Экономический рост в странах Запада в 1945 – середине 1970-х гг. Кейнсианство.
Особенности партийно-политического развития в 1950-х – начале 2000-х гг
Поразмыслим теперь о том, какую роль играют общественные движения в демократии, поскольку демократия (увеличение полномочий отдельных социальных групп) частично является результатом протеста групп, ущемленных в гражданском и политическом отношении. Максимально кратко их влияние можно свести к трем задачам.
Увеличение уровня участия в политике
Рассматривая в целом, общественное движение является инструментом политических аутсайдеров. Видно это хотя бы на примере крестьянских протестов в III Речи Посполитой (Польша в период после II Мировой войны), возникших на почве оскорбительных предубеждений, что мужик является гражданином второго сорта, а польская деревня —это вид «Польши второго разряда». Ощущение
увеличивающейся цивилизационной дистанции, а также протест по отношению к требованиям современности, правила которых устанавливает, как правило, правящая группа, могут вызывать сопротивление. Угроза является хорошим мотивом действий. В общественных движениях проявляется, правда ненадолго, «забытый человек», который составляет каркас здания демократии.
8. Старые и новые социальные и демократические движения.
Общественные движения, особенно в эпоху повышенной чувствительности к лозунгу о росте возможностей, как правило, однако, подчиняются требованиям и принципам демократии (особенно важным является поиск согласия). Следовательно, происходит, прежде всего, драматизация событий и демонстрация общественному мнению ряда проблем, а затем переход от массового участия к кабинетным решениям.
Следует помнить об особой роли общественного мнения в демократических обществах, а также о значении средств массовой информации в создании политических установок и позиций. Общественные движения предлагают очень выгодный контракт для средств массовой информации: создавая «событие» как информацию для тазв-тесЦа, они делают из него проблему для всей страны. Средства массовой информации привлекают внимание общественного мнения и увеличивают масштаб конфликта — политика перестает быть вотчиной элит, становится делом «среднего гражданина».
Вхождение в сферу политики людей, не обладающих общественными средствами
Большинство общественных движений создается людьми, не имеющими доступа к деньгам, статусу, контактам или организационным средствам, то есть тому, что приводит в движение политические действия. Более того, их членами являются, как правило, люди плохо обеспеченные, как в материальном смысле, так и в смысле общественного престижа; можно даже говорить о нехватке статуса.Убеждение о необходимости новых решений политической природы в данной области
Общественные движения являются вотчиной различного рода меньшинств; в демократии с ними могут начать считаться лишь тогда, когда они убедят в верности своих постулатов большинство граждан. Так это произошло — как следует из исследований общественного мнения — с протестами польских земледельцев в 1999 г., сопротивление которых встретило поразительно живой общественный отклик — более 70 % опрошенных выразили свою поддержку требованиям земледельцев.
Администрация Эйзенхауэра (1953-61 гг.)
Основная статья: Эйзенхауэр, Дуайт Дэвид
Дуайт Эйзенхауэр, кандидат от республиканцев, был избран президентом в 1952 г. Он закончил Корейскую войну и, несмотря на жесткие позиции своего госсекретаря Джона Даллеса в продолжавшейся холодной войне в целом придерживался политики сдерживания, а не отбрасывания коммунизма[31]. Во внутренней политике Эйзенхауэр усилил систему SocialSecurity (пенсионного обслуживания) и сохранил прочие оставшиеся программы Нового курса. Используя налоги на бензин, Эйзенхауэр инициировал программу строительства национальных шоссейных дорог между штатами, значительно улучшив американскую транспортную инфраструктуру[32]. Во время его правления экономика в целом процветала, пережив лишь однажды короткую рецессию 1958 г.[33]. Уходя со своего поста, Эйзенхауэр предостерег нацию об усилении военно-промышленного комплекса
Администрация Дж. Картера.
Годы правления 1976 -1979 гг. (демократ)
Выборы выиграл у Джеральда Форда благодаря имиджу честного, независимого политика. Бывший губернатор Джорджии.
Тактика «символического популизма» - обращение к народу, не умел работать с Конгрессом, показная набожность.
Во внешней политике постоянная апелляция к правам человека и документам Совещания в Хельсинки.
Достижения – программа охраны внешней среды, успешноедерегулирование рынка нефти и транспорта, ФРС начала проводить программу против инфляции.
Но в экономике очень медленный рост производительности труда 0,2% в год в 1976-80 гг. - это все еще кризис кейнсианской модели развития.
Циклический подъем экономики с 1977 г. до середины 1979 г. Но инфляция сохранялась и даже возросла в 1979 г. до 13%.
Внешняя политика – он и американцы были сторонниками продолжения политики разрядки. Был подписан договор ОСВ – 2.
Доктрина Картера – США будут защищать нефтеносные районы Персидского залива.
Большой успех Кэмп Дэвид – соглашение между Израилем и Египтом. Израиль отдал Синайские высоты, Египет вышел из коалиции арабских стран, А. Садат был убит на параде собственных вооруженных сил.
Договор о возвращении Панаме канала в 2000 г., но право США на оборону канала.
Главное – прекращение разрядки и переход к конфронтации.
Причины:
- рост правых настроений в США, давление Пентагона.
- ввод советских войск в Афганистан.
- проблема ракет среднего радиуса действий, советские ракеты СС 20 и Першинги
- события в Польше.
Картер сам отозвал договор ОСВ 2 с ратификации, были свернуты 11 программ сотрудничества с СССР, бойкот Олимпийских игра в 1980 г. в Москве.
Эмбарго на поставку высокотехнологичного и нефтяного оборудования. Прерваны переговоры по вооружениям.
События в Иране нанесли последний удар по Картеру – после исламской революции, захвата заложников (44 сотрудника американского посольства, 444 дня, с требованием вернуть шаха и разблокировать иранские счета, отдать деньги шаха) исламской гвардией.
Картер попытался их освободить – операция «Ястребиный коготь» закончилась полным провалом.
Администрация Дж. Буша.
Был вице-президентом у Рейгана. Прошел большой путь. Во время войны самый молодой летчик ВМФ, воевал 3 года, был сбит, его спасла американская подводная лодка.
Из богатой, аристократической семьи. С отцом основал первую кампанию по разработке нефти в море.
При Никсоне – представляет США в ООН, при Форде – миссия в Китае, позднее – директор ЦРУ.
Он возглавил страну вво время распада СССР.
В его президентстве главное – внешняя политика, в которой он хорошо разбирался.
1989 г. падение Берлинской стены, смена власти в Чехословакии.
1990 г. – вся Восточная Европа. Конец холодной войны.
1988 – соглашение о выводе войск из Афганистана.
1991 – СТАРТ 1 – сокращение ядерных вооружений. До 6000 боеголовок и 1600 носителей. 1992 – СТАРТ до 3000 боеголовок, сокращение ракет с разделяющимися головками наземного базирования до 500 штук – Сатана.
Под давлением общественности – санкции против апартеида в Южной Африке.
ПобедаН. Монделлы.
1990 г. объединение Германии – США поддержали, в отличие от двойственной позиции Франции и Великобритании.
1990 – захват Кувейта Саддамом Хусейном.
Была создана под эгидой ООН коалиция во главе с США. Операция «Буря в пустыне» Норман Шварцкопф. 7 аремейский корпус из Европы.
Качественно новая война. Преимущества кадровой армии. Война в прямом эфире.
Высокоточное оружие. Полный разгром Ирака.
Но Буш-старший не сделал, того, что сделает его сын. Он не вторгся в Ирак – на это не было мандата ООН, это вызвало бы раскол коалиции арабских стран, американцы хотели сохранить Ирак как противовес Ирану, и было понятно, что новую власть будет очень трудно установить.
1992 г. подписано соглашение о создании НАФТА – зона свободной тороговли для США, Канады и Мексики.
После «Бури в пустыне» рейтинг президента достиг исторического максимума в 91%. Но выборы он проиграл.
Продолжалась прежняя политика, которая уже не давала результатов.
При нем стали проявляться последствия рейганомики
Выборы выиграл у Майкла Дукакиса. У демократов не было новой программы. Это была третья победа Рейгана.
Сокращение расходов на оборону, численности армии на 25%
Но не на разработку нового оружия – все время наращивались.
Циклический кризис экономики. Президент ничего не делал.
В Конгрессе было большинство демократов. Буш накладывал вето на новые законы 37 раз – застой.
Под давлением обстоятельств он вынужден был нарушить обещание не поднимать налоги.
Обещал заботиться об экологии и образовании – ничего серьезного в этих сферах сделано не было.
Не решались проблемы медицинского обслуживания.
Расчет выиграть выборы на волне «Бури в пустыне» не оправдался.
На выборах 1992 г. с лозунгом «Все дело в чертовой экономике» победил Билл Клинтон.
ФРГ в начале XXI века.
Объединение Германии значительно укрепило положение страны на международной арене. Обретение полного суверенитета позволило существенно изменить военную концепцию ФРГ. В результате длительной дискуссии федеральный конституционный суд принял решение о правомерности использования бундесвера за пределами территории ФРГ и стран НАТО для «предотвращения кризисов и конфликтов, которые могут нанести ущерб целостности и стабильности Германии». Реорганизации подверглись и вооруженные силы. В составе бундесвера появились «силы реагирования на кризисные ситуации» численностью в 54 тыс. чел. ФРГ активно поддержала стратегию НАТО по обеспечению международной безопасности, в том числе планы расширения этого блока на восток Европы. Одновременно Г.Коль попытался сохранить и прочные, дружественные отношения с российским руководством. К середине 90-х годов российско-германский политический диалог приобрел столь же большое значение для развития системы международных отношений, как российско-американские связи во второй половине 80-х годов.
Неизменным приоритетом внешней политики Германии на всем протяжении правления Г.Коля оставалась западноевропейская интеграция. Несмотря на большие экономические трудности, сопряженные с процессом объединения страны, ФРГ выступила активным сторонником углубления интеграции в русле Маастрихтских соглашений 1993 г. В 1995-1996 гг., когда новый президент Франции Ж.Ширак занял более сдержанную позицию в этом вопросе, Коль выступает в роли лидера европейского интеграционного процесса. В тоже время ФРГ проявляет все большую активность на востоке Европы и становится желаемым стратегическим союзником для Венгрии, Чехии, Польши, стран Балтии.ФРГ не имеет больше возможности оставаться в стороне от решения международных проблем, урегулирования конфликтов. В третье тысячелетие Германия вступает как один из лидеров мирового сообщества, несущий значительную долю ответственности за будущее человечества.
39.Временный режим во Франции.
.Вторая мировая война глубоко потрясла всю политическую и экономическую систему Франции. Третья республика, существовавшая с 1875 г., была ликвидирована; 10 % производительных сил Франции было разрушено, уровень производства снизился. В ходе войны начался распад её колониальной империи.
К концу войны сложилась новая политическая расстановка сил. С 30 августа 1944 г. во Франции действовало Временное правительство во главе с генералом де Голлем, руководителем движения «Свободная Франция». Оно было признано странами антигитлеровской коалиции (в частности, Советский Союз установил с ним дипотношения 23 октября 1944 года через посольство СССР при Союзных правительствах в Лондоне).
Временное правительство провело ряд социально-экономических реформ. Оно повысило заработную плату, пенсии, пособия многодетным семьям. Руководители вишистского правительства Лаваль и Петен были приговорены к смертной казни (для Петена она была заменена пожизненным заключением). Национализация угольных шахт, автомобильных заводов «Рено» и других предприятий была одним из первых крупных мероприятий в сфере промышленности.
Во внутриполитической жизни Франции остро стоял вопрос о государственном устройстве. В результате противоречий с большинством Учредительного собрания де Голль 20 января 1946 г. ушёл в отставку. Главой правительства был назначен социалист Ф. Гуэн, а с июня 1946 г. — лидер Народно-республиканского движения (MRP) Ж. Бидо. В сентябре Учредительное собрание приняло проект новой конституции, который был одобрен в результате референдума.
40.Четвертая Республика во Франции. (1946-1958)С первых дней оккупации страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. В противовес правительству Петэна в Лондоне в 1940 г. был образован правительственный комитет "Свободная Франция", имевший целью объединить французские силы для борьбы за освобождение Франции.
Летом 1943 г. был создан единый Французский комитет национального освобождения, позже реорганизованный во Временное правительство Франции во главе с генералом де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная ассамблея, состоявшая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобождение Франции.
Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции, и в результате их действий, соединенных с общенациональным движением Сопротивления, к концу 1944 г. Франция была в основном освобождена.
Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее освобождения являлось будущее государственного строя, проблема новой конституции.
Получив на выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. наибольшее количество депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и католическая партия МРП образовали новое, трехпартийное Временное правительство и добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако на референдуме он был отклонен. Второй проект был разработан в 1946 г. новым составом Учредительного собрания. После утверждения на референдуме этот проект конституции стал Основным законом Франции.
41. Пятая Республика во Франции. Режим «личной власти». 1958-1969 гг..1969 п. Новая конституция, разработанная де Голлем, была одобрена 79% участников референдума в сентябре 1958 г. На ее основе были проведены выборы в Национальное собрание по мажоритарной системе в два тура. Накануне выборов сторонники де Голля создали новую политическую партию «Союз В защиту новой республики., которая вместе с «независимыми» получила большинство в собрании. В декабре де Голль был избран президентом.
В 1962 г. было внесено изменение в порядок избрания президента. Согласно новому закону президент избирался всенародным голосованием, что ставило его над Национальным собранием. Де Голль сосредоточил в своих руках всю полноту власти. По основным вопросам он обращался к референдуму, ставя на всенародное голосование ряд важных решений. Он лично руководил внешней и военной политикой, а также политикой в отношении Алжира. Так был установлен режим «личной власти..
В 1960 г. была предоставлена независимость 14 африканским колониям Франции. Преодолев сопротивление ультра колониалистов и подавив мятеж армейского командования в Алжире, де Голль начал переговоры с Алжирской республикой, и в марте 1962 г. в г. Эвиане было подписано соглашение о предоставлении Алжиру независимости.
Экономический рост в странах Запада в 1945 – середине 1970-х гг. Кейнсианство.
К началу 50-х гг. европейские страны восстановили в основном довоенный уровень производства. В последующие, 50-е и 60-е гг. экономическое развитие в большинстве стран Запада отличалось высокими темпами роста. Уже тогда появились термины, отражавшие необычность положения: «итальянское чудо», западногерманское чудо», «японское чудо». Среднегодовые темпы экономического роста за 1948-1963 гг. были весьма высокими: Франция - 4,6%, Федеративная Республика Германии 7,6%, Италия - 6%, Голландия - 4,7% и т. д. Несколько отставала Великобритания (2,5%). Ряд причин таких небывалых темпов развития можно отнести к особенностям политики правительств в той или иной стране, однако имелись международные условия, облегчавшие сравнительно быстрое восстановление и модернизацию экономики стран Запада.
1947 г. 23 индустриальных государства подписали Генеральное соглашение о торговле и тарифах (ГАТТ), которое открыло первый раунд переговоров и соглашений о сокращении пошлин и либерализации торговли только США сократили тогда ввозные пошлины на 50%. Затем последовали новые переговоры, и их последний раунд завершился в 1995 г. созданием вместо ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО), в которую ныне входит большинство стран мира.
В странах Запада были приняты иные принципы государственного регулирования экономики и стабилизации социальных отношений в обществе. Регулирование рыночных отношений, конкуренции и расширения потребительского спроса, как уже отмечалось, теоретически разработал английский экономист д. М. Кейнс еще в 30-е гг. (теория «эффективного спроса»). Предлагалось в условиях кризиса осуществлять «накачку спроса., т. е. увеличивать государственные расходы, понижать налоги и банковский процент, чтобы стимулировать рост производства, а в условиях «перегрева. Экономики и инфляции сокращать расходы, повышать налоги и банковский процент. Эти меры государственного регулирования были названы принципом «стой-иди».
После Второй мировой войны эти механизмы регулирования широко применялись практически всеми индустриальными странами, что позволило в 50-60-е гг. сохранять сравнительно стабильный высокий уровень занятости. Что касается характера государственного регулирования и соответствующих реформ в области государственного вмешательства в экономику, то все зависело от степени такого вмешательства, его социального содержания и направленности. Этими механизмами государственного регулирования и социальной инженерии одинаково могли пользоваться как тоталитарные, так и либерально-демократические политические режимы.
5. Мировые кризисы 1970–1980-х гг. НеоконсерватизмПервая половина 1970-х гг. оказалась переломной для развития индустриальной экономической модели. Толчком для ее радикальной перестройки стал «нефтяной шок» 1973 г. Неудачное участие Египта и Сирии во второй арабо-израильской войне заставило арабские страны, занимавшие ведущие позиции в Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), использовать свое положение для экономического давления на западные державы. В октябре 1973 г. ОПЕК приняла беспрецедентное решение о повышении цен на нефть с 3 до 11,65 долл. за баррель (159 куб. дм). Несмотря на урегулирование политических аспектов кризиса, жесткая политика ОПЕК на нефтяном рынке сохранялась и в последующие голы - к 1982 г. цена за баррель нефти возросла уже до 34 долл. Это поставило экономику развитых индустриальных стран на грань глобального энергетического кризиса.
Особенностью кризиса 1974 г. стало быстрое ухудшение конъюнктуры именно в передовых, науко- и капиталоемких отраслях. Под ударом оказались предприятия и кампании, связанные со всемирно известными крупнейшими корпорациями и банками. Поэтому кризис 1974 г. не стал обычным «фильтром», отсеивающим наименее конкурентоспособных производителей. Он породил общую долговременную стагнацию индустриальной производственной системы.
В 1976-1979 гт. в странах Запада наметился экономический подъем, но его темпы (средний ежегодный рост на 2,4 %) были несравнимы с динамикой предыдущих лет. По-прежнему были сильны инфляционные процессы, высок уровень безработицы. Накапливались бюджетные дефициты. В конце 1970-х гг. произошел второй «нефтяной шок» - после свержения в 1979 г. шахского режима в Иране и начала ирано-иракской войны страны ОПЕК повысили цены на нефть в два раза. В этой ситуации наиболее пострадали развивающиеся страны. Их внешняя задолженность выросла к концу 1981 г. до беспрецедентной суммы в 530 млрд долл. Ведущие страны Запада оказались в более выигрышном положении. Большая часть доходов стран ОПЕК была размещена на депозитах в западных банках. США для компенсации финансовых потерь с успехом использовали наращивание банковских процентных ставок и рост курса доллара. Но эти факторы не смогли предотвратить наступление нового циклического кризиса. В 1980-1981 гг. суммарный объем промышленного производства вновь существенно снизился. Масштабы кризиса оказались меньшими, чем в 1974-1975 гг., но и они превосходили обычные для послевоенного периода рецессии. В ведущих индустриальных странах сокращение объема производства достигало 7-8 %. Становилось очевидно, что негативная динамика экономического развития отражает процессы более глубокие, нежели колебания нефтяного рынка. В основе ее лежала долговременная тенденция перенакопления капитала.
6. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.
До недавнего времени процесс интеграции рассматривался как прохождение строго по восходящей пяти ступеней:
1) создание зоны свободной торговли;
2) образование таможенного союза;
3) формирование общего (единого) рынка, который предусматривает ликвидацию барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и в перемещении рабочей силы и капитала;
4) организация экономического и валютного союза;
5)переход к политической интеграции и созданию единых политических институтов.
В последнее время к данной схеме интеграции стали относиться более осторожно, имея в виду, что этот процесс, во-первых, далеко не обязательно идет в поступательном направлении — он может быть «заторможен» на том или ином этапе; во-вторых, экономическая интеграция не всегда приводит к политической, как многие полагали ранее, выделяя пятую ступень. В-третьих, вызывает сомнение, что европейский опыт, на основе которого выделялись эти стадии, является универсальным.
Все эти моменты отмечаются оппонентами функционализма. Подвергается критике и тезис функционалистов о том, что политические различия исчезнут по мере развития сотрудничества. На практике нередко оказывается наоборот — не техническое и экономическое сотрудничество влияет на политику, а политическое решение ведет к развитию или сворачиванию сотрудничества в той или иной области. Например, именно по политическим соображениям США в свое время покинули специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Процесс глобализации, развивающийся на принципах неолиберальной экономической модели, оказывает дестабилизирующее воздействие на социальные, политические, культурные и институциональные аспекты жизни национальных обществ. Есть и положительные стороны глобализации, но их не столь много. Например, это возможность потребителей отдельной страны пользоваться товарами и услугами, которые не производятся в их стране.
Из глобализации вытекает интеграция и регионализация. Эти процессы тесно взаимосвязаны между собой и также являются тенденциями развития мирового хозяйства в современном мире. Регионализация и интеграция оказывают положительное воздействие на экономику стран. Доказательством этого является то, что государства помогают друг другу в различных ситуациях, и, как следствие этому, мировая экономика может развиваться стабильными темпами роста. Главным двигателем глобализации в мире и интеграции в отдельных регионах являются транснациональные корпорации, т.е. хозяйственные структуры, которые включают родительские компании и их зарубежные филиалы (аффилированные фирмы). Таким образом, ещё одной тенденцией развития современной мировой экономики является транснационализация.