Возникновение и развитие концепции правового гос-ва. Основные признаки правового гос-ва.
В истории полит. и пр. мысли идея пр. государства являлась одной из самых гуманных госуд-прав. идей. Разные мыслители и общ. деятели вкладывали неодинаковый смысл в эту идею. У одних, такое государство ассоциировалось с богатством опр. классов, то у других все выглядело наоборот.
В своем произведении «Утопия» Т. Мор заявлял, что при частной собственности невозможно говорить о справедливости, о благополучии всего общества, о «наилучшем устройстве государства». Такие государства представляют заговор богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах. Подобные и противоположные суждения встречаются и в последующих столетиях.
Но, независимо от взглядов существование пр. государства ассоциировалось с торжеством гуманизма, закона и законности.
Еще в знаменитых трудах Платона «Государство», «Политик», «Законы» проводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью», неизбежна «близкая смерть государства». Только там, где «закон – владыка над правителями, а они – его рабы, есть спасение государства.
Важными положениями Цицерона в плане формирования теории пр. гос-ва были:
· правовой принцип «под действие закона должны подпадать все»;
· любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы «кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами»
Все эти суждения стали первоосновой всего процесса развития идей, составивших фундамент теории пр. государства.
Идеи пр. государства занимали умы не только заруб-х, но и отеч. юристов (Н.М. Коркунов, Г.Ф.Шершеневич).
Всю историю формирования и развития идей пр. государства в России можно разделить на 3 периода:
Особенностями первого этапа (со вт. пол. 19 в. и вплоть до 1917 г.) формирования и развития идей пр. государства в России являются следующие:
1) Сильное воздействие западных демократических идей. Идеи Вольтера, считавшего, что «чем больше законы, созданные по договору между людьми, приближаются к естест. закону, тем более сносна жизнь»;
К. Штаммлер, развивал идею о том, что право есть такое правило поведения, которое должно соблюдаться не только рядовыми гражданами и их организациями, но и самой властью, его устанавливающей. При этом «данное правило действует до тех пор, пока не будет заменено новым правилом».
2) в условиях сохранения сильной самодержавной власти.
В сознании многих людей по-прежнему доминировали автократические идеи о священности и неприкосновенности монархической власти, о единственном пути дальнейшего развития России через ее укрепление и совершенствование.
3) на фоне и в контексте бурных дискуссий о соотношении государства и права.
Констатируя данный факт, Г. Ф. Шершеневич писал, что в юридической науке сложилось 2 диаметрально противоположных мнения, что является первичным, а что - вторичным, государство или право. Сторонники того, что государство предшествует праву, рассуждают следующим образом. Норма права всегда есть не что иное, как требование государства. Государство, являясь источником права, очевидно, само не может быть обусловлено правом, «гос. власть оказывается над правом, а не под правом.
Кредо сторонников противоположного мнения состоит в следующем: гос. власть по своей природе носит пр. характер. «В основе гос. власти лежит не факт, а право. Государство не может быть источником права, потому что оно само вытекает из права. Над государством находится право», которое изначально его ограничивает.
В том случае, когда преобладает представление о том, что государство по природе своей первично, то можно говорить о наступлении таких последствий, которые неизбежно будут связаны с тоталитаризмом, авторитаризмом или иным такого рода «измом». Разумеется, нужно говорить не о правовом, а скорее противоположном государстве.
Важное значение для развития идей пр. государства в России имела разработка проблем ГО и конституционного государства.
Согласно мнений нач.XX в., конституционное государство - это не что иное, как «практическое осуществление идеи пр. государства».
Правовое государство при этом определялось как такое государство, которое «в своих отношениях к подданным связано правом, подчиняется праву». Иными словами, это есть такое государство, «члены которого по отношению к нему имеют не только О, но и П; являются не только подданными, но и гражданами»4.
Одним из важнейших условий нормального функционирования пр. государства считается не только осуществление на практике принципа разделения властей, но и постоянное поддержание баланса властей (не допускать узурпации).
Следующий условно выделяемый этап развития идей пр. государства в России с 1917 по 1985 г. характерен тем, что на данном этапе не было недостатка в научных трудах и решениях гос. и партийных властей, в которых бы в той или иной мере не развивались бы идеи, созвучные идеям пр. государства. Это идеи:
· разделения функций партийных и гос. органов,
· идеи все более активного участия широких слоев населения в управлении делами общества и государства,
· провозглашение принципа «Все во имя человека. Все для блага человека»,
· развитие идей общенародного государства, и многое другое.
Значительный шаг был сделан за период с 1985 г. по настоящее время, за годы так называемой перестройки и постперестройки. Именно в это время были расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей тем.
Во вновь принятой КРФ 1993 г. были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией пр. государства принципы и положения, как:
-принцип плюрализма в политической жизни и идеологии,
-верховенства закона,
-разделения и относительной самостоятельности закон., исп. и суд. властей и др.
Правовое государство – форма организации и деятельности гос власти, строящаяся во взаимоотношениях с индивидами и их объединениями на основе норм права – это высший тип демократического государства.
Статья 1, п.1 Конституции РФ «РФ – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Основные признаки правового государства:
· Верховенство и господство права и закона во всех сферах жизни общества – создание и деятельность всех государственных структур строго на основе права; верховенство Конституции в системе НПА;
· Принцип разделения властей – относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти; каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти; не допускает концентрации всей полноты власти в одних руках;
· Незыблемость, гарантированность, реальность прав и свобод человека и гражданина – люди должны обладать равной правосубъектностью, одинаковыми возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав; приоритет прав и свобод личности; социальная защищенность; социальная справедливость;
· Четкое разграничение функций общества и государства;
· Взаимная ответственность личности и государства – личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями;
· Соответствие внутреннего законодательства общепринятым нормам и принципам международного права.
Помимо своих собственных спец. черт, правовое гос-во обладает, как и любое государство, общеродовыми:
публ. власть; спец. аппарат управления и принуждения. Он состоит из совокупности разнообразных органов и организаций, связанных едиными принципами необходимыми для выполнения стоящих перед государством задач; для его содержания устанавливаются и взимаются налоги. Проводятся займы. Формируется гос. бюджет; располагает разветвленной системой юридических средств. Обладая государственно-властными полномочиями, различные гос. органы не только издают НПА, но и обеспечивают их реализацию. Гос. органы осуществляют постоянный контроль за их точным соблюдением, применяют в необходимых случаях меры гос. принуждения; обладает суверенитетом- верховенство гос. власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негос. организациям внутри страны и" независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и в построении отношений с другими государствами.
Особенности пр. государства:
1)верховенство закона озн. ни один гос. орган, ни одно должностное лицо, никакие коллектив, гос. или общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Причем он понимается в прямом значении, а именно как акт, исходящий от высшего представ. органа гос. власти и обладающий высшей юр. силой.
Существование подзаконных актов неизбежно, но они не должны доминировать количественно и качественно в общей системе НПА. А главное, чтобы, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах, подзаконные акты не искажали суть самих законов.
2) полная гарантированностъ и незыблемость прав и свобод граждан, а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно перед гражданами.
По КРФ, «в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам межд. права и в соот. с КРФ», «государство гарантирует равенство П и С человека и гражданина независимо от …
В то же время очевидно то, что "в силу экон. и соц. причин, роста цен и инфляции, коррупции гарантии прав и свобод граждан России в значительной мере ослабляются.
3) реализация принципа разделения властей. Суть в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц, и тем самым предотвратить возможность ее использования одними классами или группами людей во вред другим.
У пр. государства должна быть независимой, но юридически регулируемой, и четвертая власть – власть СМИ. Без открытости, полной информированности общества, гласности правовое государство также не смогло бы обслуживать ГО. Информационное обслуживание – это новая и важная функция пр. государства.
Весь мир государств, идущих по пути к своему правовому естеству, сотрясают информационные войны, столкновения четвертой и второй (исполнительной власти). Журналисты требуют новых и соблюдаемых органами гос. власти прав и свобод на неограниченный доступ к информации (за исключением доступа к гос. тайнам, к иным специально охраняемых законом тайнам), на независимость от «денежного мешка» и т.п. Власть пытается снять остроту критики, которая идет со страниц газет и экранов телевизоров.
Вместе с тем, безусловно, не должно быть и употребления во зло свободы слова, свободы массовой информации. Злоупотребления в этой области деформируют саму деятельность пр. государства.