Семинар 1. Учение Платона о государстве и праве

1. Философский метод Платона. Связь его учения с политической ситуацией в Афинах.

2. Диалог Платона «Государство».

а) учение о справедливости и основах человеческой души;

б) идеальное государство Платона. Характеристика сословий; вопрос о собственности:

в) учение о формах государства,

3. Смешанное государство в диалоге «Законы»:

а) характеристика идеального государства (сословия, собственность, организация власти);

б) учение о законах.

Литература

Виндельбанд В. Платон. Киев, 1993.

Гусейнов А.А. Античная этика. М., 2011

Исаев И. А. Метафизика власти и закона. М., 1998.

Кривущин Л. Г. Проблема государства и общества в домарксистской мысли. Л.,1978.

Лосев А. Ф. История античной философии. М.,

1989. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1989.

Нерсесянц В. С Платон. М., 1989

Платон и его эпоха. М., 1979.

Платон. Государство. Законы. Политик. М., 1998.

Платон. Сочинения, Т. 3. Часть I. М„ 1971.

Хрестоматия по истории политических и правовых учений, Ч. 1. Сост. Волосникова. Л. М. Тюмень, 1996, С. 4-32.

Семинар 2 АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО «ПОЛИТИКА»

1. Метод изучения общества и государства у Аристотеля.

2. Происхождение государства. Государство и семья.

3. Определение, задачи государства.

4. Части государства

5. Критика Платона. Вопрос о собственности.

6. Учение о формах государства.

7. Проблема идеального государства.

8. 8 Учение о справедливости, праве, законе.

Литература

Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. М., 1984. Т. 4.

Аристотель. Политика. Афинская политика. М., 1997

Бергер А, К. Политическая мысль древнегреческой демокра­тии. М., Наука, 1966.

Гусейнов А.А. Античная этика. М., 2011.

История политических и правовых учений: Древний мир. Под ред В. С Нерсесянца. М., Наука. 1985.

Нерсесянц В. С. Политические учения древней Греции М, Наука. 1989.

Разумович Н. Н. Политическая и правовая культура, М.., Наука, 1988.

Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Ч. I. Сост. Волосникова Л. М. Тюмень, 1996, С, 32-63.

Семинар 3 Политико-правовая культура в древнем Риме.

1. Учение Цицерона о государстве и праве. Учение о формах правления. Политика и мораль.

2. Политико-правовые воззрения стоиков

3. Политические идеи Нового Завета. Отношение к государству. Учение о божественном законе.

4. Политико-правовые взгляды Августина. Соотношение церкви и государства.

Литература

Блаженный Августин. О граде Божием. М., 1994. Т. 4.

Гусейнов А.А. Античная этика. М., 2011.

История политических и правовых учений: Древний мир. Под ред В. С Нерсесянца. М., Наука. 1985.

Новый Завет// www.wco.ru/biblio/books/newtest/main.htm.

Римские стоики. М., 1995.

Утченко С. Л Политические учения Древнего Рима –М., 1977.

Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Ч. 1. Coсt, Волосникова Л. М. Тюмень. 1996. С. 89-120.

Цицерон Диалоги О государстве О законах .М.,1966.

Семинар 4. Политико-правовая мысль в странах Древнего Востока.

1. Особенности политико-правовой культуры Древнего Китая.

2. Политические идеи Конфуция и его последователей .

3. Политико-правовая концепция даосов.

4. Легизм.

5. Политико-правовая концепция Мо-цзы.

6. Политико-правовые учения в древней Индии. Специфика политических традиций буддизма и брахманизма (индуизма). Взгляды Каутильи.

Литература

Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). М., 1969.

Васильев Л.С. Культы, религии и традиции в Китае. М.,1970.

Дао дэ цзин. СПб., 1999.

Древнекитайская философия. М., 1972.

Конфуций. Изречения. М., 2000.

Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М., 1982.

Лукьянов А.Е. Лао Цзы: (Философия раннего даосизма). М., 1991.

Малявин В.В. Конфуций. М., 1995.

Швачкина Л.Ю. Гуманность в контексте культурных традиций Востока и Запада. Автореферат диссертации на соискание учёной степени

д.ф.н..М.,2011

Чжуан-цзы. Ле-цзы. Главы о прозрении истины. М., 1995.

Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.

Семинар 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ.

1. Особенности политического и правового сознания средних
веков.

2. Политико-правовая концепция Фомы Аквинского: обоснование необходимости государственной власти, учение о формах государства; монархия как самая приемлемая форма государства; соотношение светской, и церковной властей; о законе.

3. Политико-правовая концепция Марсилия Падуанского.

4. Политико-правовая мысль Арабского Востока.

Литература

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1989.

Игнатенко. АА Ибн-Хальдун.М, 1980.

История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение. М., 1986.

Коран. Перевод И Ю Крачковского.М., 1990

Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1994.

Марсилий Защитник мира // Антология мировой правовой мысли. Т. 2. –М., 1999.

Реале Д, Антисер Д. Западная философия от истоков до наших дней. Спб., 1994. Т. 2.

Свежавски С Фома Аквинский, прочитанный заново. Сретенск, 2000

Сюкиайнен Л Р Мусульманское право Вопросы теории и практики.М., 1986

Фома Аквинский О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе XI-XVTI вв –Л., 1990

Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Ч. 1. 1996. С. 89-120.

Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. М., 2011.

Наши рекомендации