Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Национальное и международное право.
Материальное право – совокупность правовых норм, обеспечивающих регулятивные и охранительные нормы права: уголовно-правовые, гражданско-правовые и административно-правовые. Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основание и пределы ответственности за правонарушения. Объект материального права – имущественные, трудовые, семейные и иные отношения
Процессуальное право – совокупность правовых норм, определяющих процедуры, процессы применения материального права. Это нормы, которые регламентируют порядок рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, дел об административных правонарушениях и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства.
Недостаточно иметь в системе права норму материального права, необходимо иметь соответствующие взаимосвязанные с ними нормы, определяющие порядок и процедуры их применения. Взаимосвязь материальных и процессуальных начал обеспечивает системность права (важнейшее его свойство). Только в сочетании материальное и процессуальное право обеспечивают регулятивную роль права.
Публичное право – область государственных дел, т.е. сфера устройства и деятельности государства как публичной власти, его институтов, регулирование организации и функционирования аппарата государства, государственной службы, построенная на началах власти и подчинения.
Частное право – область частных дел, т.е. статус свободной личности, положение о частной собственности, свободных договорных отношениях, наследовании. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство государства в которые является ограниченным. Индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий.
Система публичного и частного права обусловлена природой публичного и частного права, особенностями национальной правовой системы. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, и наоборот. Границы между частным и публичным правом подвижны и изменчивы (две тенденции: внутриотраслевая консолидация и дифференциация).
Группировка отраслей права в две категории — отрасли публичногои частногоправа восходит к эпохе Древнего Рима. Римский юрист Ульпиан (II —III вв.) считал, что публичное правоохраняет общие интересы государства, а частное — интересы отдельных лиц. Каждое из этих подразделений системы права объединяет совокупность однородных по своим признакам отраслей права. Публичное право состоит из отраслей, которые связаны с полномочиями и функционированием государства — конституционного, административного, финансового, уголовного, уголовно-процессуального, международного публичного права, а частное право обслуживает потребности людей, возникающие на основе имущественных и личных неимущественных отношений, — гражданское, семейное, международное частное право. Они сформировались как относительно самостоятельные сферы регулирования и отражают особенности предмета и метода регулирования.
В настоящее время для членения права на частное и публичное используется критерий, разработанный еще Ульпианом, и одновременно указывается, что для публичного права характерны следующие черты:
§ императивность норм;
§ ориентация на удовлетворение публичных, общественных интересов;
§ иерархические отношения субъектов публичных отношений;
§ одностороннее волеизъявление субъектов;
§ широкая сфера усмотрения государственных органов и должностных лиц;
§ санкции преимущественно штрафного (карательного) характера;
§ большая степень централизованного урегулирования.
Частному праву присущи следующие особенности:
· равенство субъектов правоотношений;
· диспозитивное содержание правового регулирования;
· свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав;
· ориентация на удовлетворение личных или корпоративных интересов;
· самоответственность по своим обязательствам и действиям;
· правовосстановительные санкции;
· децентрализованность, так как субъекты могут своей волей определить условия собственного поведения (например, брачный договор в семейном праве, договор подряда в гражданском праве, условия авторского договора и т.д.).
Надо отметить, что не все национальные системы права знают деление права на частное и публичное, например, английское право выделяет в системе права общее право, право справедливости и статутное право.
В качестве критерия разграничения частного и публичного права признается различие методов правового регулирования. Для публичного права характерен метод централизации (власти-подчинения), для частного права- деценрализации. Нормы публичного права, как правило императивны, их содержание не может быть изменено по воле участников отношений.
Основной смысл различения частного и публичного права состоит в установлении пределов вторжения государства в сферу имущественных и иных интересов индивидов и их объединений. Государство в этой сфере должно выступать лишь в роли арбитра и надежного защитника прав и законных интересов участников гражданского оборота.
Международное право регулирует отношения между народами, государствами, учитывает действие национальных систем права в конкретной сфере. Основной принцип международного права – согласие между сторонами на действие конкретных правовых норм (основной источник – договор). Международное право перестает быть внешним, специальным по отношению к национальным системам права, общепризнанные принципы и нормы международного права включаются в национальные системы права. Международное право становится формой воздействия, влияния групп государств на отдельные страны, нарушающие общепризнанные принципы и нормы международного права (средства обеспечения воздействия – коллективные санкции экономического, военного свойства).
Международное право представляет собой комплекс юридических норм, которые создаются государствами совместно для регламентации их взаимных отношений, и формирует самостоятельную правовую систему.
Предметом регулирования международного права являются как межгосударственные, так и иные международные отношения; вместе с тем нормы международного права участвуют в регулировании определенных внутригосударственных отношений.
Субъекты международного права в контексте общей теории права- это не только государства и межгосударственные организации, но и иные участники отношений, наделенные правами и обязанностями в соответствии с международно-правовыми нормами.
Международное право и внутригосударственное право взаимодействуют в двух формах: во-первых, международное право оказывает влияние на создание и содержание нормативных актов государства; во-вторых, признанные государством международные договоры и нормы обладают способностью прямого действия, могут непосредственно применяться в соответствующих внутригосударственных отношениях. В этом смысл формулы Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы»
Национальное право регулирует общественные отношения в пределах отдельно взятого государства.
Билет 12.
Тоталитарное гос-во.
Тоталитарный режим – господство одной официальной идеологии, преследование инакомыслия, ограничение политических свобод, запрещение полит партий и легализация деят-ти партии власти, жесткая централизация гос управления, подавление эконом свободы, частных интересов.
Термин «тоталитаризм» был введен в оборот идеологом итальянского фашизма Джентиле в начале ХХ в. Также этот термин использовал лидер итальянского фашизма Муссолини.
В каждой из стран, в кот возникал и развивался полит тоталитарный режим, он имел свою специфику. Однако есть общие черты, кот присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть.
Тоталитарный режим характеризуется, как правило,
• наличием одной офиц идеологии, кот формируется и задается общественно-политическим движением, полит партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем парода»
• допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить.
• конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды.
• правящая партия захватывает всё гос управление: происходит сращивание партийного и гос. аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и гос. должности, а там, где этого не происходит, гос. должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.
• монополия гос-ва на информацию
• упразднение местного самоуправления
• центром тоталитарной системы явл-ся вождь.
• усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т.е. должностных лиц, назначение кот согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура, бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях.
• широко и постоянно применят террор по отношению к населению.
• устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. В полит. жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника.
• Милитаризация. Идея о военной опасности становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря.
Одну из крайних форм тоталитаризма представляет фашистский режим, кот хар-ся: нац идеологией,
представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т.д.),
крайней агрессивностью.
Целью: охрана национ. общности, решение геополит., соц. задач, защита чистоты расы.
Странами, где впервые возникли фашистские орг-ции были Италия и Германия. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Целью фашизма в Германии было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.
Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат.
Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные, в конечном счете должны уничтожаться.
Поэтому фашистский режим – человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги и, геополитические интересы и т.п. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.
Переход к демократическому режиму появляется зачастую тогда, когда социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении гос. власти.