РАЗДЕЛ IХ. Культура как система норм и ценностей
1. Определите, какие ученые являются сторонниками цивилизационного подхода при анализе общества:
а) О. Шпенглер;
б) К. Маркс;
в) А. Тойнби;
г) М.М. Ковалевский;
д) все вышеперечисленные.
2. Согласно П.А. Сорокину, культура любого общества проходит через следующие три этапа:
а) идеационный, идеалистический, сенситивный;
б) теологический, метафизический, позитивный;
в) божественный, героический, человеческий.
3. При изучении культуры принято различать материальную и духовную культуру. Используя учебники и дополнительную литературу, дайте характеристику материальной и духовной культуры, приведите примеры. Объясните, в чем условность данного различия.
4. Современному обществу свойственна оппозиция между культурами:
а) высокой и низкой (народной);
б) традиционной и урбанистической;
в) элитарной и массовой;
г) глобальной и национальной;
д) ни одна из оппозиций в настоящее время не является определяющей.
Аргументируйте свой ответ.
5. Современное общество – общество, живущее в условиях глобальной культуры. «Сегодняшняя глобальная культура – это первая сугубо техническая цивилизация. Использование ею этнических или национальных элементов эмоционально нейтрально. Ее вариации нарочиты и продуманны, они лишают страсти самые фундаментальные вопросы и сводят их к техническим головоломкам с чисто технически решениями. … Наступление американской массовой культуры, английского языка, поп-культуры, визуальных СМИ и компьютеризованной информационной технологии явно отражает глобальные культурные тенденции» (Энтони Д. Смит. Космополитическая культура // Этнос и политика: Хрестоматия. М., 2000. С. 330-331). Исходя из прочитанного, оцените и обсудите следующие тезисы:
а) глобальная культура – это средство коммуникаций между национальными культурами, поэтому она способствует снижению конфликтности в мире:
б) глобальная культура – это враг отдельных национальных культур, она уничтожает народные традиции и, таким образом, подрывает общественные устои;
в) глобальная культура – смоделированная конструкция, навязанная западными странами менее развитым с целью поддержания собственного доминирования;
г) глобальная культура вызывает отрицательную реакцию в странах с традиционной культурой, усиливая напряженность в мировой политике;
д) глобальная культура – это будущее мировой культуры, и рано или поздно она преодолеет собственные недостатки (упрощенность, рекламный характер);
е) глобальная культура – временное явление, и ее воздействие не стоит преувеличивать.
6. «Цивилизация есть неизбежная судьба культуры», - писал О. Шпенглер, полагая, что всякая культура рано или поздно вырождается в цивилизацию. Имеет ли в наши дни смысл разделять цивилизацию и культуру. Какие опасности для культуры кроются в развитии цивилизации? Преодолимы ли они?
7. Один из ученых дает следующую характеристику России в начале XX в.: «Очень-очень сильная власть, главная и почти единственная созидательная сила в стране; народ, совсем еще недавно находившийся в многовековом рабстве, покорный и напоминавший о себе редкими взрывами жестокого и немилосердного варварства; интеллигенция, чужая и власти и народу, но страстно мечтающая о власти и народе и одержимая мечтой о рае на земле; поднимающийся капитализм, просвещенная бюрократия, архаичная и непросвещенная церковь, писатели, террористы, старозаветные купцы, нарождающийся пролетариат, громоздкая и не очень эффективная громадина военщины…» (Пивоваров Ю.С. Полная гибель всерьез. М., 2004. С. 197 – 198). О каких особенностях российского сознания можно судить на основании приведенного отрывка? Переменился ли российский менталитет за прошедшее столетие?
8. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева предполагает:
а) этнос – это исторически сложившаяся группа людей, обладающий общим самосознанием и самоназванием, общностью происхождения и культуры, чаще всего языка;
б) этнос – это идеологическая конструкция, созданная властными структурами с целью навязать подчиненным чувство общности и обеспечить лояльность по отношению к государству;
в) этнос – феномен биосферы, работающий на геобиохимической энергии живого вещества, развивающийся по собственным ритмическим законам.
РАЗДЕЛ Х. Личность и общество
1. Каждая личность в процессе жизнедеятельности приобретает определенный социальный статус, выполняя соответствующие ему социальные роли.
Проранжируйте приведенные в таблице качества личности для менеджера, мелкого собственника, наемного работника.
качества личности | менеджер | мелкий собственник | наемный работник |
Инициативность | |||
Предприимчивость | |||
Исполнительность, добросовестность | |||
Обязательность, верность слову | |||
Организованность, дисциплинированность | |||
Гибкость, умение быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации | |||
Коммуникабельность | |||
Терпимость, готовность идти на компромиссы | |||
Самостоятельность, независимость | |||
Осторожность, инновативность | |||
Уверенность в себе, способность рисковать | |||
Интеллект, образованность | |||
Чувство юмора | |||
Личное обаяние | |||
Вежливость, корректность |
2. Социализация личности предполагает:
– восприятие основных норм культуры;
– воспитание творческой личности, способной содействовать общественному развитию;
– наличие агентов социализации;
– последовательность этапов, связанных с одновременностью биологического и социального развития;
Все ли положения верны? Обоснуйте свой ответ.
3. Какие из приведенных примеров могут иллюстрировать процесс ресоциализации:
а) человек, прежде не совершавший преступлений, осужден и посажен в тюрьму;
б) инженер, потерявший работу несколько лет назад, был принят на прежнее место;
в) бизнесмен, живший и работавший в другой стране, открывает дело на родине.
4. Что из перечисленного далее, на ваш взгляд, является отклоняющимся поведением: курение табака, употребление пива, чрезмерное увлечение американскими сериалами, липоксация, подтяжка кожи лица, игра в карты на деньги, пирсинг.
5. Что из перечисленного относится к деликтам:
суррогатное материнство, легализация слабых наркотиков, массовые сеансы гипноза по телевидению, клонирование людей, нудизм, уход в секту, хакерство, усыновление ребенка гомосексуальной парой.
6. В годы I и II мировых войн в воюющих странах резко сократилась численность суицидов особенно среди мужского населения, по окончанию войн их численность вновь возросла. Объясните этот феномен, используя выводы Э.Дюркгейма.
Ответ: Э. Дюркгейм установил обратно-пропорциональную зависимость между численностью самоубийств и степенью ценностно-нормативной интеграции общества (группы). В годы войны индивиды сплочены единой идеей, степень интеграции людей возрастает, вытесняя эгоистические мотивы суицида.
7. Почему в конце XX века в России стала возможной деятельность «финансовых пирамид», безвозвратно присвоивших себе деньги вкладчиков?
Ответ: В конце XX века Россия переживала состояние «аномии» (ценностно-нормативного вакуума). В законодательстве страны отсутствовали правовые нормы, регулирующие и контролирующие деятельность пирамид.
8. Во всех странах мира эвтаназия запрещена законом, и лишь в Голландии она разрешена, считается нормой. В большинстве стран мира однополые браки запрещены, и лишь в немногих разрешены. Какое свойство социальных норм и девиации отражают эти факты?
Ответ: социальные нормы относительны, следовательно, и девиация относительна.
9. В свое время Э.Дюркгейм предложил вообразить некое идеальное общество, своего рода образцовый монастырь, где полностью отсутствуют преступления. Идиллическая жизнь монастыря не смогла бы длиться долго. Незначительные моральные поступки его обитателей начали бы вызывать у остальных точно такое же негодование, какое вызывают в обычном обществе уголовные преступления. И мера суровости наказаний за проступки оказалась бы приблизительно такой же, как будто это настоящие преступления. Какую мысль стремился обосновать Э. Дюркгейм?
Ответ: Создание новых правил бесконечно, бесконечны и новые способы их нарушения. Девиация неуничтожима, ее можно лишь минимизировать.
10. К особенностям взаимодействия в толпе относятся:
– неуязвимость;
– анонимность;
– спонтанность;
– инструментальность;
– высокая внушаемость.
11. Многие люди участвуют во встречах выпускников даже спустя много лет после окончания школы. Иногда они быстро находят контакт со своими бывшими одноклассниками, а иногда обнаруживают, что многие из них так сильно изменились, что их трудно узнать, и кроме того, оказывается, что и говорить с ними не о чем. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить такое явление?
12. Во многих фирмах существует правило не назначать руководителем отдела человека, который сам сформировался как специалист в этом отделе. А ведь такой человек располагает большей информацией об отделе. К тому же его хорошо знают все работники отдела. Почему же охотнее приглашают человека со стороны, который, как правило, с трудом вписывается в новый коллектив?
13. Что такое референтная группа? Каковы функции референтной группы?
14. Как вы думаете, как сказывается на сплоченности группы конфликт с другой группой? Как сказывается внешняя угроза? Почему?
15. Какие социальные механизмы способны побудить индивидов действовать в духе коллективизма, а не руководствуясь эгоистичными соображениями?
16. Для оказания влияния на людей лидеру группы используют различные стили руководства. Охарактеризуйте следующие стили: авторитарный, невмешательства, демократический.
17. Рассмотрение групп с позиций идеальных типов предполагает разграничение их на первичные и вторичные, инструментальные – экспрессивные. В реальной жизни дифференциация является весьма условной. К какому типу можно отнести следующие социальные образования: крестьянство; банда преступников; футбольная команда; трудовой коллектив предприятия; бригада слесарей ЖКО; студенческая группа; отдыхающие санатория; компания друзей.
18. Что из следующего является определением аутгруппы:
а) Группа, в которой происходит первоначальная социализация индивидов и отношения носят личностный, неформальный характер. Основной целью группы является взаимное общение.
б) Реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, оценки, ценности, которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
в) Группа или социальная категория, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности. Индивид видит членов этой группы как «мы».
г) Группа людей, по отношению к которой индивид не ощущает чувства идентичности или принадлежности. Члены такой группы видятся индивиду как «не мы», или «чужие».