Индексы развития гражданского общества
Важным направлением эмпирических исследований гражданского общества является измерение уровней его развития. В современной науке используется множество различных показателей — индексов, позволяющих осуществить классификацию стран или отдельных регионов по уровню развития гражданского общества и критериям их демократичности. Индикатор — это «фрагмент информации (о сложной системе), позволяющий судить о состоянии системы в целом». Динамика любого индикатора нуждается в объяснении, интерпретации. Тем не менее, для того, чтобы оценить ситуацию «одним взглядом», индикаторы очень полезны.
Индексы охватывают различные аспекты организации гражданского общества: качество жизни, состояние самочувствия населения, уровень свободы, степень его влияния на политику, мера гражданского доверия к основным политическим институтам, активность общественного сектора, уровень политического и гражданского участия, степень политической конкурентности и т. д.
Неоднозначность и неконвенциональность интерпретаций многих полученных результатов не позволяют на их основе делать широкие обобщения и далеко идущие выводы, но, вместе с тем, они хорошо показывают динамику социальных и политических изменений, позволяют осуществлять сравнительный анализ отдельных стран и их регионов.
Эмпирической базой для расчета индексов чаще всего служат данные периодических опросов населения по репрезентативной выборке (с учетом квот по полу, возрасту, образованию и территориальному районированию) или данные экспертных опросов.
Среди множества различных индексов и показателей уровня развития гражданского общества и степени его демократичности остановимся только на некоторых, наиболее значимых, на наш взгляд.
«Индекс гражданского общества» (CIVICUS Civil Society Index).
Весной 2005 года в России стал реализовываться проект организации «Всемирный альянс за гражданское участие» «Индекс гражданского общества» (CIVICUS Civil SocietyIndex). Проект нацелен на профессиональное исследование организаций гражданского общества и стимулирование гражданской активности. Индекс будет отражать состояние четырех измерений гражданского общества: структуры гражданского общества, внешней среды, в которой существует и работает гражданское общество, ценностей, которых придерживаются и которые защищают организации гражданского общества, и влияние, которое оказывают организации гражданского общества.
Первое измерение включает в себя такие параметры, как величина и активность негосударственного общественного сектора в стране, его составные части, порядок их взаимодействия друг с другом, ресурсы, которыми располагают институты гражданского общества.
Второе измерение включает в себя такие параметры, как ценности, нормы и отношения, которые представляют и пропагандируют институты гражданского общества, степень консенсуса или разногласий между ними.
Третье измерение касается оценки правовых, политических и социокультурных условий функционирования и развития гражданского общества, порядка его взаимодействия с государством, сферой бизнеса, международными неправительственными организациями.
Четвертое измерение относится к оценке реального влияния гражданского общества на решение конкретных социально-экономических и политических проблем.
Для каждого из этих параметров разработаны особые индикаторы. Некоторые из них являются универсальными, применение других предполагает специфический социальный и культурный контекст.
Изучение Индекса развития гражданского общества — это новая международная программа, позволяющая странам регулярно сверять состояние гражданского общества с международными стандартами и на этой основе разрабатывать пути его развития. В конечном счете, Индекс развития гражданского общества — это средство оценки, выработки на этой основе целей и программы укрепления и развития гражданского общества.
Другим индикатором развития гражданского общества служит Индекс устойчивости НКО.
Индекс устойчивости НКО, разработанный организацией Freedom House (www. freedomhouse. org), отражает степень развитости в исследуемой стране некоммерческого или неправительственного сектора.
Индекс устойчивости неправительственных организаций — инструмент сравнительной оценки уровня развития гражданского общества, включающий 7 групп показателей: организационный потенциал, финансовые возможности, правозащитная деятельность (возможности продвижения общественных интересов), предоставление услуг, инфраструктура и образ в глазах общественности. Измеряется по шкале от 1 до 7 (1 — лучшее, 7 — худшее значение). Показатели от 1 до 3 увеличивают устойчивость НКО, 4 — среднее, можно сказать, нейтральное значение, и от 5 до 7 — препятствуют устойчивости и развитию НКО [Негосударственные некоммерческие организации 2005].
Динамика российского индекса в последние годы такова: 2000 г. — 4,3; 2001 г. — 4,3; 2002 г. — 4,0; 2003 г. — 4,4; 2004 г. — 4,2.
По данным международного исследования «Индекс устойчивости неправительственных организаций», в последние годы значение этого индекса ухудшается. По сравнению с 2002 г., в 2003 г. ухудшение произошло по всем группам показателей, кроме финансовой жизнеспособности (последнее положительно характеризует отечественный бизнес, гораздо активнее, чем бизнес Восточной и Центральной Европы и СНГ, финансирующий некоммерческие организации). Российская Федерация демонстрирует негативную динамику и в межстрановом сопоставлении. В 1997 г. по уровню развития гражданского общества она опережала большинство стран постсоветского пространства, за исключением Венгрии, Польши и Словакии. Сегодня Россия находится среди таких государств, как Киргизия, Молдова, Армения.
Проблемы гражданского общества в российском обществе носят комплексный характер. Это и ограниченный характер поддержки со стороны населения, и трудности взаимодействия с властью, и финансовая неустойчивость, и отсутствие критической массы организаций с прозрачной системой управления, действительно подотчетных широкой общественности, и отсутствие инфраструктуры в виде отечественных фондов и системы специализированного образования и повышения квалификации. Большинство из этих проблем в той или иной мере обусловлены «примитивным, архаичным, неясным законодательством», создающим «жестко ограничивающую деятельность, недоброжелательную среду» для развития инициатив снизу. Особенно значимую лепту в проблемы вносит налоговое законодательство.
В отечественной социологии для оценки развития гражданского общества используют и иные показатели, например, индексы общественных настроений, которые регулярно измеряются ВЦИОМ. Эмпирической базой для расчета индексов, лежащих в основе динамических рядов, служат данные ежемесячных экспресс-опросов, проводимых ВЦИОМ по репрезентативной общероссийской выборке (с учетом квот по полу, возрасту, образованию и территориальному районированию Госкомстата) в 39 областях, краях и республиках России в 100 населенных пунктах (количество респондентов 1600 человек).
Индикаторы социального самочувствия населения включают оценки:
1) удовлетворенности жизнью в целом;
2) материального положения своей семьи;
3) того, как будет жить семья через год;
4) приспособленности к происходящим в стране переменам.
Отношение населения к положению дел в стране замеряется следующими индикаторами:
1) оценка экономического положения России;
2) оценка политической ситуации в стране;
3) согласие/несогласие с тем, что дела в стране идут в правильном направлении.
Индикаторами отношения к деятельности демократических институтов является одобрение/неодобрение деятельности: президента России; председателя Правительства России; Правительства России; Государственной Думы России; представителя президента в федеральном округе; губернатора области, главы субъекта федерации; Совета Федерации; главы администрации, мэра города; политических партий; правоохранительных органов; средств массовой информации; российской армии; профсоюзов; судебной системы.
Для анализа и визуализации полученных в ходе исследований динамических рядов данных нами используется метод построения индексов как частного, так и комплексного характера.
Частные индексы по каждому из рассматриваемых индикаторов рассчитываются как разница суммы положительных и средних оценок и суммы отрицательных оценок:
В исследовательской и аналитической практике различных центров, занимающихся изучением общественного мнения, используются различные методические подходы к расчету индексов.
Основной мотив построения данной модели состоит в выявлении соотношения позитивных и негативных настроений в обществе. Возможность получения при этом (в случае преобладания негативных настроений над позитивными) отрицательных величин позволяет зафиксировать некие «критические точки» в общественном мнении, а главное — в реальном положении дел. При визуализации полученных результатов приближенность или, напротив, удаленность графических изображений индексов от оси ОХ, фиксирующей состояние паритета позитивных и негативных настроений, как раз и отражает наличие (отсутствие) этих самых «критических точек».
Литература
Елисеев С.М. Политическая социология: учебное пособие. СПб.: Издательство «Нестор-История», 2007. С. 195-218.
Политическая социология: учебник / под ред. Ж.Т.Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2012. С.310-332.