Типология политических партий.

Типология политических парти - сравнительное изучение структурных и функциональных особенностей деятельности политических партий.

● Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. Естественно, они весьма разнообразны.

Классификацию политических партий
обычно проводят по следующим критериям:

■ по социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунис-тические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т.п.;

■ по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (ориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий), харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

■ по методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному преобразованию общества) и реформаторские (также стремящиеся к изменениям в обществе, но не радикально, революционно, а путем постепенных реформ);

■ по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;

■ по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;

■ по стилю общения
между политическими лидерами и рядовыми членами партии: демократические и антидемократические;

■ по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);

■ по организационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих партийное членство, в том

числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производного объединения своих членов) и т.п.;

■ по отношению к существующей в стране системе власти: правящие и оппозиционные.

36. Концепция тоталитаризма.Тоталитари́зм — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества и человека.
Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, полностью контролируя все аспекты жизни человека[3][4]. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.

Тоталитарный режим – это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером.

Понятие «тоталитаризм» в буквальном смысле слова означает «весь», «целый», «полный». В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного политического режима:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;

3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) абсолютная «правовая», а точнее, антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

6) доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор;

7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, на практике, как правило, не реализуются;

9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;

10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм;

11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Образцами тоталитарных режимов являются нацистский тоталитаризм Гитлера, сталинский режим. Английский писатель и публицист Дж. Оруэлл в романе-антиутопии «1984», написанном в 1949 г., изображает «идеальное» общество, идущее на смену капитализму, как тоталитарный строй. Сталинский и гитлеровский режимы – прототипы этого идеала.


37.Коммуникативные концепции власти.В современной науке концептуальные подходы к интерпретации политической власти с известной долей условности и относительности можно разделить на три больших класса.

1. Атрибутивно-субстанциональные, трактующие власть как атрибут, свойство субъекта.

2. Реляционные, описывающие власть как социальное отношение или взаимодействие на элементарном и сложном коммуникативном уровнях. Они в свою очередь делятся на следующие:

а) потенциально-волевые;

б) инструментально-силовые;

в) структурно-функциональные концепции.

3. Коммуникативные.

Перечислив концептуальные подходы, отметим, что большинство наиболее известных дефиниций понятия "власть” основываются на введении определенного типа субъектно-объектных отношений, и это позволяет выделить абстрактный принцип действия власти для всех возможных случаев ее функционирования.

Субъекты власти выступают в качестве сознательных, суверенных и правомочных партнеров, между которыми установлены асимметричные отношения. Их асимметричность заключается в том, что, хотя на практике существуют два и более субъекта, вступающие между собой в отношения по поводу власти, один из субъектов всегда должен быть подлинным “субъектом” власти, а другой - ее “объектом”. Действие власти таково, что властвующий субъект усиливает свою власть благодаря все более полному сведению позиции другого субъекта к позиции объекта.

Идеология субъекта в определении понятия “власть” широко представлена в политической науке ХХ века. В качестве доказательства приведем несколько типичных определений.
В политической теории постмодерна власть рассматривается как важнейший элемент коммуникации современного общества, а сам анализ понятия строится на основе теории коммуникации или "коммуникативных действий”. В этом направлении развиваются практически все современные концепции власти. Х. Арендт, Ю. Хабермас, М. Фуко, А. Гидденс делают упор именно на коммуникативном аспекте власти.

Этот момент является чрезвычайно важным в современной политической науке, стремящейся выявить отношения между регулятивными факторами политики, благодаря которым можно было бы преодолеть противоречия между силой и насилием, правом и законом, а также другими механизмами общества.

Согласно теории коммуникативного действия, отношения между людьми выходят за рамки властных отношений, как только в сферу общения включается насилие, имеющее целью утвердить чью-либо точку зрения в качестве господствующей. Сторонники данной концепции отвергают насилие в качестве средства общения. Подлинное проявление власти состоит в ее способности убедить другого в целесообразности совместных действий, прийти к определенному соглашению. Если же власть оказывается не в состоянии обосновать необходимость совместных действий и в качестве последнего аргумента использует насилие, то это свидетельствует не столько о ее силе, сколько о бессилии или слабости.

Власть, таким образом, выступает как сложнейший механизм тотального социального общения, регулирующий отношения между управляющими и управляемыми, первые из которых получают потенциально символическую власть над вторыми, хотя последние обладают символическим капиталом, оказывая влияние и давление “снизу” на властвующих. Подобные взаимоотношения сложились в ходе длительного социального общения, породив регулятивные механизмы публичной власти.

Значит, власть возникает в результате отношений между людьми в процессе индивидуальной и общественной деятельности (социальной, политической, экономической, правовой). Поэтому властные отношения содержат нечто индивидуальное (взгляд, чувства, настроение, ценности, эмоции). Власть воздействует на поведение, деятельность людей при помощи определенных средств (авторитет, права, мораль, принуждение, сила, убеждения). Какими именно средствами воздействия воспользуется властная сторона, в любом случае зависит от конкретных причин: уровня развития общества, развития властной и подвластной сторон отношений.
38.Политические конфликты: сущность, типология и управление.

Политический конфликт (от лат. conflictus – серьезное разногласие или спор, чреватые осложнениями, борьбой) – столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. Политический конфликт является одной из форм политического процесса, способом разрешения его противоречий. Противоположными ему формами являются сотрудничество или соперничество.

Стороны политического конфликта: индивиды; малые и большие социальные группы; этнические группы: род, племя, народ, нация, цивилизация; социально-политические организации.

Основу политического конфликта составляют социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения. В трансформирующихся обществах политический конфликт может приобретать острые и своеобразные формы проявления и выражения.

Структура политического конфликта:

– условия его возникновения и протекания;

– участники, стороны конфликта, их действия по достижению своих целей;

– средства и способы, используемые конфликтующими сторонами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения;

– характер конфликта;

– пространственно-временные параметры;

– этапы и интенсивность протекания;

– последствия и результаты.

Стадии развития конфликта:

1) скрытая, или латентная, форма:

– понимание возникновения объективной конфликтной ситуации;

– осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации;

– осознание препятствия для удовлетворения интереса;

– осознание своих интересов и препятствий другой стороной;

– отрицательный ответ на предпринятые одной из сторон конкретные действия;

2) открытая, или стадия противостояния:

– политические воззвания, угрозы;

– активное создание помех и причинение косвенного вреда;

– действия, направленные на захват и удержание спорного объекта;

– подчинение и захват субъекта (объекта);

– насилие или нанесение прямого физического ущерба;

3) послеконфликтная стадия:

– тупик;

– применение насилия;

– мирное урегулирование.

Мирный способ урегулирования конфликта включает в себя такие меры, как убеждение, политическое и финансово-экономическое давление, применение закона. Немирный – характеризуется нарастанием напряжения, угрозами, открытыми столкновениями, физическим участием, локальными стычками и гражданской войной.

Функции политических конфликтов: негативные – при отсутствии воли к сотрудничеству и мирному урегулированию могут привести к катастрофам, разрушению окружающей среды и т. д.; позитивные – способствуют четкому формулированию позиций участников, созданию союзов и коалиций; позволяют предотвратить процессы дестабилизации власти и дезинтеграции общества.

Наши рекомендации