Понятие избирательного права и его значение.
Объективное избирательное право (или избирательное право в широком смысле) – система норм права, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определенной стране или части страны Для правильного понимания данного определения необходимо, естественно, прояснить и понятие выборов. В соответствии с определением, закрепленным в п. 9 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица
(в соответствии с российским избирательным и муниципальным законодательством в муниципальных выборах может участвовать строго определённая категория иностранных граждан, о чём подробнее – при рассмотрении правого статуса избирателя).
Избирательное право следует рассматривать и в субъективном смысле как право граждан Российской Федерации:
А) избирать (активное избирательное право) в органы государственной власти и местного самоуправления;
Б) быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (пассивное избирательное право).
В этом смысле избирательное право – это свобода действий отдельного гражданина в определённых законом рамках при участии в выборах (выше уже говорилось о том, что для некоторых иностранцев в законодательстве делается исключение в отношении возможности участвовать в муниципальных выборах). Избирательное право относится к числу политических конституционных.
Необходимо подчеркнуть, что в отличие от ряда государств (Бельгия, Люксембург, Австрия, Греция, Турция, Бразилия, Венесуэла, Австралия и т. д.) в России участие в выборах является именно правом, а не обязанностью гражданина, т. е. за неучастие в выборах на него не налагаются санкции юридического характера. Разные специалисты неоднозначно оценивают этот факт, так как свобода участия или неучастия в выборах может повлечь такое негативное явление как абсентеизм – равнодушное или отрицательное отношение избирателей к политическому процессу вообще и в том числе выборов.
Между тем, как отмечают Ю. А. Веденеев и В. И. Лысенко «социальная ценность выборов в том и состоит, что они являются одним из существенных моментов политического самоутверждения граждан, политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающим его автономию, юридически признанной за гражданами и их политическими объединениями возможностью быть субъектами политической власти.
3. Принципы участия Российских граждан в выборах
Принципы реализации гражданами права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы МСУ, непосредственно закрепленные федеральным законодательством, имеют универсальное значение для всех видов выборов в России. Конституция РФ в ст. 32 прямо не оговаривает основных принципов, обязательных на всех выборах, проводимых в РФ. В Конституции России (ст. 81) сделано исключение в виде отсылки в отношении выборов Президента РФ, которые проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В соответствии с подпунктом «в» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., принятого Генеральной Ассамблеей ООН, каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях» участие гражданина в выборах является свободным, добровольным и реализуется на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
4. Основные принципы избирательного права в Российской Федерации
Принципы избирательного права – общепризнанные, базовые, универсальные начала (стандарты), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия, определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, согласованную систему гарантий, процедур, обеспечивающих императивное, честное проведение различных видов выборов, реализацию и защиту избирательных прав граждан.
Таким образом, принципы избирательного права являются основополагающими условиями регулирования избирательных правоотношений. Следует отметить, что разнообразие политических систем в мире предполагает и различие в правовом регулировании института выборов. Как следствие из этого вытекает закрепление различных принципов избирательного права.
Так, например, для советского избирательного права характерным было «отождествление принципов избирательного права применительно к условиям реализации гражданами субъективного права избирать и быть избранными в органы государственной власти. В качестве принципов рассматривалось исключительно участие граждан в выборах на основе общего прямого равного избирательного права при тайном голосовании».
Такой узкий подход преимущественно сохраняется и в наше время. А. Г. Орлов указывает на существование следующих основных принципов:
1) всеобщность, означающий предоставление всем без исключения дееспособным гражданам права на активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) участие в выборах. Иногда конкретное применение данного принципа связано с введением различного рода ограничений, называемых цензами. Условиями допущения к выборам могут быть имущественные, образовательные цензы, ценз оседлости. В настоящее время из многочисленных ранее цензов действуют в основном возрастной и ценз гражданства. В России активным избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18-ти лет.
2) принцип равенства избирательных прав граждан является
одновременно принципом реализации субъективных избирательных прав и
принципом подотрасли избирательного права в целом. При этом принцип
равенства избирательных прав граждан является наиболее универсальным из всех принципов избирательного права понимаемого как в субъективном, так и объективном смысле.
3) прямое (непосредственное) голосование - избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за конкретного человека. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой, одинаковостью бюллетеней для голосования, включением в них имен всех кандидатов или же использованием вместо бумажных бюллетеней специальных машин, сохраняющих тайну избирательного решения и облегчающих технику голосования и подсчет его результатов, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны. Прямое (непосредственное) голосование означает, что между избирателями и кандидатами нет каких-либо инстанций, опосредующих их волеизъявление и непосредственно определяющих персональный состав депутатов.
4) тайное голосование - вид голосования, при котором участники голосуют анонимно. При тайном голосовании исключается контроль за волеизъявлением избирателей. Также — право каждого избирателя на сохранение в тайне его волеизъявления. Частая форма голосования на многих уровнях выборов. В России наиболее масштабными применениями тайного голосования являются референдумы, президентские выборы и выборы депутатов государственной думы.
Важным критерием тайного голосования является исключение контроля за волеизъявлением голосующего. Наиболее распространено тайное голосование избирательными бюллетенями, которые заполняются избирателями (голосующими) в особой комнате или кабине, как правило, на специальных избирательных участках и опускаются в избирательный ящик (урну) в сложенном виде или специальном конверте.
5) принцип свободы выборов обеспечивается свободой волеизъявления голосующего – каждый избиратель выражает свою волю абсолютно свободно, без какого-либо принуждения извне; свободными условиями подготовки и проведения выборов, которые в том числе предполагают свободу предвыборной агитации и независимость избирательных комиссий от какого-либо незаконного вмешательства в их деятельность.
Такая концепция искусственно сужает систему принципов избирательного права, сводя их по сути к принципам активного избирательного права. Существует и боле широкий подход к пониманию принципов избирательного права.[1]
С этой точки зрения принципы избирательного права следует разделить на основные (конституционные) и легальные (закреплённые в законодательстве – важнейшее значение в этом отношении имеет Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).
Основные (конституционные) принципы избирательного права – это всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Следует оговориться, что в Конституции России данные принципы закреплены только применительно к выборам Президента РФ, на остальные виды выборов их действие распространено федеральным законодательством. Нельзя отрицать значение и остальных принципов избирательного права, которые закреплены в указанном законе, их тоже можно вывести из смысла положений российской Конституции в опосредованной форме. Однако вышеперечисленные четыре принципа являются самыми важными.
Следует также отметить, что свое активное избирательное право гражданин реализует, как правило, в избирательном округе, в пределах которого расположено его место жительства. К кандидатам на выборные должности (лицам, обладающим пассивным избирательным правом на соответствующих выборах) предъявляются дополнительные требования по сравнению с избирателями. Это связано с необходимостью обеспечения отбора наиболее достойных и компетентных лиц и т.д.
5. Гарантии избирательных прав граждан.
Выборы, если они действительно свободны, являются важным показателем демократизма. Гарантии избирательных прав граждан – это условия и средства, обеспечивающие избирателям реальную и осознанную свободу волеизъявления.
Условия – это политический режим, в котором проходят выборы. Средства – это механизм и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления.
Система гарантий избирательных прав граждан состоит из:
1. политических, это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом выборов;
2. организационных, к ним можно отнести запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием определённых должностей, содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке и проведении выборов;
3. материальных, имеют немаловажное значение. Расходы по проведению выборов в РФ производятся за счёт бюджета соответствующего уровню выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного);
4. правовых, которые позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами. Это право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание выборов недействительными при обнаружении нарушений законов, установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов.
Все эти гарантии избирательных прав граждан должны обеспечить проведение подлинно демократических выборов.
6. Заключение.
Выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов является одним из демократических завоеваний в ход проводимых в России реформ. Демократические выборы – это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти. Однако необходимо помнить, что во многом эти нормы носят формальный характер. Сам факт существования выборов не свидетельствует о настоящей демократии. Важно, чтобы они работали на общество, на интересы большинства граждан, а не служили ширмой демократии, её красивой упаковкой. С помощью выборов, как известно, пришёл к власти Гитлер, но это не означает, что в Германии 30-х гг. победила демократия. Выборы Президента РФ 1996 г. тоже весьма показательная политическая акция, когда вроде бы и выборы, но выбора не было. Результаты предшествующих избирательных компаний в Государственную Думу также неутешительны: многие лица, избранные во властные структуры государства, не оправдывают доверия своих избирателей, не выполняют своих предвыборных обещаний.
Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан.
Оценивая всю совокупность принципов, положенных в основу современного российского избирательного права, нельзя не признать, что они отражают демократическую природу выборов как одного из главных конституционных институтов народовластия и, как следствие, призваны служить безусловными ориентирами в организации и проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов в Российской Федерации. Только приоритетное следование им со стороны избирателей, кандидатов, избирательных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, судов общей юрисдикции и других участников избирательного процесса способно предотвратить при проведении избирательных кампаний возникновение неразрешимых юридических коллизий и сделать процесс передачи государственной и муниципальной власти посредством выборов легитимным, гармоничным, последовательным, нефальсифицированным и необратимым.
Поэтому в своей работе я попыталась не просто рассказать о принципах избирательного права, но и также упомянуть об участии граждан в выборах, что не мало важно для общества и самой страны, поскольку выборы – одна из форм участия народа в жизни государства
Также с помощью узкого подход к избирательной системе, преимущественно сохранившегося и в наше время, я рассмотрела основные принципы избирательного права в Российской Федерации.
В конце же я не смогла не упомянуть о гарантии избирательных прав, так как это граждан важнейшими показатель демократизма любой избирательной системы, являющийся наличием реальных гарантий реализации избирательных прав граждан РФ и использования в избирательной практике всех принципов избирательного права.
7. Список литературы.
1. Конституция РФ. – М., 1993.
2. Федеральный конституционный закон РФ «О референдуме в РФ» от 10 октября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 2 с последующими изменениями и дополнениями.
3. Федеральный закон РФ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. // СЗ РФ. 2003. № 2.
4. Федеральный закон РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 51 с последующими изменениями и дополнениями.
5. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право. – М., 2001.
6. Князев С.Д. Обжалование нарушений избирательных прав // Журнал российского права. 1998. № 4/5.
7. Ковлер А.И. Избирательные технологии: Российский и зарубежный опыт. – М., 1995
8. А.И. Коваленко. Конституционное право России. Изд. «Право и знание». М. 1997
9. http://referatbox.com/17893/principy-izbiratelnogo-prava/7/
10. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/principy-izbiratelnogo-prava
11. https://ru.wikipedia.org
12. Орлов А. Г. Глава 7. Избирательное право и избирательные системы // Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов
[1] Орлов А. Г. Глава 7. Избирательное право и избирательные системы // Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов