Сущность и предпосылки тоталитаризма.
Эту новую форму организации политической власти, сложившуюся в нашей стране в
30-е годы, в литературе часто называют тоталитаризмом. Если же мы попытаемся
вычленить смысловое ядро данного понятия, то обнаружим, что слово
«тоталитаризм» используется для обозначения превосходной степени других
известных понятий — диктатура, авторитаризм, насилие, деспотизм.
Этимологически оно производно от слов тоталитарность, или «целостность».
Употребляя его, имеют в виду, что авторитарная власть становится
всепроникающей, контролирующей жизнь человека и общества в ее самых частных,
мельчайших проявлениях. При этом забывают, что рост количественных изменений
в какой-то момент приводит к появлению нового качества, а новое качество не
есть удвоенное или утроенное старое: сохраняя со старым в том или ином
отношении сходство, оно, тем не менее, принципиально от него отличается.
Для того чтобы раскрыть содержание понятия «тоталитаризм», нужно перейти от
оценочного употребления термина к научному, существенно ограничив область его
применения. Во-первых, хронологически, отказавшись от истолкования в качестве
тоталитарных тех или иных политических режимов прошлого — древневосточных
деспотий, исламских теократий, Русского государства времен Ивана Грозного и
т.п. В истории мы можем найти лишь слабые прообразы тоталитаризма, сходные с
ним формально, структурно, но не по существу. Тоталитаризм — явление,
присущее исключительно XX веку. И, во-вторых, что не менее важно, надо сузить
область применения термина в структурном аспекте: многое из того, что
совершалось в сталинскую эпоху, не связано напрямую с тоталитаризмом, а
вполне объяснимо с учетом логики авторитарного режима. Следовательно, и сам
тоталитаризм — явление, не сводимое к экономическим, социальным или
политическим условиям того времени. Его нельзя представить как следствие
причины под именем «авторитаризм 20-х годов».
Тоталитаризм находится в ином измерении, нежели экономика и политика, ему
присуща иная логика, нежели логика объективного процесса. Выражаясь с
известной долей условности, можно сказать, что тоталитаризм есть душа, телом
которой является командно-административная система, это явление не
экономического, социального или политического плана, а культурно-
идеологическое по своей сущности. С точки зрения человека, придерживающегося
«нормальной» причинности, Сталин выглядит сумасшедшим: сверхиндустриализация
затормозила экономическое развитие страны, коллективизация поставила ее на
грань голода, репрессии в партии грозили разрушением политического костяка
общества, разгром офицерского корпуса накануне неизбежной войны с Германией
существенно понизил обороноспособность страны. Тем не менее, во всем этом
была логика, но совсем иная, свидетельствующая о том, что Сталин не был
авторитарным вождем, «социалистическим монархом-самодержцем». Кем же он был?
Сталин отличался от своих предшественников: для Ленина и его соратников
власть, сколь угодно жесткая и насильственная, была все-таки средством для
достижения определенной цели — построения социализма в планетарном масштабе.
Утопический характер цели обусловил нарастание насилия, но корректировка ее в
1921—22 годах привела к либерализации политики (нэп, линия на мирное
сосуществование с капитализмом и т.д.). Не то — Сталин. Для него целью была
именно власть, а социализм, марксизм-ленинизм — только средствами ее
достижения, поэтому он так легко менял не только тактику, но и стратегию,
вступая в любые коалиции и разрушая их. Но дело не только в личной воле и
качествах Сталина — за его индивидуальностью проступали черты нового
исторического типа личности, и это были черты не только психологические, но и
исторические.
Ленин в «Письме к съезду», говоря о личных качествах Сталина, подчеркнул, что
это не мелочь, поскольку в наших условиях она может иметь самые серьезные
последствия.
Вторая часть нашего определения: тоталитаризм — это переживание власти как
абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования,
транслированное по всем этажам социальной иерархии и признанное в таком
качестве большинством индивидов. Для того чтобы возник и существовал
тоталитаризм, нужен был не только Сталин, но и масса индивидов, отравленных
ядом абсолютной власти — власти над историческими закономерностями, временем,
пространством («Мы покоряем пространство и время, мы — молодые хозяева
земли»), над собой и другими людьми. Эта власть зачастую не давала
материальных благ, напротив, она требовала величайшей самоотдачи,
самопожертвования, и если сначала, как Павка Корчагин, не щадили себя, позже,
как Павлик Морозов, не щадили родного отца, то в застенках Ежова — Берии уже
не щадили никого.
Появление такого, тоталитарного, индивида — первая предпосылка формирования
тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том случае, если бы были
налицо остальные. Вторая предпосылка — тенденция к идеократии,
проявившаяся с самого начала революционного движения и получившая зрелую форму в
условиях советского авторитаризма, на базе общественной собственности и
централизованного управления обществом, планового ведения хозяйства. План здесь
выступал как директива, как закон: речь шла о вполне гегелевском по духу
господстве идеи над действительностью. Практически идеократия реализовалась
через партократию — монополию компартии на власть, не ограниченную, по
существу, никаким законом и даже уставом самой партии. Третья предпосылка
тоталитаризма — культ народа в революционном сознании до- и послеоктябрьской
эпохи. Этот культ освобождал народные массы от всякой моральной самооценки и
самоцензуры, ставил их по ту сторону добра и зла. Тем самым в структуре
массового революционного действия высвобождалась энергия разрушения,
направляемая этикой революционной целесообразности на уничтожение всяких
ограничений, препятствующих достижению абсолютной власти революционного
субъекта над действительностью. Все, что творилось, оправдывалось благом народа
и именовалось борьбой с врагами народа.