Метод прогноз явки и результ голос-я
Технология прогнозирования результатов выборов включает в себя 3 основных этапа.
На 1 этапе по результатам проведенного массового опроса рассчитываются два варианта первичных прогнозов с использованием двух различных методик.
На 2 этапе рассчитывается усредненный прогноз между двумя вариантами первичных прогнозов. На 3 этапе усредненный прогноз корректируется с помощью стандартизованной экспертной процедуры анализа предвыборной ситуации в данном регионе, и в итоге строится окончательный прогноз результатов выборов.
Инструментарий для сбора данных –целый набор методов получения информации, включающий в себя помимо закр. и откр. опроса также фокус-группы, интервью с представителями полит элиты, мониторинг медийных ресурсов, дающих представление о политическом и социальном контексте выборов, а также учитывать электоральные традиции (статистику явки и голосования на различных выборах).
Типы индикаторов об участии – прямые и косвенные.
Прямые-опрос о намерении участвовать в голосовании:
Косвенные -- представление потенциальных избирателей о значимости избрания региональной законодательной власти для жизни рядовых граждан, позволяющее судить о том, насколько население заинтересовано в участии в выборах;
- уровень информированности о голосовании по партийным спискам;
- уровень внимания к избирательной кампании и оценка ее интересности;
- мнения экспертов о степени включенности населения в кампанию;
Метод 1
Для построения первичного прогноза уровня явки используются два вопроса анкеты:
- о намерении участвовать в выборах;
- о возможности пересмотра решения участвовать в выборах
Вероятность голосования респондента за партии вычисляется по следующей схеме.
Сначала вычисляется вероятность голосования респондента за партию, названную им при ответе на вопрос о намерении голосовать. Эта вероятность P зависит от его ответа на вопрос о возможности пересмотра решения о голосовании за выбранную партию, а также от индекса отношения к названной партии (там какие-то сложные индексы идут дальше).
Если вероятность голосования за партию 1 меньше единицы, то вычисляется вероятность голосования за партию 2 – партию, названную респондентом при ответе на вопрос о втором выборе. Если респондент не назвал партию, за которую он намерен проголосовать, – выбрал позицию “затрудняюсь ответить”, – то предполагается, что он (с вероятностью единица) проголосует за партию, индекс отношения к которой максимален. Если таких партий несколько, то вероятность голосования распределяется между ними поровну. В итоге для каждого респондента выделяется одна или несколько партий, за которые он может проголосовать, и для каждой из них вычисляется вероятность голосования, которая затем умножается на рассчитанную ранее вероятность участия данного респондента в выборах. Сумма этих “умноженных” вероятностей голосования всех респондентов за каждую партию и представляет собой первичный прогноз для данной партии
Метод 2 В этом методе для построения первичного прогноза явки так же, как и в методе 1, используются два вопроса, ответы на которые определяют вероятность участия респондента в голосовании:
- намерение участвовать в выборах;
- возможность пересмотра решения об участии в выборах2.
В основе расчетов первичного прогноза итогов голосования по партийным спискам лежит предположение, что склонность респондента проголосовать за ту или иную партию можно измерить, то есть выразить числом, – это число можно назвать индикатором данной партии.
Для каждого респондента рассчитывается набор индикаторов– по каждой из партий, а также по позиции “против всех”. Предполагается, что респондент отдаст свой голос той партии, для которой значение индикатора будет минимальным (табл. 5). Если оказывается, что минимальные значения индикаторов двух или большего числа партий одинаковы, “голос” респондента поровну распределяется между этими партиями.
Индикаторы партий строились по ответам респондентов на следующие вопросы анкеты (методика построения индикатора по позиции “против всех” отличалась от стандартной методики построения индикаторов по партиям и будет рассмотрена особо):
1)намерение голосовать за какую-либо партию1; 2)вероятность изменить решение о голосовании за выбранную партию; 3)доверие партиям; 4)доверие лидерам партий; 5)допущение / исключение голосования за каждую конкретную партию; 7)второй выбор; 8)“антирейтинг”.
Методика построения экспертных Коэффициентов
После того как на основе данных массовых опросов строятся два варианта первичных прогнозов, а затем рассчитывается усредненный прогноз явки и голосования по партийным спискам, этим показателям присваиваются экспертные поправочные коэффициенты.
При определении поправочных коэффициентов учитываются результаты массовых опросов, материалы фокус-групп и экспертных интервью, проведенных на различных этапах исследования, а также данные информационного мониторинга ситуации в регионе и некоторая статистическая информация, позволяющая принимать во внимание и “внесоциологические” факторы, влияющие на исход голосования.
В процессе установления коэффициентов используется своего рода “матрица”, содержащая перечень факторов, которые могут прямо или косвенно сказаться на итогах выборов, в частности: 1)включенность населения в избирательную кампанию (информированность, интерес, внимание); 2)активность предвыборной кампании; 3)эффективность кампании; 4)голосование за партию на выборах в Госдуму в данном регионе (электоральная история партии в регионе); 5)уровень и динамика популярности партии за пределами данного региона;
6)политический спектр кампании (разнообразие партий, богатство выбора);
8)наличие или отсутствие конкуренции с идейно близкими партиями, претендующими на тот же сегмент электорального поля;
9)популярность региональных лидеров партии; МНОГО чего еще…
Расчеты с поправочными коэффициентами и представляют собой окончательный прогноз. При этом влияние поправочных коэффициентов, как правило, невелико (в пределах 1–2%) и используется скорее для уточнения расчетных показателей, нежели для их радикального пересмотра (который делается лишь при наличии очень веских оснований).
Занижение потенциального результата по этой партии обусловлено, как уже говорилось выше, учетом такого фактора, как эффект “спирали молчания”, проявляющего себя в случае с “партией власти” наиболее ярко – как показывает опыт, многие участники опроса склонны лишь декларировать намерение голосовать за лидера и сильную партию, олицетворяющую власть, не претворяя это намерение в действительность.
Явка Очевидно, что для предстоящих выборов самой трудной задачей является прогнозирование явки избирателей.
Будем учитывать не только ответы о намерениях участвовать в выборах, но и ответы об участии в думских выборах в декабре 2003 г. Соответствующие группы и "коэффициенты доверия" – в Таблице 3. Эти коэффициенты взяты с учетом опыта прогнозирования явки на думские выборы. …….Голоса Для расчета результатов выборов надо предположить, как распределятся между кандидатами на пост президента неопределившиеся (на сегодня) избиратели, которые определенно придут на выборы (по опросу эту группу составляют около 10% населения). Такого рода предположения основаны на вопросе "За кого из кандидатов Вы в принципе допускаете для себя возможность проголосовать?" с любым числом возможных ответов.