Функции политической социологии и ее категориальный аппарат
Политическая социология как наука выполняет определенные функции, а именно: познавательную, прогностическую, социального проектирования, социально-технологическую.
Познавательная функция заключается в теоретическом осмыслении политической действительности на основе раскрытия принципов и закономерностей ее развития, выявления причинно-следственных связей и отношений.
Прогностическая функция состоит в том, что на основе знания закономерностей политического развития, причинно-следственных связей и отношений, политическая социология способна строить кратко-, средне-и долгосрочные прогнозы в сфере политики и управления, в избирательных кампаниях и политических конфликтах.
Функция социального проектирования выражает практическое отношение социологии к политической действительности. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей и институтов, но и политических партий или движений. В странах с развитыми институтами гражданского общества большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.
Социально-технологическая функция политической социологии состоит в том, что на основе научных данных о политической действительности она способна осуществлять управление политическими процессами, активно участвовать в управлении избирательными кампаниями или политическими конфликтами.
Концептуализация предмета политической социологии требует систематизации ее основного категориального аппарата. В этом плане следует особо подчеркнуть два момента, связанных с его происхождением.
Во-первых, политическая социология во многом заимствует свой категориальный аппарат у теоретической социологии. Это касается в основном таких понятий, как социальное пространство, роль, функция, норма, ценности, социальная структура и стратификация, организация, социализация, поведение и т. д.
Во-вторых, политическая социология в процессе своего развития создала и собственный концептуальный и категориальный аппарат, способствовавший ее самоорганизации и внутренней дифференциации (электорат, электоральное поведение, политическая система, политическая культура, поле политики, и т. д.).
Ключевыми понятиями политической социологии выступают такие понятия, как «политика», «власть», «господство», «государство», «политическое участие».
Прежде всего, нужно определить содержание понятия «политика». Но нужно четко понимать, что множество значений, в каких употребляется это понятие, невозможно отразить в единой формулировке. Итак, политика есть человеческая деятельность, связанная с принятием и проведением в жизнь решений, наделенных достоинством уполномочия со стороны общества, для которого они принимаются. Следовательно, политика есть действия людей в сфере власти и властных отношений. Согласно М. Веберу, политика обозначает «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти». Политика может иметь самые различные объекты, на которые направляется политическая деятельность. В этом плане понятие «политика» употребляется в смысле управления, когда следует указание на объект и область действия: например, экономическая политика, социальная политика, демографическая политика, эмиграционная политика и т. д.
Политическая деятельность имплицитно включает в себя представление о субъектах политики. Субъекты деятельности, или акторы, — в данном случае мы используем эти понятия как взаимозаменяемые — обладают способностью понимать, что они делают, в то время как они это делают, и это является неотъемлемой характеристикой их деятельности. Способность к рефлексии свойственна людям как субъектам деятельности. «Для того чтобы быть деятелем, — подчеркивает Э. Гидденс, — необходимо реализовывать способность к использованию (постоянно, в повседневной жизни) всего спектра власти. Деятель перестает быть деятелем, если он или они теряют способность "преобразовывать", т. е. реализовывать определенный вид власти».
Политика есть творческая человеческая деятельность, она включает в себя свободу выбора субъекта целей и средств ее реализации. В практическом отношении понимание политики давно включает в себя представления о ней как об «искусстве возможного», «искусстве управления». Политика обычно отождествляется с оказанием влияния, борьбой за власть, конкуренцией между индивидами и группами по поводу распределении внутри общества вознаграждений, ценностей и «благ».
Понятие «власть» является одним из основополагающих родовых категорий социологии. Как любое предельно абстрактное понятие, оно не поддается однозначному определению, а раскрывается через взаимосвязь с другими понятиями. Оно занимает в политической социологии центральное место и имеет несколько основных значений:
Ø власть - это «возможность для одного деятеля в данных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению» (М. Вебер);
Ø власть есть «способность одного индивида или группы осуществлять свою волю над другими через страх, либо отказывая в обычных вознаграждениях, либо в форме наказания и несмотря на неизбежные сопротивления; при этом оба способа воздействия представляют собой негативные санкции» (П. Блау);
Ø «власть есть участие в принятии решений: А имеет власть над Б в отношении ценностей К, если А участвует в принятии решений, влияющих на политику Б, связанную с ценностями К» (Г. Лассуэлл, А. Каплан);
Ø «власть - это обобщенная способность обеспечивать исполнение связывающих обязательств элементами системы коллективной организации, когда обязательства легитимизированы относительно коллективных целей» (Т. Парсонс).
Политическая социология исходит из того фундаментального положения, что власть есть универсальный феномен человеческого общения, начиная от диадического взаимодействия и кончая сложными системами. В самом широком смысле власть есть способность вторгаться в течение социальных событий. В зависимости от того, каковы источники властного воления, ресурсы, привлекаемые для осуществления власти, и последствия, как предвиденные, так и непредвиденные, властного действия или бездействия, мы имеем возможность рассматривать ее как специфический феномен той или иной сферы общественной жизни, в том числе и политики.
Политическая власть есть конкретно-исторический тип власти. Она представляет собой специализированный, организационно-правовой, институционализированный ее вид. Политическая власть осуществляет специализированные функции, которые имеют политический характер: она осуществляет социальный выбор и обнаруживает коллективную волю, которая противопоставляется индивидуальным волям. Политическая власть внутренне дифференцируется на государственную и общественную.
Государственная власть есть особым образом организованная и специализированная политическая власть. Государство представляет собой иерархически организованную систему институтов власти. «Государство, — писал М. Вебер, — есть «отношения господства одних людей над другими, опирающиеся на легитимное насилие».
Господство есть такой порядок взаимодействия людей, при котором одни люди могут приказывать, а другие обязаны подчиняться. Отношения господства и подчинения предполагают навязывание своей воли одними группами людей другим группам. Добровольное подчинение господству становится легитимным порядком. В знаменитых лекциях Ф. Гизо «История цивилизации в Европе» ученый, касаясь проблемы легитимности власти, писал, что политическая легитимность есть очевидным образом право, основанное на древности, на длительности; на первенство во времени ссылаются как на источник права, доказательство легитимности власти. Для политической легитимности прежде всего характерно отрицание силы как источника власти, воссоединение с моральной силой, идеей права, справедливости, разума. Таким образом, политический философ способен решать вопрос о подлинной и не подлинной легитимности, измеряя ее меркой древности или справедливости и разума, или того и другого. Социолог же не может в рамках своей дисциплины высказываться о легитимности самой по себе. Социолог исследует легитимность как веру в легитимность. Для него нет правильных и неправильных порядков, а значит, нет подлинной и неподлинной легитимности.
Политическое участие означает возможность для отдельных граждан и групп влиять на политический процесс. Современное общество имеет многочисленныеинституционализированные и неинституционализированные формы такого участия, с помощью которого отдельные группы граждан могут защищать свои интересы в условиях постоянного взаимодействия с правящей элитой и бюрократией. Режим взаимодействия общества и государства, обеспечивающий контроль граждан над административно-государственным аппаратом, может принимать различные формы. В современной политической действительности наибольшее распространение получили два типа политических систем: авторитарная и демократическая. Наибольшую взаимосвязь и взаимозависимость между интересами большинства общества и политикой, осуществляемой государством, обеспечивает демократическая политическая система.
Политическая система представляет собой систему государственных и негосударственных институтов и организаций, и их взаимодействий, а также норм, правил, обеспечивающих целедостижение в обществе. В политическую систему входят такие институциональные образования, как государство, партии, группы интересов, которые, взаимодействуя друг с другом в рамках установленных правил и норм, находясь в состоянии конкурентной борьбы за власть или участие в принятии решений, в конечном счете, вырабатывают определенную политику, реализация которой, в свою очередь, воздействует на состояние всей социальной системы.
Институты — это правила игры в обществе. Или, более формально, — это ограничения, изобретенные самими людьми, формирующие взаимодействие между экономическими или политическими агентами. Тем самым они приводят к возникновению стимулов к обмену, будь то обмен политический, социальный или экономический. Они создают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия, уменьшают неопределенность, организуя повседневную жизнь. Политические институты воздействуют на выбор акторами стратегии своего поведения или способа, которым они стремятся достичь цели. Институты дают основание определения и понимания того, кто является законным (легитимным) актором, регулируют количество акторов и порядок их действия.
В современной политической социологии политическая система также рассматривается как свободное социальное пространство, в котором постоянно происходят столкновения политических интересов, борьба за власть, статусы, позиции, ресурсы между различными социальными группами. Политическая система имеет динамический характер, ее функционирование определяет содержание политического процесса, определяет его институциональную основу.
Понятие политического процесса имеет важное значение для социологического изучения политической жизни. Оно выражает динамическую характеристику всей политической системы, последовательность смены ее состояний и стадий развития. Описания политического процесса с позиции системного и структурно-функционального анализа акцентируют внимание на порядке взаимодействия системы и окружающей среды, на алгоритмах выработки и принятия политических решений.
Политический процесс можно определить как упорядоченную последовательность действий и взаимодействий политических акторов, связанных с реализацией властных интересов и целедостижением и, как правило, создающих и воссоздающих политические институты. Можно привести и другое определение политического процесса. Политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий.
Наряду с понятием «политический процесс» в социологии используется категория «политическая жизнь». Политическая жизнь — более широкое понятие, чем политический процесс. Она включает в себя все формы жизнедеятельности людей: политическое участие, политическая компетентность, конфликты, коалиционные соглашения, электоральное поведение, протестное поведение, абсентеизм, лоббизм и т. д.
Социологическое исследование политической жизни предполагает установление определенных показателей и индикаторов, с помощью которых можно измерить состояние и тенденции социальных и политических изменений. И российской политической социологии есть несколько основных подходов к построению системы показателей и индикаторов. Участие каждого индивида в политической жизни предполагает измерение с помощью нескольких групп количественных и качественных показателей: формы участия, факторы участия, способы участия.
Формы участия включают в себя следующие показатели: работа в органах и организациях; выборы; референдумы; обращения в органы власти, политических организаций и средства массовой информации; выступления; массовые акции (митинги, демонстрации, забастовки, сбор подписей, пикетирование и т. д.).
Факторы участия включают в себя: социальный статус, социальную траекторию, квалификацию, образование, политическую принадлежность, опыт политического участия.
Способы участия включают 4 блока переменных:
1) политическая заинтересованность: потребность в политических знаниях и деятельности, интерес к политическим событиям, стремление к личному участию в политической жизни;
2) политическая компетентность: информированность о событиях политической жизни, усвоение политических понятий и норм, способность самостоятельно ориентироваться в политике;
3) политическая активность: включенность в политическую деятельность, участие в политических кампаниях и массовых акциях, в работе партии и организаций, овладение политическими навыками;
4) политическая идентичность: приверженность политическим институтам, партиям, лидерам, ценностям, взглядам.
Содержание и формы политического развития зависят от множества факторов, среди которых особое место занимает политическая культура. Под культурой обычно понимают совокупность ценностей, установок, верований, ориентации и убеждений, превалирующих среди членов общества. Политическая культура есть часть общей культуры. Взаимодействие культуры и политики является традиционной для социологии проблемой, которая была в ней поставлена и исследована, например, еще в работах М. Вебера, хотя выделение политической культуры как важнейшего компонента политики произошло в политической науке только в середине 50-х годов XX века. Политическая культура описывает взаимодействия индивидов, социальных групп, наций с политической системой в целом, с ее отдельными институтами и политическими лидерами. Уровень развития политической культуры совершенно различный в разных регионах мира. Поэтому одни и те же политические институты (например, институты представительной демократии) могут не только функционировать по-разному в разных системах общества, но и выполнять в нем различные функции.
Политическая культура нации может иметь разную структуру. Она может быть сильно или слабо фрагментированной, включать в себя несколько субкультур, быть дифференцированной по вертикали и по горизонтали.
В любом обществе политическая культура элит отличается от политической культуры массы, хотя и имеет с ней много общего. Политика всегда была, есть и будет сферой деятельности правящего меньшинства. Современная политика еще больше стала сферой профессиональной деятельности, основанной на знании, компетентности, ответственности. Это, конечно, не значит, что граждане должны быть исключены из процесса выработки политики или правительственного курса. Скорее наоборот, их большинство должно активно участвовать в политическом процессе с тем, чтобы осуществлять гражданский контроль за деятельностью правящей элиты, чтобы политика точнее соответствовала интересам большинства общества. Но между правящей элитой и остальной частью общества должна быть определенная социальная и политическая дистанция. Политическое развитие общества не может происходить только в силу устремлений или намерений элит. Оно требует определенной активности масс, их понимания и поддержки действий, инициированных элитой. В то же время элита не может действовать произвольно. Она, как правило, выражает господствующие в обществе настроения или интересы. Элита, говоря словами В. Парето и Г. Моска, является неотъемлемой частью любого общества и служит для управления им, реагируя на вызовы современности, мобилизуя массы на решение поставленных социальным прогрессом задач.
Категориальный аппарат политической социологии не ограничивается вышеперечисленными понятиями. Он постоянно пополняется новыми категориями и терминами, которые приходят в него как из общей социологии, так и из других гуманитарных наук. Представленные наиболее широко используемые понятия дисциплины отражают основную специфику социологических исследований политики, и в то же время подчеркивают всю сложность самих исследований, необходимость овладения в процессе обучения всем богатством накопленного и накапливаемого знания.