Нормы права: понятие, признаки, виды
Норма права–общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Норма права – общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.
Признаки правовой нормы:
ü Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества);
ü Закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло;
ü Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее – предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности);
ü Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия;
ü Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных государственных актах;
ü Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением;
ü Носит общий характер, то есть отличается нормативностью;
ü Характеризуется неперсонифицированностью – адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров);
ü Имеет многократное применение – не прекращает своего действия после ее исполнения;
ü Имеет государственно-властный характер – положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.
Содержание нормы права:
ü Логическое содержание – заключенное в норме права суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается. Считается, что в норме права содержится предписывающее (прескриптивное), описывающее (дескриптивное) и оценочное суждения. Конституция, Статья 50, часть 2: «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением ФЗ» (предписывающее суждение); Статья 65 (список субъектов РФ) – описывающее суждение; Статья 45, часть 2: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (оценочное суждение).
ü Волевое содержание – выражается в стремлении общества и государства урегулировать общественные отношения определенным образом с учетом общесоциальных интересов.
ü Социально-юридическое содержание – общественные отношения, ставшие предметом правового регулирования, а также юридические средства, используемые при регламентации данного общественного отношения.
Классификация правовых норм:
1. По субъектам правотворчества (сфере действия):
- Нормы законов – нормы общего действия – распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства;
- Нормы подзаконных актов (указы Президента, акты правительства) – нормы ограниченного действия – имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами; нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей;
- Локальные нормы – принимаются на предприятиях, в организациях, фирмах и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего трудового распорядка).
По выполняемым функциям
- регулятивные (нормы-правила поведения) – содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;
- охранительные (нормы-стражи порядка) – направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителей; определяют также условия и порядок освобождения от наказания;
3. По социальному назначению и роли в правовой системе:
- учредительные (нормы-принципы) – отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства;
- обеспечительные (нормы-гарантии) – содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права;
- декларативные (нормы-объявления) – включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления;
- дефинитивные (нормы-определения) – формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.);
- коллизионные (нормы-арбитры) – призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями;
- оперативные (нормы-инструменты) – устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.;
4. По предмету правового регулирования (нормы подразделяются по отраслям): уголовно-правовые; гражданско-правовые; трудовые; административные и т.п.
Отраслевые нормы подразделяются:
- материальные – предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного их регулирования, закрепляют, например, правовой режим собственности, порядок ее приобретения;
- процессуальные – закрепляют процедуру защиты и осуществления норм материального права (совокупность правовых норм, устанавливающих статус субъектов права); содержат предписания, устанавливающие процедуру применения норм права. Два вида процессуальных норм:
- обслуживающие отрасль в целом – нормы уголовного, гражданского или административного процесса;
- обслуживающие конкретный правовой институт – избирательный или законодательный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров.
5. По методу правового регулирования:
- императивные – категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП, а также учредительные предписания);
- диспозитивные – устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП);
- поощрительные – предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Цель – воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания);
- рекомендательные – устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование – поощрение; игнорирование – негативные последствия).
6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:
- обязывающие – предписывают субъектам совершить определенные действия;
- управомочивающие – предоставляют субъектам опрееленные права или возможности совершать положительные действия;
- запрещающие – устанавливают запреты на совершение определнных действий под угрозой наказания.
7. По времени: постоянные и временные нормы права (действуют до отмены другим актом);
8. По кругу лиц:
- общие – распространяются на всех, кто подпадает под их действие, кто находится на территории данного государства;
- специальные – распространяются на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников.
9. Специализированные нормы:
- компенсационные – направлены на возмещение (восполнение) потерь как имущественного, так и морального характера;
- коллизионные – предназначены разрешать противоречия между различными нормами, которые по-разному регулируют одни и те же общественные отношения.
10. В зависимости от характера структурных элементов:
относительно-определенные;
бланкетные;
отсылочные
По степени определенности.
абсолютно определенные – не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте;
относительно определенные – не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы;
альтернативные.
Юридические ошибки.
Лазарев: ошибка в праве – означ в общем неправильн оценку объективно сущ-щих условий и проявление на этой основе не той законод воли, какую следовало бф отразить в норматив актах. Ошибка в праве имеет место, когда нормотворч орган:1. ошибочно считает к-л отн не подл юр возд 2. ошибочно полагает возможным обойтись конкретизацией прва в ходе его прим 3. ошибочно передает реш вопроса на усмотрения правоприменителя 4. издает норму, в котор нет необх-ти 5. решает вопрос не так как следовало бы решить в установлен норме(Матузов-Малько) Ошибка в праве (юридическая ошибка) — обусловленный непреднамеренным и неправильным действием (бездействием) негативный результат, который препятствует достижению поставленной цели и требует юридического разбирательства.
Ошибка должна быть существенной, т.е. не позволяющей человеку реализовать свои права, свободы и законные интересы.
Ошибка — «объективно противоправное» явление социальной действительности. Противоправность ошибки не связана с нарушением норм права, а заключается в том, что она препятствует достижению тех целей общественного развития, которые закреплены в законодательстве.
Ошибка в праве требует проведения соответствующего юридического разбирательства, что предполагает признание и исправление ошибки в соответствии с установленным законом порядком. Ошибка носит непреднамеренный характер и способствует созданию условий наступления неблагоприятных последствий для участников правоотношений.
Типология. В качестве основания деления юридических ошибок по типам может быть использована категория «цель»— ошибки, допускаемые в пределах правомерного поведения, и ошибки, совершаемые в границах правонарушения.
Классификация ошибок: 1.По степени определенности: мнимые ошибки, которые, как правило, не установлены, а только предполагаются; фактические — реально зафиксированы в установленном порядке и к ним принимаются меры по исправлению; 2.По типу: ошибки, допущенные в границах правомерного поведения; ошибки, совершенные в пределах правонарушения.
3. По юридической значимости: незначительные, которые не влияют на конечный результат; существенные (материальные) — препятствуют реализации участникам отношений своих законных интересов и потребностей, а также не позволяют достичь конкретных целей.
4.По относимости ошибок в профессиональной юридической деятельности: доктринальные ошибки, которые, как правило, служат теоретическим оправданием беззакония. Примером подобного рода ошибок является концепция «правовых» и «неправовых» законов, которая применялась властью для обоснования своих действий в октябре 1993 г. законодательные ошибки; правоприменительные ошибки; ошибки в толковании норм права.
Правотворческая ошибка — обусловленный непреднамеренными и неправильными действиями правотворческого органа негативный результат, выражающийся в издании такой юридической нормы, кот. не достигает поставленных целей по упорядочению общественных отношений. Это официально реализованное добросовестное заблуждение, результат неправильных действий законотворческого органа, нарушающих общие принципы либо конкретные нормы правообразования, не отвечающих потребностям, уровню и закономерности развития регулируемой деятельности и влекущих отрицательные последствия в юридической, социальной и иных сферах.
Правоприменительная ошибка — обусловленный непреднамеренными и неправильными действиями субъекта правоприменительного процесса негативный результат, который препятствует реализации юридической нормы.
Ошибки в толковании норм права — непреднамеренное неправильное официальное нормативное разъяснение смысла юридической нормы, ведущее к формированию условий для нарушения норм права теми участниками процесса правоприменения, которым было адресовано данное толкование. Виды правоприменительных ошибок: в зависимости от правового положения участников правоприменительного процесса: а) допускаемые субъектами данного процесса (ошибки следователей, прокурора, судьи и других правоприменителей, т.е. тех, кто обладает властными полномочиями); б) других участников процесса, например свидетелей, потерпевшего, эксперта и т.д.
В зависимости от вида нормы права различают ошибки в применении норм материального и процессуального права.
Исходя из стадий правоприменительного процесса различают: а) ошибки, допускаемые субъектами правоприменения в процессе выявления и анализа фактических обстоятельств дела. б) ошибки квалификации, которые выражаются в неправильной оценке действий; в) ошибка в принятии решения, что может повлечь искажение воли государства относительно существа дела; г) ошибки в исполнении правоприменительного акта.
Ошибка и заблуждение — в большей степени категории философские, чем юридические.
Если заблуждение характеризует действие или процесс, то ошибка — конкретный ее результат. Заблуждение в значительной мере определяется спецификой объекта, возможностью его использования, а ошибка — результат; неверного представления о предмете. Таким образом, соотношение сравниваемых категорий состоит в том, что заблуждение — необходимое условие наступления ошибки, а ошибка — следствие заблуждения.
Причины: объективные: появление новых отношение, право не поспевает (кризис); субъективные: неподготовленность кадров, мало прогнозно-экспертных мер, лоббизм.
Ошибка vs пробел: разные средства решения, ошибку надо исправить, снова оценить все факторы, которые привели в неправильному применению или принятию норм.
Ошибка в уголовном праве. Ошибка - это заблуждение (неправильное представление) лица о действительных юридических и фактических обстоятельствах совершаемого деяния. В зависимости от характера неправильных представлений виновного различаются юридическая и фактическая ошибки.
Юридическая ошибка - это заблуждение лица по поводу наказуемости или ненаказуемости его действия (бездействия) и юридических последствий. Таких ошибок три:1. Мнимое преступление. Лицо считает, что совершаемые им действия (бездействие) - преступны, в то время как уголовный закон их таковыми не считает. 2. Лицо не считает свои действия преступными, в то время как закон расценивает их как преступление. Ответственность за совершенное преступление наступает по правилу: "Незнание закона не освобождает от ответственности". 3. Неправильное представление лица о квалификации его деяния, виде и размере наказания.
Фактическая ошибка представляет собой заблуждение лица относительно фактических обстоятельств, относящихся в основном к двум элементам состава преступления - объекту и объективной стороне. В уголовно-правовой литературе выделяются, кроме того, ошибки в характере совершаемого действия, обстоятельствах, отягчающих ответственность, и др.
Из учеб-ка Сырых – правотворч ошибка- отступл от требов правотворч тех-ки, логики или грамматики, котор сниж кач-во нпа, вызыв затруднения в его толковании и препятст реализ.3 вида правотворч ошибок – юридич (уст-е декларативн норм, пробелы, отсылки к несущ нпа), логические и грамматич.
Билет 26.