Реализация нормативных актов
В Российской Федерации в последние годы принято немало законов, постановлений, указов, гарантирующих социальное равенство мужчин и женщин.
В частности, постановление Правительства РФ от 8 января 1996 г. «Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации», в котором четко сформулированы права и обязанности женщин, определены стратегические цели и основные подходы к их реализации.
В Указе Президента «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» (4 марта 1993 г.) сказано о необходимости «обеспечения условий для реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций, формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях...»
Был опубликован и Указ Президента РФ от 30 июня 1996 г. «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации», где Совету по кадровой политике при Президенте РФ совместно с Советом по вопросам государственной службы, Комиссией по вопросам женщин, семьи и демографии предложено рассмотреть вопрос о возможности введения минимальной квоты для замещения женщинами государственных Должностей федеральной государственной службы. Однако такая квота так и не установлена. Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации приняла постановление «О концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» (20 ноября 1997 г.), Правительство Российской Федерации утвердило Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на 2001-2005 гг. (28 июня 2001 г.). Анализ указанных документов свидетельствует о том, что российское государство провозгласило обеспечение равных возможностей для реализации мужчинами и женщинами принадлежащих им прав и свобод одним из приоритетов своей политики и несет конкретные обязательства по их выполнению.
Однако эти обязательства остаются пока нереализованными. Более того, как уже отмечалось, в последнее десятилетие реформы в стране проводятся во многом за счет ущемления интересов женской части российского общества.
Целостная система повышения роли женщин в органах государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправлении также не сложилась.
При активной деятельности женщин необходимо реализовывать принцип равных прав, свобод и равных возможностей, закрепленный в Конституции России. Следует влиять политико-правовыми методами на тендерные отношения. К сожалению, пока еще наша страна не стала правовым государством, что дает возможность мужчинам, находящимся у власти, игнорировать эти статьи основного закона. Пока власть будет в руках олигархов, гигантских финансовых кругов, имеющих в своем распоряжении и мощные средства массовой информации, телевизионные каналы, трудно добиваться справедливости. Олигархия, как справедливо замечает Е.Ф. Лахова, стремится к незаконным льготам и привилегиям - и, как правило, добивается их1 .
Важной составной частью деятельности по стимулированию полной реализации на всех уровнях принимаемых нормативных актов должно стать российское женское движение.
Особое значение в современных условиях приобретает организация широкой кампании по «гендерному просвещению» общества - как мужчин, так и женщин. Широкая пропаганда необходима, поскольку большинство женщин России практически не знает
нормативных актов по проблемам дискриминации. Вместе с тем должна быть изменена роль СМИ, поскольку большинство из них стоят на позициях патриархата.
Требует активных действий и реализация Указа Президента о квотировании. Но решить эту проблему можно лишь опять-таки при помощи мужчин, находящихся у власти, поскольку все командные посты находятся в их руках. Всем ясно, что нельзя игнорировать политический и гражданский потенциал женщин, но оказывается этого недостаточно.
Утверждение демократии должно быть связано не только с изменениями в политической системе и государственном устройстве, но и с переменами в образе жизни женщин и мужчин. Должны быть обеспечены права представителей обоего пола.
Паритетная демократия предполагает:
- признание прав женщин как неотъемлемой, составной части всеобщих прав человека;
- равенство в семейных отношениях, взаимное понимание и поддержка;
- осуществление прав, свобод и равных возможностей в общественной жизни, в том числе и участие женщин в управлении государством1 . Все эти положения нашли отражение в Программе Общероссийского общественно-политического движения женщин России»2.