Объект и предмет политической социологии

Современный человек, за исключением профессиональных полити­ков, не отдает себя политической деятельности целиком. Рабочее время он проводит там, где протекает его неполитическая профессиональная деятельность. Его отношение к политике и поведение в ней является да­леко не первостепенным в ряду возможных занятий. Но политика и поли­тические вопросы постоянно присутствуют в жизнедеятельности людей и в определенные периоды становятся для многих из них более важными, несравненно более значительными, чем их неполитическая профессио­нальная деятельность, семья, развлечения или вера.

Политика есть способ совместной жизнедеятельности людей преимущественно большими общностями. Постоянной функцией политики явля­ется приведение в единство разделенного на группы, классы и прослойки современного общества. Само по себе общество не представляет собой единство: оно обладает единством только тогда, когда является поли­тическим обществом. Политика есть важно и относительно автономная часть социума. Она как определенный тип деятельности вторична по отношению к обществу. Но, вместе с тем, все общество так или иначе задано политике и является ее объектом, которому политическая де­ятельность придает конкретные формы. Политика есть средоточение социального. В этом плане политику можно рассматривать как опре­деленный тип социального действия, характеризующийся определен­ными свойствами. Подробное рассмотрение этого аспекта проблемы содержится в социологических теориях Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса.

Современная политика есть система взаимодействий, включающая в себя политических акторов, носителей определенных ценностей, ро­лей, функций, действующих на различных политических уровнях. В этом плане осуществление политики всегда субъективно. Конкретная политика имеет различные направления и уровни своего осуществле­ния. Политика как действительность имеет множество форм и видов своего существования.

Политика в одно и то же время является и источником мотивации, и «аккумулятором» нереализованных социальных практик. Для абсолют­ного большинства людей «реальная политика» всегда остается «обрат­ной стороной Луны», видимой только в «телескоп» средств массовой ин­формации. Однако зеркало этого телескопа обладает одним коварным свойством: отражая, транслируя и многократно увеличивая инфор­мацию о политической действительности, оно само становится новой политической практикой, новой политической действительностью, порой существенно отличной от первоначальной.

Приблизиться к раскрытию подлинного смысла реальной полити­ки способны только политические науки в своих различных видах и направлениях. Политика является объектом изучения многих направ­лений в науке. Наиболее значимыми из них являются политическая на­ука и политическая социология. Признание наличия различий между этими двумя науками остается по-прежнему предметом жарких науч­ных споров.

Как специализированная отрасль науки политическая социология утвердилась на Западе в 30-50-е годы XX в., т. е. спустя несколько де­сятилетий после того, как сформировалась и была институционализи­рована политическая наука.

Возможно, и поэтому предмет политической социологии как науки и научной дисциплины является темой незавершенных дискуссий. Это свя­зано с тем, что политическая социология сформировалась как результат синтеза социологических и политических знаний, социологизации поли­тической науки, развиваясь в рамках каждой из этих наук.

Политическая наука, как более ранняя и самостоятельная область знаний, начала процесс своего формирования еще во второй половине XIX столетия. Известно, что во многих университетах США отделения политических наук были созданы в конце XIX — начале XX в., а Амери­канская ассоциация политических наук образовалась в 1903 г. В евро­пейских университетах этот процесс проходил значительно позднее. Международный коллоквиум политологов, организованный под эги­дой ЮНЕСКО в Париже в 1948 г.,определил четыре группы тем, изу­чаемых политической наукой:

Ø политическая теория и история политических идей;

Ø политические институты и их сравнительный анализ - кон­ституция, центральное, региональное и местное правитель­ства, государственная администрация, экономические и соци­альные функции правительственных органов;

Ø политические партии, группы и ассоциации, участие гражда­нина в правительстве и государственной администрации, об­щественное мнение;

Ø международные отношения - международная политика, организации и право.

После Второй мировой войны политической социологии удается выделиться в самостоятельную область знания.

С точки зрения Ж.Т.Тощенко, политическая жизнь гражданского общества является объектом политической социологии. Политическая социология раскрывает отно­шение общества к государству и институтам распределе­ния и формирования власти, которое проявляется, прежде всего, в направленности политического сознания и поли­тического поведения людей. Политическая социология призвана ответить на вопрос, как осознаются людьми, социальными группами и слоями, партиями и обществен­ными организациями существующая политическая реаль­ность, властные отношения, политические права и свободы. Это дает основание представить, как гражданское общество соотносится и взаимодействует с политическими институ­тами и структурами.

В 1957 г. Р. Бендикс и С. Липсет предложили утвердить за политической социологией следующие проблемные поля:

Ø поведение электората в избирательных кампаниях, анализ общественного мнения;

Ø процесс принятия политических решений;

Ø идеология политических движений и групп давления;

Ø политические партии, группировки и проблема олигархии;

Ø управление и государственная администрация.

Сегодня многие зарубежные и отечественные ученые полагают, что на уровне понятий и теорий эти науки малоразличимы. Они, по­добно М. Дюверже, полагают, что в самом общем смысле эти два по­нятия (политическая социология и политические науки) синонимичны.

Политическая социология исследует социальное действие людей в сфере государственной власти и политики(политическое действие).

Отсюда и определения политической социологии, подобные тому, которое предлагал в авторитетном «Словаре социальной мысли XX ве­ка» Т. Боттомор, в котором обращается внимание на то, что первона­чально предмет науки был сфокусирован на изучении политических партий, электоральных систем и электорального поведения, социаль­ных движений, политического лидерства и элит, бюрократии, нацио­нализма и формирования национальных государств, типов политиче­ских систем и политического изменения.

В дальнейшем ее предмет расширился и стал включать в себя также проблемы исследования общественного мнения и социальной основы политических конфликтов, политического насилия, политического экстремизма и терроризма.

Другие настаивают на том, что различия есть в предмете исследова­ния, и они существенны. Определяя линию, разделяющую социологию и политическую науку, Н. Дж. Смелзер утверждает: «Фокус научной дисциплины <...> может быть охарактеризован перечнем зависимых и независимых переменных, которыми занимается исследователь».Социология может быть определена как дисциплина, которая предпо­читает в качестве объясняющих переменных социально-структурные условия. Соответственно,политическая наука может быть определе­на как наука, предпочитающая использовать в этих целях политико-структурные условия.

Р. Бендикс и С. Липсет придерживаются этой же точки зрения, утверждая, что «политическая наука начинает с государства и ис­следует, как оно воздействует на общество, а политическая социология начинает с общества и изучает, как оно влияет на государство».

«Политическая социология, — пишет Г.П. Артемов, — это отраслевая социологическая наука, и уже поэтому ее предмет не может совпадать с предметом политологии». Согласно его мне­нию, обе науки изучают сферу взаимодействия государства и общества, но каждая из них рассматривает ее с различных сторон. Политическая социологияначинает исследование политики с общества и анализи­рует его влияние на государство (формальные институты распределе­ния и осуществления власти), а политология начинает с государства и анализирует его влияние на общество. Соответственно, первая дис­циплина акцентирует внимание на поведенческих аспектах политики, а вторая — на институциональных.

Для политической социологии политические институты «являются разновидностью средств соци­ального действия людей (наряду с экономическими и др.). Для поли­тологии политические действия людей являются одним из факторов возникновения, существования и развития политических институ­тов». Обе дисциплины имеют отчасти общие категориаль­ный аппарат и теоретические предпосылки. Вместе с тем, несмотря на родственные отношения, обе дисциплины имеют различия в трак­товке исследования политики.

Политологию прежде всего интере­суют политические институты как самостоятельные части полити­ческой действительности, регулирующие поведение людей в сфере политических отношений.

Политическую социологию, напротив, в большей мере интересуют действия людей, осуществляемые ими в политической действительности посредством создания и использо­вания политических институтов.

Политическая социология представляет собой социологическую дисциплину, исследующую политические явления через призму их взаимодействия с обществом с точки зрения деятельности в политике социальных и этнических групп.

Для политической социологии важен, прежде всего, анализ взаимо­действия индивидов, социальных общностей и политических институ­тов по поводу власти; исследование механизмов превращения социаль­ного в политическое, а конкретно — как формируется и выделяется из социальной общности носитель политической власти, политический субъект. В этом случае политическая социо­логия может давать эмпирический материал конкретного характера для общей теории политики. Следовательно,политическая социология изучает политические ин­ституты и процессы в их социальном контексте. Она исследует то, каким образом политические феномены влияют на другие аспекты общества и какому влиянию со стороны последних подвергается она сама.

В рамках политической социологии исследуются:

Ø политическое по­ведение больших и малых социальных групп,

Ø их политические ценности и политические ориентации,

Ø роль общественного мнения в политике,

Ø социальная база политических режимов и политических партий, а так­же другие проблемы.

Политическая социология дает обобщенное знание того, как то или иное социальное изменение в социальной структуре, мобильности, ста­тусе группы и т. п. сказывается на функционировании политической системы в целом или ее отдельном элементе. Она позволяет выявить со­циальные факторы, как способствующие политическому согласию, по­литической стабильности, так и вызывающие различного рода дисфунк­ции, напряженность, политические конфликты и экстремизм.

С точки зрения Ж.Т.Тощенко, политическая социология сосредоточивает свое внимание на изучении политиче­ской жизни различных структур, политических притя­заний людей, классов, социальных групп, направляемых политическими партиями, а также политических отноше­ний данной общественно-политической системы. Поли­тическая социология анализирует процессы согласования политических интересов с объективными закономерно­стями общественного развития, формы и методы предотвра­щения коллизий, политических катастроф и конфронтации (вплоть до революции как способа решения противоречий).

Таким образом, предметом политической социологии выступают политическое сознание и политическое поведе­ние людей, воплощающиеся в деятельности государствен­ных и общественных институтов и организаций, а также в механизмах их воздействия на процесс функционирования власти в конкретных социально-исторических условиях.

В рамках социологического исследования принято выделять два подхода: макросоциологический, или общесоциологический, и микро­социологический.

Первый подход имеет дело с социальными основами власти, воздействием социально-классового и группового конфликта на политические институты и обратным влиянием политических инс­титутов на поведение социальных страт (классов и групп).

Второй под­ход сосредотачивает основное внимание на конкретных процессах и политических институтах как социальных организациях, исследуя их формальные и неформальные структуры, типы руководства, способы урегулирования конфликтов и отношения с другими социальными ор­ганизациями.

В развитии социологического подхода к политике наука во мно­гом обязана работам К. Маркса и М. Вебера.

Марксизм стимулировал работу по прослеживанию воздействий социально-экономической и классовой структур на политическое поведение.

М. Вебер был первым, кто стал анализировать в социологическом исследовании политиче­ские институты как самостоятельные факторы социальных изменений.

В XX столетии научный поиск в политической социологии на долгие десятилетия был определен бихевиористским движением и исследова­ниями политического поведения (Ч. Мерриам, К. Боулдинг). В настоя­щее время важными направлениями научного поиска в политической социологии выступают такие комплексы проблем, как:

Ø организован­ное поведение;

Ø политические элиты;

Ø власть и политическое господство;

Ø общественное мнение;

Ø социальная и групповая основы политического конфликта;

Ø социальные характеристики, связанные с электоральным поведением и политическим участием.

Наши рекомендации