Изменения системы отношений Центр – регионы РФ в контексте федеративной реформы. Тенденции децентрализации и рецентрализации в отношениях центр-регионы.
Учитывая то, что все эти вопросы связаны с федеративным устройством России, мы будем рассматривать их в одном ключе.
Основные политико-правовые параметры федерации в России определены в Главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» и Главе 3 «Федеративное устройство» и согласуются с теорией и практикой федерализма. Статья 1 Конституции провозглашает РФ демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Согласно ч. 1 ст.3 Конституции РФ, демократический характер государства проявляется в том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ», осуществляющий эту власть «непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ч.2 ст.3).
В соответствии с Конституцией РФ:
ü РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равноправны;
ü Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство;
ü В РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
ü По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе;
ü Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области;
ü Статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ;
ü Территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними;
ü Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия;
ü Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации;
ü В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся: обеспечение соответствия законов субъектов конституции; соблюдение прав человека, меньшинств; общие вопросы образования, воспитания; вопросы природопользования и охраны окружающей среды; установления общих принципов налогообложения на территории РФ и т.п.
ü Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным. Если возникает спор – главенство федерального закона.
ü Система органов государственной власти субъектов устанавливается самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
ü и т.д.
М.Г.Миронюк в книге «Современный федерализм» указывает, что, несмотря на невысокий уровень исходного согласия в обществе по вопросу о государственном устройстве новой России, Конституция РФ оказала решающее влияние на федеративный процесс и формирование системы власти в центре и в регионах, приостановив процесс фактической конфедерализации, чреватый распадом страны.
В российском конституционном дизайне присутствуют несколько аспектов, придающих своеобразие развитию федерации:
· сочетание национального и территориального начал, которое многие исследователи считают серьезной структурной проблемой на пути России к нормально функционирующему федеративному государству. С другой стороны, в полиэтничности российского федерализма некоторые политики и ученые видят залог устойчивости и жизнеспособности социума, распад которого с непредсказуемыми для федерации последствиями неминуем в случае ликвидации национальных образований;
· сочетание конституционного равенства с фактическим неравенством субъектов РФ: принцип равенства является базовым принципом идеальной модели федерации. В Конституции РФ одновременно зафиксированы два взаимоисключающих принципа: ч.1 ст.5 провозглашает принцип равенства субъектов РФ; в некоторых других статьях (чч. 2 и 4 ст.5, ст.64, ст.68) постулируется их разный конституционно-правовой статус (например, у республик в составе РФ – конституции, у всех прочих субъектов РФ – уставы), что означает признание различий в правах субъектов РФ. Федеративная практика также фактически исходит из разностатусности субъектов РФ, что проявляется в конкретном объеме полномочий республик, краев и областей в исполнительной и законодательной сферах;
· ассиметричность федеративных отношений: в результате того, что составные части федерации получили статус субъекта РФ, исходя не из экономических предпосылок, а по политическим, историческим и другим внеэкономическим мотивам, Россия представляет собой крайне асимметричную федерацию («федерацию «слонов» и «муравьев», по образному выражению В.А. Рыжкова).
Политическая составляющая федеративных отношений имеет два основных измерения:
1) влияние субъектов Федерации на политику федерального центра (официальный канал влияния – Совет Федерации);
2) влияние федерального центра на процессы, проходящие в регионах
Особенности федерализма в 1990х годах:
до середины 1990-х гг. политика центра характеризовалась постоянным отсутствием скоординированности действий ветвей власти на федеральном уровне. В период президентства Б.Н. Ельцина отношения центра и регионов, поддержка которых оказалась решающей в событиях октября 1993 г. и президентской кампании 1996 г., во многом определялись характером личных отношений между Президентом, Премьер-министром и другими ключевыми фигурами в Москве и руководителями регионов. Эта чрезмерная зависимость от личностного фактора в ущерб безличностно-рациональным и правовым началам – важная особенность российского федерализма периода президентства Б.Н. Ельцина;
второй особенностью российского федерализма периода президентства Б.Н. Ельцина является то, что после принятия Конституции процесс развития правовых и экономических основ федеративных отношений шел с постоянным замедлением (по причинам объективным, например, из-за необходимости внедрения и оценки эффективности принятых норм, и субъективным, вроде нежелания центра и регионов «играть по правилам»), что списывалось властями на воздействие переходных процессов и преподносилось ими как необходимая плата за политическую стабильность.
По характеру отношений с центром регионы РФ на протяжении 1990-х гг. можно условно подразделить на:
1) объективно мощные и сильные в отношениях с центром (Москва, Санкт-Петербург; Татарстан; Свердловская область, Нижегородская область, Тюменская область);
2) объективно мощные, но относительно слабые в отношениях с центром (Пермская область, Челябинская область);
3) объективно слабые, но субъективно сильные (Ингушетия, Кабардино-Балкария, Чечня);
4) объективно и субъективно слабые (большинство областей и автономных округов).