Демократический режим, его достоинства и недостатки. Отличия от либерального режима.
Либеральный режиминогда выделяется учеными-политологами в качестве самостоятельного пол режима.
Либеральный режим – это государственно-пол устройство общества, отрицающее любые формы контроля за экономической, духовной и иной деятельностью личности и общества со стороны пол власти, государства.
Либеральный режим – это достаточно неустойчивая форма власти переходного периода, сочетающая в себе черты как авторитаризма, так и демократии. Сама власть определяет меру, степень и хар-р участия народа в пол жизни общества. Его лозунг: «Разрешено все, кроме смены власти». Для него хар-рны следующие черты.
1. Отсутствие пол стабильности, политизация общества.
2. Появление оппозиционных власти партий.
3. Критическое отношение к существующим стр-рам и формирование альтернативных пол институтов.
4. Осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, призванного обеспечить свободу и безопасность граждан от произвола тех, в чьих руках она находится.
5. Слабость конструктивных пол и социально-экономических программ.
6. Требования полного освобождения экономической деятельности от надзора государства, свободы рыночных отношений, частной собственности.
7. Развитие гражданских прав и свобод, гласности, значительное увеличение независимых источников информации.
Т.о., либеральный режим является переходным этапом к демократии (и наоборот).
Демократический режим – это государственно-пол устройство общества, основанное на признании народа в качестве источника верховной власти и его права участвовать в решении государственных дел.
Понятие «демократия» древнегреческого происхождения и переводится как власть народа (demos – народ, kratos – власть).
Чем более демократический хар-р носят пол режимы, тем больше различий наблюдается в их проявлениях в разных странах. И наоборот, чем меньше демократии, тем более похожи друг на друга режимы.
Наиболее общие признаки:
1. Суверенитет народа, признание его источником высшей государственной власти. Это означает, что только народ имеет право выбирать своих представителей власти и может периодически сменять их. А в некот. странах имеет также право непосредственно участвовать в подготовке и принятии законов с помощью референдумов и народных инициатив.
2. Проведение свободных альтернативных выборов, предполагающих соблюдение некот. важнейших условий:
а) свободу выдвижения кандидатур и равные возможности ведения пропаганды во время избирательной кампании;
б) соблюдение всеобщего и равного избирательного права;
в) свободное и тайное голосование, равенство всех в получении достоверной информации.
3. Периодическая выборность основных органов государственной власти. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, а необходимо, чтобы лица, осуществляющие верховную власть (парламент, президент), избирались народом на ограниченный срок.
4. Отсутствие монополии на власть любой пол стр-ры, наличие легальной оппозиции. Решения принимаются большинством, но при условии уважения меньшинства и его права критиковать курс действующего правительства, отстаивать необходимость альтернативной п-ки.
5. Пол и идеологический плюрализм, наличие реально существующей многопартийной системы.
6. Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с целью создания механизма сдержек и противовесов, не дающего ни одной из них занять доминирующее положение в государстве.
7. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни, формирование правового государства и гражданского общества.
8. Предоставление гражданам широкого перечня пол, социально-экономических и культурных прав и свобод, а также юридических гарантий их реализации.
9. Гласность в работе властей всех уровней, возможность для каждого гражданина получения полной информации о принимаемых решениях, а также право контроля за деятельностью государственных органов.
Пол элита немногочисленна, но она опирается на широкую социальную базу.
Еще Аристотель отмечал, что при демократии имеет место манипулирование общественным мнением: непросвещенный народ избирает из своей среды необученных и неспособных правителей; решает дела государства, бросаясь в крайности, прислушиваясь, то к мнению невежд, то к мнению демагогов, умеющих подольститься к черни. Кроме того «само большинство непостоянно: сегодня к нему примыкают одни, завтра – другие, а потому законы, принимаемые большинством, не могут претендовать на стабильность».
Также имеет место вырождение демократии в форму господства правящей элиты, ибо пол активность граждан проявляется эпизодически, от выборов к выборам, а значит, органы власти выходят из под контроля общества и много других недостатков.