Семинар 1. Учение Платона о государстве и праве
1. Философский метод Платона. Связь его учения с политической ситуацией в Афинах.
2. Диалог Платона «Государство».
а) учение о справедливости и основах человеческой души;
б) идеальное государство Платона. Характеристика сословий; вопрос о собственности:
в) учение о формах государства,
3. Смешанное государство в диалоге «Законы»:
а) характеристика идеального государства (сословия, собственность, организация власти);
б) учение о законах.
Литература
Виндельбанд В. Платон. Киев, 1993.
Гусейнов А.А. Античная этика. М., 2011
Исаев И. А. Метафизика власти и закона. М., 1998.
Кривущин Л. Г. Проблема государства и общества в домарксистской мысли. Л.,1978.
Лосев А. Ф. История античной философии. М.,
1989. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1989.
Нерсесянц В. С Платон. М., 1989
Платон и его эпоха. М., 1979.
Платон. Государство. Законы. Политик. М., 1998.
Платон. Сочинения, Т. 3. Часть I. М„ 1971.
Хрестоматия по истории политических и правовых учений, Ч. 1. Сост. Волосникова. Л. М. Тюмень, 1996, С. 4-32.
Семинар 2 АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО «ПОЛИТИКА»
1. Метод изучения общества и государства у Аристотеля.
2. Происхождение государства. Государство и семья.
3. Определение, задачи государства.
4. Части государства
5. Критика Платона. Вопрос о собственности.
6. Учение о формах государства.
7. Проблема идеального государства.
8. 8 Учение о справедливости, праве, законе.
Литература
Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. М., 1984. Т. 4.
Аристотель. Политика. Афинская политика. М., 1997
Бергер А, К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М., Наука, 1966.
Гусейнов А.А. Античная этика. М., 2011.
История политических и правовых учений: Древний мир. Под ред В. С Нерсесянца. М., Наука. 1985.
Нерсесянц В. С. Политические учения древней Греции М, Наука. 1989.
Разумович Н. Н. Политическая и правовая культура, М.., Наука, 1988.
Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Ч. I. Сост. Волосникова Л. М. Тюмень, 1996, С, 32-63.
Семинар 3 Политико-правовая культура в древнем Риме.
1. Учение Цицерона о государстве и праве. Учение о формах правления. Политика и мораль.
2. Политико-правовые воззрения стоиков
3. Политические идеи Нового Завета. Отношение к государству. Учение о божественном законе.
4. Политико-правовые взгляды Августина. Соотношение церкви и государства.
Литература
Блаженный Августин. О граде Божием. М., 1994. Т. 4.
Гусейнов А.А. Античная этика. М., 2011.
История политических и правовых учений: Древний мир. Под ред В. С Нерсесянца. М., Наука. 1985.
Новый Завет// www.wco.ru/biblio/books/newtest/main.htm.
Римские стоики. М., 1995.
Утченко С. Л Политические учения Древнего Рима –М., 1977.
Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Ч. 1. Coсt, Волосникова Л. М. Тюмень. 1996. С. 89-120.
Цицерон Диалоги О государстве О законах .М.,1966.
Семинар 4. Политико-правовая мысль в странах Древнего Востока.
1. Особенности политико-правовой культуры Древнего Китая.
2. Политические идеи Конфуция и его последователей .
3. Политико-правовая концепция даосов.
4. Легизм.
5. Политико-правовая концепция Мо-цзы.
6. Политико-правовые учения в древней Индии. Специфика политических традиций буддизма и брахманизма (индуизма). Взгляды Каутильи.
Литература
Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). М., 1969.
Васильев Л.С. Культы, религии и традиции в Китае. М.,1970.
Дао дэ цзин. СПб., 1999.
Древнекитайская философия. М., 1972.
Конфуций. Изречения. М., 2000.
Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М., 1982.
Лукьянов А.Е. Лао Цзы: (Философия раннего даосизма). М., 1991.
Малявин В.В. Конфуций. М., 1995.
Швачкина Л.Ю. Гуманность в контексте культурных традиций Востока и Запада. Автореферат диссертации на соискание учёной степени
д.ф.н..М.,2011
Чжуан-цзы. Ле-цзы. Главы о прозрении истины. М., 1995.
Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.
Семинар 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ.
1. Особенности политического и правового сознания средних
веков.
2. Политико-правовая концепция Фомы Аквинского: обоснование необходимости государственной власти, учение о формах государства; монархия как самая приемлемая форма государства; соотношение светской, и церковной властей; о законе.
3. Политико-правовая концепция Марсилия Падуанского.
4. Политико-правовая мысль Арабского Востока.
Литература
Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1989.
Игнатенко. АА Ибн-Хальдун.М, 1980.
История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение. М., 1986.
Коран. Перевод И Ю Крачковского.М., 1990
Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1994.
Марсилий Защитник мира // Антология мировой правовой мысли. Т. 2. –М., 1999.
Реале Д, Антисер Д. Западная философия от истоков до наших дней. Спб., 1994. Т. 2.
Свежавски С Фома Аквинский, прочитанный заново. Сретенск, 2000
Сюкиайнен Л Р Мусульманское право Вопросы теории и практики.М., 1986
Фома Аквинский О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе XI-XVTI вв –Л., 1990
Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Ч. 1. 1996. С. 89-120.
Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. М., 2011.