Конституционный принцип идеологического многообразия. Крупнейшие политические идеологии. Опыт влияния ком идеологии на полит режимы

Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:
1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;
2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т.п.;
3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партий, готовить законопроекты, другие документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя Российской Федерации;
4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;
5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое Многообразие.
Конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет приоритета, который закреплялся бы официально государством законодательным или иным способом. Граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но такой выбор делается ими осознанно, добровольно и самостоятельно. В то же время государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, которую они должны под страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать.
Отсутствие государственной или обязательной идеологии нельзя понимать в том смысле, что органы государственной власти вообще действуют вне и независимо от каких-либо идеологических взглядов, идей, находятся как бы вне идеологической борьбы в обществе, стоят над нею.
Зависимость государственной власти от идеологических установок лиц, проводящих эту власть, а также последствия, к которым может привести и приводят ситуации, когда разные органы государственной власти или лица придерживаются различных идеологических воззрений, наиболее ярко показывают взаимоотношения бывшего Верховного Совета Российской Федерации и Президента Российской Федерации в 1993г.
Именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь и заставляет социальные группы и партии весьма активно бороться за внедрение своих сторонников в те или иные государственные структуры, что еще раз убедительно продемонстрировали выборы в Федеральное Собрание.
Действенной гарантией принципа идеологического многообразия служит закрепленный в ч.3 данной статьи Конституции принцип политического многообразия, многопартийности.

Консерватизм - политическая идеология, выступающая за сохранение традиций и устоев государственного и общественного устройства. Преклонение перед традициями и историческим прошлым. Сдержанное отношение к социальным изменениям, позитивное отношение только к тем изменениям, которые согласуются с существующим порядком и развиваются подконтрольно, а не стихийно. Критическое отношение к потенциальным возможностям совершенствования человека и общества с помощью политических средств и методов: только религиозная вера может сделать человека лучше, политические законы лишь не позволяют ему поступать плохо. Государство и правящая элита должны не только управлять обществом, но и воплощать мудрость нации. Оправдание решительных мер в защиту консервативных ценностей.

Неоконсерватизм - это политическое течение, в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособление к новым условиям общественного развития.

Видные идеологи неоконсерватизма : Дж. Белл (США), Р. Гелен, Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др.

В мировоззренческом плане:

- приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов;

- защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом.

В экономической области:

- ограничение вмешательства государства в рыночную экономику;

- содействие частной инициативе с помощью предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке.

В политической сфере:

- функционирование политических институтов представительной демократии;

- демократия должна быть вертикальной, элитарной;

- политическая деятельность - профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования;

Суть социальной политики - создание условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного “социального попечительства”.

Неолиберализм. Целью общества провозглашается прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка. Признание допустимости и необходимости вмешательства государства в экономическую сферу. Расширение деятельности государства в социальной сфере. Особое внимание уделяется правам и свободам человека, а в государственном устройстве - принципу разделения властей. Поддерживается многообразие интересов и плюрализм мнений, реализуемых через многопартийность. В то же время равенство и участие рассматриваются не как императив, а только как возможность, реализуемая при наличии благоприятных условий, в целом же приоритет отдается компетентности.

Социал-демократическая идеология - доктрина постепенного реформирования буржуазного общества путем утверждения демократии во всех сферах жизни - политической, экономической, социальной и международной.

Принципы. Свобода. Каждый человек имеет право быть свободным от политического принуждения, действовать в силу своих личных целей и индивидуальных возможностей. Равенство. Оно предполагает равную ценность всех людей и служит условием свободного развития личности и социального прогресса. Солидарность. Она носит всеобъемлющий и глобальный характер. Это выражение общности человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости, моральная и материальная поддержка.

Либерализм - идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно – парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за его экономической и духовной деятельностью со стороны светской и церковной власти.

Основные компоненты. Абсолютная ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей. Признание определенных неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность). Теория и практика правового государства.

Главные условия процветания государства:

- господство частной собственности;

- невмешательство государства в экономику;

- простор для личной инициативы.

Идея гражданского общества, как общества экономического основанного на частной собственности и рынке, и независимого от государства и политических институтов. Концепция социального прогресса. Идея “естественного неравенства людей”. Неравенство - естественный биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия.


Наши рекомендации