Прямая и представительная демократия.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, демократия делится на прямую и представительную.

Прямая демократия – это такая форма и организация управления, при которой народ или его представители непосредственно на собраниях, съездах, форумах участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Сейчас она воплощается в небольших коллективах, когда можно собрать всех и коллективно открыто решать насущные вопросы. В современном мире прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления.

1. Партиципаторная демократия (демократия участия, соучастия) – это все виды участия народа в пол жизни, с целью оказания влияния на принятие решений (забастовки, выборы, митинги, письма, наказы и т.п.). Б. Гуттенберг, Д. Нолен, Й. Шумпетер обосновывают необходимость участия широких слоев населения не только в выборах своих представителей, в референдумах, собраниях, но и непосредственно в политическом процессе – в подготовке, принятии и осуществлении решений, а также контроле за их реализацией.

2. Плебисцитарная демократия (от слова плебисцит, референдум). Различия в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (подготовка, принятие решений, контроль за их осуществлением), а при плебисцитарной – возможности непосредственного влияния ограничены. Население на референдуме голосует только «за» или «против», а все остальное делается без него. Плебисцитарная демократия, особенно при двусмысленности формулировок вопросов, выносимых на референдум, плебисцит, является важным фактором манипуляции волей народа.

3. К прямой демократии относится теория и практика императивного мандата, действующая в США. Она предполагает обязанность выборных представителей голосовать строго в соответствии с наказом избирателей, их волей. Хар-р императивного мандата имеет коллегия выборщиков Президента США, обязанных отдать свой голос за кандидата, победившего в соответствующих штатах.

Преимущества:

- Обеспечивает прочную легитимизацию властей;

- обеспечивает наиболее полное участие народа в управлении;

- повышает пол стабильность общества и эффективность управления;

- расширяет за счет участия граждан интеллектуальный потенциал пол решений;

- развивает общественную активность населения, способствует свободной самореализации личности;

- обеспечивает эффективный контроль за поли институтами и должностными лицами, предотвращает злоупотребления властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизацию чиновничества.

Ряд недостатков:

1. она хар-ризуется низкой эффективностью принимаемых решений вследствие недостаточной компетенции граждан, участвующих в принятии решений, а также минимальной ответственностью должностных лиц, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом непрофессионалов, никем не контролируемых и не несущих за это ответственности;

2. повышает опасность тоталитаризма или популистского авторитаризма вследствие приверженности народа идеологическим влияниям и его склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счет равенства;

3. создает сложности и является дорогостоящей процедурой при практическом осуществлении;

4. не позволяет привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, поскольку основная масса населения не желает добровольно серьезно заниматься п-кой;

Представительная демократия. Она предполагает компетентное и ответственное перед народом представительное управление ч-з избранных им представителей – депутатов, делегатов, членов бюро и других представительных органов.

Представительная демократия позволяет более четкую реализацию принципа ответственности на всех уровнях власти и госуправления, в то же время при ней принцип соучастия граждан оттеняется на второй план, хотя в целом и не отвергается, ибо без признания народа источником и высшим контролером власти демократия невозможна. Воля народа выражается непосредственно на выборах и в делегировании депутатам своих полномочий.

1. В соответствии с теорией элитарной демократии реальная власть должна принадлежать пол элите, а народ должен иметь право периодического, главным образом электорального, контроля за ее составом.

2. Теория демократии Н. Лумана. По Н. Луману, мы находимся в бесконечно открытом, чрезвычайно сложном и сущностно неопределенном мире. В этих условиях п-ка должна постоянно заботиться о выработке системы альтернативных основ и критериев принимаемых ею решений.

3. Сторонники корпоративнойдемократии рассматривают ее как преимущественно согласительное, неконкурентное правление руководителей крупных производственных корпораций наемных работников и предпринимателей, а также партий при арбитражной роли государства. При этом корпорации, в обмен на некот самоограничения, получают право представлять всех работников той или иной отрасли.

Достоинства:

1. гарантирует большую пол стабильность, порядок, уберегает общество от сиюминутных массовых увлечений и приходящих настроений, идеологического иррационализма,; 2. обеспечивает рациональную организацию пол системы с четким разделением труда, более высокой, по сравнению с прямой демократией, компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения.

Недостатками являются:

1. фактически отстраняет народ от власти в промежутках между выборами и тем самым отходит от демократии; 2. порождает сложную иерархическую систему управления, бюрократизацию и олигархизацию власти, отрыв депутатов и чиновников от народа; 3. порождает приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов, возможности подкупа; 4. усиливает нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью; 5. делает слабой легитимность власти вследствие отчуждения от нее народа; 6. ущемляет пол равенство возможностей всех участвовать в управлении, принятии решений; 7. позволяет манипулировать мнением народа.

В зависимости от хар-ра равенства, обеспечиваемого гос-вом, различают:

Пол демократия – такая демократия, кот предполагает формальное равенство, равенство прав. Соц – основывается на равенстве фактических возможностей для участия граждан в управлении гос-вом. Деспотическая демократия – предполагает абсолютизм, никем неограниченную власть большинства, а тоталитарная – полного подчинения личности большинству, установлению над ней постоянного всеобъемлющего контроля. Конституционная – ставит власть большинства в определенные рамки, ограничивает ее полномочия и ф-ции с помощью Конституции, разделения властей. Всеобщая – в ней все взрослое население имеет равные пол права.

Наши рекомендации