Инсти-ты политич-го прогнозир-я
1. Институт мировой экономики и международных отношений РАН (ИМЭМО РАН)
Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) создан в 1956 году. Является своего рода преемником Института мирового хозяйства и мировой политики, существовавшего с 1925 г. по 1948 г. (руководитель – академик Варга Евгений Самуилович).
С момента своего возникновения ИМЭМО быстро превратился в один из известных и признанных в мире и не имеющих аналогов в нашей стране центров комплексных фундаментальных и прикладных социально-экономических, политических и стратегических исследований, ориентированных на анализ основных тенденций мирового развития.
Со временем, в 60-70-х гг., из состава Института мировой экономики и международных отношений выделился целый ряд проблемно-региональных научно-исследовательских организаций – Институт США и Канады (ИСКАН), Институт Африки, Институт международного рабочего движения (ИМРД).
На протяжении нескольких десятилетий ИМЭМО занимался разработкой надежной аналитической базы для принятия политических решений.
Главную миссию ученые ИМЭМО всегда видели в том, чтобы всесторонне изучать реальные международные процессы, механизмы функционирования рыночной экономики и особенности политических систем в странах Запада и в государствах третьего мира.
В фокусе их внимания были и остаются вопросы, связанные с бурным развитием НТР, тенденциями глобализации, становлением нового мирового порядка и теми качественными изменениями, которые они привносят в западную экономическую и политическую системы.
За годы работы ИМЭМО накоплен колоссальный опыт анализа мировой экономики и международных отношений; создан существенный задел в исследовании различных стран; развитие получила отечественная политическая наука и экономическая теория.
В разное время в ИМЭМО работали многие представители современной российской политической элиты и экспертного сообщества.
2. Институт социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН)
Создан в марте 1991 г. Является головным академическим научно-исследовательским центром страны. Осуществляет фундаментальные и прикладные исследования в области социальных и социально-политических процессов.
Поддерживает тесные связи с научными учреждениями Российской академии наук, стран ближнего зарубежья, а также Англии, Германии, Израиля, Китая, Нидерландов, США, Франции, Югославии и других, проводит международные сравнительные исследования.
Институт проводит социально-политическую экспертизу решений, принимаемых органами управления, структурами законодательной и исполнительной власти.
Регулярно издает научные труды. Среди них обращают на себя внимание такие книги, как «Реформирование России: мифы и реальность», «Реформирование России: от мифов к реальности», серия аналитических докладов, исследующих социальную и социально-политическую ситуацию в России по состоянию на каждый год.
Представленная обширная информация о современном состоянии страны и прогноз возможных изменений направляются в федеральные органы власти и СМИ. Аналитический центр стратегических социальных и политических исследований ИСПИ с 1992 г. осуществляет социологический мониторинг «Как живешь, Россия?».
3. Институт проблем международной безопасности РАН (ИПМБ РАН)
Институт проблем международной безопасности РАН (ИПМБ РАН) создан решением Президиума РАН в декабре 1999г. Инициатором создания ИПМБ выступил член-корреспондент РАН Кокошин Андрей Афанасьевич. Созданию Института предшествовало детальное обсуждение основных направлений его деятельности на заседании Отделения международных отношений РАН, среди ученых других отделений Академии, в МГУ им.Ломоносова, в МГТУ им. Н.Э. Баумана и в ряде других вузов.
В результате обсуждений были определены основные направления деятельности ИПМБ РАН: фундаментальные исследования комплекса экономических, политических и иных проблем международной безопасности; изучение региональных и глобальных систем международной безопасности и использование их возможностей в интересах России; проведение исследований на стыках различных научных дисциплин в тесном взаимодействии ученых-обществоведов и ученых естественнонаучного профиля; анализ проблем обеспечения стратегической стабильности в условиях расширения круга государств, обладающих оружием массового поражения, в том числе ядерным; разработка типологии международных кризисных ситуаций, теории управления такими кризисными ситуациями.
На основе фундаментальных и прикладных исследований ИПМБ РАН готовит рекомендации по обеспечению национальной безопасности страны для Совета безопасности России и Правительства России.
Главным отличием ИПМБ от других исследовательских центров в России и за рубежом, занимающихся проблемами международной безопасности, является активное использование исследований и разработок естественно-научной сферы, с опорой на соответствующие отделения и институты РАН, факультеты МГУ и других университетов, разработок НИИ российской промышленности.
Соответственно, в формировании планов и программ ИПМБ принимают участие ведущие российские ученые как общественно-научного, так и естественно научного профиля.
В 2004 г. Институт принял участие в Программе Президиума РАН "Поддержка деятельности институтов РАН по привлечению талантливой молодежи к научной работе". Для организации работы по этой программе в Институте был создан научно-образовательный центр "Проблемы международной безопасности и национальные интересы России" как внеструктурное подразделение Института.
4. Российский общественно-политический центр
В деятельности Фонда "Российский общественно-политический центр" приоритетный характер имеют проблемы выборов и избирательных технологий (федеральный и региональный уровни), вопросы обороны и безопасности, перспективы российского федерализма. К аналитической работе Фонд привлекает широкий круг внешних экспертов, постоянно проводит семинары и "круглые столы", неизменно стремясь обеспечить и концептуальную глубину осмысления ситуации, и пригодность своих рекомендаций к немедленному практическому использованию.
Кроме того, Фонд "Российский общественно-политический центр" ведет интенсивную деятельность в регионах Российской Федерации. Сегодня функционирует 15 региональных отделений Фонда (Санкт-Петербург, Мурманск, Калининград, Псков, Великий Новгород, Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Астрахань, Майкоп, Ставрополь, Новосибирск, Кемерово, Барнаул, Хабаровск), которые обеспечивают, наряду с поступлением аналитической информации, устойчивые контакты с законодательной и исполнительной властью указанных субъектов федерации, с местными общественно-политическими объединениями и организациями. Параллельно развивается сеть региональных экспертов Фонда, охватывающая прежде всего те субъекты Федерации, где Фонд не представлен отделениями. В настоящее время в связи с образованием федеральных округов региональные структуры Фонда находятся в стадии реформирования.
5. Институт стратегических оценок и анализа (ИСОА)
Институт стратегических оценок и анализа (ИСОА) основан в 2000 году на базе аналитического центра, функционировавшего с 1995 года. В совет директоров и штат Института входят крупные специалисты в вопросах внутренней, внешней, геостратегической и военной политики, экономики, современной истории и права, большинство из которых имеют богатый опыт руководящей работы на государственных постах. К подготовке аналитических и прогнозных материалов стратегического характера на контрактной основе привлекаются ученые в различных областях знаний крупнейших академических центров страны.
Главная задача Института стратегических оценок и анализа - подготовка и предоставление информации, которая позволяет нашим клиентам в государственных структурах и бизнес-сообществе в нужное время принимать верные решения. Высококвалифицированные, проверенные кадры, современная методика подготовки и подачи материалов позволяют говорить, что мы работаем по новому стандарту, отвечающему ожиданиям наших клиентов
6. Институт Общественной политики
Институт Общественной политики работает для достижения честной и открытой политики. Цель института - добиться, чтобы принятие и имплементация политических решений были прозрачными и ответственными. Институт действует в двух направлениях. Мы предоставляем рекомендации создателям политики, анализируя принятые или возможные решения. Мы поощряем включение общества в процесс создания политики, консультируя и обучая негосударственные организации и группы граждан.
Институт общественной политики, созданный в 2001 году, является бесприбыльной общественной организацией, занимающейся анализом и экспертизой политики.
Миссия Института Общественной политики заключается в предоставлении квалифицированной экспертизы и рекомендаций для ответственного создания политики, поощрять включение жителей в процесс принятия решений и создания политики.
ИОП работает по проектному приципу, привлекая средства для осуществления проектов анализа политики. К выполнению проектов ИОП привлекает квалифицированных экспертов.
ИОП привлекает средства как местных, так и международных инвесторов. ИОП не использует средства политических партий.
Методы используемые институтом: метод анализа политики (анализ качественных и количественных данных, углубленное изучение конкретных проектов, оценка политики, прогноз и оценка политических последствий, исследование действий (action research), методы исследовательского участия (participatory methods)); методы влияния на политику (диалог с политиками, консультации экспертов, комментарии экспертов, аналитические статьи, обзоры политического анализа, семинары, сотрудничество с СМИ, публичные выступления экспертов, публикация результатов на домашней странице института, проекты); методы совместного действия (проекты, инициатива общественного планирования исторического центра Риги, интерактивные дискуссии на домашней странице института).
7. Институт региональной политики
Институт региональной политики был создан в июле 2005 года как экспертный центр по всему спектру вопросов региональной политики и регионального развития.
К настоящему моменту ИРП имеет большой практический опыт федерального и регионального консалтинга, подготовки и проведения конференций, является российским лидером в исследовании проблематики государственно-частного партнерства.
ИРП – динамично развивающаяся клиентски ориентированная компания. Миссией Института является обеспечение современной идеологией и технологиями пространственного развития крупного бизнеса, федеральных и региональных органов власти.
8. Институт права и публичной политики
Институт права и публичной политики - автономная некоммерческая неправительственная организация, являющаяся одним из ведущих правовых центров в России, с 1993 года осуществляющим научно–исследовательскую, издательскую и образовательную деятельность в области изучения и оценки конституционных и политических процессов в современном мире.
Цели и задачи: осуществлять и поддерживать научно-исследовательскую деятельность в области конституционного и сравнительного конституционного права; совершенствовать политико-правовую культуру и отношение к либеральным демократическим ценностям в российском обществе; содействовать интеграции России в международное правовое пространство; развивать и поддерживать международные и межрегиональные правовые и общественно-политические партнерские связи; формировать новое поколение специалистов в области права и публичной политики; расширять использование новых информационных технологий в политико-правовых процессах.
9. Институт политического и военного анализа ИПВА
Институт политического и военного анализа (ИПВА) является независимой, негосударственной организацией, образованной в 1996 году.
Многие сотрудники имеют опыт работы в органах государственной власти и военного управления. Среди них семь докторов и двадцать три кандидата наук, лауреаты российских и международных премий в области естественных и гуманитарных наук, дипломанты отечественных и зарубежных грантов, заслуженные деятели науки и специалисты Российской Федерации.
Сегодня научные, аналитические и экспертные подразделения Института: ведут исследования в области истории, политологии, социологии и психологии; изучают проблемы межнациональных отношений; осуществляют информационный мониторинг, анализируют внутри- и внешнеполитическую обстановку и разрабатывают соответствующие прогнозы; исследуют проблематику военных конфликтов и национальной безопасности; занимаются организационным консультированием (OD-консалтинг); ведут работы, связанные с PR-технологиями, ситуационным анализом; разрабатывают проекты по созданию, развитию и функционированию СМИ.
Первыми проектами ИПВА были информационно-аналитическая поддержка кандидатуры Б.Н.Ельцина на президентских выборах, а также обобщение и анализ информации о политической ситуации в субъектах РФ.
Институт выполнил ряд работ по заказу Совета безопасности РФ и Государственной Думы, Министерства науки, промышленности и технологий РФ, Академии военных наук, научно-исследовательских организаций (Государственный фонд поддержки прогрессивных технологий и космических исследований, Центр прикладных социально-политических и экономических исследований), а также ряда общественных организаций и коммерческих структур. Стал обладателем международного гранта в области гуманитарных наук.
Футурология
Футурология наука прогнозирования будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или попытками предсказания будущих тенденций. Футурология также включает рассматривание таких вопросов как нормативные или желаемые варианты будущего, но её реальный вклад — это сочетание методов экстраполяции и нормативного исследования для изучения лучших стратегий.
Футурология: 1 точка зрения - долгосрочные или дальнесрочные прогнозы(лехтгейм).2 точ.зр- отдельная самодостаточное значение.
Направления : 1. Технецистское( в основе прогресса в обществе научно технические революции) 2. Экологическое( прогресс в обществе на основе показателей эко системы) 3. Социо-культурное ( прогресс связан с реорганизацией общества на основе научно технического прогресса) 4. Аксиологическое и ценностное ( связанно с наличием в обществе идеала).
1 этап- вторая половина 19 нач 20 вв.( Тарт, Уэльс ) 2 этап: под воздействием не системного государства (СССР)(Фуллер,Лоу,Гард)- протофуторология.
Футурология: 1. вторая пол 40-50 гг.- работы о научно технических революций; становление футурологии (Юнг); влияние технических новшеств на социум(Томсон) 2. нач 60гг. больше не рассуждают на тему что будет, что может произойти и что нужно сделась чтобы произошли лучшие изменения. 3. кон60, нач. 70 гг. полит. Кризис в конце 60гг.- увеличение социальных движений. 68г. Становления римского клуба( Гоффлер”футорошок”) 4. период доминирования римского клуба( 72 г. Доклад Медоуза”пределы роста”; Габар,Коломбо- доклад; 78 г.Фримен”возможности чел развития”. 5. кон 70, сер 90- слабый интерес; тема теории конвергенции: 3 основные точки зрения: а) капитализм сожрет социальный лагерь; буржуазные ценности распространяться по всему миру, б) система плодотворного взаимопроникновения систем, в) социальный лагерь поглотит капиталистический лагерь. 6. с серидины 90-х – почему из трех версий теории конвергенции реализовалась только первая.
Основные идеи: теория постиндустриального общества Белла: 1. Создание мощной отрасли экономии услуг ( реализовалось) 2. господство класса проф- технических специальностей. 3. центральная роль научного знания как источника нововведения политических решений в обществе ( Диктерев”принятие политических решений”) 4. возможность самоподдерживающегося технологического роста. 5. создание новой интеллектуальной технологии.
Бжезинский: переодизация всемирной истории – 3 периода: доидустриальный, индустриальный, постиндустриальный. Все государства делятся на слабо развитые, европейские и США. Принцип формирования современной элиты- плутократия.
Кан, Винер: 1. техническое развитие определяет социальный профиль государства.2. постиндустриальное общество должно строиться на изменении технологии инфляции. 3. возможность технологического прогнозирования когда футурист переходит к цифрам и дает статистически очень четкое знание.
Политический риск.
Под политическим риском в узком смысле слова понимается вероятность финансовых потерь для фирмы в результате воздействия неблагоприятных политических факторов в стране размещения инвестиций. Методы анализа политического риска
До конца 70-х годов большинство международных фирм ограничивали анализ политического климата в стране качественными оценками с использованием методов «старых знакомств» и «больших туров». Анализ проводился не регулярно, а лишь в тех случаях, когда решался вопрос о новых инвестициях. Если политический риск представлялся слишком высоким, то инвестиции либо не размещались, либо к стоимости проекта добавлялась «премия за риск» для учета высокой вероятности потерь. До тех пор пока не происходило крупной катастрофы, политический рейтинг страны не переоценивался.
Оценки политического риска по методу «старых знакомств» представляют собой традиционные отчеты, составленные специалистами, обладающими знаниями о соответствующей стране и поддерживающими контакты с влиятельными и хорошо информированными лицами — учеными, дипломатами, журналистами, бизнесменами. Главным недостатком данного метода является то, что компании в большей степени приходится полагаться на суждения аутсайдеров.
Метод «больших туров» предполагает посещение группой экспертов исследуемой страны и налаживание там контактов с местными лидерами, правительственными чиновниками и бизнесменами. Отрицательной чертой этого метода является возможное приукрашивание собираемой информации и излишне оптимистичный прогноз.
Наиболее качественным систематичным методом является метод Дельфи, согласно которому на первом этапе аналитики компании разрабатывают систему переменных для конкретного случая, а затем привлекают широкий круг экспертов, определяющих вес каждой переменной по рассматриваемой стране. Качественный подход позволяет оценить специфику каждой конкретной ситуации. Для раннего обнаружения благоприятных или неблагоприятных тенденций в стране применяется метод агрегированных статистических данных. Наряду с экспертными оценками для исследования внутриполитической нестабильности как ключевого фактора политического риска применяется эконометрическое моделирование. В основе эконометрической модели, разработанной профессорами Сиракузского университета В. Коплином и М. О'Лири и получившей наибольшую известность, лежат уравнения множественной регрессии. В их модели политическая нестабильность рассматривается как явление политической жизни определенной страны, характеризующееся широким применением насилия против правительства в виде заговоров, государственных переворотов, гражданских войн, межнациональных конфликтов и т. п. При этом различаются нестабильность в правящей верхушке, связанная с борьбой за власть внутри правящего слоя, и социальная нестабильность, возникающая в результате активной деятельности оппозиционных социально-политических сил.
На уровне корпораций заключения об уровне риска в стране часто являются нечем иным, как количественным описанием политической среды, включенным в инвестиционное предложение.
Примером экстенсивной встроенной модели служит Economic, Social and Political system (ESP), Использование данной модели предполагает предварительный сбор информации по определенной стране, посещение этой страны экспертами, верификацию информации посредством интервью с сотрудниками фирмы и местными лидерами, окончательный анализ информации группой экспертов, составление сценариев возможного развития событий. Преимущество такого подхода состоит в том, что он специально разработан для конкретных потребностей компании и привлекает к анализу как рядовых членов компании, так и ее высший руководящий состав, гарантируя тем самым, что отношение к результатам оценки будет серьезным. Однако этот метод достаточно дорог и требует много времени.
Методы оценки уровня такого риска не слишком отличаются от методов, используемых для прогнозирования других политических рисков, среди них анализ действий государства в прошлом; анализ мнений экспертов; построение моделей, основанных на измерении нестабильности. Оценка нестабильности. Еще один метод прогнозирования политического риска состоит в построении моделей, основанных на результатах измерения нестабильности. Чем выше политическая нестабильность, тем вероятнее изменение политического климата.
метод прогнозирования политического риска состоит в построении моделей, основанных на результатах измерения нестабильности