Политическая социализация:становление

ЛИЧНОСТИ

Разумеется, человек не рождается политиком, как не рождается он ни лич-

ностью, ни, тем более, гражданином. И гражданином, и личностью его признают

государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гра-

жданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической

системе и господствующей политической культуре. Для личности это соответ-

ствие тем требованиям-ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем

социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно ис-

полнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться

на санкции за их отклонение.

В понимании политической социализации принято отталкиваться от обще-

го понятия "социализация" личности, используемого в социологии и социаль-

ной психологии. Социализация, в широком смысле, означает включение инди-

вида в общество через оснащение его опытом предыдущих поколений, закреп-

ленных в культуре, его превращение в личность через усвоение принятой систе-

мы социальных ролей. В конечном счете, не случайно принятое в русском языке

слово "личность" имеет корни в понятии "личина", а аналогичное понятие в

романских культурах (например, personality в английском языке) - от греческо-

го слова "персона", означавшего маску в древнегреческом театре. Умеет чело-

век менять маски и играть социальные роли - признается личностью. Не умеет

- значит, еще не дорос. Значит, процесс социализации личности еще не закон-

чен,

Хотим мы того или не хотим, но "личность" - оценочное понятие. "Лич-

ностью" признает человека то или иное окружение, группа, общество - как бы

награждая этим титулом за верность себе и своим интересам. ценностям, нор-

мам. Был ли В.Ленин настоящей личностью? Безусловно, да - для миллионов

его сторонников в России XX века. Но, безусловно, нет - для миллионов его

противников во всем мире. Был ли настоящей личностью А. Гитлер ? И здесь

два ответа. Он, безусловно, был такой личностью для миллионов немецких бюр-

геров, чьи интересы выражал, затевая мировую войну. И наоборот, он был пре-

ступником, сумасшедшим, антиличностью для большинства человечества, соз-

давшего антигитлеровскую коалицию. Все ответы здесь относительны. Дальше

же все зависит от самого человека и его выбора. Нравится ему данная группа,

является она для него референтной - он постарается стать в ней личностью. Не

нравится - найдет что-то иное, возможно, в другой политической системе.

А.Н. Леонтьев разделял три понятия: индивид, индивидуальность, лич-

ность. Индивид - любой человек по праву рождения, как представитель биоло-

гического вида Homo sapiens. Индивидуальность- это индивид, показавший

свою особенность, чем-то (не важно, чем) выделившийся из строя биологически

равных индивидов. Наконец, личность - это индивидуальность, поставившая

себя на службу определенной социальной среде, включая ее политическую

культуру, и как бы награжденная этим званием. Говоря философским языком,

сущность человека есть богатство всех общественных отношений. Понятие

"личность" отражает стремление к этой сущности. Чем больше социальности

(все тех же ценностей, норм, образцов поведения) "впитает" в себя человек, тем

для большего числа людей станет личностью. Чем более полити-зированной бу-

дет эта социальность, тем больше он станет политической личностью.

Соответственно, политическая социализация - это процесс включения

индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной

системы и возникшего на ее основе государства, закрепленном в политической

культуре. То есть, это такой процесс взаимодействия индивида и политической

системы, целью которого является адаптация индивида к данной системе, пре-

вращение его в личность гражданина.

В процессе взаимодействия индивида с политической системой происхо-

дят два ряда процессов. С одной стороны, система воспроизводит себя, рекрути-

руя и обучая, приспосабливая к себе все новых членов. Политическая система в

этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и це-

лей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в поли-

тике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в струк-

туры индивидуальной психики, становятся политическими свойствами личности

или, иными словами, свойствами личности как политической ипостаси ин-

дивида. В результате, политическая социализация формирует политическое соз-

нание личности и ее политическое поведение, а в целом, в процессе политиче-

ской социализации происходит становление личности гражданина - члена дан-

ной политической системы .

Понятие "политическая социализация" шире, чем понятия политиче-

ского воспитания, образования или просвещения. Оно включает в себя не только

целенаправленное воздействие форм (политических институтов) и содержания

(политических процессов) господствующей политико-идеологической системы

на человека, но и стихийные ("внесистемные") влияния, а также собственную

активность человека, направленную на освоение окружающего его политиче-

ского мира. Человек обладает способностью выбирать из предлагаемого ему на-

бора политических позиций те, которые отвечают его внутренним предпочтени-

ям и убеждениям, причем не только осознанным, но и неосознанным. Более то-

го, человек обладает возможностью встречного воздействия на социализирую-

щую его систему и ее агентов, что превращает этот процесс из механического

"воздействия" системы на пассивного индивида, во взаимную адаптацию инди-

вида и системы друг к другу.

Механизмы политической социализации функционируют на нескольких

уровнях. Обобщенно, принято выделять общесоциальный, социально-психоло-

гический и индивидуальный или внутриличностный уровни действия этих ме-

ханизмов. На общесоциальном уровне общества в целом и образующих его

больших групп, на человека действует огромное число макросоциальных и мак-

рополитических факторов, подлежащих человеческой оценке и, на основе этой

оценки, выработке соответствующего отношения к данному обществу и его по-

литической системе. На социально-психологическом уровне, политические

цели и ценности транслируются системой как через большие, так и через малью

группы, членом которых является индивид. На основе непосредственного обще-

ния и взаимодействия, человек приобщается к элементам политической системы

на житейском уровне, вырабатывая эмоциональное к ним отношение. На инди-

видуальном уровне, в качестве механизмов политической социализации вы-

ступают индивидуально-психологические структуры, на основе которых по-

степенно и формируются те потребности, мотивы, установки и стереотипы, ко-

торые затем управляют сознанием и поведением человека в политике.

Политическая социализация включает несколько основных стадий.

Стадии или этапы политической социализации прежде всего связаны с возрас-

тными изменениями в ходе созревания человека, становления его личности. На

первых стадиях его развития происходят основные изменения, закладываются

основы политической социализации и становления личности гражданина. В со-

временном обществе это начинается достаточно рано. Уже в 3-4 года ребенок

приобретает, в доступных для него формах, первые сведения о политике через

семью, средства массовой информации, ближайшее социальное окружение. Та-

кая вполне доступная информация дает свои результаты, действуя на детское

подсознание.

В специальных экспериментах американским детям этого возраста предла-

гался набор "разноцветных картинок" - флагов государств-членов ООН. Экс-

периментатор просил выбрать из всего большого набора только две "картинки"

- "самую приятную" и "самую противную". Подавляющее большинство аме-

риканских детсадовцев в качестве "самой приятной" такой картинки совершен-

но неосознанно выбирало свой, американский флаг. Соответственно, наоборот:

в качестве наиболее "противной" картинки фигурировал "серпасто-

молоткастый" красный флаг теперь уже экс-СССР.

Можно долго обсуждать специфические особенности детского зрительного

восприятия, однако, дело совсем не в нем. Дело в той системе политической

пропаганды, которая активно и с пользует политическую символику для обозна-

чения позитивных, с ее точки зрения, и негативных ценностей. Причем, симво-

лика эта используется настолько автоматически, что действует практически бес-

сознательно. Поверьте, рядовые американцы не создают особых церемоний во-

круг поднятия и спуска национального флага перед своими домами - это про-

сто въелось в кровь, вошло в привычку, стало обязательным элементом образа

жизни. Вот дети и видят эту "картинку" над головой, ползая по лужайке, и за-

поминают ее, ассоциируя с чистым небом и ясным солнцем. Они еще не знают

слова "флаг", но уже убеждены, что свой флаг - самый лучший.

Позже, когда ребенок идет в школу, начинается новая стадия политиче-

ской социализации. Под влиянием специальных социализирующих институтов

происходит не только количественное накопление знаний о политике, но и их

качественное изменение. В школьном возрасте начинает формироваться созна-

тельное отношение к политике. Следующий, юношеский этап, характеризуется

включением новых элементов перо-дачи политических ценностей. Здесь появ-

ляются новые инструменты политической социализации - неформальные мо-

лодежные группы, вся молодежная субкультура в целом. Подчас они могут иг-

рать альтернативную роль по отношению к прежним институтам политической

социализации, активно знакомя индивида с альтернативными политическими

(или аполитичными) представлениями.

Генезис политического сознания - сложный процесс. Не менее сложно

развивалось и его изучение. В целом, восприятие психологических моделей ког-

ни-тивизма политической наукой шло крайне неравномерно. В нем выделяются

два основных этапа. В начале, в б0-е гг., политические исследователи ухвати-

лись за прямой перенос схемы формирования умственных действий и операций

от младенчества до юности, созданной известным психологом Ж. Пиаже, на

процесс созревания политического сознания детей, их представлений о мире,

политике, правительстве и т.д. Были продолжены и начатые самим Ж. Пиаже

исследования усвоения детьми внешнеполитических знаний.

На втором этапе, в 70-80-е годы прошлого века, когнитивистски ориен-

тированная политическая наука больше, чем детской социализацией, занималась

политической социализацией и ресоциализацией взрослых, становлением их по-

литического сознания, идеологических компонентов личности, их влиянием на

политические решения и предпочтения избирателей.

Рассмотрим генезис политического мышления, как основного элемента

политического сознания, на примере классических работ Дж. Адельсона. Он,

одним из первых, проверил в 60-е гг. идеи Ж. Пиаже относительно изменений

детского сознания, связанных с возрастом, на образцах собственно политиче-

ского мышления, то есть, мышления детей о правительстве, законах, ин-

дивидуальных правах граждан и общественном благе . Его группа не только

отслеживала изменения в политическом мышлении молодых людей (11-18 лет)

в ФРГ, Англии и США, но и пыталась сравнивать национальные модели.

Оказалось, что политические структуры личности развиваются на разных

этапах социализации неравномерно. Так, в возрасте 11-13 лет происходит бы-

строе развитие политических представлений. Напротив, в 16-18 лет прогресс

гораздо скромнее. При этом мышление 11-летних конкретно, персонализованно

и эгоцентрично. Если с ними говорят об образовании, то они имеют в виду учи-

теля, директора школы. Когда говорят о законе - видят перед собой полицей-

ского, преступника, суд. Упомянут о правительстве - представляют себе коро-

леву, министра или мэра. 15-летний уже способен к абстрактному, обобщенно-

му, формальнологическому мышлению. Он пользуется понятиями власть, инди-

видуальные права, свобода, равенство и т. п. Вывод: по мере общего когнитив-

ного развития происходит первое важное изменение политического мышления

- оно достигает абстрактного уровня.

Вторая особенность развития политического мышления - расширение

временной перспективы. По мере созревания подросток, в отличие от ребенка,

начинает осознавать ближайшие и более отдаленные воздействия прошлых по-

литических событий на события настоящие и будущие.

Третий момент когнитивного развития - социо-центризм. В раннем под-

ростковом возрасте индивид оценивает политические события по их последст-

виям Для отдельных людей, не будучи способе увидеть их значение для групп и

общества в целом. К среднему подростковому возрасту достигается понимание

некоторых действий политических организаций и институтов, направленных на

коллективные цели, ставящие интересы общества над интересами отдельного

человека.

Четвертая особенность - смена характера рассуждений. В предподрост-

ковом возрасте мышление носит характер немедленного, чувственного, очевид-

ного и прагматического постижения реальности. Ему недостает сложности, де-

тализации. В раннем подростковом возрасте появляется способность к дедук-

ции, к предвидению возможных последствий тех или иных действий.

Пятая особенность касается самого знания. Отрочество отличается осо-

бенно быстрым накоплением политических знаний, включая усвоение традици-

онных политических взглядов, условностей и стереотипов.

Шестое - сила принципов. В середине отроческого периода формируется

автономная система этико-политических принципов. С возрастом влияние этих

принципов на политические суждения укрепляется, часто оказываясь сильнее

немедленного и узко понятого интереса.

Седьмой особенностью Дж. Адельсон считал снижение детского автори-

таризма. Для 11-12 лет естественно подчинение закону, правительству, кото-

рые ребенок не может представить иррациональными, ошибающимися или бес-

честными. Более старший ребенок понимает зависимость между неподчинением

и наказанием. Дети считают справедливым суровое наказание преступника. В 14

лет представления этого рода резко меняются. Подросток становится критичным

в отношении власти, он принимает во внимание конкуренцию интересов, при-

вилегии, ценности и принципы, а также объективные препятствия, создаваемые

силой или привычкой.

Восьмая особенность подростковой социализации по Дж. Адельсону -

появление социальных целей. Большинство подростков критично по отношению

к утопическим и идеалистическим целям. Они хорошо представляют "пределы"

человеческой природы и социальных изменений, подчеркивая такие негативные

качества, как эгоизм, честолюбие и т. п. Лишь немногие подростки всерьез раз-

мышляют о радикальной переделке общества. Большинство, считая социальные

изменения желательными, принимают существующую политическую систему,

требуя ее совершенствования лишь по следующим основным направлениям:

1) сочетание социального мира с законом и порядком;

2) уменьшение неравенства;

3) рост материальных возможностей и уничтожение бедности.

В целом, исследователи характеризуют взгляды 11 - 18-летних как "ор-

тодоксальные" и "консервативные": они находятся на пути превращения "или в

пассивных зрителей, или в интеллигентных потребителей".

Симптоматичен общий вывод исследований социализации подростков: у

них гораздо шире распространено стремление к реальной взрослой перспективе,

чем к юношеским идеалам. "Идеализм" встречается гораздо реже, чем осмотри-

тельность, осторожность, скептицизм и трезвость. Дж. Адельсон пересмотрел

выводы Ж. Пиаже и А. Кольберга, которые в 50-60-е гг. считали наоборот: по

мере морального и когнитивного созревания у подростков нарастает неприятие

политических условностей. По их мнению, чем выше интеллект, тем критичнее

подростки к существующему обществу и его политической системе.

Вывод Дж. Адельсона звучал неожиданно даже по меркам житейских по-

нятий о юности как времени порывов, мечтаний, романтического видения дей-

ствительности вообще и политики в частности. Однако вывод Дж. Адельсона

оказался удивительно верным в стратегическом отношении. Вот почему он со-

храняет свое значение и в новом веке, с компьютерными средствами гиперсо-

циализации, с виртуальными мирами, в которые погружены нынешние подрост-

ки, с их качественно иной когнитивной природой, а выводы Ж. Пиаже и А.

Кольберга остались в прошлом столетии.

Политическая социализация не завершается подростковым или отроческим

возрастом. Не завершается она и получением паспорта гражданина - это толь-

ко формальная фиксация появления минимальных гражданских прав и обязан-

ностей подросшего человека. Политическая социализация продолжается, в раз-

ных формах, всю жизнь. Однако, с течением времени, ее этапы и стадии опреде-

ляются уже не возрастными изменениями, связанными со структурой личности,

а с освоением нового социально-политического опыта, усвоением новых соци-

альных и политических ролей, личным участием в политической деятельности.

Политическая картина мира, складывающаяся у человека, с годами в значитель-

ной степени меняется, однако, ее основные, "ядерные" параметры фиксируются

в структуре личности. В случаях дисфункций политической системы, затруд-

няющих передачу политических ценностей новым поколениям и дезориенти-

рующих уже сформировавшихся граждан, в случае ее реформирования или даже

полного краха, у зрелых граждан происходит возврат к ранним базовым пред-

ставлениям, полученным в ходе ранней, первичной социализации . Но этим ли

объясняется неугасающая популярность социа диетических представлений в

постсоветском российском обществе?

В целом, принято разделять три основные системы политической со-

циализации. Во-первых, это система прямой, целенаправленной социализации.

К ней относятся непосредственно связанные с человеком элементы государст-

венного устройства, политические институты, партии, организации и движения.

В наиболее важном для политической социализации, молодом возрасте, это дет-

ские, подростковые и молодежные политические организации. Во-вторых, сис-

тема стихийной социализации. Это неформальные объединения, несущие эле-

менты контркультуры по отношению к господствующей политической культу-

ре. Как правило, сюда входят специфические группировки в рамках молодежной

субкультуры, самодеятельные молодежные объединения, кружки, клубы и т. д.

Часто это представители иных, не просто субдоминантных, а даже оппозицион-

ных политических культур. В-третьих, это самовоспитание и самообразование,

выполняющие функции системы политической аутосоциализации. Она отражает

самостоятельный, активный, творческий выбор самосоциализирующегося субъ-

екта, и может включать различные источники политической информации (кни-

ги, средства массовой информации, интернети т. д.). Элементы названных выше

основных систем политической социализации и включенные в них люди высту-

пают в качестве специфических агентов социализации.

Отдельно фигурируют механизмы, агенты и особые системы ресоциали-

зации, необходимость в которой иногда возникает при резких сменах политиче-

ской системы, связанных со сменами политического строя, режима и т. д.

В современном мире активно развиваются две основные тенденции, в

борьбе которых происходит процесс политической социализации. С одной сто-

роны, во всем мире усиливаются общественные потребности в политическом

развитии личности, ее активном включении в политическую жизнь, росте ее по-

литического самосознания. Особенно ярко эта тенденция проявляется в процес-

сах демократизации. С другой стороны, существует и противоположная тенден-

ция, проявляющаяся в разных формах отчуждения человека от государства, по-

литических институтов и процессов принятия политических решений. О первой

тенденции говорит рост активности и информированности людей в отношении

политики, приход в политику новых слоев населения, которые ранее были вы-

ключены из нее. Вторая, противоположная тенденция отражается в доброволь-

ном или насильственном политическом отчуждении граждан, апатии и цинизме,

недоверии к власти и официальной политике, в падении поддержки политиче-

ских институтов, партий, государства со стороны населения. Рассмотрим три

основных, хотя и самых крайних варианта, к которым могут приводить изло-

женные тенденции.

Политическая активность - деятельность политических групп или ин-

дивидов, связанная со стремлением изменить политический или социально-

экономический порядок и соответствующие институты. В наиболее широком

смысле проявляется в революционных изменениях общества или его реформи-

ровании. На индивидуальном уровне - это совокупность проявлений тех форм

жизнедеятельности человека, в которых выражается его стремление активно

участвовать в политике, отстаивая свои права и интересы. Этот вариант - цель

и идеал так называемой "активистской" политической культуры, распростра-

ненной в западных демократиях.

Политическая пассивность (индифферентность или индифферентизм, от

лат. понятия indifferens - безразличный) - безразличие к политике и нежела-

ние принимать участие в политической жизни. От индивидуальных позиций,

может развиваться до масштабов массовых настроений. Помимо внутренних,

чисто психологических проявлений, поведенчески политическая пассивность

выражается в отказе от выполнения гражданско-fo долга- например, от участия

в выборах. Обычно "хроническая" политическая пассивность служит признаком

неразвитой политической культуры тех или иных слоев общества или общества

в целом. В случае развития политической пассивности в случаях, когда ранее

она отсутствовала, это говорит о росте отрицательного отношения к действиям

властей или их представителей. Обычно, политическая пассивность - это на-

чальная форма протеста против политики властей.

Политическое отчуждение - политико-психологическое следствие чрез-

мерной бюрократизации политической жизни. Следствием бюрократизации, как

показал еще М. Вебер, является обезличивание человека, утрата им индивиду-

альной инициативы и свободы действий, превращение его в простого исполни-

теля воли организации или государства. В современном обществе политическая

власть немыслима без капитальных организационной и институциональной ос-

нов. Эти основы, маскируясь демократическими процедурами формирования

властных структур, выступают на первое место, часто скрывая от объектов вла-

сти ее реальный источник (например, обладание собственностью). В итоге, объ-

екты власти оказываются лишены возможности стать субъектами властных от-

ношений и влиять на характер принимаемых решений, почему и воспринимают

власть как отчужденный от себя феномен. Таким образом, человек лишается

своих политических характеристик, утрачивает всякое, далее критическое от-

ношение к политическому строю, превращается в "одномерного человека" (вы-

ражение Г. Маркузе).

В диалектической борьбе политической активности и пассивности проис-

ходит развитие новых механизмов регуляции политического поведения и нового

субъекта политики - личности активного, информированного, принимающего

самостоятельные решения и несущего за них ответственность гражданина. Об-

щий вектор развития процессов политической социализации ведет к постепен-

ной замене традиционных механизмов жесткого внешнего контроля за челове-

ком на его собственные, внутриличностные саморегуляторы политического по-

ведения. В конечном счете, именно они являются главным результатом полити-

ческой социализации как таковой.

Наши рекомендации