Происхождение и расселение восточных славян
Билет
Билет
Билет
Билет
Билет
Образование единого российского (Московского) государства в XIV-XV вв.
Причины образования единого государства.
Княжение Василия I и Василия II.
Феодальная война.
Возвышение Московского княжества относится к концу XIII в.:
основателем династии московских князей считается младший сын Александра Невского Даниил (1276-1302). Поначалу это было небольшое княжество, включающее москву, Звенигород, Рузу.
Причины усиления московского княжества:
- Москва – старый центр пашенного земледелия, один из центров старых русских земель, где шло формирование русского народа;
- удалённость от окраин, подвергавшихся набегам монголо-татар, рост численности и плотности населения (в том числе – за счёт притока из южных районов Руси);
-расположение на пересечение торговых путей;
- успешная централизаторская политика московских князей.
Политика первых московских князей былда направлена на присрединение новых земель и на борьбу за великое княжение. В начале XIVв. К Москве были присоединены Коломна, Переяславль-Залеский,Можайск. Княжество усилилось в правлении сына Даниила Юрия Московского (1303-1325), при котором началась борьба с Тверью.
Тверское княжество претендовало на то, чтобы стать центром объединения русских земель. Пользуясь поддержкой татар, Юрий Московский (был женат на сестре золотоордынского хана Узбека), начал борьбу с Тверью, но в итоге потерпел неудачу и погиб. Ярлык на великое княжение остался у тверского князя Мизаила, но в 1327 г. Тверь подняла восстание против татарског баскака. Ситуацией воспользовался московский князь Иван Калита, который подавил восстание, снискав тем самым расположение татар и получив от них ярлык на великое княжение.
В княжение Ивввана Калиты и его сыновей Московское княжество резко усилилось. Иван Калита (1325-1340), проводил грамотную политику. Он старался поддерживать хорошие отношения с татарами, получив от них право собирать дань со всех русских земель и отправлять ее в Орду. В 1326 г. из Владимира в Москву была перенесена резиденция митрополита. При Иване Калите а зависимость от московских правителей попали углические, белозёрские и галицкие земли. Политику Ивана Калиты продолжил его сын Семеон Гордый (1340-1353гг.), который присоединил земли в бассейне реки Протвы и Юрьевское княжество, и Иван Красный (1353-1359). Следующим правителем быд Дмитрий Донской (1359-1389) отбил нападения литовцев и присоединил к Москве Тверь. Воспользовавшись междоусобицей в Орде, он прекратил выплату дани татарам. В 11378 г. на р. Воже было разбито татарское войско- это была первая крупная победа русских над старым врагом.
Большую поддержку и помощь московским князьям оказывала русская православная церковь, которая игала важную роль в формировании национально-освободительной идеологии.
В 1380 г. татарский военачальник (темник) Мамай выступил в карательный поход на Русь. Ему навстречу двинулись войска Дмитрия Донского. 8 сентября 1380 г. состоялась Куликовская битва. В кровопролитном сражении татарам вначале удалось потеснить центр русских войск и смять их левый фланг. Но в решающий момент в битву вступил засадный полк. Татары потерпели сокрушительное поражение. Однако Куликовская победа не привела к освобождению Руси из-под золотоордынского ига. Для этого у московских князей было ещё недостаточно сил и средств.
В 1382 г. состоялся поход Тохтамыша на Русь: татарский хан осадил Москву, обманом взял и сжёг город. Тохтамыш не решился на открытое сражение с русскими войсками и отмтупил а Орду. Русь вновь обязалась выплачивать татарам дань. Однако плоды Куликовской победы не пропали даром и зависимость от татар была уже не столь прочной. Так, Дмитрий Донской впервые без ярлыка передал великое княжение сыну Василию I.
Таким образом, в XIV в. в борьбе за лидерство среди русских земель победа оказалась за Московским княжеством, вокруг которого шёл процесс формирования единого Российского централизованного государства.
Причины образования единого государства:
- восстановление и развитие сельского хозяйства, ремесла, рост и укрепление городов вели к усилению хозяйственных связей между отдельными русскими землями;
- дальнейшее развитие феодальных отношений, в ходе чего происходил рост землевладения мелких и средних служилых людей, которые получили своё владение (поместье) непосредственно от великого князя, подчинялись ему и были заинтересованы в сильной центральной власти;
- необходимость освобождения от золотоордынского ига и борьбы с центральным аппаратом управления и армией.
В княжении Василия I и Василия II территория московского княжества продолжает расширяться. Василий I (1389-1425) присоединил Нижегородские земли, территории по р.Вычегде и Двинскую землю. В 1395 г. русским пришлось столкниться с вторжением среднеазиатского завоевателя Тимура (Тамерлана), который сжёг г. Елец, но после этого отступил обратно в свои владения.
В это время Орда сотрясалась от внутренних смут и усобиц, несмотря на татарские набеги
( одним из крупнейших было нашествие Едигея 1408 г.), их власть над Русью становилась всё меньше. Василий I прекратил выплаты дани ордынцам. Ему пришлось также вести тяжёлую борьбу с Великим княжеством Литовским, которое захватило ряд русских земель, но подчинить себе Москву не смогло.
Умирая, Василий I завещал трон своему 10-летнему сыну Василию II (1425-1462), но против этого выступил галицкий князь Юрий Дмитриевич, который решил силой отобрать престол у своего родного племянника Василия II. Началась феодальная война – последняя крупная усобица в истории Руси. В 1434 г., после долгой борьбы, Юрий Дмитриевич сумел захватить Москву и провозглосить себя великим князем. Однако вскоре он умер, и борьба разгорелась вновь. Теперь войну против Василия II вели сыновья Юрия Дмитриевича – Василий Косой и Дмитрий Шемяка. В итоге Дмитрию Шемяке удалось захватить московского князя, ослепить его (после этого Василий II получил прозвище «Тёмный») и сослать в Угличь. Однако Василий II не прекратил борьбы и вскоре вновь вернул себе московских престол. В 1453 г. Шемяка был отравлен. Феодальная война закончилась победой Василия II. Он сумел присоединить к Москве новые территории. В ходе успешной борьбы с остатками Золотой Орды, границы России продвигались все дальше на восток, юго-восток и юг, имея территорию прмерно 430 тыс. км. земли, а завершение объединения русских земель произошло в княжение Ивана III , Василия III.
6 Билет
Смутное время в России.
Причины смуты:
- социально-экономический кризис и голод, вызванный разорением страны вследствии затяжной и неудачной Ливонской войны и опричниной;
- династический кризис;
- борьба за власть между боярскими группировками;
- ослабление страны на международной арене, чем стремились воспользоваться Польша, Швеция, Крымское ханство;
- рост недовольства народных масс, что вело к народным волнениям и восстаниям.
В царствования Фёдора Ивановича (1584-1598) фактическим правителем страны был Борис Годунов. В 1589 г. введено патриаршенство (первый патриарх Иов), что означало независимость русской церкви от Константинопольской. В 1597 г. введены «урочные лета» - пятилетний срок сыска беглых крестьян. В 1598 г. Земский собор после прекращения династии Рюриковичей избрал Бориса на царство.
Успешной была внешняя политика России. В 1590 г. у Швеции были отвоёваны земли в устье Невы. Развернулось строительство крепостей на южных и восточных рубежах России (белглрод, Воронеж, Самара, Саратов, Царицын) и в Сибири (Тюмень, Тобольск). В 1591 г. в Углече при таинственных обстоятельствах погиб наследник престола, младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. В 1598 г умер царь Фёдор, не оставив наследников. В итоге Земский собор избрал царём Бориса Годунова (1598-1605). Из-за трёх летнего неурожая начался голод. Дворяне были недовольны уступками крестьянам, бояре считали его выскочкой. Реакцией крестьянства на политику царской власти явилось восстание Хлопка в 1603 г. Оно было с большим трудом подавлено правительством. Это восстание послужило прологом Смуты.
Начало XVII в. – период Смутного времени. Весной 1605 г. Годунов неожиданно умер. В июне 1605 г. в Москву торжественно вступил ставленник польской шляхтфы Лжедмитрий I. Его правление вызвало недовольство москвичей. В мае 1606 г. против Лжедмитрия вспыхнуло восстание, он был убит. В мае 1606 г. бояре провозгласили царём Василия Шуйского. В 1606-1607 гг. происходит народное выступление под предводительством Ивана Болотникова - подавлено. В 1608 г. из Польши на Россию выступил Лжедмитрий II («тушинский вор»). В 1610 г. Шуйский был свергнут, власть захватили бояре («сеибоярщина»).
В начале 1611 г. сложилось первое народное ополчение в Рязани во главе с Ляпуновым, но из-за разногласий распалось. Осенью 1611 г. формируется второе народное ополчение в Нижнем-Новгороде во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. В 1612 г. Москва была освобождена от поляков. В 1613 г. на престол Земский собор избрал Михаила Фёдоровича Романова.
10 Билет
Билет
Происхождение и расселение восточных славян
и образование Древнерусского государства
Проблема происхождения восточных славян. Расселение восточных славян, их соседей. Основные занятия, общественный строй, верования.образование государства у восточных славян. Норманская и антинорманская версии образования государства. Первые киевские князья.
Проблема происхождения восточных славян является дискуссионной: существуют различные версии относительно того, где распологалась прародина славянских народов (ее ищут между верховьями рек Одера и Вислы, в среднем течении Днепра, в бассейне р. Припять и в Карпатских горах). Предки современных славян обособились из индоевропейских народов приблизительно во 2-ом тыс. до н.э. Сами славяне появились в Европе в первой половине 1-го тысячелетия нашей эры. Впервые славянские народы упоминаются в источниках в 525 г. В VI-VII вв. они расселились в Юго-Восточной, Северо-Восточной и Восточной Европы.
Расселение восточных славян. К VIII в. на территории Восточной Европы сложилось несколько союзов славянских племен: словене ильменские (жили в районе озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (верховья р.Волги и Западной Двины), вятичи (бассейн р.Оки), радимичи (междуречье р.Днепр и Десны), Дреговичи (бассейн р.Припять), поляне (среднее Поднепровье с центром в Киеве), северяне (междеречье рек Десна и Сейм), уличи и тиверцы (бассейн р.Днестра).
Соседями восточнославянских племен с юга были кочевые народы, приходящие сюда с Востока: тюрки, авары, хазары. В IX в. здесь появились печенеги, а в XI в.- половцы. На востоке находилось государство Волжская Булгария,созданное тюрским народом, родственным чувашам и кавказским балкарцам. На северо-востоке жили финно-угры: чудь, весь, меря, мурома, карелы и т.д. Северо-западные земли были заняты балтами: предками современных латышей, литовцев, эстонцев. На западе и юго-западе обитали западные славяне (поляки, чехи, словаки и др.), а также южные славяне (болгары). Западными соседями восточных славян были также венгры, пришедшие на Северный Дунай из Приуралья.
Основными занятиями восточных славян были подсечное земледелие (в VII-VIII в.в. распространяется двух- и трехполье), животноводство, а также промыслы (охота, рыболовство, бортничество, сбор грибов и ягод). Было развито также ремесло: кузнечное дело, изготовление посуды, ткачество. Ремесленники предпочитали селиться на перекрестках торговых путей (существовали торговый путь «из варяг в греки», проходивший из Балтийского моря по рекам Восточной Европы в Черное море,
«восточный торговый путь» – вел через Волгу или Дон, через Каспийское море в страны Востока, «западный торговый путь» – проходил по течению Дуная в Центральную Европу). В этих местах возникли первые города: Киев, Ладога, Новгород, которые становились так же религиозными, административными центрами.
Общественный строй славяне характеризуется разложением родоплеменных отношений; на смену родовой общине пришла соседская община. Большую роль играли народные собрания, решавшие важнейшие вопросы жизни племени. К числу важных занятий славян относилась война. Это вело к выделению военных вождей, старейшин, племенной аристократии. Так возникало социальное неравенство, складывались предпосылки для образования государства.
У славян господствовали языческие верования. Сложился пантеон богов: древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами – супружеской парой. Бога Неба, Отца всего сущего, называли Сварогом (нечто блестящее, сияющее), другое имя Неба Стрибог – «Отец-Бог» (покровитель кузнецов). Сварог установил первые законы и научил выплавлять металл. Стибожьи внуки – ветры. Богиню Земли называли Макош – плодородие всему. Дадьбог - «дающий Бог» – податель всех благ. Перун – Бог Грозы, Грома и молнии – тот кто сильно бьет – разящий (покровитель воинов) – учредитель нравственных законов – Правды. Радогость – огонь. Велес- Бог скота. Ярило- страсть, необузданность, неукротимость(любовь, плодородие, нач. жизни).
Рай Ирий состоит из 9 небес: 1) звезды, Солнце; 2)тучи и ветер; 3)и т.д. 7)твердью.
Взобраться туда можно по Мировому дереву.
К низшим богам относились духи. Отправляли языческие культы в капищах – открытое место со рвом и изгородью. В центре находились идолы и костры, обряды проводили жрецы-волхвы.
К VIII в. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства.
Образование государства у восточных славян началось на рубеже VIII-IX вв. Славяне вступили в особую, переходную от первобытного общества к классовому, стадию – «военную демократию», когда основным занятием стала война. Профессиональные воины (дружинники) во главе с военными вождями превратились в привилегированную часть общества. Несмотря на то, что основные решения по-прежнему принимало народное собрание (вече), «военная демократия» уже содержала признаки общественного неравенства и явилась переходным этапом на пути возникновения государственности.
У восточных славян сложилось два центра государственности: южный, располагавший в Северном Поднепровье с центром в г. Киеве, и северный, находившийся в районе оз. Ильмень и бассейна р. Волхов. Летописная традиция связывает факт образования государства у восточных славян с призванием варягов. Варягами на Руси называли скандинавских воинов-наемников и морских пиратов – предков современных шведов, датчан, норвежцев. В Западной Европе варягами именовали норманнами, викингами. В 862 г. В новгородских землях (в северном центре государственности) появился варяжский отряд во главе с Рюриком, приглашенный местными племенами для наведения порядка и прекращения междоусобиц. Рюрик прекратил вражду между племенами Северной Руси, и Рюрик стал первым правителем северного центра государственности (862-879). Долгое время Рюрик считался вымышленным персонажем. Современные исследователи полагают, что под именем Рюрик скрывается либо ютланский вождь Хререк, либо князь полабских славян Рерик.
Рюрику наследовал его родственник Олег, бывший регентом при малолетнем сыне первого правителя Северной Руси Игоре. В 882г. Олег захватил Киев, обманом уничтожив местных князей (Аскольда и Дира). С объединения Южной и Северной Руси в конце IX в. Начинается образование Древнерусского государства.
Значение факта призвания варягов на Русь является одной из спорных проблем в истории. Существует норманская и антинорманская версии образования государства у восточных славян. В XVIII в. Немецкие ученые на русской службе Г.Ф.Миллер, Г.З.Байер и А.Л. Шлецер создали «норманнскую теорию», согласно которой государственность была принесена на Русь норманнами (варягами). Они полагали, что сами славяне были не в состоянии построить собственное государство. Норманнская теория в 18 в. Подвергалась критике со стороны «антинорманистов» ( к их числу принадлежал М.В.Ломоносов). В советской исторической науке доминировала антинорманская версия, которая отрицала сколько-нибудь существенное влияние норманнов (варягов) на процессе формирования государственности у восточных славян. Современные историки доказали, что предпосылки и первые зачатки государственности существовали у восточных славян до варяжского призвания. В тоже время Рюрик признаются первым русским правителем: последующие русские князья называли себя Рюриковичами.
Таким образом, в 9-10вв. у восточных славян сформировалось раннефеодальное государство, которое принято называть по ее столице Киеву – Киевская Русь.
Билет