Политическая социология как отраслевая социологическая наука.
Политическая социология как отраслевая социологическая наука.
Становление и развитие политической социологии в России.
Эволюция основных парадигм современной политической социологии
Социология политической власти
Социология политического господства
Политическая система общества.
Социология государства.
Политические партии и партийные системы.
Социология общественных движений.
Группы интересов и лоббизм в политике.
Социология гражданского общества.
Этнонациональные организации и сообщества как субъекты политического процесса.
Молодежь: формы политического участия
Бюрократия как общественный и политический феномен.
Политическая социализация.
Тема 1. Политическая социология как наука
Возникновение социологии как наиболее общей науки о человеческом обществе стало возможным благодаря развитию нескольких предпосылок.
С одной стороны, благодаря утверждению новой парадигмы науки, нового объективистского типа мышления, согласно которому научное знание должно опираться на объективную реальность, а не строиться на основе метафизических и спекулятивных представлений об обществе.
С другой стороны, благодаря институционализации новой социальной практики эпохи промышленной и буржуазных революций. Новым социальным субъектам требовалось объективное социальное знание. Одним для того, чтобы разумно ориентироваться в новой социальной реальности. Другим — для того, чтобы своими социальными действиями ее переустраивать, исходя из собственных представлений о законах и закономерностях ее развития.
Социология в период своего возникновения выражала, прежде всего, социальные и политические устремления господствовавшего класса буржуазии. Можно согласиться с мнением Ю. Хабермаса о том, что Французская революция свою практическую энергию потратила на экономическую и политическую эмансипацию буржуазии, а свою теоретическую энергию — на основание социологии. С точки зрения буржуазии, буржуазное общество отличалось естественным, рациональным и неизменным устройством. Поэтому западная социология стремилась определить условия его стабилизации. В ходе своего развития западная социология, давая достоверное описание западного общества, пыталась способствовать его сохранению и усовершенствованию. Достоверное описание западного общества, способы его сохранения и усовершенствования были теми рамками, в которых возникали и развивались различные теории западной социологии. При этом одни из этих теорий стремились объяснить общество как совокупность социальных явлений, другие же пытались объяснить лишь отдельные формы социальной жизни.
Лекция 2. Становление и развитие политической социологии в России
Литература
1. Гамбаров Ю. Политические партии в их прошлом и настоящем. СПб., 1904.
2. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-ХХ вв. М., 1995.
3. Елисеев С.М. Политическая социология: Учебное пособие. СПб.: «Нестор-История», 2007. С.29-45.
4. Замалеев А.Ф., Осипов Д.И. Русская политология: обзор основных направлений. СПб., 1994.
5. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996.
6. Кистяковский Б.А. Сущность государственной власти. Ярославль, 1913.
7. Ковалевский М.М. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права. СПб., 1880.
8. Ковалевский М. М. Общее учение о государстве. СПб., 1909.
9. Котляревский С.А. Власть и право: Проблема правового государства. М., 1915.
10. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993.
11. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1997.
12. Политическая социология / под ред. Ж.Т.Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2012. С.53-80.
Литература
1. Амелин В. Н. Социология политики. М., 1992.
2. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972.
3. Американская социологическая мысль. Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А.Шюц. (Тексты). М., 1994.
4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.
5. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
6. Бурдье П. Социология социального пространства. М., 2005.
7. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
8. Гидденс Э. Социология. М., 2000.
9. Елисеев С.М. Политическая социология: Учебное пособие. СПб., 2007.
10. Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.
11. Михельс Р. Принципиальное в проблеме демократии // Социологический журнал. 1994. № 3.
12. Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции,
перспективы. М., 1992.
13. Осипова Е.В. Социология Вильфредо Парето: политический аспект. СПб., 2004.
14. Политическая социология: учебник / под ред. Ж.Т.Тощенко. М., 2012.
15. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
16. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.
[1] Emergence (англ.) – возникновение, появление нового.
[2] Деривация - термин, означающий отклонение чего-либо от основной траектории движения, отклонение от основного значения
Литература
Елисеев С.М. Политическая социология: учебное пособие. СПб.: Издательство «Нестор-История», 2007. С.72-84.
Политическая социология: учебник / под ред. Ж.Т.Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2012. С.106-135.
[1] Генерализация (лат. generalis – общий, главный) – обобщение, логический переход от частного к общему; подчинение частных явлений общему принципу.
Литература
Елисеев С.М. Политическая социология: учебное пособие. СПб.: Издательство «Нестор-История», 2007. С.85-102.
Политическая социология: учебник / под ред. Ж.Т.Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2012. С.118-133.
[1] Ленник – вассал, пользовавшийся леном и имевший определенные обязанности по отношению к своему сеньору. Лен (нем. Lehn) – в Западной Европе в эпоху феодализма - земельное владение, которое вассал получал от сеньора на условии несения службы.
[2] Позитивизм – направление в философии, исходящее из того, что источником истинного знания являются специальные науки, роль которых ограничивается описанием и систематизацией фактов; позитивизм отрицает познавательную ценность философского исследования.
Литература
Елисеев С.М. Политическая социология: учебное пособие. СПб.: Издательство «Нестор-История», 2007. С.121-139.
Политическая социология: учебник / под ред. Ж.Т.Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2012. С.136-190.
Литература
1. Брайс Дж. Американская республика. М., 1980. Ч. 2.
2. Джанда К. Сравнение политических партий: исследования и теория // Современная сравнительная политология. Хрестоматия. М., 1997.
3. Дюверже М. Политические партии. М., 2000.
4. Елисеев С.М. Политическая социология: учебное пособие. СПб.: Издательство «Нестор-История», 2007. С.140-164.
5. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительные исследования. М., 1997.
6. Политическая социология: учебник / под ред. Ж.Т.Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2012. С.359-382.
7. Таагепера Р., Шугарт М. С. Описание избирательных систем // Полис. 1997. № 3.
8. Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии // Полис. 1996. № 5. С.19.
9. Шумпетер Й. Капитализм. Социализм. Демократия. М., 1995.
10. Веуmе К. von. Political Parties in Western Democracies. Aldershot, 1985.
11. LaPalombara D., Weiner M. The Origin and Development of Political Parties// Political Parties and Political Development/ LaPalombara D., Weiner M (eds). N. Y., 1966.
12. Sartori D. Parties and Party System: Framework for Analysis. Vol. 1. N. Y., 1976.
[1] Состоит в том, что правило простого большинства не в состоянии обеспечить транзитивность бинарного отношения общественного предпочтения среди выбираемых вариантов. В силу нетранзитивности результат может зависеть от порядка голосования, что даёт возможность манипуляции выбором большинства.
Литература
Гурр Т.Р. Почему люди бунтуют. СПб.: Питер, 2005. С.59-96.
Здравомыслова Е.А. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб., 1993.
Елисеев С.М. Политическая социология: учебное пособие. СПб.: Издательство «Нестор-История», 2007. С.165-175.
Клюев А.В. Человек в политическом измерении. СПб.: Издательство СЗАГС, 2000. С.126-146.
Политическая социология: учебник / под ред. Ж.Т.Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2012. С.335-358.
[1] См.: Кынев А. Выборы парламентов российских регионов 2003-2009. Первый цикл внедрения пропорциональной избирательной системы. М., 2009. С. 26-32.
[2] См.: Panebianco A. Political Parties: Organization and Power. Cambridge, 1988.
Модели и типология лоббизма
Каждая страна имеет свою модель лоббизма и технологии его регулирования. Сначала рассмотрим зарубежный опыт.
В некоторых странах были приняты специальные законы о лоббистской деятельности (например, в США и Канаде). В других странах при отсутствии специальных законов о лоббизме применяются технологии его правового регулирования за счет других нормативных актов и организационных мер (например, в Великобритании, Германии, Франции).
И в том, и в другом случае правовые акты направлены на легализацию контактов субъектов лоббизма с органами государственной власти. Они предусматривают открытую публикацию лоббистского списка, где указываются все союзы, ассоциации и объединения, получившие официальный доступ к ведомствам федерального правительства и комитетам парламента. Однако, несмотря на общую задачу, данные нормативные акты существенно отличаются друг от друга. Рассмотрим зарубежные технологии регулирования лоббистской деятельности в США, Канаде, Великобритании, Германии и Франции — странах, имеющих наибольший опыт решения этой проблемы.
Литература
Джанда К., Берри Д.М., Годман Д., Хула К.В. Трудным путем демократии: процесс государственного управления в США / Пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. С.287-318.
Елисеев С.М. Политическая социология: учебное пособие. СПб.: Издательство «Нестор-История», 2007. С.176-195.
Перегудов С.П. Политическая система России в мировом контексте: институты и механизмы взаимодействия. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. 431 с.
Политическая социология: учебник / под ред. Ж.Т.Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2012. С.239-260.
GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством. Учебное пособие. / Под ред. Л.В.Сморгунова и Л.Н.Тимофеевой. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. 407 с.
[1] Это — любое лицо, «которое непосредственно либо через своих представителей, служащих или иных лиц собирает или получает денежные средства или иные ценности с целью использования главным образом для достижения одной из нижеследующих задач: а) принятия или отклонения Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта; б) воздействия прямо или косвенно на принятие или отклонение Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта».
[2] Согласно закону, лоббист представляет под присягой в письменном виде заявление, в котором приводятся: имя и адрес учреждения регистрируемого лица; имя и адрес лица, которое его нанимает и в чьих интересах оно выступает; сроки найма, сумма вознаграждения; сумма и цели выделенных на расходы средств; подробные отчеты, в которых приводятся все средства, полученные и израсходованные на указанные цели в предшествующем квартале; лица, которым были выплачены какие-либо суммы, а также цели произведенных выплат; наименования каких-либо документов, периодических изданий, журналов и иных публикаций, в которых по инициативе лица были помещены статьи или материалы по законопроектам, которым оно, согласно договору о найме, должно препятствовать либо оказывать поддержку.
[3] Нарушителям могут быть установлены: штраф до 5000 долл., либо тюремное заключение на срок не более 12 мес., или то и другое наказание одновременно; в качестве дополнительной меры — лишение права заниматься в течение трех лет лоббистской деятельностью.
[4] Действие закона не распространяется на следующих лиц: членов законодательных или исполнительных органов власти провинций; членов дипломатических миссий, представляющих в Канаде интересы иностранных государств; членов представительства ООН, а также других международных организаций, для которых законодательно предусмотрены иммунитет и привилегии.
Лоббизмом, согласно этому закону, не считается: устное или письменное обращения к парламенту, совершенные в ходе процедур, письменные стенограммы которых доступны общественности; обращение к госслужащему со стороны физического лица с целью применения или интерпретации любого акта парламента в интересах этого физического лица или компании, которую он представляет; обращение к госслужащему, совершенное в ответ на письменный запрос со стороны госслужащего с просьбой дать совет или комментарий касательно разработки законов, заключения контракта для удовлетворения потребностей государства.
[5] Лоббисты-консультанты и корпоративные юристы должны отправить в регистрирующий орган следующую информацию: свое имя и место работы; имя и юридический адрес работодателя; организационно-правовую форму компании-работодателя, а также любой аффилированной компании, заинтересованной в действиях лоббиста; вид деятельности компании-работодателя; вопросы, по которым лоббист обращался к государственным служащим; государственные органы, в которых работают госслужащие, с которыми общался лоббист; методы коммуникации между лоббистом и госслужащим.
[6] Компания-работодатель должна отправить в регистрирующий орган информацию обо всех своих сотрудников, занятых в лоббистской деятельности (даже тех сотрудников, чье индивидуальное время занятости лоббистской деятельностью меньше 20%).
[7] Член парламента не должен получать материальное вознаграждение от заинтересованных лиц за свою работу в парламенте — голосование, парламентский запрос, снятие предложения с обсуждения, внесение законопроекта, внесение или снятие с обсуждения поправок к законодательному предложению, а также за попытки убедить своих коллег или министров совершить любое из вышеперечисленных действий. Член парламента должен раскрывать информацию о полученных денежных вознаграждениях за другие услуги, связанные с парламентской работой, а также предоставлять контракты об оказании этих услуг.
Член парламента должен сообщать о своих интересах, внося их в ежегодно публикуемый реестр. При возникновении конфликта между своими личными и общественными интересами член парламента должен ориентироваться на общественный интерес. Он не может выносить на обсуждение проблемы, затрагивающие декларированный им интерес.
[8] Государственные служащие должны документировать свои контакты со сторонними организациями и лицами, не должны разглашать конфиденциальную информацию, не должны принимать подарки, денежные переводы и т.п. При возникновении конфликта между своими личными и общественными интересами государственный служащий должен ориентироваться на общественный интерес.
[9] Господдержка оказывается только тем партиям, от которых по крайней мере два кандидата были избраны на предыдущих всеобщих выборах или избран один кандидат, если за него проголосовали как минимум 150 тыс. избирателей. Каждое полученное место в парламенте оценивается в 3743 ф. стерлингов плюс 7,48 ф. стерлингов на каждые 200 поданных голосов.
[10] Ежедневно выходит официальный отчет о дебатах в парламенте, в котором содержатся протоколы заседаний, речи членов парламента, а также ответы на парламентские запросы. Палата общин издает также еженедельный информационный бюллетень, в котором излагаются подробности парламентской деятельности. Еженедельный информационный бюллетень, а также отчеты специальных парламентских комитетов и судебные решения Палаты лордов можно найти на сайте парламента Великобритании по адресу: www.parliament.uk
Литература
Елисеев С.М. Политическая социология: учебное пособие. СПб.: Издательство «Нестор-История», 2007. С. 195-218.
Политическая социология: учебник / под ред. Ж.Т.Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2012. С.310-332.
Понятие бюрократии
Актуальность изучения бюрократизма как общественного явления обусловливается рядом факторов. Во-первых, объективной потребностью усиления организованности во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, противоречием между этой объективной потребностью и связанной с ней иерархизацией общества и развитием демократии, включением населения в общественную жизнь, в политическую деятельность, необходимостью нахождения рациональных отношений между управляющими и управляемыми, руководителями и подчиненными. В-третьих, актуальность изучения данной проблемы в нашей стране предопределяется деформациями норм жизни многих социальных групп, необходимостью формирования гражданского общества, правового государства, углубления и расширения самоуправленческих начал во всех сферах жизнедеятельности.
Термин «бюрократия» в буквальном смысле означает власть, господство канцелярии. Современное значение этого термина употребляется как: 1) деятельность чиновников в государстве; 2) канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальных правил и предписаний. В этом втором значении термин «бюрократия» совпадает с термином «бюрократизм». Кроме того, существует и более общее определение бюрократии и бюрократизма, которые характеризуют оторванность центра, администрации от народа и которые защищают интересы правящего слоя, господствующего класса.
Бюрократия есть социально-профессиональная группа, обладающая специальными знаниями и подготовкой и осуществляющая в системе современного общества функцию управления. Все современные социальные и политические организации являются в значительной степени бюрократическими по своей природе. Бюрократия занимает управленческие должности в аппарате государственной исполнительной власти, на предприятиях и в учреждениях государственного и частного сектора экономики. Политическую социологию прежде всего интересует не вся бюрократия, а та ее часть, которая выполняет административные функции в системе органов государственной власти и управления.
Бюрократия — явление историческое. Ее формы менялись на протяжении истории в связи со сменой типов и видов общественно-экономического устройства. Зачатки бюрократии возникли уже в государствах Древнего Востока, что обусловлено было обособлением сферы государственного управления. Историки отмечают наиболее развитую бюрократию в этот период в Китае. Сложные бюрократические структуры существовали в Римской империи и Византии. В Средние века в странах Западной Европы мощным бюрократическим аппаратом были представлены королевская власть и церковь. Особенно усиление бюрократии произошло в период существования абсолютных монархий.
При Людовике XIV общее количество государственных чиновников значительно превышало число офицеров и удельный вес канцелярий в управлении всеми общественными делами стремительно рос, подчас вызывая глухое недовольство всех сословий.
В докапиталистических формациях бюрократия существовала прежде всего как форма политической организации. Однако с возникновением и развитием капитализмаона становится неотъемлемым свойством любой политической, экономической и социальной организации, начиная с государства и завершая управленческими структурами предприятий, фирм, политических и добровольных организаций.
Особенно усиливается бюрократия и бюрократизация общества в XX в., что связано с ростом требований к организации всех сфер жизни, с объективным ходом социально-экономического развития. Все это обусловило необходимость выработки общих принципов деятельности организаций, включающих в себя структуру управления, иерархию должностей, строгое разделение функций, правила информирования руководства, исполнительскую дисциплину. Объективная основа бюрократии, ее всеобщий характер предопределяется процессом управления как целенаправленным воздействием на деятельность людей, их объединений и организаций.
Становление современного общества, как точно подметил еще А. де Токвиль, повсеместно сопровождалось бурным ростом числа государственных канцелярий и их служащих. Процесс «дефеодализации» общества и государства, подчеркивает П. Бурдье, означал разрыв с «естественными» связями (родством) и утверждением нового порядка воспроизводства королевской власти и бюрократии.
На смену персонифицированной власти суверена приходит власть бюрократии. На смену системе наследования должностей приходит система назначений. В результате в обществе и государстве постепенно формируется новая группа, состоящая из тех, кто получил свое положение не благодаря родственным связям, а благодаря образованию и профессиональной компетентности. Обладая такими специфическими знаниями, отвечающими новым потребностям управления ресурсами, как письмо и право, чиновники очень скоро обеспечивают себе монополию на наиболее типично государственные ресурсы: строгость и дисциплину в отправлении власти, здравый смысл, противостоящий эмоциональным порывам, новые модели и организационные приемы социального действия, специфический бюрократический способ мышления, основанный на нормах права и правилах формальной логики, учтивость, способствующую распространению куртуазности. Одним словом, новая социальная группа сформировала свой особый рационально-бюрократический габитус, который как никакой другой отвечал требованиям формирующегося современного общества и национального государства.
Подражая высшим классам, мир канцелярий и присутственных мест стал повсеместно использовать символические знаки отличий — матерчатые покрытия столов. У начальства они были красного цвета, у среднего звена — зеленого, у чернорабочих канцелярии — серого, так что по этой цветовой символике сразу можно было определить статус служащих. В конце XVIII в. в среде физиократов к слову «бюро» прибавили весьма употребительное греческое слово «кратия»; так появилось слово «бюрократия», то естьправление, господство канцелярий. Традиция приписывает его авторство политэконому В. де Карнапу (хотя иногда предлагаются и другие кандидатуры, например, де Гурне). Изобретение пришлось по душе общественному мнению, которое использовало термин с негативным оттенком. Вначале это слово употреблялось только в отношении к правительственным чиновникам, но впоследствии оно стало применяться по отношению к любым большим организациям.
В России это понятие появилось после 1814 г. и сразу же вступило в конфронтацию с отечественным термином «чиновничество», возникшим в начале XIX в. Слово «чиновник», как установил И.А. Голосенко, на древнецерковном языке означало не человека, а свод правил, по которому священнослужители отправляли церковную службу. Светское использование этого термина, а также производного от него термина «чиновничество», применяемого для «обозначения всей гражданско-служащей корпорации», сложилось в первые годы правления Александра I в кругах, близких к реформатору той поры М. Сперанскому.
Но, как отмечали позднее различные исследователи, корень в обоих словах был один, а именно — чин, то есть чинящий «дело и порядок». Иными словами, предполагалось, что слово «чиновник» должно было означать «и деятеля, и упорядочника», администратора и законника. Однако в языковой практике опять произошел сбой, в первую очередь благодаря появлению западного термина «бюрократия». Вследствие этого в России XIX - начала XX вв. понятия «бюрократия» и «бюрократизм» стали употребляться в самых разных и несовпадающих смыслах.
Сложность и противоречивость данного явления, бюрократизация всех сфер жизни общества обусловили необходимость разработки трактовок и концепций бюрократии, получивших развитие в XIX—XX вв. Одни из современных представлений бюрократии были сформулированы К.А. Сен-Симоном (1760—1825), обратившим внимание на особую роль организации в развитии общества. Он справедливо полагал, что в будущем власть не будет передаваться по наследству. Она будет сосредоточиваться в руках тех, кто обладает специальными знаниями.
Определенный вклад в осмысление феномена бюрократии внес О. Конт (1798—1856). В частности, он утверждал, что социология обосновывает органическую связь «порядка» и «прогресса», тем самым кладя конец спорам «анархистов», не признающих «порядка», и «ретроградов», отвергающих прогресс. Отметим также ту важную мысль, подчеркиваемую Контом, что в складывании социальных организаций немалую роль надо отводить «стихийным», «естественным» тенденциям.
Научное описание бюрократии предпринял и Г. Гегель (1770—1831). Он исходил из принципа разделения власти между государством и «гражданским обществом», положив в основу анализа предпосылку «корпораций» (замкнутых организаций).
Однако только у М. Вебера (1854—1920) проблематика бюрократии впервые получила глубокое обоснование. Согласно его точке зрения, бюрократическая организация характеризуется:
Ø эффективностью, достигаемой за счет строгого разделения функций между членами организации;
Ø строгой иерархией власти;
Ø формально установленным и четко зафиксированным кодексом правил, обеспечивающим единообразие управленческой деятельности;
Ø безличностью административной деятельности и эмоциональной нейтральностью отношений, складывающихся между функционерами организаций.
Превращение политики в профессию, в особое «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной партийной системой, как считал М. Вебер, обусловило разделение общественных функционеров на две категории: «политических чиновников» и чиновников-специалистов.Первые являются репрезентантами политической власти, представляют ее политические масштабы. Они в любой момент могут быть произвольно перемещены, уволены или «направлены» на другое место работы. Вторые осуществляют «общее внутреннее управление», обеспечивают обществу удовлетворение обыденных рутинных потребностей в управлении, решают чисто технические задачи и сохраняют легитимный порядок существующих отношений господства. Поэтому на практике нередко чиновник-специалист является более могущественным, чем «политический чиновник», поскольку обладает большей компетентностью, влиянием, устойчивостью положения.
У Вебера было и есть немало последователей. Среди них Бендикс, Гоулднер, Крозье, С.М. Липсет, Р. Мертон, Ф. Селзники др. Главное внимание в исследовании бюрократии они уделяли анализу функций и структур бюрократической организации, рассматривали бюрократизацию как процесс, характеризующийся «рациональностью», которая внутренне присуща капиталистическому обществу.
В целом, поддерживая идеи М. Вебера, его последователи внесли определенные уточнения в его концепцию, но постепенно стали отходить от «рациональной» модели бюрократии. В их работах заметен переход к более реалистической модели, представляющей бюрократию как «естественную систему», которая включает в себя наряду с рациональными моментами и иррациональные, наряду с эмоционально-нейтральными и личностные моменты («человеческие отношения») и т.д. Так, Р. Майкелсон, Ф. Селзник, Р. Мертон применили к анализу понятия бюрократии понятие дисфункции. В частности, Мертоном подмечена была такая наиболее распространенная дисфункция бюрократической организации, как перенесение ее функционерами акцента с целей организации на средства, в результате чего сами средства (иерархизация власти, строгая дисциплина, неукоснительное следование правилам, инструкциям и т.д.) превращается в самоцель.
В теориях бюрократизации одним из важнейших является вопрос об узаконении (легитимации) власти. Так, рассматривая проблему видов власти, Гоулднер различает два типа бюрократии — представительную (опирающуюся, в частности, на знание и умение) и авторитарную (применяющую для упрочения своей власти различные санкции). Заслуживает быть отмеченной работа американского социолога Ч.Р. Миллса о «властвующей элите» как союзе промышленной, политической и военно-бюрократической элит.
В ряде работ проблемы бюрократизации исследовал Д. Белл, писавший, в частности, о чиновничьем мире и «меритократии» — просвещенных специалистах-интеллектуалах постиндустриального общества.
Проблемы бюрократии занимают большое место и в отечественной науке. Правда, при этом бюрократия рассматривается преимущественно с негативной позиции, как бюрократизация. Показательно, что долгие годы в советском обществе господствовала точка зрения, согласно которой бюрократия может существовать только при капитализме — в условиях частной формы собственности, эксплуатации человека человеком, классовых антагонизмов. Тезис об отсутствии бюрократии при социализме практически не подвергался сомнению. Речь шла лишь об остаточных проявлениях бюрократизма как о стиле, способах управления, присущих лишь отдельным руководителям или отдельным органам исполнительной власти. При этом анализ реальной жизни подменялся высказываниями классиков марксизма-ленинизма.
Это и предопределило то обстоятельство, что в отечественной литературе серьезных исследований по данному вопросу не проводилось, проблемы бюрократии не значились в планах научно-исследовательских работ ни в одном из ведущих НИИ обществоведческого профиля.
Дефицит научных исследований отчасти восполнялся средствами массовой информации, нередко описывающими конкретные факты бюрократизации или анализирующими конфликтные ситуации в функционировании управленческих структур. Только под влиянием общественных потребностей, изменений в жизни страны со второй половины 1980-х гг. стали появляться работы экономистов, юристов, историков, философов, социологов и психологов (В.К. Борисов, А.В. Бузгалин, А.И. Колганов, Б.П. Курашвили, Ю.А. Левада, Р.И. Хасбулатов, А.Г. Худокормов и др.), посвященные бюрократизму в условиях советского общества.
Теории бюрократии М. Вебера
Развитие бюрократии, согласно Веберу, было неразрывно связано с развитием государства и капиталистической экономики, административные потребности которых не могли удовлетворяться традиционными средствами. Этот процесс был также тесно связан с другим типично современным процессом — распространением демократизации в смысле уравнивания традиционных статусных различий. Такое уравнивание было лишь относительным, поскольку для бюрократической карьеры требовалось определенное образование. Но движение в сторону демократизации означало, что управление не могло больше оставаться привилегией традиционных социальных групп. А расширение гражданских прав, в свою очередь, требовало одинакового отношения со стороны административных органов ко всем лицам.
Основным источником, в котором представлена теория бюрократии Вебера, служит его фундаментальный труд «Хозяйство и общество». Для рассмотрения проблемы власти бюрократии важное значение имеют также статьи Вебера «Политика как призвание и профессия», «Парламент и правительство в преобразованной Германии». В этой статье и в некоторых других своих работах Вебер описывает систему государственного управления, существовавшую в Германии в начале XX века. Согласно Веберу,распространение бюрократии в современном обществе неизбежно. Ее развитие есть единственный способ справиться с административными требованиями крупномасштабных социальных систем. В то же время он считал, что бюрократии присущи крупные недостатки, оказывающие серьезное влияние на природу общественной жизни. Сила бюрократии в наличии у нее специального образования и компетентности. «Бюрократическое управление, — писал Вебер, — означает господство посредством знания - и в этом состоит его специфически рациональный характер».
В своем определении бюрократии Вебер стремился выделить черты, общие для всех современных административных систем. Он указал десять таких черт:
1) чиновники лично свободны и подчинены власти только в том, что касается их безличных должностных обязанностей;
2) они организованы в четко установленную иерархию должностей;
3) каждая должность обладает строго определенной сферой полномочий;
4) чиновник занимает должность на основе добровольного договорного соглашения;
5) кандидаты отбираются на основании их специальной квалификации и при этом назначаются на должность, а не избираются;
6) вознаграждением служит постоянное денежное жалование, как правило, с правом на пенсию;
7) должность рассматривается как единственный или, по крайней мере, основной род занятий занимающего ее лица;
8) существует система служебного продвижения в соответствии со старшинством или заслугами;
9) чиновник отделен от владения средствами управления и не присваивает свою должность;
10) он подчинен в своей деятельности жесткой и систематической дисциплине и контролю.
Но для удобства они могут быть сведены к четырем главным признакам. Бюрократическое управление, согласно Веберу, отличают:
1) иерархия власти — каждый чиновник имеет четко определенную сферу полномочий в иерархической структуре и подотчетен в своих действиях вышестоящему начальству, таким образом, бюрократия имеет вид пирамиды, в которой положение, означающее высшую власть, соответствует вершине;
2) последовательность действий — должность является основным видом деятельности, дающим регулярное жалованье и перспективу регулярного повышения по службе;
3) безличность — работа производится в соответствии с установленными правилами, которые исключают произвол или фаворитизм, а обо всех действиях дается письменный отчет;
4) специальные знания — чиновники отбираются на основе способностей, получают необходимую подготовку и контролируют доступ к служебной информации.
В совокупности все эти черты образуют критерии, которым должна отвечать система управления, чтобы ее можно было назвать «бюрократической».
Вторая сторона веберовской концепции заключалась в том, что бюрократия рассматривалась как особая статусная группа со специфическими взглядами и ценностными ориентациями, которая стремилась к тому же к обладанию властью в обществе. Как пишет Д. Битэм: «Бюрократия — это не просто технический инструмент; она также и социальная сила со своими собственными взглядами и ценностями, и в качестве таковой она вызывает социальные последствия, выходящие за пределы ее технических достижений. Как обладающая властью группа она способна влиять на цели политической системы; в качестве статусного слоя она оказывает более нео