Основные атрибуты государства

Территория – материальная основа государства, пространство, на которое распространяется его юрисдикция.

Население – совокупность людей, проживающих на территории данного государства и подчиняющихся его власти.

Публичная власть – органы, выполняющие функцию управления.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Внутренние функции государства: социальная, хозяйственно-организаторская, организационно-правовая, функция социализации личности.

Внешние функции государства: защита национальных интересов своего государства; уважение национальных интересов других стран; налаживание сотрудничества с другими странами; обеспечение безопасности народов страны, поддержание мира и др.

Функции государства и его органов в развитых странах мира сводятся к тому, что государство не командует, не решает непосредственно хозяйственных задач, а воздействует на различные сферы жизни общества через законы, координирует, контролирует, помогает, определяет ориентиры общего движения, приоритеты. Главнейшая задача государства – выявление потребностей людей, их приоритетов, после чего в соответствующую отрасль производства вкладываются деньги, а результат деятельности приносит пользу как производителям, так и потребителям.

  1. Устройство государства в демократическом обществе.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический.

Демократический режим – форма государственного устройства, при которой осуществляется правление народа. Признаки демократического режима:

– население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);

– решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

– существование гражданского общества с его развитой структурой;

– реальное осуществление правового государства;

– выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

– легитимность государственной власти;

– «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

– доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

– во всех сферах общественной жизни господствует закон;

– провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

– в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

– политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

– гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

– реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений). Демократические режимы определяют и различают не только структуры высших институтов – макроуровней власти, но и политические структуры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии:

1) с высокой степенью независимости подсистем – партий, профсоюзов, групп давления и т. п. (Англия, США);

2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия);

3) с малой автономией подсистем (например, Мексика).

Демократический режим является показателем творчества народных масс, передовых представителей общества и его руководства, степень прогрессивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях основной части населения.



  1. Основные признаки политических партий.

Партия в переводе с латинского означает «часть», «группа». Понятие партии получило распространение еще в Древнем мире. Однако политические партии как действующий элемент политической системы появляются лишь в процессе становления демократии и парламентаризма (XVIII–XIX вв.).

Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

Цели политической партии – преследование определенных целей, достижение решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияние на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении собственной политики. Партии занимают значительное место в политической системе общества. Если другие институты политической системы – профсоюзы, ассоциации, объединения и другие общественные организации – занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, то главным призванием политических партий являются стремление к завоеванию и осуществлению власти, борьба за руководство государственными делами.

Политическая партия как наиболее последовательный выразитель устремлений определенного класса, слоев общества представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удержать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.

Партия является звеном вертикальной связи между государством и гражданским обществом, участвующим во всех фазах политического процесса: от мониторинга интересов до принятия и осуществления решений.

Роль партий в политической жизни:

– формирование вариантов правительственной политики;

– влияние на политическую социализацию;

– мобилизация избирателей.

При столкновении интересов государства и гражданского общества политическая партия занимает посредническое положение, имея основу в гражданском обществе и направляя свою деятельность на развитие государственных структур путем борьбы за политическую власть конкретными методами и средствами.

Народные массы влияют на программы и политические платформы партий, формируя и направляя их. В свою очередь, партии воздействуют на народные массы, стараясь привлечь их к своим программам, обеспечить их поддержку.

Основные признаки политической партии:

– организация идеологического характера, носитель определенной идеологии;

– объединение, существующее относительно продолжительное время;

– организация, стремящаяся к завоеванию и осуществлению политической власти;

– организация, стремящаяся к обеспечению себе массовой поддержки со стороны населения того или иного государства;

– организация, имеющая устав и программу;

– объединение, активно участвующее в избирательных кампаниях.

Так как сущность партии состоит в объективном выражении, защите и проведении в жизнь политических интересов определенных социальных групп и слоев общества, партию можно определить как определенную группу политических интересов.

Наши рекомендации