Заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального
регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.
Шестой тенденцией стала демократизация как международных отношений, так и
внутриполитических процессов. Она наблюдается во всех странах независимо
от господствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной
войны» даже в условиях самых авторитарных режимов значительно сузились
возможности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения государством
личной свободы граждан, их естественных и политических прав. Всемирное
распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс,
повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их
решений, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни.
Достижения постиндустриальной революции — спутниковая связь и кабельное
телевидение, телефаксы и электронная почта, глобальная сеть Интернет, делающая
возможным почти мгновенное распространение и получение необходимой информации
едва ли не по всем интересующим современного человека вопросам, — стали
признаками повседневной жизни людей не только в экономически наиболее развитых
государствах, но и получают все более широкое распространение во всем мире.
Резко расширяется состав и многообразие политических факторов. В результате
разработка и реализация внешнеполитических установок перестают быть уделом
узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь
достоянием совокупности самых разнообразных институтов, — как
правительственных, так и неполитического характера.
Вопрос 44
В последние десятилетия ХХ в. проблема перехода от авторитаризма к демократии
оказалась в центре внимания политиков и политологов. Это следствие, с одной
стороны, большого числа попыток такого перехода, осуществляемых или
провозглашаемых многими странами, а с другой - чрезвычайной сложности этого
процесса, который нередко заканчивается относительными неудачами, а то и
полным провалом.
Образцовой страной в плане смены авторитарного политического режима
демократическим признается Испания, хотя и в ней не обошлось без попытки
государственного переворота, предпринятой частью офицерства. Испанский опыт
пакта Монклоа (пакта о гражданском согласии) в последнее время активно
пытаются внедрить в России. Специалисты выделяют три основные особенности
испанского политического процесса, обеспечившие его положительный результат и
весьма сильно отличающиеся от процессов в Восточной Европе и бывшем Советском
Союзе.
Во-первых, постепенность: когда испанский диктатор Франко передал власть
королю Хуану Карлосу, а тот, в свою очередь, назначил премьер-министром
Адольфо Суареса, это вызвало глубокое разочарование в обществе, поскольку
Суарес имел прочную репутацию консерватора; однако Суарес вел реформы хотя и
медленно, но неуклонно, что и обеспечило им успех.
Во-вторых, законность: основные политические силы Испании договорились о том,
что будут действовать на основе существующих законов, как бы плохи те ни
оказались; законы, принятые при диктаторе Франко, соблюдались до тех пор,
пока не отменялись законным же порядком; стремление не соблюдать Конституцию
или законы на том основании, что они тормозят реформы, пресекалось;
легитимность в ее веберовском понимании не противопоставлялась легальности
(законности), а прочно основывалась на ней.
В-третьих, опережение экономических реформ политическими: поскольку экономика
в переходный период не подвергалась сколько-нибудь серьезным преобразованиям,
а тем более - экспериментам, социальная стабильность в обществе сохранялась,
что позволяло реформировать политическую систему в относительно спокойных
условиях без больших потрясений.
Характер политического процесса в странах Восточной Европы и бывшем Советском
Союзе был совершенно иным: не постепенным, эволюционным, а революционным;
основанным главным образом не на легальности (законности), а на революционной
целесообразности; не последовательным, а параллельным во всех сферах
общественной жизни, что вызвало одновременно экономический кризис, крайнее
социальное расслоение, политические потрясения, в ряде случаев - распад
государственности, разрушение старых стереотипов общественного сознания и
замену их новыми.
Очевидно: испанский опыт в третьем его компоненте в Восточной Европе и России
применен быть не мог. В Испании авторитарный режим сменялся демократическим
при сохранении типа экономической системы общества (рыночно-
капиталистической), в Восточной же Европе и бывшем Советском Союзе главной
составляющей процесса стала именно смена общественно-экономической системы.
Что касается двух других компонентов испанского опыта (постепенности и
законности), то отказ от их использования определялся волей политических
элит. При этом революционный характер политического процесса с неизбежностью
породил, как минимум, две его особенности.
Первая - острые конфликты между политическими субэлитами и ветвями власти,
особенно вновь избранными президентами и парламентами, конфликты, разрешаемые
с помощью политического и военного насилия, включая малые гражданские войны.
Исключение из правила составляют либо малые страны с европейским типом
политической культуры (Чехия), либо страны с декоративной парламентской
властью (Туркменистан, Узбекистан).
Вторая особенность - резкие колебания политического «маятника» сначала в
сторону неограниченной демократии и даже охлократии, а затем, как
предсказывал еще Аристотель, в сторону нарастания авторитарных тенденций.
Проявления этих тенденций - создание в большинстве стран с переходной
экономикой суперпрезидентских республик, незаконный роспуск парламентов как
«тормоза реформ», продление президентских полномочий путем референдумов, в
ряде случаев - ущемление в правах национальных меньшинств, замена выборности
всеобщим назначением руководителей исполнительной власти, ограничение роли
власти судебной и т.д. и т.п.
Все это доказывает, что, во-первых, существует определенная закономерная
связь между уровнем производства культуры и социальной стабильности в
обществе, с одной стороны, и уровнем демократии - с другой. Обществу
приходится жить «по средствам», имея столько демократии, сколько оно может
себе позволить, чтобы не разрушить основ своей жизни. Во-вторых, переход от
авторитаризма к демократии осуществляется в разных странах неодинаково, в том
числе в большинстве посткоммунистических государств он, по-видимому, будет
происходить волнообразно, сопровождаясь периодами реставрации авторитаризма.