КОНСТИТУЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. Полностью соответствует статьям 4, 31, 32, части второй статьи 33, статьям 34, 50 и 172 Конституции РФ пункт 2 Указа Президента РФ от 6 ноября 1991 года
Полностью соответствует статьям 4, 31, 32, части второй статьи 33, статьям 34, 50 и 172 Конституции РФ пункт 2 Указа Президента РФ от 6 ноября 1991 года "О деятельности КПСС и КП РСФСР", содержащий предписание государственным органам исполнительной власти Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органам прокуратуры исключить преследование граждан за факт принадлежности к КПСС и КП РСФСР.
Как представляется, недостаточно ограничиться изложенными специальными юридическими выводами, вытекающими из буквы действующей Конституции РФ. Проблема может и должна рассматриваться в контексте и с учетом современных процессов общественного развития, характеризуемого отказом от авторитарных форм организации государства и общества, утверждением в Конституции и законах РФ принципов плюралистической демократии, разделения властей, правового государства, неотъемлемых прав человека и гражданина и др. Это обусловливает качественные изменения всей нашей конституционно-правовой доктрины, а порой влечет даже "превращение" самой Конституции РФ, то есть изменение нормативного содержания некоторых ее положений без изменения текста Основного Закона. Такое "превращение" осуществляется в актах Верховного Совета РФ (или Съезда народных депутатов РФ) о толковании конституционных норм, а также выражается в постановлениях Конституционного Суда РФ.
При разрешении данного конституционного спора Суд должен учитывать, что в более широком социально-правовом плане речь идет о соотношении государства, власти и гражданского общества. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, государство и его институты должны быть гарантированы от разрушения под действием политических и иных общественных сил, включая политические партии, общественные организации и массовые движения, цели которых не тождественны или не сопрягаются с конституционным строем; с другой стороны, гражданское общество должно быть гарантировано от произвола государства и его агентов. В более конкретном плане задача сводится к формированию определенной политико-правовой системы, одной из характеристик которой, как отмечается в уже цитировавшемся Копенгагенском документе СБСЕ 1990 года, является "четкое разделение между государством и политическими партиями". В частности, говорится о
1. Партия и власть в правовом государстве: некоторые 219 вопросы теории и практики конституционного регулирования_______________________
том, что "политические партии не будут сливаться с государством".
Вместе с тем речь идет о соотношении государства, власти и человека и гражданина, коллективного и индивидуального начала в организации социума. Государство не есть простая совокупность граждан, это своеобразный социальный организм, обладающий самостоятельной ценностью; подобно этому государственно-правовое свойство личности – гражданство, принадлежность к числу граждан государства – не исчерпывает всего богатства ее содержания. Человек является высшей ценностью и главной целью политики государства. Правовое государство означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантируемую учреждениями, образующими структуры, обеспечивающие ее наиболее полное выражение.
Неотъемлемым элементом правового государства является демократия, которая предполагает обязанность всех государственных властей и их должностных лиц соблюдать Конституцию и действовать совместимым с законом образом.
Применительно к рассматриваемой проблеме нужно говорить об обязанности государства формировать такие условия, которые обеспечивают четкое разграничение между государством и политическими партиями, что является существенно необходимым и для полного выражения достоинства, присущего человеческой личности, и для осуществления равных и неотъемлемых прав всех людей. Обязанность государства не сводится при этом к принятию разового акта исполнительной или судебной власти, а заключается в создании законодательной властью такой системы, которая исключает слияние политических партий с государством.
В связи с этим Конституционный Суд в порядке реализации принадлежащего ему в соответствии со статьей 9 Закона о Конституционном Суде РФ полномочия имеет основание для обращения в Верховный Совет РФ с предложением о законодательном урегулировании статуса политических партий, взаимных обязательств государства и политических партий и пр. На это ориентирует использованный законодателем в части второй статьи 7 Конституции РФ термин "не допускается..." Он означает по существу запрет'и в качестве такового выступает способом воспрепятствования появлению в
220 III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: