Вопрос. Византийская империя в IV-VI вв.
Территория империи, на большей части которой преобладал мягкий средиземноморский климат, состояла в основном из областей с высокой земледельческой культурой. Земледелие почти повсеместно требовало полива и орошения. Житницами империи в этот период были Египет и Фракия, поставлявшие основные виды зерна - пшеницу и ячмень. Садоводство и оливководство были наиболее развиты в Малой Азии, Греции, Сирии, Палестине. Балканы и многие районы Малой Азии являлись центрами развитого скотоводства и коневодства.
Византийская империя была богата и природными ресурсами. Во многих районах имелся строительный лес, шедший на судостроение, мрамор и другой строительный камень. Балканы, Малая Азия, Понт и Армения являлись основными поставщиками железа, меди, олова, золота, серебра, квасцов. Из Египта поступал массовый писчий материал - папирус. В целом империя неплохо была обеспечена необходимыми сырьевыми ресурсами и сельскохозяйственными продуктами.
В IV-VII вв. состав населения империи отличался большой пестротой. Наиболее многочисленную часть составляли греки. Но на территории Византии проживало много эллинизированных сирийцев, коптов, фракийцев, иллирийцев, даков, а также грузин, армян и арабов. В крупных городах имелись иудейские общины. Латинское население было немногочисленным, за исключением Балкан, хотя латинский язык оставался государственным вплоть до VII в.
Византийская империя, в отличие от Запада, не знала завоеваний страны варварами, которые постоянно угрожали с севера. Умелой политикой императоры сумели направить поток готских племен на Запад. Поселенные на ее территории (Балканы, Малая Азия) в качестве федератов готы, славяне, герулы и другие племена лишь изменили этнический состав населения империи, не поколебав ее политического устройства. Основная угроза империи исходила от могущественного сасанидского Ирана, войны с которым в IV-VI вв. за владение Арменией, Лазикой, Южной Аравией составляли стержень восточной политики государства вплоть до заключения "вечного мира" в 532 г. По мирному договору границы между Византией и Ираном оставались прежними, но империя добилась включения в сферу своего влияния Лазики, Армении, Крыма и Аравии, где утверждалось господство христианства.
Одновременно с войной с Ираном император Юстиниан (527-565) приступил к осуществлению своих крупномасштабных планов на Западе: восстановлению единой Римской империи. Были завоеваны Государство вандалов в Северной Африке (533-534), Остготское королевство в Италии (535-555), юго-восточные области Испании (554 г.). Но господство византийцев в завоеванных областях оказалось непрочным. Реставрация рабовладения и римской налоговой системы вызвала восстания населения. Империя, увеличившись к концу правления Юстиниана почти вдвое, уже при его преемниках вступила в полосу упадка. На рубеже VI-VII вв. она потеряла почти все свои владения на Западе. Вскоре с востока на Византию обрушился новый враг - арабы. В течение нескольких лет (636-642) империя потеряла Сирию, Палестину, Верхнюю Месопотамию, Египет, а впоследствии и владения в Северной Африке. Балканские провинции Мезия, Далмация, Истрия, Македония, Фракия, Пелопоннес к середине VII в. почти полностью заняли славяне, отдельные группы которых проникли даже в Малую Азию.
Таким образом, в результате утраты областей в Италии, а также в ходе арабских завоеваний и славянских вторжений Византия как огромная империя перестала существовать. Она включала теперь Малую Азию, области Греции и Пелопоннеса, о-в Крит и острова Эгейского моря. Но государство не погибло, и причину этого следует искать прежде всего в своеобразии его общественного развития, аграрном строе, роли городов и начавшемся к концу этого периода генезисе феодализма.
В ранней Византии существовало три формы земельной собственности: безусловная частная собственность, государственная поземельная собственность и собственность крестьян-общинников. Первая форма являла собой крупное землевладение, основанное на эксплуатации посаженных на землю рабов и зависимых колонов. В отличие от Римской империи в ранней Византии бОльшая часть рабов, которых как в сельском хозяйстве, так и в ремесло было довольно много, наделялась землей, получала пекулий и вела самостоятельное хозяйство. Такая форма применения рабского труда была более рентабельной, но вместе с тем она способствовала длительному сохранению рабства в Византии. БОльшая часть колонов до IV в. была юридически свободной. Это были держатели чужой земли по договору. С IV в. начался процесс прикрепления их к земле и превращения в приписных колонов (энапографов), не имеющих права покинуть землю господина. Массы колонов пополнялись за счет мелких земельных собственников, потерявших по той или иной причине землю. Прикрепление к земле свидетельствовало о разложении рабовладельческого хозяйства.
Государственная поземельная собственность состояла из владений фиска и императорских доменов. Византийский император не имел права собственности на все земли подданных. Но в ранней Византии размеры владений казны и императора были настолько большими (до 1/3 территории), что обработать эти земли трудом рабов и колонов было трудно, и они обычно сдавались в долгосрочную аренду (эмфитевсис), превращавшуюся со временем в наследственную. Арендатор платил строго фиксированную ренту и мог свободно распоряжаться землей, в том числе и продавать свои права на нее.
Третья форма собственности - крестьянская. На территории, вошедшей затем в состав Византии, еще с эллинистического времени существовали общины разных типов до родовой включительно. Но основной была свободная соседская община - митрокомия. Крестьянин такой общины имел право собственности (владения) на свой земельный участок, хотя его право отчуждения было несколько ограничено. Община располагала также общественной землей, которая являлась коллективной собственностью деревни. Несмотря на то что среди крестьян в митрокомии наблюдалась значительная имущественная дифференциация, община характеризовалась высокой сплоченностью ее членов. Она являлась одновременно и низшей административно-фискальной единицей, неся коллективную ответственность перед государством за поступление налогов. Для раскладки и сбора податей, выполнения повинностей и совместных работ соседская община имела выборных должностных лиц, избираемых на собрании-сходке - высшем органе самоуправления.
В отличие от поздней Римской империи в ранней Византии муниципальная городская собственность начинает приходить в упадок. Наблюдается значительный рост земельных владений у монастырей и церквей. Церковные земли обычно сдавались в аренду светским собственникам. Монастыри чаще всего сами организовывали обработку земли.
Более мягкие формы эксплуатации колонов, рабов на пекулии в поместьях крупных светских и церковных собственников, широкое распространение (по сравнению с Западом) долгосрочной аренды, использование системы патроната закладывали основы для отношений раннефеодального типа.
Несмотря на постепенный упадок товарно-денежных отношений, расцвет византийских городов приходится именно на IV-VI вв. В империи еще сохранялся значительный уровень развития ремесла и торговли, большую роль играли крупные города. Крупнейшими (свыше 100 тыс. жителей) являлись Александрия, Антиохия, Константинополь, Эфес, Смирна, Никея, Фессалоника. Город продолжал еще оставаться античным полисом. Городская община владела помимо общественных территорий и построек значительной коллективной земельной собственностью вокруг города и получала треть сборов с торговли. На территории ранней Византии насчитывалось до 1200 городских общин. Город был окружен поселениями куриалов, ремесленников и торговцев, обеспечивающих нужды города в продовольствии. Существовала тесная связь - через городские рынки - и с близлежащими деревнями, колоны и свободные общинники которых реализовали продукты своего труда для уплаты податей землевладельцу и государству.
Ремесленники города работали и жили в своих мастерских (эргастериях). Там же и продавали чаще всего свой товар. Большинство их было объединено в торгово-ремесленные корпорации - по профессиям. Корпорации пекарей, кузнецов, золотых и серебряных дел мастеров, строителей, оружейников и других принадлежали к богатой верхушке городского населения наряду с купцами и людьми умственного труда. Представители же самых массовых профессий - портные, сапожники, плотники, ткачи - наряду с наемными рабочими составляли бедноту. Ремесленная мастерская была небольшой. Помимо хозяина в ней трудились члены его семьи, иногда наемный работник, раб или ученик. В Константинополе и других крупных городах существовали государственные и императорские мастерские (оружейные, ткацкие, монетный двор), ремесленники которых - нередко рабы - были пожизненно прикреплены к своему ремеслу.
Социальная структура византийского общества IV-VII вв. была довольно пестрой. На высшей ступени находились аристократы-сенаторы, в большинстве своем ведущие род от древних римских фамилий и владеющие крупной земельной собственностью. Вторым привилегированным сословием империи являлось сословие средних городских земельных собственников-куриалов, власть и имущественное положение которых в VI-VII вв. резко падает и ухудшается. Затем шел слой торгово-ремесленного населения, верхушка которого играла значительную роль в общественном развитии города. Две другие ступени занимали люди свободных профессий (врачи, юристы, преподаватели и т.д.) и духовенство. На нижних ступенях общественной структуры ранней Византии находились соответственно крестьяне-общинники, колоны, городской плебс и рабы. Характерной особенностью византийского общества на всем протяжении его истории являлась вертикальная мобильность, незамкнутость и незащищенность социальных групп и классов. Простой воин, даже из варваров, или крестьянин благодаря ловкости и личным способностям нередко мог занять высокий пост в государстве или даже стать императором. История полна таких примеров.
По своей политической структуре Византия была самодержавной монархией, учение о которой окончательно сложилось именно в Византии. Вся полнота власти находилась в руках императора (василевса). Он был высшим судьей, руководил внешней политикой, издавал законы, командовал армией и т.д. Власть его считалась божественной. Но теоретически неограниченная власть императора фактически оказывалась ограниченной, так как не являлась привилегией того или иного аристократического рода и не считалась наследственной. Это приводило к частым узурпациям и делало престол непрочным. В ранний период при императоре был совещательный орган - сенат или синклит, - который вместе с войском (верхушкой армии) и "народом" (представителями знати и торгово-ростовщических слоев) избирал нового василевса, коронуемого затем патриархом.
Наибольшего расцвета централизованная монархия достигла именно в ранней Византии, когда она выступала в качестве единственной законной наследницы великого Рима и претендовала на то, чтобы быть повелительницей всей цивилизованной ойкумены и всемирной монархией с центром в Константинополе. И при Юстиниане она превратилась в могущественное государство Средиземноморья, верховную власть которого до создания империи Карла Великого, пусть и номинально, признавали европейские королевства.
Страна управлялась из императорской канцелярии, откуда контролировалась вся жизнь населения вплоть до уплаты податей, деятельности ремесленных корпораций и т.д. Централизация управления империей достигалась путем административного деления государства на две префектуры (Восток и Иллирик), которые, в свою очередь, делились в V в. на диоцезы (7) и провинции (50). Во главе префектур стояли два префекта претория - заместители императора по делам гражданского управления. Они ведали всеми гражданскими делами в префектуре, назначали и смещали правителей диоцезов (викариев) и провинций, управляли городами, занимались снабжением армии, распоряжались финансами, следили за поступлением налогов и т.д. В ведомстве префекта претория Востока находилось до 10 тыс. чиновников, а у правителя провинции - около 100. Штат чиновников в империи был очень велик. Гражданская власть была отделена от военной.
В Византийской империи существовало три вида государственной службы: военная, гражданская и придворная. Но судьба государства решалась гражданской знатью, а не военной. Византийская армия, насчитывавшая в V в. полмиллиона человек, делилась на пограничные войска, мобильные части и гвардию, находившуюся в Константинополе. Во главе армии стояли пять магистров. Постепенно значение рекрутского набора крестьян падало и армия все более становилась наемной.
Иерархичность, строгое соотношение чинов и должностей в ранней Византии шло от Рима, а не от Востока. Не было наследственного занятия должностей. Бюрократия восточного типа в империи не могла сложиться потому, что государственная служба рассматривалась византийцами как общественная обязанность, долг в отличие от "личной" службы, понимаемой как зависимость.
Отличия в развитии ранневизантийского общества от западного и восточного заключались и в гипертрофированной роли Константинополя в управлении, торговле, ремесле, культуре и в месте столичной знати и высшего чиновничества в структуре господствующего класса империи. Это определило относительную слабость земледельческой провинциальной знати. Другим отличием являлось сохранение в ранней Византии социальных и идейных традиций античного полиса, выразившееся в существовании в столице и других крупных городах цирковых партий-димов. Цирковые партии были не просто пережитком античной демократии, но типично ранневизантийским явлением. Они приобрели большое общественно-политическое значение, и их влияние на политику правительства нередко было определяющим. Из четырех партий наибольший вес и влияние имели две - венеты и прасины ("голубые" и "зеленые"). Первая отражала интересы земледельческого населения города, вторая - торгово-ремесленного населения. Было между ними и различие религиозного порядка: венеты были приверженцами официального православия, прасины - монофизитства. Иногда низы обоих димов объединялись против притеснений властей и налогового гнета. Наиболее мощным их выступлением явилось восстание "Ника" в 532 г. в Константинополе, потопленное в крови. После этого поражения их значение уменьшилось, и в VII в. они сошли с политической арены.
Своеобразие общественной и идейной жизни в Византии придавало и восточное христианство (православие), ставшее в IV в. господствующей религией. Нона Востоке в отличие от Запада, где сложилась централизованная церковная организация под главенством римского папы, не было единства между патриархами Константинополя, Антиохии, Иерусалима и Александрии. Не было единства и в самом православии. Отказ от демократических традиций ранней церкви вызвал протест низов, принимавший форму еретических движений - арианства, несторианства, монофизитства и др. Но ересь, став "церковью", быстро теряла демократический характер, а против еретиков правительство применяло репрессии и ограничения в правах. Ведь византийская церковь не имела экономической и политической самостоятельности, в значительной степени зависела от государства и была тесно связана с его системой.
В отличие от всех королевств Западной Европы, где господствовало обычное право "Варварских правд", ранняя Византпя жила на основе единого кодифицированного и обязательного для всего населения действующего права. Созданный при Юстиниане "Свод гражданского права" - вершина византийской юридической мысли. Он состоял из четырех частей (Кодекс Юстиниана, Дигесты, Институции, Новеллы). В "Своде" нашли отражение те изменения, которые произошли в экономической и социальной жизни империи, прежде всего в области публичного и семейного права: улучшение правового положения женщины, отпуск рабов на волю и др. Впервые законодательно была признана теория естественного права, согласно которой все люди от природы равны, а рабство несовместимо с человеческой природой. Благодаря тщательнейшей разработке таких институтов римско-византийского законодательства, как принцип частной собственности, права наследования, семейное право, регулирование торгово-ростовщических операций "Свод" Юстиниана не утратил своего значения даже для юристов нового времени.
Византийская империя в течение всего своего существования, и в первую очередь в IV-VII вв., была центром своеобразной и блестящей культуры внесшей, как и право, немало ценного в мировую сокровищницу. По сравнению с жителями Западной Европы византийцы были более образованными. Школу посещали дети не только знати, но и ремесленников, крестьян. В столице существовал "Университет". Обучение в школах и "Университете" мало чем отличалось от эпохи эллинизма, хотя и начинается уже проникновение христианства в процесс преподавания: ученики заучивали стихи из Псалтири. Полный курс школьного преподавания включало изучение орфографии, грамматики, риторики, математических и философских дисциплин. К концу этого периода античные традиции в естественных науках, литературе, риторике, космогонии и космографии все более окрашиваются христианским мировоззрением. Идет взаимопроникновение античной и христианской культур, рождение раннефеодальной идеологии и новых жанров: библейской космографии, всемирной хроники, патристической литературы и христианской агиографии. Формирующаяся христианская идеология и культура заимствуют все лучшее из античного наследия.
В 379 году произошло очень важное событие – на престол вступает император Феодосий, который вошел в историю с наименованием «Феодосия Великого». Воспитан в православном духе. С его приходом появляется надежда на лучшее будущее для православных. Он понимал, что империя ввергнута арианами в ужасающую смуту, погружена в распри. Он повел политику на ликвидацию арианства.
В 380 году выходит эдикт, что члены Церкви должны исповедовать такую веру, какую исповедует Римский епископ Дамас и Александрийский епископ Петр II. Кто не исповедует веру так, те считаются еретиками, их изгоняют из столиц и запрещают иметь храмы в крупных городах.
В 391 году Феодосий издает эдикт, в соответствии с которым запрещалось не только поклонение богам в храмах язычникам, но и жертвоприношения на домах.
В 394 году он отменил Олимпийские игры, и 16 веков не происходило Олимпийских игр – потому что их покровителем является Зевс (или Юпитер).
Внутренняя политика Юстиниана была направлена на усиление централизации государства и укрепление экономики империи, на активизацию торговли и поиски новых торговых путей. Большим успехом византийцев было раскрытие секрета производства шелка. Юстиниан покровительствовал росту крупного церковного землевладения и в то же время поддерживал средние слои землевладельцев. Он проводил политику ограничения власти крупных землевладельцев и в первую очередь старой сенаторской знати. В правление Юстиниана была проведена реформа римского права. С 528 по 534 гг. работала комиссия во главе с Трибонианом. Пересмотрели наследие римской юриспруденции, создали «Свод гражданского права» (Corpus juris civilis), который состоял из 4 частей: Кодекс Юстиниана, Дигесты (Пандекты), Институции, Новеллы.
Сохранение в ранней Византии социальных и идейных традиций античного полиса способствовало объединению городского населения в особые организации – димы. аиболее жестоко расправились с народом. Димы оправились от этого удара лишь к концу VI-началу VII вв., когда они участвовали в восстании узурпатора Фоки, свергнувшего в 602 г. императора Маврикия. В VII в. димы потеряли былое политическое значение.
•Внешняя политика Византии славилась хитроумными комбинациями тайной дипломатической игры с жесткими военными ударами. Византия постоянно старалась избежать одновременной борьбы на два фронта и почти всегда выходила победительницей из разных коллизий. Чаще всего в ход пускались подкуп иноземных правителей, интриги при иностранных дворах, натравливание одних народов на другие, разжигание племенной или религиозной розни. Византийская дипломатия являлась своего рода кодексом вероломства: девиз «Разделяй и властвуй». Широко также использовались династические браки иноземных правителей с византийскими принцессами для подчинения соседних государств влиянию Византии. Византийской дипломатии были присуще и специфические черты, отличающие ее от дипломатии других государств Европы. Прежде всего, она носила централизованный характер. Было создана разветвленная дипломатическая система: штат высокообразованных дипломатов, масса переводчиков, правила посольского дела – порядок приема и отправления посольств, определение прав и обязанностей послов и других дипломатов. В положении византийского посла при иностранных дворах присутствовала двойственность: с одной стороны, он был представителем великой державы и обладал престижем посла великой страны, с другой, - решение принимал лишь с санкции императора. Византия ввела принцип неприкосновенности личности посла, системы верительных грамот и т.д. Византийская дипломатия немало позаимствовала от дипломатической системы восточных монархий, в частности от Сасанидского Ирана (централизованность). В свою очередь Византия долгое время была эталоном дипломатического искусства для варварских государств.
Вселенскими называются Соборы, созванные от лица всей Церкви для разрешения вопросов об истинах вероучения и признанные всей Церковью в качестве источников Её догматического Предания и канонического права. Таких Соборов было семь:
I-й Вселенский (I Никейский) Собор (325г.) был созван св. имп. Константином Великим для осуждения ереси Александрийского пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий есть только высшее творение Отца и называется Сыном не по существу, а по усыновлению. 318 епископов Собора осудили это учение как ересь и утвердили истину о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении. Они также составили первые семь членов Символа веры и зафиксировали преимущества епископов четырёх крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны).
II-й Вселенский (I Константиропольский) Собор (381г.) завершил формирование Тринитарного догмата. Он был созван св. имп. Феодосием Великим для окончательного осуждения различных последователей Ария, в том числе духоборцев-македонян, которые отвергали Божество Св. Духа, считая Его творением Сына. 150 восточных епископов утвердили истину о единосущии Св. Духа "от Отца исходящего" со Отцом и Сыном, составили пять остальных членов Символа веры и зафиксировали преимущество Константинопольского епископа как второго по чести после Римского - "потому что город сей есть второй Рим" (3-й канон).
III-й Вселенский (I Эфесский) Собор (431г.) открыл эпоху христологических споров (о Лице Иисуса Христа). Он был созван для осуждения ереси Константинопольского епископа Нестория, который учил, что Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с которым Бог впоследствии соединился нравственно и благодатно обитал в Нём, как в храме. Таким образом, Божественная и человеческая природы во Христе оставались разделенными. 200 епископов Собора утвердили истину о том, что обе природы во Христе соединены в одно Богочеловеческое Лицо (Ипостась).
IV-й Вселенский (Халкидонский) Собор (451г.) был созван для осуждения ереси Константинопольского архимандрита Евтихия, который, отрицая несторианство, впал в противоположную крайность и стал учить о полном слиянии Божественной и человеческой природы во Христе. При этом Божество неизбежно поглощало человечество (т.н. монофизитство), 630 епископов Собора утвердили антиномическую истину о том, что две природы во Христе соединены "неслиянно и неизменно" (против Евтихия), "нераздельно и неразлучно" (против Нестория). Каноны Собора окончательно зафиксировали т.н. "Пентархию" — соотношение пяти патриархатов.
V-й Вселенский (II Константинопольский) Собор (553г.) был созван св. императором Юстинианом I для умиротворения возникшей после Халкидонского Собора монофизитской смуты. Монофизиты обвиняли приверженцев Халкидонского Собора в скрытом несторианстве и в подтверждение этого ссылались на трёх сирийских епископов (Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Иву Эдесского), в писаниях которых действительно звучали несторианские мнения. Для того чтобы облегчить присоединение монофизитов к Православию, Собор осудил заблуждения трёх учителей ("трёх глав"), а также заблуждения Оригена.
VI-й Вселенский (III Константинопольский) Собор (680-681гг; 692г.) был созван для осуждения ереси монофелитов, которые, хотя и признавали в Иисусе Христе две природы, но объединяли их одной Божественной волей. Собор170-ти епископов утвердил истину о том, что Иисус Христос как истинный Бог и истинный Человек имеет две воли, но его человеческая воля не противна, а покорна Божественной. Таким образом, было завершено раскрытие Христологического догмата.
Прямым продолжением этого Собора стал т.н. Трулльский Собор, созванный через 11 лет в Трулльских палатах царского дворца для утверждения сложившегося канонического кодекса. Его называют также "Пято-Шестым", подразумевая, что он восполнил в каноническом отношении деяния V-го и VI-го Вселенских Соборов.
VII-й Вселенский (II Никейский) Собор (787г.) был созван императрицей Ириной для осуждения т.н. иконоборческой ереси - последней императорской ереси, которая отвергала иконопочитание как идолопоклонство. Собор раскрыл догматическую сущность иконы и утвердил обязательность иконопочитания.
Примечание. Вселенская Православная Церковь остановилась на семи Вселенских Соборах и исповедует Себя Церковью семи Вселенских Соборов. Т.н. Древне-Православные (или Восточные Православные) Церкви остановились на первых трёх Вселенских Соборах, не приняв IV-го, Халкидонского (т.н. не-халкидониты). Западная Римско-Католическая Церковь продолжает своё догматическое развитие и насчитывает уже 21 Собор (причём последние 14 Соборов также именует Вселенскими). Протестантские конфессии вообще не признают Вселенских Соборов.
Вопрос.
20 вопрос. Общественный строй германцев (по данным Цезаря и Тацита). Хозяйство германцев по Цезарю. Землевладение и землепользование по Ц. Общественно-политический строй. Изменения в хозяйственной деятельности германцев к концу Iв. н.э. по Тациту. Землевладение и землепользование. Общественно-политическое устройство германских племен во времена Тацита. Быт и нравы германцев в восприятии римлян.
Цезарь первым осознал важность сбора любой информации о германцах, которая могла бы пригодиться римлянам в военном и политическом отношениях. Отсюда в «Записках о галльской войне» появляются сведения об общественном устройстве германцев. Он пишет об общественном строе, хозяйственном укладе и быте древних германцев, а также излагает ход военных событий и столкновений с отдельными германскими племенами. Будучи наместником Галлии в 58 - 51 гг., Цезарь совершил оттуда две экспедиции против германцев, которые пытались захватить области на левом берегу Рейна.
До эпохи Великого переселения народов у германцев был родовой строй. Цезарь пишет, что германцы селились родами и родственными группами, т.е. племенными общинами. Во главе германских племен стояли старейшины – кунинги. Высшая власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все мужчины племени в боевом вооружении. Повседневные дела решались советом старейшим. В военное время избирался военачальник. Он собирал вокруг себя дружину.
По данным Цезаря германцы еще кочевники, занимающиеся в основном скотоводством, в также охотой и военными набегами. Земледелие играет у них незначительную роль, но все же Цезарь неоднократно упоминает в своих "Записках о галльской войне" о земледельческих работах германцев. Описывая в книге IV племя свевов, он отмечает, что каждый округ ежегодно высылает на войну по тысяче воинов, тогда как прочие остаются, занимаясь земледелием и "кормя себя и их; через год эти последние в свою очередь отправляются на войну, а те остаются дома. Благодаря этому не прерываются ни земледельческие работы, ни военное дело". Землей они владеют сообща, применяя примитивную залежную систему земледелия, периодически, через два-три года, меняя землю для посевов.
Политическую организацию германцев отличало наличие нескольких уровней, на которых взаимодействовали различные институты власти: существовало народное собрание (concilium), у которого в мирное время не было единого руководящего органа; далее шли округа (pagi) и более мелкие области (regiones); обычное право среди сородичей осуществляли старейшины (principes — «первенствующие»).
На время войны племя избирает особую власть с правом лишения жизни соплеменников. Из первенствующих на народном собрании военным командиром-вождем утверждался тот, кто был известен (т. е. знатен) своими удачами в набегах. Власть такого вождя была временной — только на период разбойного нападения. Не желающие участвовать в таких авантюрах признавались дезертирами и изменниками.