Спектр типов развития: сущностные и функциональные особенности

Основные параметры и базовые подходы к анализу современного российского политического процесса

Общепризнанно, что под параметром понимается относительно постоянный показатель, характеризующий систему или процесс. Предполагается, что по отношению к анализу современного российского политического процесса, необходимо рассмотреть следующие основные элементы:

v понятие института

Институты представляют собой относительно долговечные нормативные образцы социальных связей, которые считаются легитимными и обладают потенциалом для решений проблем и урегулирования отношений. В переходных обществах, к которым относится современная Россия, нередко происходит вытеснение формальных институтов неформальными. Такая деформализация возникает, как правило, вследствие сочетания двух факторов: авторитарного наследия неформальных привычек и аккумуляции экономических и политических проблем поставторитарной либо посттоталитарной системы.

v понятие политических отношений

Политические отношения можно описывать как взаимодействие субъектов политики и власти, при котором происходят их объединение или разобщение, передача идей, взглядов, обмен ресурсами (влиянием, информацией, знаниями и т.п.), передача волевых побуждений от одного субъекта другому. В современной России доминируют неформальные отношения. Некоторые исследователи по отношению к российскому государству говорят о дефиците универсальных (формальных) норм и санкций.

Стоит отметить, что А.А.Дегтярев фиксирует, что в число основных компонентов, необходимых для моделирования и интерпретации политического процесса, входят следующие его параметры: факторы (или среда); акторы или участники; их действия и взаимодействия; нормы, регулирующие отношения; уровень равновесия и, наконец, континуум (пространство и время) зоны его протекания. Каждый из этих основных компонентов занимает существенное место в процессе моделирования любого политического процесса.

!!!Изучение политических отношений и институтов в современной России предполагает комплексный подход. Кратко охарактеризуем те методологические подходы, которые могут применяться при анализе российской действительности (более подробно о них можно прочитать в первой главе книги Е.Г.Пономаревой «Современная Россия: политические отношения и политические институты»):

1) структурно-функциональный подход (согласно этому подходу, общество можно представить как совокупность крупных элементов (подсистем), а также как совокупность отдельных позиций, занимаемых индивидами, и ролей, соответствующих этим позициям. Состояние и поведение крупных элементов и индивидов объясняется, в первую очередь, потребностями в выполнении функций и ролей. Поэтому главной задачей исследования, по мнению, представителей данного подхода, является выявление элементов системы, их функций и способов связи между ними): Т.Парсонс, Р.Мертон;

2) системный подход (данный подход определяется ориентацией исследователя на раскрытие целостности изучаемого объекта, всей сложности совокупных его частей, многообразных типов связей внутри и вовне его): А.Чандлер, Л. фон Берталанфи;

3) культурологический (в расширенной трактовке цивилизационный) подход(неформальные институты идентифицируются с обычаями, традициями и культурными ограничениями): Н.Данилевский, А.Шпенглер;

4) институциональный подход (основное внимание его представители уделяли изучению достаточно важного аспекта политического процесса, создающего «систему координат» для его протекания - политических институтов): Т.Веблен;

5) теория рационального выбора(она позволяет переместить исследовательский фокус со структурных факторов и условий, обуславливающих поведение, на акторов и стратегии их действий): Г.Саймон;

6) бихевиоральный подход(государство представляется лишь «арбитром», который фиксирует величину воздействия со стороны различных групп интересов, а реальная власть «распылена» в обществе как раз между этими группами): А.Бентли.

Данный список подходов не является исчерпывающим. Однако необходимость комплексной методологии для анализа российской действительности очевидна.

Содержание и основные тенденции эволюции социальной структуры российского общества в постсоветский период. Проекция социальных неравенств в политическую сферу

Под социальной структурой общества обычно понимают совокупность относительно устойчивых общностей людей, их связь и взаимодействие, а также отношения, в которые вступают социальные группы по поводу условий их жизнедеятельности. В статье 7 Конституции РФ указано, что Россия является социальным государством. Это означает, что государство должно компенсировать неблагоприятное социальное положение отдельных категорий людей исходя из принципа социальной справедливости. Однако на практике в России принцип «социального государства» выполняется не так эффективно, как этого бы хотелось.

Рыночная трансформация российской экономики и социальных отношений по своему объективному смыслу должна была покончить с отчуждением людей от собственности и уравнительностью в распределении доходов, характерных для советского общества и лишавших его динамизма. Однако разрыв с прошлым в 90-е годы произошел хаотично и бессистемно, без учета возможных последствий для общества. Он сопровождался захватом важнейших объектов собственности узкой группой приближенных к власти людей при прямом попустительстве со стороны государства. Радикальный переворот в имущественных отношениях повлек за собой беспрецедентную дифференциацию доходов населения, резкое размежевание общества на богатых и бедных, глубокое нарушение принципов и норм социальной справедливости. Возникла прямая угроза стабильности и безопасности страны.

С какими основными социальными проблемами сталкивается нынешнее российское государство?

· проблема бедности

В современной России подавляющая часть населения живет беднее, чем до проведения системных реформ. По уровню жизни небогатая страна и раньше отставала от развитых государств, а теперь отстает еще больше. Бедность стала характерна для десятков миллионов россиян – 29 млн. человек в конце 2003 года (20% населения, в то время как сейчас этот показатель несколько улучшился – около 16% населения живет за чертой бедности). В данный момент приоритеты отдаются то увеличению минимального размера оплаты труда и пенсий, то прямой материальной поддержке бедных, то экономическому росту как условию достижения благополучия граждан.

· неравенство доходов

Что касается неравенства доходов, то на рубеже третьего тысячелетия уровень экономического неравенства в России был примерно таким же, как в США: значения коэффициента Джини в двух странах составляли примерно 0,4. Однако необходимо учитывать, что валовой национальный доход в США один из самых высоких в мире и превышает соответствующий российский показатель примерно в 25 раз по официальному курсу и примерно в 4 раза по паритету покупательной способности. Столь резкие различия значений коэффициента Джини не могут не создавать напряженности в социально-экономических отношениях.

По мнению Л.А.Беляевой (статья «Социальные слои в России: опыт кластерного анализа»), современная социальная стратификация в России выглядит следующим образом:

1) «высокостатусные» (6%) – довольно высокий уровень доходов, обладание властными ресурсами и символическим капиталом в виде высшего образования;

2) «эксперты» (20%) – представители располагают высшим образованием и уровнем дохода, по которому их можно причислить к «обеспеченным», но властный ресурс отсутствует;

3) «реалисты» (38%) - в его центре те, кто не имеет высшего образования, но обладает способностями адаптации к рынку; его члены достигли неплохих материальных результатов;

4) «новые бедные» (11%) – слой, появившейся в результате системных реформ, когда в бедность была ввергнута часть высокообразованного населения, в основном, массовая интеллигенция (ученые, учителя, врачи и т.д.);

5) «старые бедные» (25%) - раньше занимали в обществе низкие социальные позиции и имели мало резервов для самореализации, но при этом существовали возможности восходящей социальной мобильности для поколения их детей, прежде всего через образовательные каналы.

Социальное неравенство, какими бы причинами оно ни порождалось - различиями в доходах или в собственности, социальным статусом, неодинаковыми возможностями интеллектуального и культурного развития или просто разницей задатков и способностей, - воспроизводит себя и в политической жизни общества даже при формальном равенстве политических прав граждан.

!!!Преимущества и выгоды эксклюзивного расположения в матрице социального неравенства (обладание собственностью, высокие доходы, ключевые позиции в элитной иерархии), так или иначе, конвертируются в политическое влияние. Это осуществляется по многим каналам:

- близость к центрам власти, позволяющая формировать приоритеты политической повестки дня;

- наличие финансовых ресурсов воздействия на публичную политику;

- материальная поддержка партий и гражданских организаций;

- личная уния с правящей политической элитой;

- создание мощных и хорошо финансируемых лоббистских структур;

- прямое и косвенное манипулирование СМИ;

- подкуп государственных чиновников, депутатов и судей;

!!!Те же, кто «на дне» испытывает тяготы нищеты и бедности, выпадают из зоны активного участия в политическом процессе, оказываются в угнетенном положении, становятся объектом манипуляций ловких демагогов и политиканов.

В итоге - неконтролируемый рост социального неравенства усиливает властные позиции немногих и препятствует участию в политике большинства, то есть противоречит демократии и способствует развитию авторитарных тенденций.

Российские политические партии и движения в избирательных циклах 1993, 1995-1996, 1999-2000, 2003-2004, 2007-2008 гг. Законодательные новации в регулировании участия политических партий в избирательном процессе

Политические партии

В современных политических системах одним из наиболее эффективных инструментов выражения и реализации политической воли народа в процессе осуществления государственной власти выступают политические партии. В условиях демократии и многопартийности допуск политических партий к государственной власти осуществляется через свободные выборы посредством волеизъявления избирателей. Именно поэтому электоральная функция политических партий является одной из главных, что продиктовано самой сущностью партий как политических объединений, предназначенных для завоевания и осуществления государственной власти. В демократическом обществе эта цель достигается легальным путем посредством участия политических партий в выборах, в процессе которых партии демонстрируют свою реальную политическую силу и вовлекают граждан в политический процесс.

Что же касается России, то здесь зарождение партийной системы началось с большим опозданием - только в начале XX в., что объяснялось неразвитостью, архаичностью общественных отношений. России были присущи свои особенности, связанные со спецификой ее экономического строя, политической культуры государства и общества, с многонациональным составом населения. В России не было глубоких демократических традиций, как в большинстве стран Запада. Поэтому и первые политические партии появились здесь лишь на рубеже XIX – XX веков, т. е. гораздо позже, чем в странах Западной Европы. Да и сами партии в России зарождались иначе, чем на Западе.

Этапы развития политических партий в России:

1. Первый этап:

· Вплоть до 1905 года в России действовали только нелегальные политические партии леворадикального направления, ставившие целью ниспровержение существующего политического строя. Новый этап в создании в России многопартийной системы начался в ходе революции 1905 года. После принятия манифеста 1905 г.в стране стали возникать многочисленные партии. Уже к 1907 году в России насчитывалось около 45 политических партий;

· Впервые в российской истории парламент, пусть и в урезанном виде, получил право участвовать в управлении государством. Так, именно Государственная Дума получила право рассматривать и принимать ежегодный бюджет Российской империи, что во всех государствах считается важнейшим признаком наличия там парламентской системы. При этом право окончательного утверждения бюджета, как, впрочем, и состава правительства, оставалось за императором, который мог распустить и саму Государственную Думу;

· Практически все политические партии, так или иначе, находились в оппозиции к режиму. Они не только критиковали его, но и активно боролись против него. При этом власть не проявляла никакого желания создать собственную правящую партию. Самодержавный режим действительно считал себя общенародным, т.е. надпартийным, что само по себе исключало возможность для него участия в межпартийной борьбе в Государственной Думе

2. Второй этап:

o Октябрьский переворот радикально изменил весь спектр политических партий в России. В сущности можно говорить об исчезновении самого этого политического спектра. Выборы в Учредительное собрание, проходившие на исходе 1917 года, стали последними демократическими выборами в досоветской России. «Советы выше всяких партий, всяких учредительных собраний», - заявил вождь большевиков, разгоняя Учредительное собрание. Формально это решение было принято контролируемым большевиками Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК) 7 января 1918 года. Именно с этого момента можно говорить не только о фактической, но и о формальной ликвидации в России многопартийной системы.

o Разгромив своих политических оппонентов из других партий, руководство большевистской партии покончило затем с плюрализмом мнений и в своих собственных рядах. Была запрещена всякая оппозиционная и фракционная деятельность внутри партии, а все инакомыслящие были исключены из партии и репрессированы. В стране утвердился режим, не признававший никакой оппозиции. Сталинский тезис о КПСС как ядре политической системы советского общества, государственных и общественных организаций был подтвержден и развит в Конституции 1977 года

3. Третий этап:

Ø Во второй половине 80х годов по всей стране возникают неформальные группы, кружки, фонды, комитеты общественного управления и другие самостоятельные объединения. В обществе нарастают требования об отмене 6-й статьи Конституции СССР, узаконившей руководящую и направляющую роль КПСС в обществе и государстве. Под мощным общественным давлением в 1990 г. эта статья была изъята из Конституции, что стало первым шагом к возрождению многопартийности в России;

Ø Сразу после отмены в январе 1990 года Съездом народных депутатов СССР шестой статьи Конституции СССР, закреплявшей роль КПСС в системе государственного устройства, пошёл активный процесс создания политических партий, характерной чертой которых была принадлежность к либерально-демократическому течению. К числу наиболее заметных политических объединений того периода можно отнести Социал-демократическую партию, Демократическую партию, Республиканскую партию и Народную партию «Свободная Россия».

Стоит особенно подробно рассмотреть процесс партийного строительства 1990х -2000х годов:

ü В октябре 1990 все демократические партии объединились в единую коалицию на базе движения "Демократическая Россия", чьи отделения были созданы более чем в 300 населенных пунктах страны. Период после августовских событий 1991 года характеризовался стремительным падением интереса населения к политической жизни, а также началом процесса «профессионализации» возникших партий;

ü Фактическим началом формирования партийной системы Российской Федерации стали выборы в декабре 1993 года. До того момента политические партии, хотя уже и существовали и вели политическую деятельность, реального участия в выборах не принимали. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, провозгласила принципы многопартийности, идеологического и политического многообразия основами конституционного строя, тем самым, признав политические партии одним из важнейших субъектов политических отношений;

ü В период с 1994 по 2003 год, включивший в себя три избирательных кампании в Государственную Думу (1993, 1995 и 1999 г.г.), в Государственной Думе и политическом пространстве страны в той или иной конфигурации присутствовали: КПРФ и Аграрная партия; политические партии (депутатские фракции) проправительственной ориентации («Демократический Выбор России» в I Думе, «Наш дом – Россия» во II Думе, «Единство и Отечество» в III Думе); «демократы» - («Демократический Выбор России» и «Яблоко» - в I Думе, «Яблоко» во II Думе, СПС и «Яблоко» в III Думе); своеобразную протестно - патриотическую нишу занимала ЛДПР;

ü 7 декабря 2003 года завершился 15-летний («нулевой») цикл российской политики, начало которому положили горбачевская перестройка и первые более или менее свободные выборы в советский парламент в марте 1989 года». В избирательной кампании приняли участие 23 политические партии и избирательных блока. По результатам голосования набрали более 5% и прошли в парламент только четыре избирательных объединения: партия «Единая Россия», набравшая 37,57% голосов избирателей, Коммунистическая партия Российской Федерации, которую поддержали 12,61% избирателей, Либерально-демократическая партия России, сумевшая аккумулировать 11,45% голосов избирателей и блок «Родина», набравший 9,02% голосов;

ü Выборы 2007 года продолжили тенденции, наметившиеся ранее. После обработки 100% протоколов «Единая Россия» набрала 64,3% голосов, КПРФ - 11,57% (57), ЛДПР - 8,14% и «Справедливая Россия» - 7,74% голосов. Результаты свидетельствуют об установлении так называемой «управляемой демократии». Такие меры, как отмена избирательных блоков, установление предельной планки заградительного барьера на уровне 7% и ужесточение процедуры регистрации списков и кандидатов также способствовали ограничению числа электоральных игроков и сокращению числа партий,

Касательно законодательные новации в регулировании участия политических партий в избирательном процессе способных пройти в Государственную Думу:

1. Особое значение в становлении и развитии партийно-политической системы в России имело принятие Федерального Закона «О политических партиях», Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ряда поправок к ним. Принятие Федерального Закона "О политических партиях" 2001 года, которое затянулось более чем на 10 лет, было обусловлено необходимостью более четкого определения роли и места политических партий среди институтов гражданского общества. В соответствии с этим законом, политические партии наделялись эксклюзивным правом участвовать в выборах по партийным спискам и существенными преимуществами при выдвижении кандидатов в одномандатные округа. То есть за партиями закреплялась роль почти монопольных участников федерального избирательного процесса, что, как пишет Б. И. Макаренко, свидетельствовало о взятии курса на укрепление «вертикали власти»;

2. Фактически закон «О политических партиях» был направлен на создание трех-четырех партийной системы как основы партийно-политической “вертикали власти”, а также на преодоление административно-управленческой и законодательно-правовой фрагментированности страны. Первоначально предполагалось, что минимальная численность партии будет составлять 10 тысяч человек, но с 1 января 2006 года планка была поднята до 50 тысяч. При этом в половине регионов партийные отделения должны насчитывать не менее 500 человек, а в остальных – не менее 250;

3. О других новациях можно почитать в вопросе про российский парламентаризм

!!!! В целом можно сказать, что российская партийно-политическая система проходит сложный путь становления. По мнению Г. Кертмана, восприятие населением политических партий и института многопартийности варьируется между полюсом безоговорочного признания этого института как компонента отечественной политической системы, необходимого для реализации принципов народного суверенитета и политического плюрализма, и полюсом его безоговорочного неприятия как чужеродного и вредного для страны. Преодолению политического отчуждения и отстраненно-критического отношения граждан ко всем действующим партиям содействует становление гражданского общества, освоение принципов народного суверенитета и политического плюрализма, а также последовательная политика политических лидеров страны.

Спектр типов развития: сущностные и функциональные особенности

Перед тем, как перейти к понятию «развитие», необходимо дать определение такой базовой категории политического анализа как политический процесс. В книге под редакцией Е.Мелешкиной «Политический процесс: основные аспекты и способы анализа» указаны две близкие по сути дефиниции политического процесса (в дальнейшем будем обозначать его ПП):

· с одной стороны, ПП определяют как упорядоченную последовательность единичных действий и взаимодействий политических акторов, как правило, создающих и воссоздающих политические институты;

· с другой стороны, ПП представляет собой развертывание политики во времени и пространстве в виде упорядоченной последовательности единичных действий и взаимодействий, которую связывает определенная логика или смысл.

Как пишет А.И. Соловьев в своей книге «Политология: политическая теория, политические технологии», особое значение для характеристи­ки политического процесса имеют изменения типаразвития, которые связаны с определением качественной направленности эволюции политических систем и потому предполагают ту или иную трактовку прогресса, определение целевых стратегий политических режимов, качественную идентификацию организации власти.

Как правило, в рамках стабильных политических процессов существует возможность применения моделей линейного развития. Линейная парадигма вплоть до настоящего времени выступает одной из основополагающих аналитических схем в системе научного знания. Её фундаментальное допущение предполагает, что влияние факторов на процесс прямо пропорционально их силе, то есть «результат пропорционален усилиям». Кроме того, модель линейного развития подразумевает то, что обретение политической системой той или иной степени развитости может быть представлено в качестве относительно линейного процесса, который означает нарастание у неё определенных качеств за счет изменений, осуществляющихся по мере эволюции (или революционных) свойств строго определенного типа. Качественная идентификация политической системы основывается здесь на хорошо известных моделях – социализма, либерализма, консерватизма и др., обладающих строго разработанной системой критериев развитости. Например:

o с точки зрения марксистов, о развитости системы власти позволяют говорить политические из­менения, свидетельствующие о господстве коллективных форм соб­ственности, гегемонии рабочего класса и лидирующей роли комму­нистической партии в политической системе;

o с точки зрения либералов, преобладание идеоло­гии прав человека, защищенность личности в отношениях с государством, контроль гражданского общества над государством, плюрализм, духовная свобода свидетельствуют о развитии системы

XX век принес открытия, благодаря которым универсальность парадигмы линейности была поставлена под сомнение. В переходных обществах в условиях незавершенности политических процессов использование критериев линейности было не только затруднительно, но и противостояло самой идеи развития. В последнее время все больше оказывается востребована модель нелинейного развития. Под нелинейностью понимается свойство процесса или системы иметь в своей структуре различные стационарные состояния, соответствующие различным допустимым законам поведения. Система не является линейной, если в разное время, при разных внешних воздействиях ее поведение определяется различными законами, то есть, процессы, описывающие поведения такой системы при разных воздействиях принципиально отличаются. Это создает феномен сложного и разнообразного поведения, не укладывающегося в единственную теоретическую схему. В качестве примеров нелинейного развития можно привести:

§ распад СССР, страны, устоявшей под сильным агрессивным воздействием гитлеровской Германии, но распавшейся под воздействием гораздо меньших факторов иной природы;

§ опыт войны США в Ираке и СССР в Афганистане, когда одни из сильнейших армий в мире несли серьезные потери от нерегулярных вооруженных группировок

Насчет нелинейности необходимо сделать несколько важных акцентов:

ü рост нелинейности заключается в воздействии многих ограничений, например, существуют как ограничения по ресурсам (материальным, людским, финансовым) так и временные ограничения;

ü рост нелинейности также можно рассматривать в терминах растущих рисков – техногенных, политических, гуманитарных и т.д.

По мере развития современного общества, все больше усложняется возможность адекватной экспертной оценки происходящих процессов, а следовательно, возрастает и вероятность ошибки при принятии политических решений. Тезис о том, что прогресс институтов современного общества пропорционален росту его неуправляемости, весьма часто встречается в политико-философских работах в контексте проблематики «общества риска».

!!!! Также на одной из лекций О.В.Гаман-Голутвина сделала акцент на двух других типах развития в контексте российской действительности. Речь идет о:

· мобилизационном типе развития (он представляет собой исторически обусловленный способ воспроизводства социума, основанный на неспособности в силу хронического дефицита ресурсов общества естественно-органичным путем решить задачи государства. На формирование данного типа развития существенное влияние оказал целый ряд объективных причин: сложное природно-климатическое положение, определенные культурные ценности, неблагоприятная внешнеполитическая обстановка, историческое своеобразие политических и хозяйственных структур и так далее. Необходимо отметить, что Россия является страной, ведущей хозяйственную деятельность в неблагоприятных природно-климатических условиях: огромные неосвоенные территории, зоны рискованного земледелия, суровый климат, необычайно короткий цикл сельскохозяйственных работ. Все это объясняет неадекватность результатов вкладываемому труду. В силу этого обстоятельства российская цивилизация не смогла сформировать достаточный объем ресурсов для удовлетворения своих потребностей и условий существования)

· инновационном типе развития (он опирается на принципиально отличные от мобилизационного механизмы функционирования. Импульсы нововведений и изменений порождаются самой системой и располагаются внутри нее. Системообразующим принципом инновационного типа является непрерывный и целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации нововведений на основе распространения научного метода познания на все сферы и формы жизнедеятельности общества. Повышение эффективности общественного производства выступает внутренним имманентным фактором функционирования и саморазвития общественной системы. Адаптивность, изменяемость, вариативность, стохастичность и динамичность - наиболее существенные признаки инновационного типа развития)

Наши рекомендации