ecri.coe.int
- Средства массовой информации http://www.humanrights.coe.int/media
- Комиссар по правам человека http://www.commissioner.coe.int
Обеспечение их проведения
Формы текущего контроля
Контрольные мероприятия, используемые для проверки усвоения студентами дневного отделения учебно-программного материала, проводятся в конкретные недели межсессионного периода и включает тестирование. Сам тест является компонентом учебно-методического комплекса по дисциплине и постоянно обновляется.
Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
1. Понятие "политические институты"
2. Признаки и функции политических институтов
3. Теоретические подходы к определению политического института
4. Старый и новый институционализм о природе и сущности политических институтов
5. Теория "исторического институционализма", "рационального выбора", "социального"и "структурного институционализма"
6. Значение теории нового институционализма в исследовании политического явления
7. Теория институциональных матриц
8. Государство как сверхинституциональная организация
9. История и теория парламентаризма
10. Взаимоотношения органов государственной власти при различных формах правления
11. Эволюция политических институтов либерально-демократического типа
12. Органы местного самоуправления в России
13. Зарубежный опыт развития органов местного самоуправления
14. Тенденции развития современного государства
15. Политические партии как институт. Исторические этапы становления политических партий
16. Тенденции в развитии политических партий на этапе их становления (М.Острогорский, М. Вебер, Р. Михельс)
17. Роль политических партий в обеспечении взаимосвязи между различными уровнями и институтами политической власти
18. Роль общественно-политических организаций и движений в становлении гражданского общества и правового государства
19. История формирования политического лоббизма в США
20. Особенности политического лоббизма в США и европейских странах
21. Выборы как политический институт. Виды выборов
22. История становления политического института выборов и современных избирательных систем
23. Концепция М. Дюверже о взаимосвязи партийных и избирательных систем
24. Институт парламентаризма и отношение к нему в истории политической мысли России
25. Теория институциональных матриц и перспективы современных реформ в России
26. Особенности становления политических институтов в России
Формы итогового контроля
Формы контроля учебной работы студентов в течение курса:
- текущий контроль: эссе, реферат;
- рубежный контроль: экзамен.
Раздел
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Активность политическая- понятие, раскрывающее совокупность действий, выход энергии индивидов и социальных групп, направленные на изменение своего политического статуса и окружения. А. п. рассматривается, как правило, в единстве двух компонентов: материальных (реальное изменение политических отношений) и духовных (аккумуляция и трансляция политического знания и опыта, обмен информацией, межгрупповая и межличностная координация и пр.). Политическая активность проявляется в политических деятельности, общении, поведении и может быть направлена как на конструктивно-реформационное изменение политического качества, так и на деструкцию отживших политических форм. А. индивидуальная направлена на проявление тех способов жизнедеятельности, которые способствуют вовлечению личности в активное соучастие в политическом процессе, затрагивающем ее кардинальные интересы и ценности.
Аутсайдеры -политические партии, входящие в многопартийную систему, но не имеющие реальных шансов на победу в борьбе за власть. С помощью таких механизмов, как первичные выборы или пороги голосов, от решающей стадии избирательного процесса отсеиваются политические партии, не имеющие серьезной поддержки в обществе. Решающую роль приобретают партии-фавориты. Остальные же свое участие в политическом процессе выражают тем, что выдвигают списки своих кандидатов на выборах, конкурируют с традиционными фаворитами, могут даже завоевать определенное количество мест в законодательных органах (“зеленые” в ФРГ). Но решающей победы в борьбе за власть им не добиться. Максимум, на что они способны, - это временное участие в правящей коалиции на правах младшего партнера.
Баланс политических сил (фр. вalance - весы) - система показателей, которые характеризуют соотношение или уравновешивание политических сил в быстро изменяющейся политической жизни общества и государства.
Блок политический -объединение сил для достижения общих политических целей. Активными участниками Б.п. могут быть партии, общественные организации, государства. В парламентах партийные фракции объединяются в блоки для поддержания или отклонения какого-нибудь законопроекта или решения. Блоки могут быть долгосрочными или временными.
Борьба политическая– состояние противопоставления интересов политических субъектов с целью достижения определенных политических результатов. Виды политической борьбы многообразны.
Бюрократизм -(гр. - власть канцелярии) -система управления, осуществляемого с помощью оторванного от народа и стоящего над ним аппарата. Это и особый стиль управления, основанный на игнорировании интересов народа, на использовании административных форм воздействия, формализма, волокиты. Б. находит выражение и в чинопочитании, угодничестве, карьеризме, бездушии. Названные сущностные черты Б. определяют его как один из серьезных механизмов торможения в развитии любого общества.
Объективные корни Б. прежде всего в раздробленности и распыленности мелкого производства, в отсутствии реальных связей между отраслями производства. Но питательной почвой Б., как утверждал М.Вебер, может стать и сверхцентрализация экономики. Бюрократизму способствует также низкий уровень общей политической и правовой культуры населения.
Б. нельзя представить вне бюрократии. Чрезмерное расширение управленческого слоя в обществе, особые привилегии, которыми он себя окружает, низкий уровень профессиональной компетенции имеет прямое отношение к утверждению и упрочению Б. Б. проникает во все сферы общества, охватывает все уровни управления.
В связи с этим программа борьбы с Б. включает систему многообразных направлений:
модификацию экономических связей; политическое просвещение масс и включение их в управление; контроль снизу за всеми звеньями управленческого процесса;
совершенствование подбора и расстановки кадров, их систематическую сменяемость;
использование гласности и усиление ответственности управленцев на основе
развития антибюрократического законодательства и т.д.
Власть–это волевое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. Власть есть влияние особого рода, и эта особенность заключается в свойстве принудительностивласти. Властные отношения объективно присущи общественной жизни.
Власть законодательная -власть, обладающая полномочиями издавать законы, обязательные для исполнения на определенной территории и на конкретном участке деятельности; система государственных органов, имеющих и использующих право на принятие законов. В соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. В демократических государствах законодательная власть может осуществляться не только специальными законодательными органами (парламентами, законодательными органами субъектов федерации), но и непосредственно избирателями путем референдума, а в некоторых случаях и органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного принятия законов. Конституции некоторых современных государств содержат положения о том, что законодательная власть принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства как составной части парламента. В абсолютных монархиях принадлежит исключительно монарху. Согласно Конституции Российской Федерации Федеральное собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом России.
Власть законодательная – один из основных видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии.
Власть политическая–совокупность механизмов и средств, способов определяющего воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей, людей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле посредством убеждения и принуждения.
Вотум- (лат. votum - желание) - решение, принятое голосованием. В. доверия или недоверия деятельности правительства, министра и т.д., вынесенный парламентом как правило влечет за собой отставку.
Государство– важнейший институт политической системы общества, способ социального бытия человека в условиях господства политического отчуждения.
Гражданское общество- понятие, подразумевающее индивидуализированную форму существования социальности в ее противопоставлении политическому, фиксируя определенный уровень развития и степень зрелости общества в целом, специфическую историческую его форму, состояние.
Гражданское соучастие (участие)- понятие, раскрывающее механизм и степень вовлеченности и включенности интересов и деятельности граждан и их объединений в процесс разработки и принятия решений по кардинальным проблемам гражданского общества.
Диагностика политическая (от греч.diagnostikos – способность распознавать) – учение о политологических методах и принципах познания политических явлений и процессов, ведущих к «постановке диагноза», квалифицированной оценке политической ситуации. Диагностика политическая – это, во-первых, анализ состояния субъектов и процессов политики, выявление проблем их функционирования и тенденций развития. Во-вторых, это совокупность принципов и методов установления политического диагноза, исследования политических процессов.
Диалог политический (греч. – разговор, беседа) – способ публичного выражения политических взглядов, мнений, оценок, стилей политического мышления субъектов. В процессе политического диалога достигается согласие между субъектами, вырабатывается программа и механизмы политической деятельности. Политический диалог является определяющим условием развития демократической политической системы, так как отражает многопартийную систему общества.
Движения политические - динамические сообщества больших масс людей, осознавших единство своих социальных, экономических и духовных интересов и их отличие от интересов других классовых слоев и групп населения. Они могут различаться по:
- социальным истокам (рабочие, крестьяне и т.д.);
- идеологической направленности (коммунистические, демократические,
консервативные, анархические, фашистские и т.д.);
- половозрастным признакам (женские, молодежные, ветеранские и пр.);
- национальному составу и ориентации (интернациональные,
национально - освободительные, национально-сепаратистские, шовинистические и др.).
Отличительные признаки: массовость, добровольность, отсутствие фиксированного членства, четкой организационной структуры, комплексной программы, преобладание стихийности. Д.п. находятся в определенном соотношении с политическими партиями. В некоторых условиях они могут стать базой конституирования политических партий.
И, наоборот, политические партии в целях расширения своего влияния в обществе становятся организаторами Д.п.
Идеология (от греч. idea - идея и logos - учение: учение об идеях) - в пространстве промышленной культуры осмысление политической и иной социальной структуры с позиций обособленного субъекта познания.
Наши рекомендации