Конституция республики башкортостан и проблемы юридического образования
А-Н.Тимонин, профессор юридического факультета БашГУ
Новая Конституция Республики Башкортостан предъявляет новые требования к подготовке юридических кадров.
Действительно, даже такие традиционные вопросы юридического образования: кого учить, как учить и чему учить, сегодня приобретают новое звучание. Каким же образом они должны решаться? Коль скоро при разработке Конституции республики широко использовались международные стандарты, то особое значение приобретает опыт, накопленный странами дальнего зарубежья. В этой связи обычно вспоминают достижения американских и западно-европейских университетов. Думается, что не менее поучителен опыт «страны восходящего солнца».
К примеру Японии обращаются всякий раз, едва речь заходит о проблеме национального возрождения. Среди предпосылок успешного решения этой проблемы немалое значение принадлежит высокому общеобразовательному уровню японской молодежи. Благодаря публицистической деятельности журналистов-международников успехи Японии в сфере образования обычно ассоциируются с так называемым «экзаменационным адом», который юные японцы претерпевают на себе с четырех лет. Гораздо меньше внимания обращается на «метод забивания гвоздей» (своего рода «штамповку»), который царит в большинстве японских вузов и сводит учебный процесс к пустой формальности. Стоит ли удивляться тому, что многие японские студенты рассматривают время пребывания в вузе, как единственную возможность для отдыха от «экзаменационного ада» и от той напряженной трудовой деятельности, которая ожидает их на рабочих местах. Стоит ли удивляться той убийственной характеристике системы высшего японского образования, которая дана одним из лидеров японского бизнеса: «Японские учебные заведения выродились, - подчеркивает К. Мацусита, - в фабрики по производству схоластов в лучшем случае или тупиц - в худшем».
Но вправе ли мы на этом основании ставить под сомнение привлекательность всей системы образования «страны восходящего солнца»? Казалось бы, что на этот вопрос должен последовать утвердительный ответ, Однако в ней есть одна существенная деталь, заслуживающая самого пристального внимания. Так, наряду с обычными в Японии существуют так
называемые «элитарные высшие учебныезаведения». По подсчетам В.Цзетова, ихпорядка семи навсю страну.Что же отличает эти вузы от других? Преждевсего престиж, который несовместимсо «штамповкой, принятойв обычных японских высших учебных заведениях». Обращают на себя внимание ите цели, которые ставят передсобой учащиеся суперэлитарного японскоговуза - «школы государственного управления и промышленного менеджмента». На вопрос, поставленный В.Цветовьш: «Кем выхотите стать после окончания школы?», учащиеся дали в высшей степени любопытные ответы. Один из них заявил: «Я буду политическим лидером высшего ранга, буду занимать ведущее место в политической жизни страны», другой: «Я намерен стать лидером мирового масштаба».
Разумеется, ответы молодых японцев интересны не только и не столько своими политическими амбициями. Главное здесь состоит в том большом внимании, которое оказывает Япония своему политическому будущему. Здесь угадываются те особые условия, которые созданы в этой стране для формирования политической элиты нового поколения.
Нельзя сказать, что в нашей республике отсутствует само понятие «элитарного вуза». Напротив, в этом качестве обычно выступает юридический факультет БашГУ, На наш взгляд, если и можно наделять этот факультет элитарным статусом, то только в смысле социального происхождения студентов-юристов. Действительно, многие из них происходятизсемей, олицетворяющих административную и экономическую элиту Башкортостана.
Итак, принадлежность студентов-юристов к элитарным слоям остается единственным критерием,.который позволяет юридическому факультету БашГУ претендовать на столь высокий статус. По остальным параметрам нам пока далеко не только до лучших вузов Японии, но и нашей страны.
Одна из важнейших особенностей общественно-политического развития как России в целом, так и ее регионов состоит в том, что главной связующей силой общества было и остается государство. В этих условиях трудно переоценить ту роль, и соответственно, те требования, которые предъявляются к качеству самого верхнего слоя власть имущих. Касаясь проблемы подготовки кадров для высшего политического руководства страны, мы не должны упускать из виду человеческий фактор. Если рассматривать сквозь призму «человеческого измерения» феномен государства, несостоятельность широко распространенного у нас идеала государства, идеала «большой фабрики» становится очевидной. Здесь уместно напомнить и о том, что в соответствии с этим идеалом во главе нашей страны нередко оказывались руководители-хозяйственники. Подобная тенден-
ция, судя по всему, сохранится и в ближайшем будущем. И дело здесь не только в политической традиции, унаследованной от советской эпохи. Обратимся к дореволюционной истории российской государственности. Здесь трудно обойти вниманием такую крупную историческую личность, как Петр I . Ha' этом примере довольно явственно проявляет себя многофункциональный характер деятельности правителя России. Однако тот же Петр I вошел в историю не только как правитель, сочетающий по словам А.С. Пушкина в одном лице «и академика, и героя, и мореплавателя, и плотника». Значительно больше он известен, как царь-реформатор, положивший начало профессиональной армии и профессиональному чиновничеству.
Учитывая фактор реформирования нашего общества, полагаем, что есть смысл задуматься над вопросом: не наступило ли время для подготовки профессиональных политиков (юристов-политологов) на юридических факультетах.
Но если от идеи подготовки профессиональных политиков на юридическом факультете БашГУ все же суждено будет отказаться, то и в этом случае придется решать вопрос о преобразовании юридического факультета БашГУ в подлинно элитарное учебное заведение. Необходимость подобного шага продиктована тем, что судьба новой Конституции Башкортостана самым тесным образом связана с судьбой юридического образования в нашей республике. «Юрист, - как говорил Гегель, - это последний оплот государства».
В новых исторических условиях, когда появилась возможность зафиксировать в Конституциях и то, и другое, и третье, нельзя забывать ни об уроках прошлого, содержащихся в истории своего народа, ни об историческом опыте других народов. Одним из важнейших шагов на этом пути может стать коренное преобразование кадровой политики в сфере юридического образования. В этой связи заслуживает самого пристального внимания предложение ректора БашГУ, академика Р.Н.Гимаева, который считает: «Необходимо сократить прием на юридический факультет БашГУ, чтобы он мог сосредоточиться на подготовке магистров». Возможны и другие подходы к решению указанной проблемы. Какой из них восторжествует, не столь важно. Главное, чтобы в XXI веке Республика Башкортостан имела не только реально действующую Конституцию, но и соответствующее международным стандартам кадровое обеспечение.