Возникновение и развитие концепции правового гос-ва. Основные признаки правового гос-ва.

В истории полит. и пр. мысли идея пр. государства являлась одной из самых гуманных госуд-прав. идей. Разные мыслители и общ. деятели вкладывали неодинаковый смысл в эту идею. У одних, такое государство ассоциировалось с богатством опр. классов, то у других все выглядело наоборот.

В своем произведении «Утопия» Т. Мор заявлял, что при частной собственности невозможно говорить о справедливости, о благополучии всего общества, о «наилучшем устройстве государства». Такие государства представляют заговор богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах. Подобные и противоположные суждения встречаются и в последующих столетиях.

Но, независимо от взглядов существование пр. государства ассоциировалось с торжеством гуманизма, закона и законности.

Еще в знаменитых трудах Платона «Государство», «Политик», «Законы» проводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью», неизбежна «близкая смерть государства». Только там, где «закон – владыка над правителями, а они – его рабы, есть спасение государства.

Важными положениями Цицерона в плане формирования теории пр. гос-ва были:

· правовой принцип «под действие закона должны подпадать все»;

· любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы «кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами»

Все эти суждения стали первоосновой всего процесса развития идей, составивших фундамент теории пр. государства.

Идеи пр. государства занимали умы не только заруб-х, но и отеч. юристов (Н.М. Коркунов, Г.Ф.Шершеневич).

Всю историю формирования и развития идей пр. государства в России можно разделить на 3 пе­риода:

Особенностями первого этапа (со вт. пол. 19 в. и вплоть до 1917 г.) формирования и развития идей пр. государства в России являются следую­щие:

1) Сильное воздействие западных демократических идей. Идеи Вольтера, считавшего, что «чем больше законы, созданные по договору между людьми, приближаются к естест. закону, тем более снос­на жизнь»;

К. Штаммлер, развивал идею о том, что право есть такое правило поведения, которое должно соблюдаться не только рядовыми гражданами и их организациями, но и самой властью, его ус­танавливающей. При этом «данное правило действует до тех пор, пока не будет заменено новым правилом».

2) в условиях сохра­нения сильной самодержавной власти.

В сознании многих людей по-прежнему доминировали автократические идеи о священности и неприкосновенности монархической власти, о единст­венном пути дальнейшего развития России через ее укре­пление и совершенствование.

3) на фоне и в кон­тексте бурных дискуссий о соотношении государства и права.

Констатируя данный факт, Г. Ф. Шершеневич писал, что в юридиче­ской науке сложилось 2 диаметрально противоположных мнения, что является первичным, а что - вторичным, государство или право. Сторонники того, что государст­во предшествует праву, рассуждают следую­щим образом. Норма права всегда есть не что иное, как требование го­сударства. Государство, являясь источником права, очевидно, само не может быть обусловлено правом, «гос. власть оказывается над правом, а не под правом.

Кредо сторонников противоположного мнения состоит в следующем: гос. власть по своей природе носит пр. характер. «В основе гос. власти лежит не факт, а право. Государство не может быть источником права, потому что оно само вытекает из права. Над государством находится право», которое из­начально его ограничивает.

В том случае, когда преобладает представление о том, что государство по природе своей первично, то можно говорить о наступлении таких последствий, которые неизбежно будут связаны с тоталитаризмом, авторита­ризмом или иным такого рода «измом». Разумеется, нужно говорить не о правовом, а скорее противоположном госу­дарстве.

Важное значение для развития идей пр. государства в России имела разработка проблем ГО и конституционного государства.

Согласно мнений нач.XX в., конституционное государство - это не что иное, как «практическое осуществление идеи пр. го­сударства».

Правовое государство при этом определялось как такое государство, которое «в своих отношениях к подданным связано правом, подчиняется праву». Иными словами, это есть такое государство, «члены которого по отношению к нему имеют не только О, но и П; явля­ются не только подданными, но и гражданами»4.

Одним из важнейших условий нормального функционирования пр. государства считается не только осуществление на практике принципа разделе­ния властей, но и постоянное поддержание баланса властей (не допускать узурпации).

Следующий условно выделяемый этап раз­вития идей пр. государства в России с 1917 по 1985 г. характерен тем, что на данном этапе не было недостатка в научных трудах и ре­шениях гос. и партийных властей, в которых бы в той или иной мере не развивались бы идеи, созвучные идеям пр. государ­ства. Это идеи:

· разделения функций партийных и гос. орга­нов,

· идеи все более активного участия широких слоев населения в управлении делами общества и государства,

· провозглашение прин­ципа «Все во имя человека. Все для блага человека»,

· развитие идей общенародного государства, и многое другое.

Значительный шаг был сделан за период с 1985 г. по настоящее время, за годы так называемой перестройки и постперестройки. Именно в это время были расширены политические права и свободы российских гра­ждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей тем.

Во вновь принятой КРФ 1993 г. были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией пр. госу­дарства принципы и положения, как:

-принцип плюрализма в политиче­ской жизни и идеологии,

-верховенства закона,

-разделения и относитель­ной самостоятельности закон., исп. и суд. властей и др.

Правовое государство – форма организации и деятельности гос власти, строящаяся во взаимоотношениях с индивидами и их объединениями на основе норм права – это высший тип демократического государства.

Статья 1, п.1 Конституции РФ «РФ – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Основные признаки правового государства:

· Верховенство и господство права и закона во всех сферах жизни общества – создание и деятельность всех государственных структур строго на основе права; верховенство Конституции в системе НПА;

· Принцип разделения властей – относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти; каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти; не допускает концентрации всей полноты власти в одних руках;

· Незыблемость, гарантированность, реальность прав и свобод человека и гражданина – люди должны обладать равной правосубъектностью, одинаковыми возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав; приоритет прав и свобод личности; социальная защищенность; социальная справедливость;

· Четкое разграничение функций общества и государства;

· Взаимная ответственность личности и государства – личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями;

· Соответствие внутреннего законодательства общепринятым нормам и принципам международного права.

Помимо своих собственных спец. черт, правовое гос-во обладает, как и любое государство, общеродовыми:

публ. власть; спец. аппарат управления и принуждения. Он состоит из совокупности разнообразных органов и организаций, связанных едиными принципами необходимыми для выполнения стоящих перед государством задач; для его содержания устанавлива­ются и взимаются налоги. Проводятся займы. Формируется гос. бюджет; располагает раз­ветвленной системой юридических средств. Обладая государственно-вла­стными полномочиями, различные гос. органы не только издают НПА, но и обеспечивают их реализацию. Гос. органы осуществляют постоянный контроль за их точным соблюдением, приме­няют в необходимых случаях меры гос. принуждения; обла­дает суверенитетом- верховенство гос. власти по отношению ко всем гражда­нам и образуемым ими негос. организациям внутри страны и" независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и в построении отношений с другими государствами.

Особенности пр. государства:

1)верховенст­во закона озн. ни один гос. орган, ни одно должностное лицо, никакие коллек­тив, гос. или общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Причем он понимается в прямом значении, а именно как акт, исходящий от высшего представ. органа гос. власти и обладающий высшей юр. силой.

Существование подзаконных актов неизбежно, но они не должны доминировать количественно и качест­венно в общей системе НПА. А главное, чтобы, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах, подзакон­ные акты не искажали суть самих законов.

2) полная гарантированностъ и незыблемость прав и свобод граждан, а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно перед гражданами.

По КРФ, «в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам межд. права и в соот. с КРФ», «государство гарантирует равенство П и С человека и гражданина независимо от …

В то же время очевидно то, что "в силу экон. и соц. причин, роста цен и инфляции, коррупции гарантии прав и свобод граждан России в значительной мере ослабляются.

3) реализация принципа разделения властей. Суть в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц, и тем самым предотвратить возможность ее использования одними классами или группами людей во вред другим.

У пр. государства должна быть независимой, но юридически регулируемой, и четвертая власть – власть СМИ. Без открытости, полной информированности общества, гласности правовое государство также не смогло бы обслуживать ГО. Информационное обслуживание – это новая и важная функция пр. государства.

Весь мир государств, идущих по пути к своему правовому естеству, сотрясают информационные войны, столкновения четвертой и второй (исполнительной власти). Журналисты требуют новых и соблюдаемых органами гос. власти прав и свобод на неограниченный доступ к информации (за исключением доступа к гос. тайнам, к иным специально охраняемых законом тайнам), на независимость от «денежного мешка» и т.п. Власть пытается снять остроту критики, которая идет со страниц газет и экранов телевизоров.

Вместе с тем, безусловно, не должно быть и употребления во зло свободы слова, свободы массовой информации. Злоупотребления в этой области деформируют саму деятельность пр. государства.

Наши рекомендации