Социально-политическая обстановка в Англии в 18 веке.
В конце XVII века в Англии был установлен государственно-политический режим - конституционная монархия - и определен характер взаимоотношений ветвей власти. Важной отличительной чертой этих взаимоотношений стало наметившееся в прошедшие столетия и укрепившееся "Биллем о правах" сложное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебных функций. Парламент являлся высшим законодательным и судебным органом страны. При этом сохранилась прежняя структура: в него входили верхняя палата лордов, состоявшая из пэров (ставших ими по праву наследования, по назначению и по должности) и представители высшего духовенства, а также выборная нижняя палата. Сохранялась важная отличительная черта британского парламента, состоявшая в том, что палаты формировались не на основе резкого разграничения сословий. Пополнение верхней палаты шло не только в связи со смертью какого-либо ее члена, когда его место занимал ближайший родственник мужского пола, но и за счет назначений короля. Лордами могли стать знаменитые люди, отличившиеся на военной или дипломатической службе, либо в судебной деятельности. Верхнюю палату характеризовали связи с джентри и богатыми финансистами. Однако на протяжении веков она оставалась кастовым законодательным органом в руках аристократии и высшего духовенства, воплощая преобладание их влияния и интересов в стране, чему способствовала и средневековая система выборов в нижнюю палату, восстановленная в период реставрации.
Нижняя палата - палата общин - состояла из представителей графств и некоторых городов. Такая система представительства сложилась в XIII веке и оставалась неизменной на протяжении XVIII столетия. Избирательным правом пользовалось менее 5-7 процентов населения страны. Сам способ избрания депутатов - система открытого голосования - давал широкие возможности осуществления контроля над ходом и результатами голосования и для оказания давления на избирателей, которые широко практиковались в небольших избирательных округах (бургах), получивших название "карманных" или "гнилых" местечек. В большинстве городов избирательным правом пользовались лишь несколько десятков жителей - привилегированная корпоративная городская верхушка. Крупные магнаты, на землях которых было по нескольку избирательных округов, распоряжались местами в парламенте по своему усмотрению. Как позднее отмечал в своих воспоминаниях лорд Рассел, такие округа стали весьма ценной собственностью. Стоимость места на весь срок деятельности парламента неизменно возрастала, дойдя до 5 тысяч фунтов стерлингов в первой трети XIX века. Коронация Вильгельма и Марии состоялась 13 февраля 1689 года. Однако и после этого парламент принял ряд актов, направленных на дальнейшее ограничение прерогатив короны и усиливавших положения "Билля о правах". Важным шагом стали Акт о мятеже 1689 года и ограничение доходов монарха.
Акт о мятеже ужесточил положение, в котором говорится о том, что набор и содержание армии в мирное время король мог проводить лишь с согласия парламента. Этим шагом законодательный орган стремился обезопасить себя от возможных попыток восстановления абсолютизма насильственным путем, а в марте 1690 года утвердил размер субсидии королю на четыре года. Она составляла 1,2 миллиона фунтов стерлингов и была значительно ниже, чем содержание Якова II, которое выражалось в сумме 2 миллиона. При этом парламент оговаривал, что 600 тысяч фунтов стерлингов должны идти на нужды двора, а оставшиеся деньги - на содержание армии и флота.Славная революция способствовала углублению процесса выработки принципов и тех, и других. Виги все более становятся сторонниками принципа ограниченной конституцией монархии, нежели божественного ее происхождения. Виггизм все чаще ассоциируется с аристократией, землевладельцами, связанными с новыми формами хозяйствования, крупными финансистами и богатыми слоями среднего класса. В конце 80-х - начале 90-х годов тори находились в довольно сложном положении. В целом они приняли нового монарха, но не смогли связать с ним свои старые представления о наследовании королевской власти. Они оставались партией церковной, настроенной против как католиков, так и диссентеров. Идеология партии тори все чаще связывается с интересами землевладельцев, не втянутых в различные предприятия. Однако было бы ошибкой ставить знак равенства между вигами и предпринимателями, либо тори и землевладельцами. И те, и другие были на той или иной стороне.
Некоторое время после Славной революции не наблюдалось серьезного политического разделения, скорее речь должна идти о различных симпатиях и склонностях, которые могут быть охарактеризованы как разделение партий Двора и Страны либо за, либо против кабинета. Представительство вигов и тори, партий Двора и Страны, в годы правления Вильгельма отражали ситуацию в королевстве, демонстрируя небольшую разницу между ними и некоторое преимущество первых. Так, в 1695 году большинство правящей партии в палате общин составляло 1 голос при 9 колеблющихся; в 1698 году разрыв увеличился до 14 при 26 колеблющихся.
Так, на протяжении периода, продолжавшегося с конца XVII-го и до середины XVIII века, определились основные тенденции политического развития Великобритании. Они заключались в дальнейшем ограничении прерогатив короны, оформлении парламентских группировок вигов и тори. Как и в Средние века, такого рода ограничения были связаны с возникавшими прецедентами, а не согласно продуманным целенаправленным действиям. Усиление экономической зависимости короны от парламента вынуждало монарха регулярно собирать парламенты. Ежегодные сессии, выборы каждые три, а затем семь лет становились важным фактором углубления процесса политического размежевания, полемики между представителями обеих группировок. Именно предвыборная борьба, дискуссии по наиболее острым вопросам внутренней и внешней политики способствовали выработке политической идеологии, появлению более широкого круга лиц, втянутых в политическую сферу. Это были не только парламентарии, но и журналисты, писатели, активно включившиеся в обсуждение разнообразного круга проблем. Своей деятельностью они способствовали упрочению прессы в жизни общества. В первой половине века это были, главным образом, столичные газеты и журналы, которые получили широкое распространение в лондонских кофейнях и клубах. Провинциальная пресса еще значительно отставала по количеству наименований и тиражам.
Полемика между правящей партией и оппозицией 1730-х годов стала важным этапом в упрочении статуса оппозиции, формирования двухпартийной системы. Состав оппозиции не был однородным, она включала в себя как тори, так и вигов, недовольных политикой правительства. Существенным сдвигом явилось формирование своего рода идеологической "программы" на страницах оппозиционной прессы. Эта программа представляла собой разработку ключевых вопросов конституционного устройства, соотношения ветвей власти, статуса монарха и кабинета министров, экономической, колониальной и внешней политики правительства. Однако оппозиция была довольно слаба и не смогла добиться победы на выборах в 1734 году. Тем не менее, именно благодаря мощной критике удалось отправить кабинет Уолпола в отставку.
Новым явлением становится деятельность кабинета министров как органа исполнительной власти. Двадцатилетие, когда Уолпол возглавлял его, было временем укрепления этого относительно нового парламентского института, выработки его функций, задач и механизма деятельности. На протяжении почти двух десятилетий он удерживал в своих руках три важнейших правительственных поста и, по сути, являлся лидером палаты общин. Это, в свою очередь, укрепило сложную взаимосвязь законодательной и исполнительной ветвей власти, что негативно воспринимали современники. В определенной мере период нахождения у власти Уолпола обозначил черты будущего партийного лидера, партийного организатора и главы кабинета. Его политика способствовала экономическому подъему Британии и одновременно формировала политическую оппозицию в связи с умеренностью внешнеполитического курса. Он уже не мог удовлетворить слои нового дворянства и буржуазии, заинтересованных в сто активизации.