Пол модернизация, ее типы, основные модели и задачи.
В пол науке переход от одного типа пол системы к другому обозначаются терминами "пол развитие" или "пол модернизация".
В рамках современной концепции выделяется 2 исторических типа модернизации.
Первый тип - оригинальная модернизация - был хар-рен для США и стран Западной Европы, осуществивших переход к рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего развития.
Второй тип - вторичная модернизация - был хар-рен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые более ускоренным способом за счет использования опыта последних. Обычно к этой группе относили развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости.
Под пол модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности пол системы адаптироваться к новым образцам соц целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность пол руководства осуществить более или менее эффективное изменение пол системы) факторами.
Выделяют следующие цели пол модернизации: создание новых пол институтов для решения постоянно расширяющегося круга соц и экономических проблем; изменение пол ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии.
Пол модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество хар-ризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. В современных исследованиях выделяется пять основных кризисов: идентичности, легитимности, участия, проникновения, распределения.
Кризис идентичности связан с проблемой пол и национальной идентификации социального субъекта. Преодоление кризиса идентичности возможно с помощью пол лидеров харизматического типа, способных объединить национальную или территориальную общность, а также посредством содействия людям в поисках чувства идентичности.
Кризис легитимности обуславливается следующими тем, что не все основные группы интересов получают доступ к сфере принятия пол решений, а статус основных традиционных институтов подвергается угрозе в процессе пол модернизации. В современных исследованиях выделяются следующие пути преодоления кризиса легитимности: достижение легитимности возможно за счет реальной демонстрируемой эффективности режима, либо посредством привлечения на свою сторону оппозиции.
Кризис участия обусловлен увеличением числа групп интересов, претендующих на доступ к процессу принятия решений в обществе. Это неизбежно обостряет конкуренцию в борьбе за пол власть. Важным условием преодоления кризиса участия - является обеспечение каналов для включения в пол жизнь общества всех групп, претендующих на участие в осуществлении власти. Успешное осуществление пол модернизации во многом зависит именно от способности пол системы переходного общества интегрировать требования оппозиционных групп интересов.
Кризисы проникновения и распределения образуют кризис государственного управления. Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои директивы в различных областях общественной жизни. Инициируемые центром инновации осуществляются не в желаемом для пол элиты виде. По мере осуществления решений происходит искажение их смысла, что часто бывает связано с усилением влияния местных соц стр-р, стремящихся обособиться от влияния извне. Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющее избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующее доступность основных соц благ. Преодоление кризиса распределения возможно лишь при выполнении ряда условий. Одно и них заключается в том, что распределение должно осуществляться исходя из интересов наименее преуспевающих членов общества, людей с наихудшей исходной позицией.