Классификация политического лидерства

— лидер, не ограничивающийся в своей деятельности логикой и нормами функционирования политического процесса.

Вид Особенность
Традиционный лидер — лидер, опирающийся на традиции и ритуалы. Лидер в этом случае - носитель и знаток последних, а сам тип властвования является достаточно примитивным, отжившим, но еще встречается в обществе (монархия).
Бюрократический (рационально-легальный) лидер — опирающийся на законы, правила, нормы, в рамках которых властвование связано со знанием и четким соблюдением норм политической деятельности, их активного использования для достижения поставленных целей (президент, премьер-министр).
Харизматический лидер — лидер, смысл деятельности которого проявляется в особой связи между лидером и его последователями, когда он чувствует себя готовым для осуществления определенной цели, а они убеждены в наличии у него особых исключительных качеств, способности преодолевать любые трудности, предвидеть на много лёт вперед.
Авторитарный лидер — это лидер, стремящийся максимально подчинить своему влиянию партнеров по политической деятельности, строго контролировать их активность, жестко пресекать их инициативу.
Демократический лидер — лидер, не ограничивающий строгими рамками активность своих единомышленников, советующийся с ними по наиболее важным вопросам политической деятельности, позволяющий им проявлять инициативу и творчество.
функциональный лидер — лидер, не выходящий в своей активности за рамки выполнения тех обязанностей, которые предписаны ему правилами политической деятельности.
Дисфункциональный лидер — лидер, не ограничивающийся в своей деятельности логикой и нормами функционирования политического процесса.
лидер-знаменосец — лидер, деятельность которого всегда ассоциируется с отстаиванием главных идей того социального субъекта, чьи интересы он представляет.
Лидер-служитель — лидер, отдающий всего себя политической деятельности во имя целей своей социальной группы.
Лидер-торговец — лидер, стремящийся реализовать интересы своей социальной группы главным образом посредством заключения политических соглашений с другими социальными субъектами.
Лидер-пожарный — лидер, основная деятельность которого нацелена на решение наиболее важных и неизбежных проблем политической деятельности.
Лидер-актер (демагог) — лидер, излишне опирающийся на внешние эффекты своего поведения и обещающий больше на словах, чем наделе.
Лидер-конформист (нонконформист) — лидер, который подчиняется (или не подчиняется) воздействию своей политической системы.


21.

Теория Д. Истона. Д. Истон определял политику как «волевое распределение ценностей», как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей».

С точки зрения Д. Истона, политика, с одной стороны, – самостоятельная сфера распределения ресурсов, с другой стороны, – часть общества, реагирующая на социальные импульсы, предотвращающая социальные конфликты. Таким образом, политика – это «система, погруженная в среду», подвергающаяся воздействия со стороны окружающей среды. Чтобы выжить в окружающей среде, политика должна реагировать на её импульсы. Постоянно контролируя с внешней средой – экономикой, социальной структурой, культурой, – политическая система при помощи механизмов регуляции вырабатывает ответные реакции и приспосабливается к внешним условиям функционирования.

Теория Г. Алмонда – Д. Пауэлла. В 1950-1960-х годах политическая практика западных демократических систем были перенесены в развивающиеся страны. В это время возникли сравнительные исследования, был примененструктурно-функциональный анализ политических систем. В результате выяснилась необходимость добавить к таким категориям, как «адаптация», «сохранение», «изменение» политической системы еще одну категорию –«взаимодействие политических структур».

Исходя их этого нового подхода, американские политологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл, проводившие сравнительное изучение различных политических систем, определили политическую систему как «совокупность ролей и их взаимодействий между собой», осуществляемых не только правительственными органами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам. Таким образом, структура – это совокупность взаимосвязанных ролей.

Г. Алмонд и Д. Пауэлл установили, что политическая система должна осуществлять три группы функций:

- взаимодействие с внешней средой;

- взаимодействие внутри политической сферы;

- сохранение и адаптация системы.

Теория КДойча. Переход развитых индустриальных стран к информационным технологиям, массовое и повсеместное распространение компьютерной техники позволили использовать в изучении политических системмеханические модели. Кибернетика выявила сходство между поведением машины и человека:

- все саморегулирующиеся системы самостоятельно реагируют на поступающую информацию;

- если изменения эффективны и система достигает поставленной цели, то часть внутреннего напряжения спадает;

- эффективность любой саморегулирующейся системы зависит от двух переменных – от передачи информации и от механизмов команд, направляющих и регулирующих действия.

Американский политолог К. Дойч первым уподобил политическую систему кибернетическому устройству. Он применил коммуникационный подход и определил политику как процесс координации усилий людей по достижению поставленных целей. Политическая система получает информацию: о положении общества и его отношении к поставленным целям; о расстоянии до цели; о результатах предыдущих действий, направленных на приближение к поставленной цели. На основе полученной информации политическая система формулирует и корректирует политические цели. Следовательно, функционирование политической системы зависит от качества двух потоков информации – о внешних изменения и о собственном движении.

Исходя их этого, К. Дойч считал управление общество «пилотированием» (вождением самодвижущегося агрегата»): обществом управляют так же, как кораблем или самолетом.

23.

Политическая структура – совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть сведено, к двум основным шпам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются (органы управления, политические партии, учебные заведения).

1) регулятивной функции. Она выражается в координации поведения групп, индивидов, общностей на основе введения политических и правовых норм, соблюдение которых обеспечивается исполнительной и судебной властью;

2) экстракционной функции. Сущность ее заключается в способности системы черпать из внешней или внутренней среды ресурсы, необходимые для своего функционирования. Любая система нуждается в материальных, финансовых ресурсах, политической поддержке;

3)дистрибутивной функции. Она предполагает распределение политической системой благ, статусов, привилегий социальным институтам, индивидам и группам. Так, централизованного финансирования требуют образование, управление, армия. Эти средства черпаются из внешней среды, например, из экономической сферы, через налогообложение. Поступающие в виде налогов ресурсы позволяют финансировать бюджетные сферы и содержать органы государства;

4) функции реагирования. Она выражается в способности политической системы быть восприимчивой к импульсам из внешней среды. Эти импульсы приобретают форму требований, которые предъявляют власти различные группы населения. Развитая реагирующая способность системы определяет ее эффективность и результативность.

Политическая система сохраняет состояние динамического равновесия с помощью адекватной трансляции импульсов, поступающих на «вход», и сбалансированных политических решений и действий на «выходе». С эффективным преобразованием сигналов на «входе-выходе» связаны функции по обеспечению ее внутреннего развития. Г. Алмонд и Д. Пауэлл выделяют шесть функций:

1) функцию артикуляции (выражения) интересов. Эти интересы ограничены по своей значимости, и заинтересованные группы представляют их власти в виде требований;

2) функцию агрегирования интересов.Разброс интересов различных групп, индивидов значителен, что требует их обобщения, распределения по степени важности, перевода требований на язык программ и доведения их до власти. Эту функцию осуществляют по преимуществу политические партии.

Три следующие функции Г. Алмонд и Д. Пауэлл назвали «правительственными функциями», так как они соответствуют деятельности трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Что касается законодательной власти, то это функция выработки правил и норм;исполнительной -функция применения правил;судебной - функция контроля за применением правил.Эффективность реализации названных функций во многом зависит от степени специализации и структурной дифференциации ролей политических институтов, четкого соблюдения принципов разделения властей и их взаимодействия.

Последняя функция, обеспечивающая внутреннее развитие политической системы - функция политической коммуникации.Она предполагает разные формы взаимодействия и обмена информацией между различными структурами политической системы, лидерами и гражданами.


24.

В науке конкурируют в основном два подхода в трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства, и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.
Как показал практический опыт, наиболее адекватным способом отображения политического режима является второй подход, дающий возможность сопоставлять официальные и реальные нормы поведения субъектов в сфере власти, отражать реальное состояние дел в области прав и свобод, выяснять, какие группы контролируют процесс принятия решений, и т.

д. При социологическом подходе в качестве агентов власти рассматриваются не только правительство или официальные структуры, но и те, подчас не обладающие формальным статусом группировки, которые реально влияют на принятие решений. В качестве определенной характеристики правления при этом может рассматриваться и деятельность оппозиции, а также другие, в том числе антисистемные, компоненты политики.
Ориентируясь именно на реальное отражение процесса отправления политической и государственной власти, политический режим можно охарактеризовать как совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.

29.

В мире наиболее распространены типы избирательных систем, выделяемые по способу распределения депутатских мандатов в представительном органе власти по результатам выборов: 1) мажоритарная; 2) пропорциональная.

Мажоритарная избирательная система является упрощенной. В данном случае распределение депутатских мандатов основывается на большинстве голосов, поданных за кандидата или политическую партию. Таким образом, депутатские мандаты получают лица, непосредственно за которых проголосовали избиратели.

Мажоритарные избирательные системы по способу определения большинства могут быть: 1) относительными (распределение осуществляется по принципу «простого большинства»); 2) абсолютными (в этом случае требуется наличие «абсолютного большинства» голосов: не менее 50 % + 1 голос); 3) квалифицированными (используется «квалифицированное большинство голосов», т. е. побеждает кандидат, политическая партия, получившие не менее 2/3 голосов избирателей).

Пропорциональная избирательная система – порядок распределения депутатских мандатов, при котором каждая политическая партия, блок получают такое число мандатов, которое будет пропорциональным числу поданных за нее голосов.

В пропорциональной системе законом может устанавливаться минимальное число голосов избирателей, поданных в поддержку той или иной партии, блока, при котором партия, блок могут участвовать в распределении мандатов.

В РФ используются обе вышеуказанные избирательные системы, поэтому РФ – государство со смешанной формой избирательной системы, т. е. половина (225) депутатов высшего представительного органа РФ избирается по мажоритарной системе, а другие 225 – по пропорциональной системе исходя из числа голосов избирателей, поданных за тот или иной список кандидатов или политический блок.

При этом в РФ минимальное число голосов (на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ), при получении которого партия или блок допускаются к распределению мандатов, – 7 % от числа избирателей, принявших участие в выборах.

Избирательное право в Российской Федерации имеет свои источники, т.е. нормативные акты, которые определяют порядок выборов:

1) Конституция Российской Федерации (1993);

2) конституции республик в составе России, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

3) Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994);

4) законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

5) указы и распоряжения Президента России;

6) нормативные акты глав администраций (президентов и губернаторов) исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Избирательное право основано на нескольких принципах. Оно является прямым, всеобщим, равным и осуществляется при тайном голосовании. В числе основных принципов избирательного права — свобода предвыборной агитации и равноправие кандидатов при проведении избирательной кампании. Избирательное право обусловливает особенности избирательной системы. Основная особенность избирательной системы в России состоит в том, что она является смешанной, т.е. складывается из мажоритарной и пропорциональной систем представительства.

Данная избирательная система используется в России с 1993 г. Ее действие показало, что многие социальные группы электората оказывались без своих представителей в парламенте, т.е. идея представительства не срабатывала в полной и необходимой степени. Нельзя считать систему представительной, если почти половина голосов избирателей оказывалась вне поля парламента. Данная система может работать в полной мере только тогда, когда в обществе существует устоявшаяся партийная система с несколькими крупными и авторитетными политическими партиями. В России таких партий нет.

В соответствии с российскими законами избирательными правами обладают граждане Российской Федерации, достигшие на момент проведения выборов восемнадцати лет. Право избирать называется активным избирательным правом, а право быть избранным — пассивным (для депутатов Государственной Думы — не менее 21 года, для Президента России — не менее 35 лет). Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными и находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям.

Как осуществляются выборы в федеральные органы государственной власти? Федеральное Собрание России является представительным и законодательным органом. Оно состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

31.Понятие,определения и признаки политической партии.
Политическая партия является добровольным самоуправляющимся объединением граждан, создаваемым по их собственной инициативе для совместной реализации целей и задач, отстаивания собственных представлений на развитие общества. Вместе с тем – это один из базисных институтов политической системы общества, способствующий воспроизводству и ротации политической элиты. Не будучи сами носителями государственной власти, политические партии функционально включены в систему власте-отношений, являются связующим звеном между государством и гражданами, обеспечивают целостность и устойчивость политической системы. Существование политических партий в равной мере невозможно как без общества с его многообразными интересами, агрегирование и представительство которых осуществляют партии, так и без государства, олицетворяющего публичную власть в обществе.
Политическая партия– это организованная группаединомышленников, придерживающихся определенного мировоззрения, представляющаяинтересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоеваниягосударственной власти или участия в ее осуществлении.

Политическая партия – это наиболее активная и организованная частьсоциальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологическойобщностью и борющаяся за политическую власть. Партии преследуют определенныецели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями междуразличными социальными группами, нациями и т. д., борьбой за преимущества восуществлении собственной политики.

Основные признаки политической партии:

- связь с определенной группой, социальным слоем или их совокупностью, тоесть наличие социальной базы;

- обладание определенной программой деятельности, отражающей единствомировоззренческих установок и идеологических принципов членов партии;

- наличие формализованной структуры (членство, субординация органов, партийный аппарат и т. д.);

- установка на достижение политической власти и действия поеепрактическомувоплощению.

Основное отличие партий от других разновидностей общественных организаций, - это открытая борьба за политическую, государственную власть. В отличие отпартий общественные организации (фонды, ассоциации, союзы, движения, лобби и т. п.) также активно участвуют в политической жизни, но не добиваются прямогоконтроля над правительственной властью.
Признаками партии являются:

§ функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;

§ наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

§ направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);

§ наличие народной поддержки, добровольность членства;

§ наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

Наши рекомендации