Семинар 6. Государственно-правовая мысль России XI - начала ХУЛ вв.

1 Особенности византийской(православной) политической традиции. Политико-правовые идеи мысли «Слова о законе и благодати»

2 Политические идеи нестяжателей (Нил Сорский, Максим Грек, Феодосии Косой) и стяжателей (Иосиф Волоцкий)

3 Теория «Москва-третий Рим».

4 Политико-правовые воззрения И Пересветова.

ЛИТЕРАТУРА

Азаркин. Н.М. История юридической мысли России. М., 1999.

Антология мировой правовой мысли -М, 1999 -Т 4

Грек М. Сочинения. М., 2010.

Замалеев А. Ф., Осипов И. Д. Русская политология обзор основных концепций.СПБ., 1994.

Зеньковский В.В. История русской философии. М., 1999.

Золотухина Н. М. Развитие русской средневековой политической мысли.М., 1985.

Исаев И. А. , Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России XI-ХХ вв.-М., 1995.

Кузнецов Э В Философия права в России –М., 1989

Русская идея -М, 1992.

Русская политическая и правовая мысль XI-XIX вв.М.,1987.

Тонких В А. , Ярецкий Ю. Л. История политической и правовой мысли России. М., 1999.

Семинар 7-8. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ( 4 часа).

1. Политические проблемы в трактате Н. Макиавелли «Государь»:

а) учение о политике;

б) формы государства:

в) политика и мораль:

г) уроки государям.

2. Учение о взаимоотношениях личности, церкви и государстве Мартина Лютера.

Мозговой штурм «Применимы ли уроки Макиавелли к современной политике?»

ИСТОЧНИКИ

Антология мировой политической мысли.М., 1997 Т. 1

Антология мировой правовой мысли.М., 1999. Т. 2

История политических и правовых учений Средние века и Возрождение. М., 1988.

М. Лютер. О свободе христианина. О светской власти. //gumer. Info.

Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

Никитин Е П , Никитина А Г Загадка «Государя» // Вопросы философии -1997 -№1

Темнов Е. И. Макиавелли. М., Наука, 1973,

Утопический социализм. М., Политиздат, 1982,

Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Ч. 2.Тюмень, 1998. С. 5-34.

Юсим М. Этика Макиавелли. М., 1990.

Семинар 9.

Контрольная работа по 1 модулю.

Темы: Предмет и методология ИППУ. Политико-правовая мысль в странах Древнего Востока. Политико-правовые учения в античности. Политические и правовые учения в Средние Века. Политические и правовые учения в Западной Европе в период Возрождения и Реформации.

Терминологический диктант. Определение автора текста.

Модуль 2

Семинар 10. Политико-правовые учения XVII века.

1. Общая характеристика школы естественного права.

2. Т. Гоббс о

а) естественном состоянии;

б) сущности общественного договора;

в) формах правления;

г) взаимоотношениях личности и государства;

д) организации власти;

е) естественном праве, естественных и позитивных законах.

3. Джон Локк о

а) естественном состоянии;

б) сущности общественного договора;

в) формах правления;

г) взаимоотношениях личности и государства;

д) организации власти;

е) естественном праве, естественных и позитивных законах.

Литература

Гоббс Т. Левиафан. - Гоббс Томас. Соч. в 2 томах. Т. 2 . М., 1991 (особ. с.93-287).

Локк. Дж. О государственном правлении. Избранные философские произведения. М., 1990. -Т.2.

Соколов В.В. Европейская философия XVII-XVIII вв. М., 2003.

Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Ч. 2. Сост. Волосникова Л. М. Тюмень, 1998. С. 67-115.

Семинар 11. Политико- правовые идеи европейского Просвещения.

2. Политико- правовая концепция Ш. Монтескье:

а) проблема происхождения государства и права;

б) учение о формах правления;

в) теория разделения властей;

г) географический детерминизм.

3. Обоснование демократии в трудах Ж. Ж. Руссо:

а) сущность общественного договора;

б) народ - суверен;

в) формы правления.

Литература

Азаркин К М. Монтескье. М., 1988.

Асмус В. Ф. Ж. Ж. Руссо. М., 1962

Заиченко Г. А. Дж. Локк. М. , 1988.

Монтескье Ш. О духе законов. // Монтескье Ш, Избр. произв. М., 1955.

Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969.

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или принципы Политического права.// - Руссо Жан – Жак. Трактаты. М., 1969

Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.,1983.

Французское Просвещение и революция. М., 1989.

Семинар 12. Политико-правовые учения североамериканских просветителей.

1. Становление политико-правовой идеологии в США.

2. Политические и правовые взгляды Т Джефферсона и их воплощение в «Декларации независимости» и «Билле о правах».

3. Федералист: политические взгляды А Гамильтона.

4. Политико-правовая философия Мэдисона.

5. Теория естественного права Т Пейна.

6. Политико-правовые взгляды Б Франклина.

ЛИТЕРАТУРА

Американские просветители. М., 1970.

Антология мировой правовой мысли в 5 т. – М., 1999

Гамильтон А, Мэдисон Дж..Федералист. Политические эссе. М, 1993

Гаррингтон В. Основные течения американской мысли. Т 1-2. –М., 1962

Гончаров Н. М. Общественно-политические взгляды Томаса Пейна.М., 1969.

Ефимов А. В. Очерки истории США.М, 1958

Печатнов В. О. Гамильтон и Джефферсон. М.,1984

Согрин В. В. Основатели США исторические портреты. М, 1983

.

Семинар 13-14. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ( 4 часа).

1. Философско-правовое учение И. Канта;

а) методология Канта. Специфика моральных наук:

б) учение о человеке, моральном законе (категорическом
императиве);

в) правовые воззрения;

г) либеральная концепция государства.

2. «Философия права» Гегеля:

а) методология построения политико-правовых категории.

б) этапы развития идеи права;

в) учение о государстве.

Вопросы для мозгового штурма

1. Почему Кант считал, что Право- это самое святое, что у Бога на Земле?

2. Почему Кант считал, что законы, направленные на введение счастья- это зло?

3. Есть ли право на счастье?

Материалы для интеллектуальных дебатов.

Считаете ли Вы, как и Кант, что человек (любой, в любое время) не может быть только средством для другого человека, но должен обладать для нас непреходящей ценностью, или отношение к другому индивиду всегда субъективно, нет отношения к "человеку вообще", "человечеству вообще", поэтому некоторых людей оправданно рассматривать только как средства для достижения своих целей?

фрагменты:

"Отсюда само собой напрашивается вывод, что в ряду целей человек (а с ним и всякое разумное существо) есть цель сама по себе, т. е. никогда никем (даже Богом) не может быть использован только как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью, что, следовательно, само человечество в нашем лице должно быть для нас святым, так как человек есть субъект морального закона, стало быть, того, что само по себе свято, ради чего и в согласии с чем нечто вообще может быть названо святым. Ведь этот моральный закон основывается на автономии его воли как свободной воли, которая по своим общим законам необходимо должна также согласоваться с той волей, которой ей следует подчиняться".

И. Кант "Критика практического разума"

"Мы должны на место любви к богу поставить любовь к человеку, как единственную истинную религию, на место веры в бога – веру человека в самого себя, в свою собственную силу, веру в то, что судьба человечества зависит не от существа, вне его или над ним стоящего, а от него самого, что единственным дьяволом человека является человек грубый, суеверный, своекорыстный, злой, но также единственным богом человека является человек".

Л. Фейербах "Сущность христианства"

Литература

Гегель В. Ф. Философия права. М., 1990.

Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6-тн томах. Т,4. 4.2. М., 1965.

Нерсесянц В. В. Гегелевская философия права. М., 1974.

Пионтковский А. А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория, М., 1963,

Соловьев Э. Ю. Кант: взаимодополняемость морали и права, М., 1992.

Философия Канта и современность М., 1974.

Наши рекомендации