Изучение научной литературы и изложение теоретических аспектов темы
Изучение литературы целесообразнее всего начинать с различного рода монографий, научных сборников, учебников и учебных пособий, с тем, чтобы получить наиболее общее представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже перейти к поиску дополнительного материала. Примерный перечень таких публикаций приведен в списке литературы данных методических указаний.
Не менее важное значение имеют научные статьи периодической печати - центральных газет и журналов. Отличительной особенностью статей является их оперативность и актуальность, поскольку для их издания требуется меньше времени, чем для монографий или научных сборников. С учетом предлагаемой тематики бакалаврских работ наибольший интерес представляют следующие центральные периодические издания: газеты - «Экономическая газета», «Новая экономическая газета», «Российская газета»; журналы - «Проблемы теории и практики управления», «Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика», «Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы прогнозирования», «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Антикризисное и внешнее управление», «Вопросы государственного и муниципального управления», «Вопросы местного самоуправления: стратегия и практика муниципального развития», «Глава местной администрации», «Городское управление», «Государственная власть и местное самоуправление», «Государственная служба», «Государство и право», «Журнал Российского права», «Закон», «Законодательство и экономика», «Конституционное и муниципальное право», «Местное самоуправление в РФ», «Миграционное право», «Мировая экономика и международные отношения», «Муниципальная власть», «Муниципальная служба», «Муниципальное право», «Общество и экономика», «Практика муниципального управления», «Проблемы местного самоуправления», «Российский внешнеэкономический вестник», «Собрание законодательства РФ», «Финансовый менеджмент», «Хозяйство и право», «Экономика и управление», «Экономика и учет труда», «Экономика сельского хозяйства перерабатывающих предприятий», «Экономика сельского хозяйства России», «Экономическая наука современной России», «Экономический анализ: теория и практика», «Экономический журнал высшей школы экономики» и др.
Оперативную информацию о публикациях и наиболее существенных сторонах их содержания можно найти в так называемых информационных изданиях. Информационные издания подразделяется на три вида: библиографические, реферативные и обзорные. Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые извещают о появлении печатных произведений и сообщают необходимые сведения для их отыскания. Из библиографических описаний составляют библиографические указатели и библиографические списки.
Для подбора необходимого материала следует также знакомиться с изданиями центральных отраслевых органов информации, Всероссийской книжной палаты, выпускающей библиографические указатели «Книжная летопись», «Летопись периодических и продолжающихся изданий», «Летопись газетных статей» и другие, изданиями Российской государственной библиотеки и других библиотек, включая бакалаврской работы.
В плане текущего контроля за выходящими изданиями представляют интерес тематические планы издательств, специализирующихся на выпуске научной литературы по проблемам управления: «Дело», «Деловая литература», «Гардарики», «ИНФРА-М», «ЮНИТИ», «Кнорус», «Проспект» и др.
Для информационного поиска могут быть привлечены автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных. Результаты поиска могут быть использованы непосредственно, однако чаще всего они служат ступенью (ключом) к обнаружению первичных источников информации, каковыми являются научные труды (монографии, сборники) и другие издания.
Для нахождения материалов, не попавших в печать, можно воспользоваться информационными изданиями Всероссийского научно-технического информационного центра, осуществляющего сбор, накопление и обработку информации по всем видам непубликуемых исследовательских работ, проводимых в стране, и выпускающего по ним информационные издания.
Для привлечения статистических данных общероссийского и республиканского характера можно воспользоваться систематическими и тематическими бюллетенями и сборниками, например: двухтомный статистический сборник «Регионы России», ежегодный статистический сборник «Республика Башкортостан», «Промышленность Башкортостана», а также ресурсами на официальном сайте Федеральной службы государственной статистки и ее управлений в регионах.
Таким образом, рекомендуется следующая последовательность изучения публикаций:
- общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;
- беглый просмотр всего содержания;
- чтение в порядке последовательности расположения материала;
- выборочное чтение какой-либо части произведения;
- выписка представляющих интерес материалов;
- критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей бакалаврской работы.
После того как изучены и систематизированы литературные источники, требуется определиться с логической последовательностью изложения всего подготовленного материала. Следует решить, с чего начать и в какой последовательности лучше расположить материал по параграфам теоретической главы.
Бакалавр может воспользоваться одним из имеющихся методических приемов изложения научных материалов: 1) строго последовательный; 2) целостный; 3) выборочный (параграфы пишутся отдельно в любой последовательности).
Строго последовательное изложение материала требует сравнительно много времени, так как, пока не будет закончен полностью один параграф, нельзя переходить к следующему. Но для обработки одного вопроса иногда надо перепробовать несколько вариантов, пока вы не найдете лучший из них. В это время материал, почти не нуждающийся в обработке, останется невостребованным.
Целостный прием требует почти вдвое меньше времени на подготовку чистового варианта теоретической главы, так как сначала пишется вся глава в черновом варианте, затем производится ее обработка в частях и деталях, при этом постоянно вносятся дополнения и исправления.
Также часто применяется выборочное изложение материалов. По мере готовности фактических данных автор обрабатывает материалы в удобном для него порядке.
Исходя из логики выполнения исследования и структурного построения бакалаврской работы, главу 1 составляет теоретическая часть. В первой главе представляются методология и методика исследования, раскрываются современные взгляды и подходы к решению исследуемой проблемы в контексте конкретной ситуации управленческой деятельности в определенном субъекте РФ или муниципальном образовании.
Эта глава должна носить проблемно-теоретический характер, содержать различные методологические позиции по рассматриваемым вопросам. В рамках данной главы обосновывается выбор конкретных методов решения поставленных задач, разрабатываются основные модели такого решения, проводится анализ существующих подходов и методов решения проблемных ситуаций в конкретной сфере государственного (муниципального) управления, определение и обоснование соответствующей модели совершенствования государственно-управленческой и государственно-служебной деятельности. Модель решения исследовательских задач - это формализованное выявление и анализ причин наличия недостатков, их проявлений и негативных последствий.
В первой главе студент должен раскрыть понятие, значение и содержание исследуемой проблемы; проанализировать правовые основы исследуемых общественных отношений и дать критический анализ качества правового регулирования, а также внести предложения по совершенствованию правового обеспечения в исследуемой сфере отношений; изучить состояние информационного обеспечения объекта и предмета исследования, оценить эффективность информационного обеспечения и предложить пути его совершенствования; проанализировать зарубежный (международный) опыт в исследуемой области и внести предложения по перспективам его применения в отечественной практике государственного и муниципального управления.
Изложение положений данной главы должно быть обязательно аргументировано. Аргументация достигает цели только тогда, когда соблюдаются определенные правила доказательства.
Чтобы аргументы были убедительными, к ним предъявляются следующие требования:
1) в качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана или они вообще ни у кого не вызывают сомнения, т.е. аргументы должны быть истинными;
2) аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования; аргументы должны быть непротиворечивыми; они должны быть достаточными.
Особой формой изложения материала являются цитаты. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, а также для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений, которые приводит автор в бакалаврской работе. Во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы. Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. В этом случае следует исключать возможность искажения смысла, с этой целью текст пересказа надо тщательно сверять с первоисточником.
Бакалаврская работа должна базироваться на основных закономерностях и принципах теории и организации государственного (муниципального) управления, на общих теоретических положениях науки управления, достижениях научной мысли, обоснованных и общепринятых утверждениях, представляя собой их конкретизацию (а чаще — следствие из них) по отношению к исследуемому объекту с необходимой аргументацией, на анализе правовых источников. В теоретической главе работы необходимо продемонстрировать грамотное умение оперировать правовой, экономической и управленческой терминологией, понятиями и методами научных дисциплин, а также по назначению употреблять узкоспециальные термины.