Обыденное идеологическое и научное отражение политической сферы.
На обыденном уровне познания рядовой гражданин, «человек с улицы» создает тот первичный, фоновый облик политики, который позволяет ему приспосабливаться к политически организованному сообществу, находить совместимые с собственными целями способы взаимоотношения с властью и государством. Формирующийся на этом уровне сознания образ политики по существу есть результат ее фактографического созерцания, не претендующего на какое—либо специализированное отношение к ней или использование приемов отражения, выходящих за рамки обычных наблюдений за действительностью. Обыденное сознание рисует «естественную» картину политики на основе индивидуального эмпирического опыта и традиционно сложившихся идей, обычаев, стереотипов.
По сути такой тип политического созерцания представляет собой разновидность не логического, а интуитивно—образного мышления, в котором преобладают чувства и эмоции, выраженные в разного рода символах, ассоциациях, метафорах и других простейших способах выражения человеческой мысли. Наряду с рациональными оценками здесь в достатке присутствуют и различные неотрефлексированные, иррациональные представления. Именно этот тип мышления порождает всевозможные мифы, утопии, вероучения и иные аналогичные формы мысли о политике.
Что касается смысла такого суммативного образа политики, то он чаще всего связывается с явлениями власти, государства, руководства, управления, какой—то целенаправленной активности. Нередко люди привносят в этот образ и оттенки определенной хитрости, коварства, нечистоплотности. Такой образ «политического» объясняется в значительной степени тем, что в его основе лежит восприятие человеком отдельного фрагмента политики, с которым он непосредственно сталкивается и который к тому же вполне устраивает его как отражение внешних черт политического взаимодействия людей. Надо также помнить, что как коллективный, так и индивидуальный «эмпирический, жизненный опыт» включает усвоение (и освоение) информации, почерпнутой из так называемых вторичных источников — это слухи, сообщения средств массовой информации, пропагандистов, агитаторов, проповедников и случайных людей. Такая природа обыденного сознания (его зависимость от вторичных источников) превращает его в легкую добычу разнообразных манипуляций.
Формой специализированного отражения политики является научно—теоретическое знание. Специфика научно—теоретического познания, отображения мира политики состоит в рационально—критическом осмыслении политической действительности и создании такой картины политики, которая описывала бы и объясняла данное явление в целом. По сути — это форма абстрактного мышления, с помощью которой люди выстраивают в своем сознании представления о внешних и внутренних связях политики на основе обобщения и систематизации не индивидуального, а универсального опыта.
Наука нацелена на создание целостной и достоверной системы представлений о политике. Основным внутренним механизмом выработки ею таких представлений является теоретическое познание, стремящееся схематически отобразить источники и формы развития политической жизни человека и общества. Как внутренняя форма науки теория стремится прежде всего построить определенную логическую (описательную, нормативную, типологическую, прогностическую и т.д.) модель политики, увязывающую ее основные параметры с представлениями об обществе и мире в целом. Надо, однако, помнить, что действующими лицами научного познания являются люди (ученые, специалисты), которые, несмотря на субъективное стремление к истине, искусное использование общепринятых научных методов и методик, не в силах полностью освободиться от мифов и стереотипов обыденного и идеологического сознания. Проблема объективности и достоверности, свободы от ценностных суждений (особенно на стадии интерпретации) научного знания о политике остается проблемой вечной и до конца не разрешимой.
Третьей специфической формой отображения политики является идеологическое знание. Оно базируется на осознанной и осмысленной вере в определённые ценности (включая политические). Приверженность ценностям — например, правам и свободам личности, идеалам равенства и справедливости, государственничества или рыночной экономики — позволяет осмысливать политическую действительность именно с этих позиций. Это рождает идеологии — либеральную, социалистическую, консервативную и другие. Идеологии содержат более или менее логически стройные «картины политического мира», как уже существующего (как правило, это критическая картина), так и идеальную, картину желательного мира, к которому нужно стремиться и который нужно строить. Идеологии чрезвычайно важны для самих политиков, ибо на их фундаменте формируются политические (идеологические) ориентации. Но они важны и для остальных людей, т.к. в отличие от обыденного сознания идеологическое знание обладает целостностью, последовательностью, логичностью, а это всегда необходимо для осмысленных и целесообразных действий.