Принципы и функции государственной молодежной политики
В основе реализации конституционных гарантий равенства прав и свобод молодежи, гарантий самореализации личности лежит несколько принципов:
· принцип участия: вовлечение молодежи в разработку и реализацию программ и мероприятий, связанных как непосредственно с самой молодежью, так и с гражданским обществом в целом;
· принцип социальной компенсации: восполнение ограничений социального статуса, связанных с возрастными рамками, путем гарантии правовой и социальной защиты представителей данной социально-демографической группы;
· принцип гарантий: предоставление минимума государственных услуг, связанных с обучением, охраной здоровья, духовным и физическим развитием и т.п., что должно способствовать подготовке к самостоятельной жизни;
· принцип приоритета заключается в приоритетном положении молодежных программ и мероприятий при их финансировании.
Определяя ценностно-значимые цели, государство создает мотивационный механизм их реализации, возможности самореализации, изменение социального статуса с помощью органов власти;
· управленческую и регулятивную функции.
Используя нормативно-правовое регулирование государственной молодежной политики, государство воздействует на интересы и потребности молодежи, регулирует социальные процессы, взаимоотношения между объектами и субъектами государственной молодежной политики:
· функцию политической социализации. Государственная молодежная политика, открывает широкие возможности для реализации потенциала молодежи и включает личность в социальные отношения, наделяя молодежь опытом как общественной, так и политической деятельности;
· гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, защиты наиболее уязвимых групп молодежи, обеспечения равных возможностей в самореализации[6].
Современная государственная молодежная политика предполагает интеграцию государственных и негосударственных мер по содействию в развитии и поддержке молодежи, что производится в целях:
· широкомасштабного вовлечения молодых людей в общественную жизнь и развитие навыков самостоятельности и лидерских качеств;
· предоставления информации молодежи о возможностях реализации их потенциала, как в России, так и в мировом сообществе, а также информирование о перспективах личностного развития, что будет способствовать наиболее полной реализации потенциала молодых людей и направить его во благо страны;
· поощрения и поддержки достижений в различных сферах жизни общества, таких как социально-экономическая, общественно-политическая, культурная, спортивная и так далее;
· содействие при интеграции в полноценную жизнь молодым людям, испытывающим затруднения при этом процессе, помощь инвалидам, выпускникам учебных заведений для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жертв катастроф и других социально незащищенных слоев населения[7].
Система реализации государственной молодежной политики подразумевает под собой комплексное законодательство, направленное на регулирование молодежных взаимоотношений, снижение социальной напряженности, оказание содействия и помощи молодежи, как в образовательной, так и в социальной сфере, а также финансовую поддержку осуществляемых государством мероприятий. Решение молодежных проблем составляет определенную часть социальной политики государства, но не исчерпывает её.
Вовлечение молодежи в общественную жизнь и предоставление молодым людям широкого спектра информации, способной помочь при раскрытии потенциала личности, как основные приоритетные направления государственной молодежной политик воплощаются в жизнь при помощи программ и проектов для молодежи. Как особая группа, молодежь нуждается в особой государственной политике, которая связана с реализацией ее интересов. Современную молодежь можно условно разделить на две категории: одна полноценно участвует в политическом процессе, наравне с различными группами влияния, общественными объединениями и государством, вторая же часть молодежи политически неактивна, кроме этого, можно заметить достаточно сильное ее расслоение.
Относительно такой функции, как социальная защита молодежи, надо отметить, что в целом социальное положение молодежи в России отражает общее состояние общества.
Это особенно важно, поскольку молодежь составляет около 30% населения страны, и в будущем она должна занять различные позиции в основных сферах жизни общества. Поэтому сейчас одной из задач государства является оказание поддержки молодежным общественным объединениям, способствующих развитию общественных интересов современной молодежи.
Определение четких целей, задач и мер, тесно связанных с высококачественными контрольными показателями и ориентирами, является абсолютно необходимым условием хорошей стратегии. Разделение общей стратегической цели на цели, меры, ориентиры и, наконец, мероприятия – это процесс, требующий обучения и специальных знаний. Разработка конкретной стратегии со всеми ее различными составляющими важна также для подготовки эффективной основы для мониторинга и оценки[8].
Итак, государственная молодежная политика должна быть прозрачна. В документе по молодежной политике должно быть четко указано, какой орган власти – а также министр или другой высокопоставленный правительственный чиновник – несет ответственность за общую координацию работы по ее реализации. Также должно быть ясно, какие министерства отвечают за те или иные сферы деятельности, которые охватывает политика. Принцип прозрачности также означает, что отношения между целями и задачами, с одной стороны, и конкретными мероприятиями, с другой, должны быть ясными и очевидными. Прозрачность молодежной политики предполагает возможность публичного доступа к связанным с ней документам. Наконец, прозрачность означает также открытость.
Конкретность и прозрачность государственной молодежной стратегии во многом зависит от того, насколько принимающие решения правительственные чиновники подотчетны молодым людям, субъектам стратегии, и гражданам страны вообще. Поддержание прозрачности к тому же является мощным фактором укрепления доверия к государственным органам власти.
Таким образом, несмотря на различные основания определения термина государственного молодежная политика, исследователи сходятся во мнении, что:
· государственная молодежная политика является важной частью государственной политики;
· государственная молодежная политика - это деятельность государства (в лице органов власти и учреждений) в отношении молодежи; государственная молодежная политика – это стратегическая политика государства.
2. Анализ молодежной политики на примере Федерального агентства по делам молодежи
Общая характеристика и итоги деятельности Федерального агентства по делам молодежи в 2016 году
Федеральное агентство по делам молодежи (далее - Росмолодежь) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики.
Росмолодежь ведет работу по совершенствованию системы эффективной самореализации и социализации молодежи, информирования молодых людей о потенциальных возможностях развития, а также формированию системы ценностей и мировоззрения молодежи[9].
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 409 «О Федеральном агентстве по делам молодежи» Росмолодежь находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.
Росмолодежь имеет 5 подведомственных учреждений:
1. ФГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (далее – ФГБУ «Роспатриотцентр»).
2. ФГБУ «Российский центр содействия молодежному предпринимательству» (далее – ФГБУ «Роспредприниматель»).
3. ФГБУ «Международный молодежный центр» (далее – ФГБУ «ММЦ»);
4. ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» (далее – ФГБУ «Росдетцентр»).
5. ФГБУ «Центр поддержки молодежных творческих инициатив» (далее – ФГБУ «Роскультцентр»), переданное в ведение Росмолодежи на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. № 2705-р.
Росмолодежь является соисполнителем следующих государственных
и федеральных целевых программ:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016 – 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства от 30 декабря 2015 г. № 1493.
3. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316.
4. Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 − 2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации
от 20 августа 2013 г. № 718.
5. Федеральная целевая программа развития Калининградской области
на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866.
По сравнению с 2015 годом объем бюджетных ассигнований Росмолодежи в 2016 году увеличен на 72,97 %. Кассовое исполнение федерального бюджета в 2016 году составило 2 154 122 710,0 рублей или 97,19 % от общего объема бюджетных ассигнований.
Росмолодежь осуществляла функции главного распорядителя бюджетных средств в рамках подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 в целях проведения мероприятий по содействию развитию молодежного предпринимательства. Объем утвержденных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий составил 229 537 500,0 рублей
По сравнению с 2015 годом произошло увеличение бюджетных ассигнований на предоставление грантов победителям Всероссийского конкурса молодежных проектов. Объем утвержденных бюджетных ассигнований в 2016 году составил 250 000 000,0 рублей (в 2015 году – 151 000 000,0 рублей)[10].
В 2016 году Росмолодежь впервые предоставляла субсидии общественным организациям в сфере молодежной политики. Субсидии предоставлены Общероссийской молодежной общественной организации «Ассоциация студенческих спортивных клубов России», Всероссийскому общественному движению «Волонтеры Победы», Общероссийскому общественному движению по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». Общий объем субсидии составил 128 587 000,0 рублей.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 29 ноября
2015 г. № 536 образована Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников». В целях обеспечения деятельности Росмолодежью предоставлена субсидия организации в размере 12 644 900,0 рублей
Объем бюджетных ассигнований в целях предоставления субсидий подведомственным учреждениям на выполнение государственного задания составил 209 614 400,0 рублей Увеличение финансирования произошло в связи с образованием нового подведомственного учреждения – ФГБУ «Росдетцентр», которому в 2016 году предоставлена субсидия в размере 137 355 100,0 рублей
В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493, Росмолодежи предоставлены бюджетные ассигнования в размере 91 099 100,0 рублей на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан.
В 2016 году Росмолодежью подготовлено и издано более 1 000 приказов, из них 326 приказов по кадровой деятельности, 146 приказов по личному составу, 473 приказа по командировкам (остальные – по отпускам).
За прошедший год 56 сотрудникам Росмолодежи присвоены классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с замещаемыми должностями. Ведомственными наградами отмечены 34 служащих Росмолодежи.
В 2016 году повышение квалификации прошли 52 государственных гражданских служащих Росмолодежи, аттестацию – 14 сотрудников. Кроме того, был проведен конкурс на включение в кадровый резерв Росмолодежи при помощи ресурсов федерального портала государственной службы и управленческих кадров.
За указанный период на рассмотрение в адрес Росмолодежи поступило 800 обращений граждан (в том числе в электронном виде: официальный сайт Росмолодежи, электронная почта, МЭДО, ИС «Досудебное обжалование»).
В 2016 году усовершенствована нормативно-правовая основа
для реализации ГМП и проведения Росмолодежью форумов и иных мероприятий. Разработаны и утвержденные следующие основные документы:
1. Регламент Федерального агентства по делам молодежи, утвержденный приказом Росмолодежи от 28 ноября 2016 г. № 436.
2. Методические рекомендации по организации и проведению молодежных форумов в рамках Всероссийской молодежной форумной кампании в 2016 году, утвержденные приказом Росмолодежи от 20 января 2016 г. № 11.
3. Методические рекомендации по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику, утвержденные приказом Росмолодежи от 13 мая 2016 г. № 167.
Важным итогом 2016 года по достижению одной из стратегических целей по формированию единых подходов к реализации ГМП в субъектах Российской Федерации стали разработанные методические рекомендации по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих ГМП.
Федеральным агентством по делам молодежи совместно с Общественной палатой Российской Федерации, Полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и субъектами Российской Федерации проведена Всероссийская молодежная форумная кампания 2016 года (далее – Форумная кампания)[11].
В целях организации и проведения мероприятий Форумной кампании разработаны Методические рекомендации по организации и проведению молодежных образовательных форумов в рамках Всероссийской молодежной форумной кампании в 2016 году, утвержденные приказом Росмолодежи
от 20 января 2016 г. № 11.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. № Пр-735 в рамках Форумной кампании организованы 6 всероссийских молодежных форумов, в которых приняли участие 13 552 человек.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 20 августа 2012 г. № Пр-2218 проведено 9 молодежных форумов федеральных округов Российской Федерации. В данных форумах приняло участие 14 268 молодых людей. В рамках каждого окружного форума была организована отдельная тематическая смена, которой присвоен статус федеральной площадки.
Всего в мероприятиях Всероссийской молодежной форумной кампании всех уровней 2016 года приняло участие 359 168 человек (согласно федеральному статистическому наблюдению).
Всероссийские молодежные форумы
1. Международный молодежный форум «Арктика. Сделано в России», с 29 февраля – 6 марта 2016 года.
2. Всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслов на Клязьме», 27 июня – 28 августа 2016 года.
на форуме поддержан 241 проект на общую сумму 48 800 000 рублей.
3. Всероссийский молодежный форум «Таврида – 2016», 1 июля – 24 августа 2016 года.
4. Международный молодежный форум «Балтийский Артек», 14 – 31 июля 2016 года.
5. Всероссийский молодежный форум «Итуруп», 6 августа – 3 сентября 2016 года.
6. Международный молодежный образовательный форум «Евразия»,
7 – 11 сентября 2016 года.
7. Молодежные форумы федеральных округов Российской Федерации
VIII международный молодежный управленческий форум «Алтай. Точки Роста – 2016» проведен в период с 5 по 11 июня 2016 года.
Участниками форума стали более 1000 молодых людей. Работа форума проходила по 21 направлению. В рамках форума Росмолодежью организована федеральная площадка по теме «Развитие территорий».
В рамках II этапа Всероссийского конкурса молодежных проектов
на форуме поддержано 30 проектов на общую сумму 5 000 000 рублей.
Молодежный форум Приволжского федерального округа «iВолга» проведен в период с 15 по 25 июня 2016 года в Самарской области. Общее количество участников Форума составило 2 300 человек, отобранных по итогам конкурса.
Программа форума состояла из 10 тематических смен. Росмолодежью организована федеральная площадка «Инновации и техническое творчество».
В данной тематической смене приняли участие 400 молодых людей.
В рамках II этапа Всероссийского конкурса молодежных проектов
на форуме поддержано 15 проектов на общую сумму 3 100 000 рублей.
Форум молодежи Уральского федерального округа «УТРО-2016» проведен в период с 20 по 30 июня 2016 года в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. В форуме приняли участие 1 500 молодых людей Уральского федерального округа, субъектов России и иностранных государств.
Форум прошел в 2 заезда, образовательная программа проведена в рамках 6 тематических смен. Росмолодежью организована федеральная площадка по теме «Молодые профессионалы».
В рамках II этапа Всероссийского конкурса молодежных проектов на форуме поддержано 36 проектов на общую сумму 4 900 000 рублей.
Молодежный форум Северо-Западного федерального округа «Ладога» проведен в период с 21 июня по 2 июля 2016 года в Ленинградской области.
Участие приняли около 1000 молодых людей, в том числе
40 соотечественников, проживающих за рубежом.
В рамках Форума были проведены 6 смен. Росмолодежью организована федеральная площадка «Молодежное самоуправление». В рамках площадки проведены тренинги по личному и командному развитию, семинары, мастер-классы, круглые столы, групповые дискуссии, диспуты, дебаты, мозговые штурмы, решения кейсов, встречи с представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В рамках II этапа Всероссийского конкурса молодежных проектов
на форуме поддержано 19 проектов на общую сумму 3 300 000 рублей.
Международный молодежный форум «Территория инициативной молодежи «Бирюса» проведен в период с 5 июня по 9 сентября 2016 года в Красноярском крае. Участие в форуме приняло около 3500 человек.
Форум состоял из 4 тематических смен. Росмолодежью организована федеральная площадка «Спортивное волонтерство», в которой приняло участие более 800 человек.
В рамках II этапа Всероссийского конкурса молодежных проектов
на форуме поддержано 36 проектов на общую сумму 4 900 000 рублей.
Молодежный форум Дальневосточного федерального округа «Амур» проведен в период с 12 по 16 июня 2016 года в Хабаровском крае. Участниками форума стали 468 молодых людей из 17 регионов России. В форуме приняли участие представители иностранных государств.
Мероприятие прошло в 2 тематические смены. Росмолодежью организована федеральная площадка «Города будущего». Участниками стали молодые инженеры, предприниматели, урбанисты, представители рабочей молодежи. Тематическая смена «Дальневосточный характер» посвящена вопросам развития туризма, сельского и рыбного хозяйства, проблемам экологии, другим актуальным темам. В рамках II этапа Всероссийского конкурса молодежных проектов на форуме поддержано 23 проекта на общую сумму 3 200 000 рублей[12].
Северо-Кавказский молодежный форум «Машук – 2016» проведен в период с 5 по 19 августа 2016 года.
Участие в форуме приняли около 2400 молодых людей из Северо-Кавказского федерального округа и других субъектов Российской Федерации.
Росмолодежью организована федеральная площадка по теме «Молодежное предпринимательство» по направлениям: «Бизнес-пространство», «Молодежное творчество», «Социальное предпринимательство».
В рамках Всекавказского молодежного форума «Машук – 2016» также проведен конкурс молодежных проектов, размер грантового фонда которого составил 85,5 млн. рублей: 105 индивидуальных грантов и 20 грантов
для некоммерческих организаций.
Молодежный форум Южного федерального округа «Ростов»
проведен в период с 30 августа по 12 сентября 2016 года в Ростовской области. В форуме приняли участие более 1000 молодых людей.
В рамках форума проведены 6 тематических смен. Росмолодежью организована федеральная площадка «Молодые аграрии», тематика которой связана с развитием сельского хозяйства и поддержкой инициатив молодежи
в агропромышленном комплексе на территории России. На форуме прошли мастер-классы и лекции от профильных экспертов.
В рамках II этапа Всероссийского конкурса молодежных проектов
на форуме поддержано 32 проекта на общую сумму 5 000 000 рублей.
Окружной молодежный форум «Родная гавань» проведен в период
с 26 августа по 1 сентября 2016 года в Крыму. Участниками Форума стали
600 человек. Форум включал в себя 6 смен. В рамках II этапа Всероссийского конкурса молодежных проектов на форуме поддержано 20 проектов на общую сумму 3 200 000 рублей.
Международный молодежный лагерь «Байкал – 2020» проведен в период с 21 по 28 августа 2016 года в Иркутской области и наряду с окружными форумами также был поддержан Росмолодежью. Участниками лагеря стали более 500 человек из 36 регионов России, 25 муниципальных образований и 11 стран.
Программа форума состояла из 7 тематических смен. В рамках II этапа Всероссийского конкурса молодежных проектов на форуме поддержано 14 проектов на общую сумму 2 000 000 рублей.
В 2016 году Росмолодежь продолжила поддержку инициативной
и талантливой молодежи в рамках Всероссийского конкурса молодежных проектов, который проходил в три самостоятельных этапа, в том числе в рамках Форумной кампании, а также конкурса молодежных проектов Всекавказского молодежного форума «Машук – 2016».
Общий размер грантового фонда Конкурса (из всех источников) в 2016 году составил 250 млн. рублей, что на 100 млн. рублей больше, чем в 2015 году.
Количество участников из числа юридических лиц увеличилось в несколько раз по сравнению с 2016 годом, на 25% увеличилось количество грантов и в 2 раза увеличилась сумма грантов.
На Всекавказском молодежном форуме «Машук – 2016» также проведен конкурс молодежных проектов, размер грантового фонда которого составил 85,5 млн. рублей: 105 индивидуальных грантов и 20 грантов для некоммерческих организаций. Количество заявок, поданных для участия в конкурсе – 812 (738 от физических лиц и 74 от юридических лиц).
Впервые проведен конкурсный отбор организаций, на получение субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по государственной программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016 – 2020 годы», где общий объем субсидий составил 43,2 млн. рублей, победителями конкурса были признаны 40 организаций и объединений[13].
В целях информационного обеспечения реализации ГМП Росмолодежью ведется работа по освещению молодежных мероприятий в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и в СМИ. На официальном сайте Росмолодежи (https://fadm.gov.ru) публикуются анонсы и пресс-релизы федеральных и региональных мероприятий, новости о мероприятиях, проводимых подведомственными учреждениями Росмолодежи и молодежными и детскими НКО, входящими в федеральный реестр, а также мероприятия ключевых партнерских организаций. Наиболее важные и интересные новости помимо сайта освещаются и в социальных сетях Росмолодежи.
За 2016 год на официальном сайте Росмолодежи размещено более 950 публикаций, посвященных реализации ГМП, в официальных аккаунтах Росмолодежи в социальных сетях (Vkontakte, Faceboоk, Twitter, Instagram) – более 4250 публикаций.
Приказом Росмолодежи от 4 февраля 2016 г. № 20 «О вводе в эксплуатацию автоматизированной информационной системы «Молодежь России» (АИС «Молодежь России») Федерального агентства по делам молодежи» утверждено Положение об АИС «Молодежь России» и инструкция по использованию АИС «Молодежь России». С 11 февраля 2016 года АИС «Молодежь России» введена в техническую эксплуатацию.
В 2016 году Росмолодежь запустила бесплатные мобильные приложения АИС «Молодежь России» с полноценным функционалом, полностью дублирующим интернет версию, и приложение «Fadm Admin» с функцией сканирования QR-кода для идентификации участников на мероприятии.
По состоянию на конец 2016 года в АИС «Молодежь России» зарегистрировано 161 445 участников из 85 субъектов Российской Федерации.
По количественному составу зарегистрировано следующее количество пользователей от каждого федерального округа.
Таблица 1 – Количественный состав пользователей по федеральным округам
Федеральный округ | Количество участников |
ЦФО | |
ПФО | |
СКФО | |
УФО | |
ДФО | |
СЗФО | |
ЮФО | |
СФО |
По количественному составу зарегистрировано следующее количество мероприятий.
Таблица – Количественный состав мероприятий
Статус мероприятий | Количество мероприятий |
Текущие федеральные и окружные мероприятия | |
Прошедшие федеральные и окружные мероприятия | |
Текущие региональные мероприятия | |
Прошедшие региональные мероприятия |