Политические процессы, их сущность, структура и стадии развития.
Политический процесс - совокупность различных форм взаимодействия по реализации интересов субъектами политической жизни, в которых они выполняют определенные политические функции и роли.
«Политический процесс» - одна и тех универсальных категорий, которая наиболее широко употребляется в политической науке и массовом сознании. Однако активное использование не сохранило за ней строго определенного содержания, поэтому она трактуется достаточно вольно.
Содержание политического процесса определяется:
А) качеством механизмов и звеньев политической власти
Б) особенностями осуществления субъектами политической власти своих ролей и политических функций.
В) распределением и перераспределением ресурсов власти
Г) осуществлением политической мобилизации граждан
Д) кем принимаются решения
Е) контролем за элитами
Ж) различными формами политической активности групп и граждан (легитимного и нелегитимного характера), объединенных одной задачей.
Сущность политического процесса заключается в осуществлении политической воли общества через принятие и выполнение политических решений, которые должны интегрировать различные интересы граждан и быть выражены в соответствующей слаженной системе общеколлективных целей.
Принятие политического решения - это сложный и многофазный процесс. Он протекает в 4 стадии:
1. Стадия - возникновение проблемы решения. В ходе нее происходит поступление сигналов, адресованных центру принятия решений о требующих удовлетворения социальных потребностях, либо об ожидаемом группой способе их удовлетворения.
2. Стадия - формулирование решаемой проблемы. Происходит анализ проблемной ситуации, включающий в себя установление цели, средств и вариантов ее решения. Происходит также выявление участников событий, сбор информации, выяснение критериев эффективности вариантов решения, определение исполнителей.
3. Стадия принятия решения. В ходе нее происходит окончательный выбор одного из вариантов решения проблемной ситуации и его правовая институализация.
4. Стадия реализации политического решения. Финальная стадия, позволяющая выяснить приоритеты, общие противоречия интересов. В ходе ее нужно учитывать реакции и активности различных слоев общества.
После стадии реализации политического решения необходимо сделать общую оценку результатов и коррекцию, для подготовки нового решения.
20. Политическое лидерство: понятие, природа. Функции политических лидеров, их личные и социальные качества.
Лидер – с англ. идущий впереди – авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах или ситуациях. Феномен власти, способ организации власти, основанный на умении сплотить граждан, совместной деятельности – лидерство – разновидной власти, своеобразный управленческий статус, позволяющий лидеру оказывать руководящее влияние на других людей и принимать решения, которым подчиняются все члены группы или их большинство.
Лидер – индивид, за которым общество признает право на принятие решений и ответственность за их исполнение. Лидер выдвигается стихийно, благодаря личным качествам, в отличие от него руководитель назначается. Лидер не наделен правами и обязанностями в отличие от руководителя.
Политическое лидерство существует на трех уровнях:
1) лидерство в малой группе, объединенное политическими интересами (дискуссионный клуб, группа поддержки кандидата)
2) лидерство на уровне политических партий, общественно-политического движения, претендующий на власть или на влияние на нее
3) лидерство в системе властных отношений как способ организации власти.
Каждый из этих уровней характеризуется определенным типом политического поведения, специфическими качествами.
Чтобы стать лидером, человек должен обладать определенными личными социальными качествами. Платон: мудрость. Ф.Аквинский: лидерство от бога. Н. Макиавелли: лидер должен обладать качествами льва и лисицы (нет ничего страшнее взволнованной массы без вождя и ничего слабее). Ф.Ницше: естественное состояние человека – воля к власти, стремление к этому, но преградой является мораль. З. Фрейд: подавленная сексуальность может переходить в стремление к лидерству.
Функции, которыми должен выполнять лидер:
1) глубокий анализ и оценка ситуации, тенденции ее изменения
2) определение целей и задач (программы действия) данной группы или организации или общества на перспективу
3) доведение до подчиненных своего понимания ситуации
4) объединение, сплочение граждан, группы или общества, кем управляет лидер, для решения поставленных целей и задач
5) умение выслушивать мнение других, определять их значимость и использовать при выборе оптимального решения
6) соединение заботы, повышение эффективности общего дела с заботой о людях, удовлетворении их интересов и потребностей
7) мобилизация всех кадровых, организационных. технических и иных ресурсов для достижения поставленных целей
8) поддержание порядка и законности в обществе с использованием легитимных средств
9) обеспечение единства властных структур и народа, привлечение граждан к п/руководству.
10) демонстрация на деле всех своих лучших качеств п/лидера для достижения поставленных целей.
Личные качества п/лидера:
а) одаренность, талантливость, авторитет
б) высокий уровень интеллекта, стремление к знаниям
в) высокий профессионализм, активность, инициативность
г) надежность, способность и умение формулировать четкие цели и задачи
д) настойчивость в достижении поставленных целей, сильная воля
е) самостоятельность мышления и высокая уверенность в себе
ж) удачный подбор команды, умение мобилизовать людей и сплотить для достижения поставленных целей, создать нравственную обстановку в группе
з) способность выражать интересы массы, интересы общества ставить выше личных интересов, быть хорошим психологом
Мотивы отдельной личности включаться в лидерство (Ванцлав Гавел):
1) забота о благе других, о лучшем устройстве общества
2) естественное стремление каждого к самоутверждению
3) достичь материального благополучия для себя и своей семьи.
31. Типы и стили политического лидерства.
Типы политических лидеров по Веберу:
а) традиционный – действует на вере в традиции, в привычки
б) харизматический лидер
в) рационально-легальный (демократический) – базируется на вере в законность, конституцию.
Ежи Вятр – польский политолог, 2 типа лидеров по идеологии:
а) лидер-идеолог – лидер, верный своей идеологии, даже при потере власти.
б) лидер – практик – во имя сохранения власти способен отказаться от идеологии.
По отношению к противникам выделяют:
а) лидеры- соглашатели
б) лидеры – фанатики
Парето: деление лидеров на львов (открыто сокрушают лидеров в бою) и лисиц (хитрые, идут на компромиссы для достижения своей цели).
Типы п/лидерства зависят от политической эпохи, лидер – продукт социальной среды.
Авторханов выделил такой тип как лидер-рыночник – относится к себе, как к товару, который надо выгодно продать.
Такер в книге «Политическое лидерство и политическая культура советской культуры от Ленина до Горбачева» выделил а) лидеров – революционеров (Ленин, Сталин, Горбачев) и б) лидеров-реформаторов (Хрущев, Горбачев)
Американский политолог М. Херман выдвинула следующие типы лидеров:
а) лидер-знаменосец (Петр I, Наполеон)
б) лидер-торговец
в) лидер-марионетка
г) лидер-пожарник – быстро реагирует на насущные потребности момента.
Стили лидерства:
а) авторитарный – обладает монопольной властью, единолично определяет цели общества, власть основана на насилии, на принуждении
б) демократический – находится под контролем демократии, действует на основе трех ветвей власти
в) популистский – не вмешивающийся, говорит то, что от него хотят услышать
г) лидер-демагог
д) лидер-бюрократ
е) лидер-технократ – важнее всего технические проблемы.
Стили лидерства по характеру п/лидера: лидеры-холерики, лидеры-сангвиники и т.д.
Лао Цзы: там, где великие мудрецы имеют власть, подданные их не замечают, там где властвуют не великие мудрецы, народ привязан к ним и хвалит их, еще менее великих – презирает
32. Механизмы выдвижения политических лидеров и их поведение в осуществлении власти.
Механизмы выдвижения политических лидеров:
1) от политического режима, от здешних политических традиций. При недемократических режимах смена лидера происходит в результате смерти лидера, военного переворота, мятежа, революции. При демократической политические лидеры выдвигаются через партийные механизмы путем выборов.
2) общество вступает на путь реформ и хотя бы частично демократизации, выдвижение лидера может произойти по принципу от обратного
3) отстранение политического лидера от ранее господствующих в обществе и скомпрометировавших себя политических сил
4) выдвижение политического лидера на почве, подготовленной его предшественниками
5) передача власти по наследству в рамках сохранения монархии (пример: Северная Корея, Индия – Джавахарлал Ганди, Индира Ганди, Раджи Ганди)
Особенности формирования политического лидерства в РБ.
1. Отсутствие политического опыта, демократических традиций
2. Живучесть традиций культа вождя
3. Исчезновение в обществе ориентации на единственного лидера, формирование полицентрической системы лидерства
4. Сильные традиции необольшевизма – непримиримость к оппозиции, резкая критика другого политического мнения.
Поведение в осуществлении власти – смотри стили лидерства (авторитарный, демократический, популистский, демагог, бюрократ, технократ и т.п.).
33. Выборы и избирательное право, его основные принципы.
Широкое народное представительство во властных структурах появилось во время победы буржуазных революций.
Выборы – процедура избрания кого-либо путем голосования; одна из наиболее распространенных форм участия граждан в общественно-политической жизни страны.
Политические выборы – способ формирования органов государственной власти, это совокупность правовых норм, в соответствии с которыми политически правоспособные граждане общества выдвигают из своей среды определенное число представителей для управления обществом и наделяют их властными полномочиями по отношению ко всем гражданам общества.
Выборы:
а) общенациональные – президентские
б) парламентские
в) во внешние органы власти
Кроме выборов есть и другие способы формирования власти:
а) по наследству
б) насильственный захват
в) назначение вышестоящими руководителями.
Роль и значение выборов неодинаковы в различных странах и зависят от многих факторов:
1) от типа политического режима
2) от сложившейся политической системы
3) от типа избирательной системы
В недемократическом обществе вводится ряд ограничений для неугодных власти политиков.
Выборы приобретают демократический характер при соблюдении основных принципов:
1) обязательность выборов как единственного легитимного способа формирования власти
2) периодичность выборов позволяет гарантировать сменяемость выборных лиц
3) всеобщность избирательного права
Все политические выборы осуществляются на основе избирательного права.
Избирательное право – система государственно-правовых норм, регулирующих условие и порядок проведения выборов в представительные органы власти и занятие в них выборных государственных должностей:
1) активное – право избирать
2) пассивное – право быть избранным
Избирательное право включает ряд принципов:
1) принцип всеобщего избирательного права – право всех взрослых граждан участвовать в избрании государственных органов независимо от происхождения, расовой, национальной, половой принадлежности, политических убеждений и самим быть избранными. Оно имеет определенные ограничения:
а) возрастной избирательный ценз (в большинстве стран – с 18 лет)
б) гражданство (иностранные граждане голосуют только в Австралии и Канаде)
в) ценз оседлости (в данной местности надо прожить определенное время, чтобы принять участие в выборах, так, в Норвегии это десять лет)
г) ценз пола – ограничение участия женщин в выборах (в Новой Зеландии)
д) нравственный (моральный) ценз – в Голландии лишенные родительских прав не голосуют.
е) в Мексике и Турции не голосуют военные
2) принцип равного избирательного права – каждый человек имеет от одного до трех голосов
3) равный доступ к СМИ
4) принцип прямого избирательного права – права избирателя голосовать за конкретного кандидата
Косвенное (непрямое) избирательное право – все избиратели выбирают одного выборщика, который участвует в выборах.
5) принцип свободного голосования – право гражданина идти на выборы или игнорировать их.
Абсентеизм – неявка на выборы. В некоторых странах за неявку на выборы платят штраф или даже лишаются свободы до 30 суток.
6) принцип тайного голосования.
34. Основные функции выборов:
1) выражение интересов различных социальных слоев и групп
2) обеспечение возможности смены власти (элит) мирным путем
3) формирование органов государственной власти
4) мирное разрешение конфликта между политическими силами и их лидерами, претендующими на власть
5) п/социализация и мобилизация граждан.
Кроме функций, присущих стабильным п/системам, есть ряд функций для стран, стремящихся к демократическому развитию:
6) возможность узаконить новую п/систему общества, основанную на принципе разделения властей
7) формирование и легитимация многопартийной системы
8) рекрутирование политической элиты, ее обновление, появление новых лидеров
9) способ презентации новых политических партий, общественных объединений
10) способ манипулирования общественным мнением, сознанием