Общие черты американской политической науки
Особенностью развития политической науки США является ее ярко выраженная эмпирическая направленность, упор на социологические и социально-психологические методы и подходы. Систематическое применение в ее рамках эмпирических методов исследования различных аспектов политической власти и политического поведения стимулировало бурный взлет доминирующего и самого влиятельного направления американской политологии - политической социологии. Концептуальной основой интерпретации данных эмпирических исследований стала новая аналитическая перспектива "реалистической" политической науки, разработанная в трудах М. Вебера, Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса. Результатом эмпирического и теоретического планов анализа стало рождение целого ряда новых исследовательских парадигм ("политической системы", "политической культуры", "полиархии", "модернизации" и т. д.), которые позволили поднять уровень осмысления политических феноменов на качественно более высокую ступень. (175)
Политико-социологическая ориентация политических исследований в США восходит еще к первой четверти XX в., когда обнаружилась недостаточность традиционных нормативно-юридических и сравнительно-исторических методологий при анализе таких явлений политического процесса, как соперничество различных ветвей системы государственного управления, общественное мнение и его влияние на политику, воздействие на политический процесс "заинтересованных групп" и т.д. Некоторые политологи и государствоведы (В. Вильсон, Ч. Бирд, Л. Лоуэлл, Г. Форд, А. Харт, Ф. Гуднау и др.) попытались в этой связи обратиться к помощи научных дисциплин, изучавших реальные социальные структуры и процессы, и прежде всего к быстро разви-
вающейся социологии и психологии.
Наиболее выпукло новые тенденции анализа политической жизни проявились в работе Артура Бентли (1870-1957) "Процесс правления" (1908), которая обычно рассмат-ривается как первое политико-социологическое исследование реальных политичес-ких процессов в США. А. Бентли исходит из того, что деятельность людей, определяемая их интересами, структурируется по тем или иным направлениям с помощью различных "заинтересованных групп". "Каждой группе соответствует интерес, каждому интересу - группа", - таково теоретическое кредо А. Бентли. В ходе политического процесса эти многочисленные группы и подгруппы свободно комбинируются, распускаются и вновь комбинируются в самых разных сочетаниях в зависимости от их внутреннего сцепления и силы влияния. Деятельность заинтересованных групп и их отношение друг к другу рассматривается А. Бентли как постоянно изменяющийся процесс, в ходе которого осуществляется давление олицетворяемых ими общественных сил (интересов) на правительство с целью принудить его подчиниться их воле. В этом процессе сильные группы доминируют, подчиняя и заставляя подчиниться более слабые, а само государст-венное управление включает в себя адаптацию, урегулирование конфликтов и достижение равновесия между соперничающими группами. При этом, по мнению А. Бентли, политическое управление значительно шире различных "официальных" взаимодействий в рамках ин(176)ституциализированных структур, поэтому необходимо эмпирически иссле-довать менее формальные механизмы взаимодействия различных "скрытых" малоинститу-циализированных групп и сил общества. Анализируя политический процесс сквозь призму борьбы интересов различных групп между собой, А. Бентли по сути намечает контур ключевых положений новой "реалистической" (процессуальной) интерпретации теории демократии.
2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
Двигаясь в русле обозначенных А. Бентли аналитических задач, "чикагская школа" политической науки (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл) в 20 - 30-е годы развивает принципиально новую, бихевиоралистскую парадигму политических исследований, сущность которой состоит в изучении эмпирически наблюдаемого человеческого поведения в институтах, группах и политическом процессе в целом. Для этого в качестве научного метода из экспериментальной психологии была заимствована идея изучения поведения людей с помощью анализа их установок (attitude), которые можно было выявить и даже измерить с помощью анкет и интервью. По мнению сторонников нового направления, это открывало путь к выяснению различных намерений и мотиваций, лежащих в основе фактического поведения как отдельных людей, так и целых групп. По классическому определению основателя и ведущего ученого этого направления Гарольда Лассуэлла (1902 - 1978), сформулированного им в этапной работе "Политика: кто получает что, когда и как" (1936), новой задачей политической науки становится "изучение влияющих и находящихся под влиянием" [См.: Оберемко О. А. Чикагская традиция и политическая наука Гарольда Лассуэлла // Социол. журн. - 1994.- № 1].
Бихевиорализм достаточно быстро завоевывает широкую популярность и после Второй мировой войны превращается в ведущее направление политической науки СИТА. "Бихевиоралистская революция" 50 - 60-х годов коренным образом изменяет содержание и методологию политических исследований: центром анализа теперь становится не государство, а политическая власть и политический процесс. От изучения формаль (177) ных институциональных структур политическая наука переходит к исследованию более широкого спектра общественных отношений и связей, отодвигаемых на задний план или вовсе игнорируемых традиционной политологией: изучению выборов и общественного мнения, политической социализации и политического рекрутирования, политических партий, неформальных групп давления, политического лидерства элит. В методологичес-ком плане бихевиорализм опирался на заимствованные из точных наук модели, теории и методы исследований. Одновременно политическая наука под его воздействием установила тесные междисциплинарные связи с другими социальными дисциплинами - культурной антропологией, психологией, историей и т.д.
Эмпирические исследования власти и политического поведения, а также теории "среднего уровня" со второй половины 50-х годов дополняются разработкой в рамках бихевиорализма общих теоретико-методологических проблем. В основу таких более общих макротеорий были положены идеи системного и структурно-функционального анализа Талкотта Парсонса (1902 - 1979). Среди них следует выделить прежде всего три глобальные концепции, ставшие фундаментом современной политической социологии: теорию "политической системы", разработанную Д. Истоном, Г. Алмондом и К. Дойчем; теорию "политической культуры", предложенную Г. Алмондом, С. Вербой, Л. Паем и др.; теорию "модернизации", связанную с именами Д. Аптера, С. Хантингтона, Э. Шилза, С. М. Липсета, Ф. Риггеа и др. Каждая из них будет специально охарактеризована в дальнейших главах, а мы остановимся на перипетиях одного, но самого важного и сквозного для всей политической теории сюжета - становлении постклассической теории демократии и полемике вокруг нее.