Политическая социализация:становление
ЛИЧНОСТИ
Разумеется, человек не рождается политиком, как не рождается он ни лич-
ностью, ни, тем более, гражданином. И гражданином, и личностью его признают
государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гра-
жданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической
системе и господствующей политической культуре. Для личности это соответ-
ствие тем требованиям-ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем
социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно ис-
полнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться
на санкции за их отклонение.
В понимании политической социализации принято отталкиваться от обще-
го понятия "социализация" личности, используемого в социологии и социаль-
ной психологии. Социализация, в широком смысле, означает включение инди-
вида в общество через оснащение его опытом предыдущих поколений, закреп-
ленных в культуре, его превращение в личность через усвоение принятой систе-
мы социальных ролей. В конечном счете, не случайно принятое в русском языке
слово "личность" имеет корни в понятии "личина", а аналогичное понятие в
романских культурах (например, personality в английском языке) - от греческо-
го слова "персона", означавшего маску в древнегреческом театре. Умеет чело-
век менять маски и играть социальные роли - признается личностью. Не умеет
- значит, еще не дорос. Значит, процесс социализации личности еще не закон-
чен,
Хотим мы того или не хотим, но "личность" - оценочное понятие. "Лич-
ностью" признает человека то или иное окружение, группа, общество - как бы
награждая этим титулом за верность себе и своим интересам. ценностям, нор-
мам. Был ли В.Ленин настоящей личностью? Безусловно, да - для миллионов
его сторонников в России XX века. Но, безусловно, нет - для миллионов его
противников во всем мире. Был ли настоящей личностью А. Гитлер ? И здесь
два ответа. Он, безусловно, был такой личностью для миллионов немецких бюр-
геров, чьи интересы выражал, затевая мировую войну. И наоборот, он был пре-
ступником, сумасшедшим, антиличностью для большинства человечества, соз-
давшего антигитлеровскую коалицию. Все ответы здесь относительны. Дальше
же все зависит от самого человека и его выбора. Нравится ему данная группа,
является она для него референтной - он постарается стать в ней личностью. Не
нравится - найдет что-то иное, возможно, в другой политической системе.
А.Н. Леонтьев разделял три понятия: индивид, индивидуальность, лич-
ность. Индивид - любой человек по праву рождения, как представитель биоло-
гического вида Homo sapiens. Индивидуальность- это индивид, показавший
свою особенность, чем-то (не важно, чем) выделившийся из строя биологически
равных индивидов. Наконец, личность - это индивидуальность, поставившая
себя на службу определенной социальной среде, включая ее политическую
культуру, и как бы награжденная этим званием. Говоря философским языком,
сущность человека есть богатство всех общественных отношений. Понятие
"личность" отражает стремление к этой сущности. Чем больше социальности
(все тех же ценностей, норм, образцов поведения) "впитает" в себя человек, тем
для большего числа людей станет личностью. Чем более полити-зированной бу-
дет эта социальность, тем больше он станет политической личностью.
Соответственно, политическая социализация - это процесс включения
индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной
системы и возникшего на ее основе государства, закрепленном в политической
культуре. То есть, это такой процесс взаимодействия индивида и политической
системы, целью которого является адаптация индивида к данной системе, пре-
вращение его в личность гражданина.
В процессе взаимодействия индивида с политической системой происхо-
дят два ряда процессов. С одной стороны, система воспроизводит себя, рекрути-
руя и обучая, приспосабливая к себе все новых членов. Политическая система в
этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и це-
лей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в поли-
тике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в струк-
туры индивидуальной психики, становятся политическими свойствами личности
или, иными словами, свойствами личности как политической ипостаси ин-
дивида. В результате, политическая социализация формирует политическое соз-
нание личности и ее политическое поведение, а в целом, в процессе политиче-
ской социализации происходит становление личности гражданина - члена дан-
ной политической системы .
Понятие "политическая социализация" шире, чем понятия политиче-
ского воспитания, образования или просвещения. Оно включает в себя не только
целенаправленное воздействие форм (политических институтов) и содержания
(политических процессов) господствующей политико-идеологической системы
на человека, но и стихийные ("внесистемные") влияния, а также собственную
активность человека, направленную на освоение окружающего его политиче-
ского мира. Человек обладает способностью выбирать из предлагаемого ему на-
бора политических позиций те, которые отвечают его внутренним предпочтени-
ям и убеждениям, причем не только осознанным, но и неосознанным. Более то-
го, человек обладает возможностью встречного воздействия на социализирую-
щую его систему и ее агентов, что превращает этот процесс из механического
"воздействия" системы на пассивного индивида, во взаимную адаптацию инди-
вида и системы друг к другу.
Механизмы политической социализации функционируют на нескольких
уровнях. Обобщенно, принято выделять общесоциальный, социально-психоло-
гический и индивидуальный или внутриличностный уровни действия этих ме-
ханизмов. На общесоциальном уровне общества в целом и образующих его
больших групп, на человека действует огромное число макросоциальных и мак-
рополитических факторов, подлежащих человеческой оценке и, на основе этой
оценки, выработке соответствующего отношения к данному обществу и его по-
литической системе. На социально-психологическом уровне, политические
цели и ценности транслируются системой как через большие, так и через малью
группы, членом которых является индивид. На основе непосредственного обще-
ния и взаимодействия, человек приобщается к элементам политической системы
на житейском уровне, вырабатывая эмоциональное к ним отношение. На инди-
видуальном уровне, в качестве механизмов политической социализации вы-
ступают индивидуально-психологические структуры, на основе которых по-
степенно и формируются те потребности, мотивы, установки и стереотипы, ко-
торые затем управляют сознанием и поведением человека в политике.
Политическая социализация включает несколько основных стадий.
Стадии или этапы политической социализации прежде всего связаны с возрас-
тными изменениями в ходе созревания человека, становления его личности. На
первых стадиях его развития происходят основные изменения, закладываются
основы политической социализации и становления личности гражданина. В со-
временном обществе это начинается достаточно рано. Уже в 3-4 года ребенок
приобретает, в доступных для него формах, первые сведения о политике через
семью, средства массовой информации, ближайшее социальное окружение. Та-
кая вполне доступная информация дает свои результаты, действуя на детское
подсознание.
В специальных экспериментах американским детям этого возраста предла-
гался набор "разноцветных картинок" - флагов государств-членов ООН. Экс-
периментатор просил выбрать из всего большого набора только две "картинки"
- "самую приятную" и "самую противную". Подавляющее большинство аме-
риканских детсадовцев в качестве "самой приятной" такой картинки совершен-
но неосознанно выбирало свой, американский флаг. Соответственно, наоборот:
в качестве наиболее "противной" картинки фигурировал "серпасто-
молоткастый" красный флаг теперь уже экс-СССР.
Можно долго обсуждать специфические особенности детского зрительного
восприятия, однако, дело совсем не в нем. Дело в той системе политической
пропаганды, которая активно и с пользует политическую символику для обозна-
чения позитивных, с ее точки зрения, и негативных ценностей. Причем, симво-
лика эта используется настолько автоматически, что действует практически бес-
сознательно. Поверьте, рядовые американцы не создают особых церемоний во-
круг поднятия и спуска национального флага перед своими домами - это про-
сто въелось в кровь, вошло в привычку, стало обязательным элементом образа
жизни. Вот дети и видят эту "картинку" над головой, ползая по лужайке, и за-
поминают ее, ассоциируя с чистым небом и ясным солнцем. Они еще не знают
слова "флаг", но уже убеждены, что свой флаг - самый лучший.
Позже, когда ребенок идет в школу, начинается новая стадия политиче-
ской социализации. Под влиянием специальных социализирующих институтов
происходит не только количественное накопление знаний о политике, но и их
качественное изменение. В школьном возрасте начинает формироваться созна-
тельное отношение к политике. Следующий, юношеский этап, характеризуется
включением новых элементов перо-дачи политических ценностей. Здесь появ-
ляются новые инструменты политической социализации - неформальные мо-
лодежные группы, вся молодежная субкультура в целом. Подчас они могут иг-
рать альтернативную роль по отношению к прежним институтам политической
социализации, активно знакомя индивида с альтернативными политическими
(или аполитичными) представлениями.
Генезис политического сознания - сложный процесс. Не менее сложно
развивалось и его изучение. В целом, восприятие психологических моделей ког-
ни-тивизма политической наукой шло крайне неравномерно. В нем выделяются
два основных этапа. В начале, в б0-е гг., политические исследователи ухвати-
лись за прямой перенос схемы формирования умственных действий и операций
от младенчества до юности, созданной известным психологом Ж. Пиаже, на
процесс созревания политического сознания детей, их представлений о мире,
политике, правительстве и т.д. Были продолжены и начатые самим Ж. Пиаже
исследования усвоения детьми внешнеполитических знаний.
На втором этапе, в 70-80-е годы прошлого века, когнитивистски ориен-
тированная политическая наука больше, чем детской социализацией, занималась
политической социализацией и ресоциализацией взрослых, становлением их по-
литического сознания, идеологических компонентов личности, их влиянием на
политические решения и предпочтения избирателей.
Рассмотрим генезис политического мышления, как основного элемента
политического сознания, на примере классических работ Дж. Адельсона. Он,
одним из первых, проверил в 60-е гг. идеи Ж. Пиаже относительно изменений
детского сознания, связанных с возрастом, на образцах собственно политиче-
ского мышления, то есть, мышления детей о правительстве, законах, ин-
дивидуальных правах граждан и общественном благе . Его группа не только
отслеживала изменения в политическом мышлении молодых людей (11-18 лет)
в ФРГ, Англии и США, но и пыталась сравнивать национальные модели.
Оказалось, что политические структуры личности развиваются на разных
этапах социализации неравномерно. Так, в возрасте 11-13 лет происходит бы-
строе развитие политических представлений. Напротив, в 16-18 лет прогресс
гораздо скромнее. При этом мышление 11-летних конкретно, персонализованно
и эгоцентрично. Если с ними говорят об образовании, то они имеют в виду учи-
теля, директора школы. Когда говорят о законе - видят перед собой полицей-
ского, преступника, суд. Упомянут о правительстве - представляют себе коро-
леву, министра или мэра. 15-летний уже способен к абстрактному, обобщенно-
му, формальнологическому мышлению. Он пользуется понятиями власть, инди-
видуальные права, свобода, равенство и т. п. Вывод: по мере общего когнитив-
ного развития происходит первое важное изменение политического мышления
- оно достигает абстрактного уровня.
Вторая особенность развития политического мышления - расширение
временной перспективы. По мере созревания подросток, в отличие от ребенка,
начинает осознавать ближайшие и более отдаленные воздействия прошлых по-
литических событий на события настоящие и будущие.
Третий момент когнитивного развития - социо-центризм. В раннем под-
ростковом возрасте индивид оценивает политические события по их последст-
виям Для отдельных людей, не будучи способе увидеть их значение для групп и
общества в целом. К среднему подростковому возрасту достигается понимание
некоторых действий политических организаций и институтов, направленных на
коллективные цели, ставящие интересы общества над интересами отдельного
человека.
Четвертая особенность - смена характера рассуждений. В предподрост-
ковом возрасте мышление носит характер немедленного, чувственного, очевид-
ного и прагматического постижения реальности. Ему недостает сложности, де-
тализации. В раннем подростковом возрасте появляется способность к дедук-
ции, к предвидению возможных последствий тех или иных действий.
Пятая особенность касается самого знания. Отрочество отличается осо-
бенно быстрым накоплением политических знаний, включая усвоение традици-
онных политических взглядов, условностей и стереотипов.
Шестое - сила принципов. В середине отроческого периода формируется
автономная система этико-политических принципов. С возрастом влияние этих
принципов на политические суждения укрепляется, часто оказываясь сильнее
немедленного и узко понятого интереса.
Седьмой особенностью Дж. Адельсон считал снижение детского автори-
таризма. Для 11-12 лет естественно подчинение закону, правительству, кото-
рые ребенок не может представить иррациональными, ошибающимися или бес-
честными. Более старший ребенок понимает зависимость между неподчинением
и наказанием. Дети считают справедливым суровое наказание преступника. В 14
лет представления этого рода резко меняются. Подросток становится критичным
в отношении власти, он принимает во внимание конкуренцию интересов, при-
вилегии, ценности и принципы, а также объективные препятствия, создаваемые
силой или привычкой.
Восьмая особенность подростковой социализации по Дж. Адельсону -
появление социальных целей. Большинство подростков критично по отношению
к утопическим и идеалистическим целям. Они хорошо представляют "пределы"
человеческой природы и социальных изменений, подчеркивая такие негативные
качества, как эгоизм, честолюбие и т. п. Лишь немногие подростки всерьез раз-
мышляют о радикальной переделке общества. Большинство, считая социальные
изменения желательными, принимают существующую политическую систему,
требуя ее совершенствования лишь по следующим основным направлениям:
1) сочетание социального мира с законом и порядком;
2) уменьшение неравенства;
3) рост материальных возможностей и уничтожение бедности.
В целом, исследователи характеризуют взгляды 11 - 18-летних как "ор-
тодоксальные" и "консервативные": они находятся на пути превращения "или в
пассивных зрителей, или в интеллигентных потребителей".
Симптоматичен общий вывод исследований социализации подростков: у
них гораздо шире распространено стремление к реальной взрослой перспективе,
чем к юношеским идеалам. "Идеализм" встречается гораздо реже, чем осмотри-
тельность, осторожность, скептицизм и трезвость. Дж. Адельсон пересмотрел
выводы Ж. Пиаже и А. Кольберга, которые в 50-60-е гг. считали наоборот: по
мере морального и когнитивного созревания у подростков нарастает неприятие
политических условностей. По их мнению, чем выше интеллект, тем критичнее
подростки к существующему обществу и его политической системе.
Вывод Дж. Адельсона звучал неожиданно даже по меркам житейских по-
нятий о юности как времени порывов, мечтаний, романтического видения дей-
ствительности вообще и политики в частности. Однако вывод Дж. Адельсона
оказался удивительно верным в стратегическом отношении. Вот почему он со-
храняет свое значение и в новом веке, с компьютерными средствами гиперсо-
циализации, с виртуальными мирами, в которые погружены нынешние подрост-
ки, с их качественно иной когнитивной природой, а выводы Ж. Пиаже и А.
Кольберга остались в прошлом столетии.
Политическая социализация не завершается подростковым или отроческим
возрастом. Не завершается она и получением паспорта гражданина - это толь-
ко формальная фиксация появления минимальных гражданских прав и обязан-
ностей подросшего человека. Политическая социализация продолжается, в раз-
ных формах, всю жизнь. Однако, с течением времени, ее этапы и стадии опреде-
ляются уже не возрастными изменениями, связанными со структурой личности,
а с освоением нового социально-политического опыта, усвоением новых соци-
альных и политических ролей, личным участием в политической деятельности.
Политическая картина мира, складывающаяся у человека, с годами в значитель-
ной степени меняется, однако, ее основные, "ядерные" параметры фиксируются
в структуре личности. В случаях дисфункций политической системы, затруд-
няющих передачу политических ценностей новым поколениям и дезориенти-
рующих уже сформировавшихся граждан, в случае ее реформирования или даже
полного краха, у зрелых граждан происходит возврат к ранним базовым пред-
ставлениям, полученным в ходе ранней, первичной социализации . Но этим ли
объясняется неугасающая популярность социа диетических представлений в
постсоветском российском обществе?
В целом, принято разделять три основные системы политической со-
циализации. Во-первых, это система прямой, целенаправленной социализации.
К ней относятся непосредственно связанные с человеком элементы государст-
венного устройства, политические институты, партии, организации и движения.
В наиболее важном для политической социализации, молодом возрасте, это дет-
ские, подростковые и молодежные политические организации. Во-вторых, сис-
тема стихийной социализации. Это неформальные объединения, несущие эле-
менты контркультуры по отношению к господствующей политической культу-
ре. Как правило, сюда входят специфические группировки в рамках молодежной
субкультуры, самодеятельные молодежные объединения, кружки, клубы и т. д.
Часто это представители иных, не просто субдоминантных, а даже оппозицион-
ных политических культур. В-третьих, это самовоспитание и самообразование,
выполняющие функции системы политической аутосоциализации. Она отражает
самостоятельный, активный, творческий выбор самосоциализирующегося субъ-
екта, и может включать различные источники политической информации (кни-
ги, средства массовой информации, интернети т. д.). Элементы названных выше
основных систем политической социализации и включенные в них люди высту-
пают в качестве специфических агентов социализации.
Отдельно фигурируют механизмы, агенты и особые системы ресоциали-
зации, необходимость в которой иногда возникает при резких сменах политиче-
ской системы, связанных со сменами политического строя, режима и т. д.
В современном мире активно развиваются две основные тенденции, в
борьбе которых происходит процесс политической социализации. С одной сто-
роны, во всем мире усиливаются общественные потребности в политическом
развитии личности, ее активном включении в политическую жизнь, росте ее по-
литического самосознания. Особенно ярко эта тенденция проявляется в процес-
сах демократизации. С другой стороны, существует и противоположная тенден-
ция, проявляющаяся в разных формах отчуждения человека от государства, по-
литических институтов и процессов принятия политических решений. О первой
тенденции говорит рост активности и информированности людей в отношении
политики, приход в политику новых слоев населения, которые ранее были вы-
ключены из нее. Вторая, противоположная тенденция отражается в доброволь-
ном или насильственном политическом отчуждении граждан, апатии и цинизме,
недоверии к власти и официальной политике, в падении поддержки политиче-
ских институтов, партий, государства со стороны населения. Рассмотрим три
основных, хотя и самых крайних варианта, к которым могут приводить изло-
женные тенденции.
Политическая активность - деятельность политических групп или ин-
дивидов, связанная со стремлением изменить политический или социально-
экономический порядок и соответствующие институты. В наиболее широком
смысле проявляется в революционных изменениях общества или его реформи-
ровании. На индивидуальном уровне - это совокупность проявлений тех форм
жизнедеятельности человека, в которых выражается его стремление активно
участвовать в политике, отстаивая свои права и интересы. Этот вариант - цель
и идеал так называемой "активистской" политической культуры, распростра-
ненной в западных демократиях.
Политическая пассивность (индифферентность или индифферентизм, от
лат. понятия indifferens - безразличный) - безразличие к политике и нежела-
ние принимать участие в политической жизни. От индивидуальных позиций,
может развиваться до масштабов массовых настроений. Помимо внутренних,
чисто психологических проявлений, поведенчески политическая пассивность
выражается в отказе от выполнения гражданско-fo долга- например, от участия
в выборах. Обычно "хроническая" политическая пассивность служит признаком
неразвитой политической культуры тех или иных слоев общества или общества
в целом. В случае развития политической пассивности в случаях, когда ранее
она отсутствовала, это говорит о росте отрицательного отношения к действиям
властей или их представителей. Обычно, политическая пассивность - это на-
чальная форма протеста против политики властей.
Политическое отчуждение - политико-психологическое следствие чрез-
мерной бюрократизации политической жизни. Следствием бюрократизации, как
показал еще М. Вебер, является обезличивание человека, утрата им индивиду-
альной инициативы и свободы действий, превращение его в простого исполни-
теля воли организации или государства. В современном обществе политическая
власть немыслима без капитальных организационной и институциональной ос-
нов. Эти основы, маскируясь демократическими процедурами формирования
властных структур, выступают на первое место, часто скрывая от объектов вла-
сти ее реальный источник (например, обладание собственностью). В итоге, объ-
екты власти оказываются лишены возможности стать субъектами властных от-
ношений и влиять на характер принимаемых решений, почему и воспринимают
власть как отчужденный от себя феномен. Таким образом, человек лишается
своих политических характеристик, утрачивает всякое, далее критическое от-
ношение к политическому строю, превращается в "одномерного человека" (вы-
ражение Г. Маркузе).
В диалектической борьбе политической активности и пассивности проис-
ходит развитие новых механизмов регуляции политического поведения и нового
субъекта политики - личности активного, информированного, принимающего
самостоятельные решения и несущего за них ответственность гражданина. Об-
щий вектор развития процессов политической социализации ведет к постепен-
ной замене традиционных механизмов жесткого внешнего контроля за челове-
ком на его собственные, внутриличностные саморегуляторы политического по-
ведения. В конечном счете, именно они являются главным результатом полити-
ческой социализации как таковой.