Объект и предмет политической социологии
Современный человек, за исключением профессиональных политиков, не отдает себя политической деятельности целиком. Рабочее время он проводит там, где протекает его неполитическая профессиональная деятельность. Его отношение к политике и поведение в ней является далеко не первостепенным в ряду возможных занятий. Но политика и политические вопросы постоянно присутствуют в жизнедеятельности людей и в определенные периоды становятся для многих из них более важными, несравненно более значительными, чем их неполитическая профессиональная деятельность, семья, развлечения или вера.
Политика есть способ совместной жизнедеятельности людей преимущественно большими общностями. Постоянной функцией политики является приведение в единство разделенного на группы, классы и прослойки современного общества. Само по себе общество не представляет собой единство: оно обладает единством только тогда, когда является политическим обществом. Политика есть важно и относительно автономная часть социума. Она как определенный тип деятельности вторична по отношению к обществу. Но, вместе с тем, все общество так или иначе задано политике и является ее объектом, которому политическая деятельность придает конкретные формы. Политика есть средоточение социального. В этом плане политику можно рассматривать как определенный тип социального действия, характеризующийся определенными свойствами. Подробное рассмотрение этого аспекта проблемы содержится в социологических теориях Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса.
Современная политика есть система взаимодействий, включающая в себя политических акторов, носителей определенных ценностей, ролей, функций, действующих на различных политических уровнях. В этом плане осуществление политики всегда субъективно. Конкретная политика имеет различные направления и уровни своего осуществления. Политика как действительность имеет множество форм и видов своего существования.
Политика в одно и то же время является и источником мотивации, и «аккумулятором» нереализованных социальных практик. Для абсолютного большинства людей «реальная политика» всегда остается «обратной стороной Луны», видимой только в «телескоп» средств массовой информации. Однако зеркало этого телескопа обладает одним коварным свойством: отражая, транслируя и многократно увеличивая информацию о политической действительности, оно само становится новой политической практикой, новой политической действительностью, порой существенно отличной от первоначальной.
Приблизиться к раскрытию подлинного смысла реальной политики способны только политические науки в своих различных видах и направлениях. Политика является объектом изучения многих направлений в науке. Наиболее значимыми из них являются политическая наука и политическая социология. Признание наличия различий между этими двумя науками остается по-прежнему предметом жарких научных споров.
Как специализированная отрасль науки политическая социология утвердилась на Западе в 30-50-е годы XX в., т. е. спустя несколько десятилетий после того, как сформировалась и была институционализирована политическая наука.
Возможно, и поэтому предмет политической социологии как науки и научной дисциплины является темой незавершенных дискуссий. Это связано с тем, что политическая социология сформировалась как результат синтеза социологических и политических знаний, социологизации политической науки, развиваясь в рамках каждой из этих наук.
Политическая наука, как более ранняя и самостоятельная область знаний, начала процесс своего формирования еще во второй половине XIX столетия. Известно, что во многих университетах США отделения политических наук были созданы в конце XIX — начале XX в., а Американская ассоциация политических наук образовалась в 1903 г. В европейских университетах этот процесс проходил значительно позднее. Международный коллоквиум политологов, организованный под эгидой ЮНЕСКО в Париже в 1948 г.,определил четыре группы тем, изучаемых политической наукой:
Ø политическая теория и история политических идей;
Ø политические институты и их сравнительный анализ - конституция, центральное, региональное и местное правительства, государственная администрация, экономические и социальные функции правительственных органов;
Ø политические партии, группы и ассоциации, участие гражданина в правительстве и государственной администрации, общественное мнение;
Ø международные отношения - международная политика, организации и право.
После Второй мировой войны политической социологии удается выделиться в самостоятельную область знания.
С точки зрения Ж.Т.Тощенко, политическая жизнь гражданского общества является объектом политической социологии. Политическая социология раскрывает отношение общества к государству и институтам распределения и формирования власти, которое проявляется, прежде всего, в направленности политического сознания и политического поведения людей. Политическая социология призвана ответить на вопрос, как осознаются людьми, социальными группами и слоями, партиями и общественными организациями существующая политическая реальность, властные отношения, политические права и свободы. Это дает основание представить, как гражданское общество соотносится и взаимодействует с политическими институтами и структурами.
В 1957 г. Р. Бендикс и С. Липсет предложили утвердить за политической социологией следующие проблемные поля:
Ø поведение электората в избирательных кампаниях, анализ общественного мнения;
Ø процесс принятия политических решений;
Ø идеология политических движений и групп давления;
Ø политические партии, группировки и проблема олигархии;
Ø управление и государственная администрация.
Сегодня многие зарубежные и отечественные ученые полагают, что на уровне понятий и теорий эти науки малоразличимы. Они, подобно М. Дюверже, полагают, что в самом общем смысле эти два понятия (политическая социология и политические науки) синонимичны.
Политическая социология исследует социальное действие людей в сфере государственной власти и политики(политическое действие).
Отсюда и определения политической социологии, подобные тому, которое предлагал в авторитетном «Словаре социальной мысли XX века» Т. Боттомор, в котором обращается внимание на то, что первоначально предмет науки был сфокусирован на изучении политических партий, электоральных систем и электорального поведения, социальных движений, политического лидерства и элит, бюрократии, национализма и формирования национальных государств, типов политических систем и политического изменения.
В дальнейшем ее предмет расширился и стал включать в себя также проблемы исследования общественного мнения и социальной основы политических конфликтов, политического насилия, политического экстремизма и терроризма.
Другие настаивают на том, что различия есть в предмете исследования, и они существенны. Определяя линию, разделяющую социологию и политическую науку, Н. Дж. Смелзер утверждает: «Фокус научной дисциплины <...> может быть охарактеризован перечнем зависимых и независимых переменных, которыми занимается исследователь».Социология может быть определена как дисциплина, которая предпочитает в качестве объясняющих переменных социально-структурные условия. Соответственно,политическая наука может быть определена как наука, предпочитающая использовать в этих целях политико-структурные условия.
Р. Бендикс и С. Липсет придерживаются этой же точки зрения, утверждая, что «политическая наука начинает с государства и исследует, как оно воздействует на общество, а политическая социология начинает с общества и изучает, как оно влияет на государство».
«Политическая социология, — пишет Г.П. Артемов, — это отраслевая социологическая наука, и уже поэтому ее предмет не может совпадать с предметом политологии». Согласно его мнению, обе науки изучают сферу взаимодействия государства и общества, но каждая из них рассматривает ее с различных сторон. Политическая социологияначинает исследование политики с общества и анализирует его влияние на государство (формальные институты распределения и осуществления власти), а политология начинает с государства и анализирует его влияние на общество. Соответственно, первая дисциплина акцентирует внимание на поведенческих аспектах политики, а вторая — на институциональных.
Для политической социологии политические институты «являются разновидностью средств социального действия людей (наряду с экономическими и др.). Для политологии политические действия людей являются одним из факторов возникновения, существования и развития политических институтов». Обе дисциплины имеют отчасти общие категориальный аппарат и теоретические предпосылки. Вместе с тем, несмотря на родственные отношения, обе дисциплины имеют различия в трактовке исследования политики.
Политологию прежде всего интересуют политические институты как самостоятельные части политической действительности, регулирующие поведение людей в сфере политических отношений.
Политическую социологию, напротив, в большей мере интересуют действия людей, осуществляемые ими в политической действительности посредством создания и использования политических институтов.
Политическая социология представляет собой социологическую дисциплину, исследующую политические явления через призму их взаимодействия с обществом с точки зрения деятельности в политике социальных и этнических групп.
Для политической социологии важен, прежде всего, анализ взаимодействия индивидов, социальных общностей и политических институтов по поводу власти; исследование механизмов превращения социального в политическое, а конкретно — как формируется и выделяется из социальной общности носитель политической власти, политический субъект. В этом случае политическая социология может давать эмпирический материал конкретного характера для общей теории политики. Следовательно,политическая социология изучает политические институты и процессы в их социальном контексте. Она исследует то, каким образом политические феномены влияют на другие аспекты общества и какому влиянию со стороны последних подвергается она сама.
В рамках политической социологии исследуются:
Ø политическое поведение больших и малых социальных групп,
Ø их политические ценности и политические ориентации,
Ø роль общественного мнения в политике,
Ø социальная база политических режимов и политических партий, а также другие проблемы.
Политическая социология дает обобщенное знание того, как то или иное социальное изменение в социальной структуре, мобильности, статусе группы и т. п. сказывается на функционировании политической системы в целом или ее отдельном элементе. Она позволяет выявить социальные факторы, как способствующие политическому согласию, политической стабильности, так и вызывающие различного рода дисфункции, напряженность, политические конфликты и экстремизм.
С точки зрения Ж.Т.Тощенко, политическая социология сосредоточивает свое внимание на изучении политической жизни различных структур, политических притязаний людей, классов, социальных групп, направляемых политическими партиями, а также политических отношений данной общественно-политической системы. Политическая социология анализирует процессы согласования политических интересов с объективными закономерностями общественного развития, формы и методы предотвращения коллизий, политических катастроф и конфронтации (вплоть до революции как способа решения противоречий).
Таким образом, предметом политической социологии выступают политическое сознание и политическое поведение людей, воплощающиеся в деятельности государственных и общественных институтов и организаций, а также в механизмах их воздействия на процесс функционирования власти в конкретных социально-исторических условиях.
В рамках социологического исследования принято выделять два подхода: макросоциологический, или общесоциологический, и микросоциологический.
Первый подход имеет дело с социальными основами власти, воздействием социально-классового и группового конфликта на политические институты и обратным влиянием политических институтов на поведение социальных страт (классов и групп).
Второй подход сосредотачивает основное внимание на конкретных процессах и политических институтах как социальных организациях, исследуя их формальные и неформальные структуры, типы руководства, способы урегулирования конфликтов и отношения с другими социальными организациями.
В развитии социологического подхода к политике наука во многом обязана работам К. Маркса и М. Вебера.
Марксизм стимулировал работу по прослеживанию воздействий социально-экономической и классовой структур на политическое поведение.
М. Вебер был первым, кто стал анализировать в социологическом исследовании политические институты как самостоятельные факторы социальных изменений.
В XX столетии научный поиск в политической социологии на долгие десятилетия был определен бихевиористским движением и исследованиями политического поведения (Ч. Мерриам, К. Боулдинг). В настоящее время важными направлениями научного поиска в политической социологии выступают такие комплексы проблем, как:
Ø организованное поведение;
Ø политические элиты;
Ø власть и политическое господство;
Ø общественное мнение;
Ø социальная и групповая основы политического конфликта;
Ø социальные характеристики, связанные с электоральным поведением и политическим участием.