Исторические и социальные условия возникновения политической социологии в России
Вторая половина XIX века ознаменована возникновением и бурным развитием новой научной дисциплины — социологии. Причем институционально данная наука начала оформляться в самостоятельную отрасль знания лишь в конце столетия. Именно тогда в Европе возникла целая сеть колледжей и учебных институтов, ставящих своей целью подготовку ученых-социологов. Многие из них имели статус свободных учебных заведений. Среди подобных школ можно назвать Стокгольмскую свободную школу общественных наук (1890), социологический факультет Лондонского университета (1898), Миланскую свободную школу общественных наук (1897), Свободный Брюссельский университет (1895), Свободный колледж социальных наук в Париже (1898) и, наконец, возникшую на его базе Свободную высшую школу общественных наук в Париже (1900).
Большую роль в развитии российской социологии как университетской науки сыграла так называемая юридическая школа, поскольку первые академические курсы социологии пришли к российскому студенчеству, как писал Н.И.Кареев, именно через юридические факультеты.
Ее представителями были С.А. Муромцев (1850-1910), Ю.С. Гамбаров (1850-1926), М.М.Ковалевский (1851-1916), Н.М. Коркунов (1853-1904), В.М. Хвостов (1868-1920), Л.И. Петражицкий (1867-1931), Б.А. Кистяковский (1868-1920), Е.В. Спекторский (1875-1951).
Несмотря на все преграды, Россия сумела внести свой достаточно весомый вклад в международный багаж социологии политики теориями М.Я. Острогорского, М.М. Ковалевского, П.А. Сорокина, Г.Д. Гурвича, Н.С. Тимашева и, наконец, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина.
Сложные взаимоотношения между российскими властями и университетами в конце XIX в. имели своим следствием не только ограничение числа тех, кому можно было получить высшее образование в России, но и тех, кому дозволялось преподавать в alma mater. Именно в университетах скапливались наиболее либеральные умы русского общества, поэтому и лиц среди университетской профессуры, в отношении которых, говоря современным языком, вводились «запреты на профессию», было тоже немало. Зачастую были среди них и широко известные не только в России, но и в мировой науке ученые:
Илья Мечников, русский медик и основатель русской иммунологической школы, ушел в отставку по причине своего несогласия с пересмотром устава 1863 года, уехал во Францию, где через некоторое время возглавил Пастеровский институт;
Максим Ковалевский, историк и правовед, был исключен из числа профессоров Московского университета за публичную критику политической системы самодержавия и лишен права работы в российских высших учебных заведениях до 1905 г.
Сходная судьба была и у коллеги Ковалевского по юридическому факультету Московского университета Юрия Гамбарова, исключенного из университета за поддержку армянского политического движения на Кавказе.
Признание русской социологии в Европе произошло раньше, чем в России. Во многом это произошло благодаря инициативе М.М. Ковалевского и его друзей.
Впервые идея о том, чтобы начать в Париже чтение лекций на русском языке по русскому гражданскому и государственному праву в дополнение к тому, что читалось в Свободном колледже общественных наук и в Школе права, была высказана М.М. Ковалевским в письме к Ю.С. Гамбарову осенью 1899 г. «Если бы дело пошло, - писал М.М.Ковалевский, - можно было бы расширить его и образовать род заграничного юридического факультета».
Однако настоящая история русской высшей школы общественных наук восходит к Всемирной Парижской выставке 1900 г. Тогда, по инициативе Леона Буржуа, при Выставке была организована международная ассоциация содействия науке, искусству и образованию.
Последовавшие вслед за тем лекции и семинары русских профессоров пользовались огромным успехом у русскоязычных посетителей выставки. За все время работы международной школы русскими профессорами была прочитана 51 лекция. На некоторые занятия собиралось до 350 слушателей.
Движение России по пути модернизации ставило перед общественной мыслью проблему определения перспектив развития мировой системы отношений, выбора перспективных путей ускоренного догоняющего развития, анализа специфики перехода от традиционных отношений к рациональным.
Путь реформ или революций, соотношение центра и периферии, движение по пути правового государства и развитие прав личности — все эти проблемы имели не чисто теоретическое, но и актуальное политическое значение, вплоть до проблемы выбора личной позиции. Русская социология, выступая как часть мировой науки, в то же время была поставлена перед необходимостью осмысления той проблемы, которая для западного конституционализма определилась на более раннем этапе и, по существу, была уже решена самой жизнью. Это был вопрос о том, как происходит переход от старого порядка абсолютистского режима к современным формам демократии.