Раздел xvi. о пересмотре конституции
Статья 89
Инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту Республики, действующему по предложению Премьер-министра, и членам Парламента.
Проект или предложение о пересмотре Конституции должны быть рассмотрены с соблюдением сроков, установленных в абзаце третьем статьи 42 и приняты в идентичной редакции обеими палатами. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом.
Однако проект пересмотра Конституции не выносится на референдум, если Президент Республики решает передать его на рассмотрение Парламента, созываемого в формате Конгресса; в этом случае проект пересмотра считается одобренным, только если за него будет подано большинство в три пятых поданных голосов. В качестве бюро Конгресса выступает бюро Национального собрания.
Никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при посягательстве на целостность территории.
Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
от 26 августа 1789 года
Представители французского народа, образующие Национальное собрание, полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий и испорченности правительств, решили изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, находясь на виду у всех членов общественного союза, постоянно напоминала им об их правах и обязанностях; чтобы действия власти законодательной и власти исполнительной, в каждый момент могущими быть сопоставленными с целью всякого политического учреждения, стали более уважаемыми; чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись постоянно к поддержанию Конституции и всеобщему благу. Вследствие этого Национальное собрание признает и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа следующие права человека и гражданина.
Статья 1.
Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Социальные различия могут быть основаны только на соображениях общей пользы.
Статья 2.
Цель всякого политического Союза – обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
Статья 3.
Источник всякого суверенитета зиждется, по существу, в нации. Никакая совокупность лиц, никакое отдельное лицо не могут осуществлять власть, которая явно не исходила бы от нации.
Статья 4.
Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Эти границы могут быть установлены только законом.
Статья 5.
Закон имеет право запрещать только деяния, приносящие вред обществу. Все, что не запрещено законом, дозволено; никто не может быть принужден к исполнению того, что не предписано законом.
Статья 6.
Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право принимать участие лично или через своих представителей в создании закона. Закон должен быть одинаков для всех, защищает он или карает. Все граждане равны перед законом, и потому все в равной мере допускаются на все публичные посты, места или должности, соответственно своим способностям и без каких-либо различий, кроме обусловленных их добродетелями и талантами.
Статья 7.
Никто не может быть обвинен, задержан или заключен иначе как в случаях, определенных законом, и при соблюдении процедуры, предписанной законом. Тот, кто испрашивает, отдает, исполняет или заставляет исполнять приказы, основанные на произволе, подлежит наказанию; но всякий гражданин, вызываемый или задерживаемый в силу закона должен немедленно повиноваться: в случае сопротивления он несет ответственность.
Статья 8.
Закон должен устанавливать лишь строго и бесспорно необходимые наказания, и никто не может быть наказан иначе как в силу закона, принятого и обнародованного совершения проступка и примененного в установленном П рядке.
Статья 9.
Всякий человек считается невиновным до тех по пока он не будет объявлен виновным; если будет признано обходимым подвергнуть его задержанию, всякая стеснительная мера, не являющаяся необходимой для удержания его под охраной, должна сурово пресекаться законом.
Статья 10.
Никого нельзя притеснять за его взгляды, даже религиозные, если их проявление не нарушает общественного порядка, установленного законом.
Статья 11.
Свободное сообщение другим мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; поэтому вся гражданин может свободно высказываться, писать, печатать, неся ответственность за злоупотребление этой свободой в случаях, установленных законом.
Статья 12.
Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; эта сила учреждается в интересах всех, а не в частных интересах тех, кому она вверена.
Статья 13.
Для содержания государственной силы и на расходы по содержанию администрации необходимо общественное обложение; оно должно быть равномерно распределено между всеми гражданами сообразно их состоянию.
Статья 14.
Все граждане имеют право, лично или через своих представителей, удостоверяться в необходимости общественного обложения, свободно выражать на него согласие, следить за его расходованием и определять его размер, основания, порядок и продолжительность взимания.
Статья 15.
Общество имеет право требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управления.
Статья 16.
Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции.
Статья 17.
Так как собственность является неприкосновенным и священным правом, то никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливости и предварительного возмещения.