Индексы развития гражданского общества

Важным направлением эмпирических исследований гражданского общества является измерение уровней его развития. В современной на­уке используется множество различных показателей — индексов, поз­воляющих осуществить классификацию стран или отдельных регионов по уровню развития гражданского общества и критериям их демок­ратичности. Индикатор — это «фрагмент информации (о сложной системе), позволяющий судить о состоянии системы в целом». Динамика любого индикатора нуждается в объяс­нении, интерпретации. Тем не менее, для того, чтобы оценить ситуа­цию «одним взглядом», индикаторы очень полезны.

Индексы охватывают различные аспекты организации граждан­ского общества: качество жизни, состояние самочувствия населения, уровень свободы, степень его влияния на политику, мера гражданско­го доверия к основным политическим институтам, активность обще­ственного сектора, уровень политического и гражданского участия, степень политической конкурентности и т. д.

Неоднозначность и неконвенциональность интерпретаций многих полученных результатов не позволяют на их основе делать широкие обобщения и далеко идущие выводы, но, вместе с тем, они хорошо по­казывают динамику социальных и политических изменений, позволяют осуществлять сравнительный анализ отдельных стран и их регионов.

Эмпирической базой для расчета индексов чаще всего служат дан­ные периодических опросов населения по репрезентативной выборке (с учетом квот по полу, возрасту, образованию и территориальному районированию) или данные экспертных опросов.

Среди множества различных индексов и показателей уровня раз­вития гражданского общества и степени его демократичности остано­вимся только на некоторых, наиболее значимых, на наш взгляд.

«Индекс гражданского общества» (CIVICUS Civil Society Index).

Весной 2005 года в России стал реализовываться проект органи­зации «Всемирный альянс за гражданское участие» «Индекс граждан­ского общества» (CIVICUS Civil SocietyIndex). Проект нацелен на профессиональное исследование организаций гражданского общества и стимулирование гражданской активности. Индекс будет отражать состояние четырех измерений гражданского общества: структуры гражданского общества, внешней среды, в которой существует и ра­ботает гражданское общество, ценностей, которых придерживаются и которые защищают организации гражданского общества, и влияние, которое оказывают организации гражданского общества.

Первое измерение включает в себя такие параметры, как величина и активность негосударственного общественного сектора в стране, его составные части, порядок их взаимодействия друг с другом, ресурсы, которыми располагают институты гражданского общества.

Второе измерение включает в себя такие параметры, как ценности, нормы и отношения, которые представляют и пропагандируют инс­титуты гражданского общества, степень консенсуса или разногласий между ними.

Третье измерение касается оценки правовых, политических и со­циокультурных условий функционирования и развития гражданского общества, порядка его взаимодействия с государством, сферой бизне­са, международными неправительственными организациями.

Четвертое измерение относится к оценке реального влияния граж­данского общества на решение конкретных социально-экономических и политических проблем.

Для каждого из этих параметров разработаны особые индикато­ры. Некоторые из них являются универсальными, применение других предполагает специфический социальный и культурный контекст.

Изучение Индекса развития гражданского общества — это новая международная программа, позволяющая странам регулярно сверять состояние гражданского общества с международными стандартами и на этой основе разрабатывать пути его развития. В конечном сче­те, Индекс развития гражданского общества — это средство оценки, выработки на этой основе целей и программы укрепления и развития гражданского общества.

Другим индикатором развития гражданского общества служит Индекс устойчивости НКО.

Индекс устойчивости НКО, разработанный организацией Freedom House (www. freedomhouse. org), отражает степень развитости в иссле­дуемой стране некоммерческого или неправительственного сектора.

Индекс устойчивости неправительственных организаций — инс­трумент сравнительной оценки уровня развития гражданского обще­ства, включающий 7 групп показателей: организационный потенциал, финансовые возможности, правозащитная деятельность (возможнос­ти продвижения общественных интересов), предоставление услуг, ин­фраструктура и образ в глазах общественности. Измеряется по шкале от 1 до 7 (1 — лучшее, 7 — худшее значение). Показатели от 1 до 3 уве­личивают устойчивость НКО, 4 — среднее, можно сказать, нейтраль­ное значение, и от 5 до 7 — препятствуют устойчивости и развитию НКО [Негосударственные некоммерческие организации 2005].

Динамика российского индекса в последние годы такова: 2000 г. — 4,3; 2001 г. — 4,3; 2002 г. — 4,0; 2003 г. — 4,4; 2004 г. — 4,2.

По данным международного исследования «Индекс устойчивости неправительственных организаций», в последние годы значение этого индекса ухудшается. По сравнению с 2002 г., в 2003 г. ухудшение произошло по всем группам показателей, кроме финансовой жизнеспособности (последнее положительно характеризует отечест­венный бизнес, гораздо активнее, чем бизнес Восточной и Центральной Европы и СНГ, финансирующий некоммерческие организации). Рос­сийская Федерация демонстрирует негативную динамику и в межстрановом сопоставлении. В 1997 г. по уровню развития гражданского обще­ства она опережала большинство стран постсоветского пространства, за исключением Венгрии, Польши и Словакии. Сегодня Россия находится среди таких государств, как Киргизия, Молдова, Армения.

Проблемы гражданского общества в российском обществе носят комплексный характер. Это и ограниченный характер поддержки со стороны населения, и трудности взаимодействия с властью, и финан­совая неустойчивость, и отсутствие критической массы организаций с прозрачной системой управления, действительно подотчетных ши­рокой общественности, и отсутствие инфраструктуры в виде отечест­венных фондов и системы специализированного образования и повы­шения квалификации. Большинство из этих проблем в той или иной мере обусловлены «примитивным, архаичным, неясным законодатель­ством», создающим «жестко ограничивающую деятельность, недоб­рожелательную среду» для развития инициатив снизу. Особенно зна­чимую лепту в проблемы вносит налоговое законодательство.

В отечественной социологии для оценки развития гражданского общества используют и иные показатели, например, индексы обще­ственных настроений, которые регулярно измеряются ВЦИОМ. Эмпи­рической базой для расчета индексов, лежащих в основе динамических рядов, служат данные ежемесячных экспресс-опросов, проводимых ВЦИОМ по репрезентативной общероссийской выборке (с учетом квот по полу, возрасту, образованию и территориальному районированию Госкомстата) в 39 областях, краях и республиках России в 100 насе­ленных пунктах (количество респондентов 1600 человек).

Индикаторы социального самочувствия населения включают оценки:

1) удовлетворенности жизнью в целом;

2) материального положения своей семьи;

3) того, как будет жить семья через год;

4) приспособленности к происходящим в стране переменам.

Отношение населения к положению дел в стране замеряется сле­дующими индикаторами:

1) оценка экономического положения России;

2) оценка политической ситуации в стране;

3) согласие/несогласие с тем, что дела в стране идут в правильном направлении.

Индикаторами отношения к деятельности демократических инс­титутов является одобрение/неодобрение деятельности: президента России; председателя Правительства России; Правительства России; Государственной Думы России; представителя президента в федераль­ном округе; губернатора области, главы субъекта федерации; Совета Федерации; главы администрации, мэра города; политических партий; правоохранительных органов; средств массовой информации; россий­ской армии; профсоюзов; судебной системы.

Для анализа и визуализации полученных в ходе исследований ди­намических рядов данных нами используется метод построения ин­дексов как частного, так и комплексного характера.

Частные индексы по каждому из рассматриваемых индикаторов рассчитываются как разница суммы положительных и средних оценок и суммы отрицательных оценок:

В исследовательской и аналитической практике различных цент­ров, занимающихся изучением общественного мнения, используются различные методические подходы к расчету индексов.

Основной мотив построения данной модели состоит в выявлении соотношения позитивных и негативных настроений в обществе. Воз­можность получения при этом (в случае преобладания негативных настроений над позитивными) отрицательных величин позволяет за­фиксировать некие «критические точки» в общественном мнении, а главное — в реальном положении дел. При визуализации полученных результатов приближенность или, напротив, удаленность графических изображений индексов от оси ОХ, фиксирующей состояние паритета позитивных и негативных настроений, как раз и отражает наличие (от­сутствие) этих самых «критических точек».

Литература

Елисеев С.М. Политическая социология: учебное пособие. СПб.: Издательство «Нестор-История», 2007. С. 195-218.

Политическая социология: учебник / под ред. Ж.Т.Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2012. С.310-332.

Наши рекомендации